Г.Лебедев, Д.Дебольский и Р.Равинда в Москве
История Общероссийской конференции в г.Ярославле «Герасим Лебедев и его время (1749—1817)» — необычна. Стимулом к ней послужила статья, опубликованная в журнале «Дельфис», 1998, № 1(14. Тогда я написала эту статью по горячим следам, приехав из Индии и Бангладеш, где имя этого «Афанасия Никитина» XVIII века хорошо известно людям, и его носит одна из центральных улиц г.Калькутты. Г.С.Лебедева в этих странах почитают как создателя бенгальского национального театра, а в России называют первым индологом, хотя по профессии он был виолончелист. Есть некоторые сведения, которые указывают на то, что он родился в г.Ярославле, и потомуто доктор исторических наук, руководитель Лаборатории востоковедения Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова В.В.Черновская при содействии мэрии г.Ярославля и решила провести эту конференцию. Активно помогало в организации и Ярославское рериховское общество, в частности, С.В.Скородумов и Т.А.Чумакова.
С приветственным словом к участникам конференции обращается директор Культурного центра имени Дж.Неру при Посольстве Республики Индии А.Саджанкар
8 октября в зале Музея истории города Ярославля собрались участники конференции, среди которых были и гости из Москвы — представители института мировой литературы РАН, Института стран Азии и Африки при МГУ, редакции журнала «Дельфис». В холлах были развернуты две выставки: репродукций картин Н.К.Рериха и серии этюдов «Священные места Индии» В.В.Надёжина — директора нашего журнала. С приветственным словом конференции выступил директор культурного Центра имени Дж.Неру при Посольстве Республики Индии Ашок Саджанхар. Он органично соединил в нём два юбилея и два русских имени: 250-летие Г.С.Лебедева и 125-летие Н.К.Рериха. Оба — выдающиеся люди, которые очень многое сделали для сотрудничества двух народов и выявления их общих корней.
Церковь Рождества Христова в г. Ярославле, которую рисовал и Н.К.Рерих
В своём главном труде, вышедшем уже в России в 1805 году, «Беспристрастном созерцании систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев» Лебедев сопоставляет незнакомую ему веру с привычной, неожиданно для нас находя в них много общего, и этим он как будто подтверждает нечто очень важное и глубинное, постигнутое им за 12 лет пребывания в Индии, а может и глубоко укоренившееся в нем ещё до прибытия в неё. Дух братских отношений между людьми, странами, народами мы находим в «Беспристрастном созерцании...»
Ключ к этому названию я нашла в работе ещё одного человека, который имеет прямое отношение к Ярославской земле. Это — Диодор Дмитриевич Дебольский, родившийся в 1892 году в Ярославской губернии, закончивший в Ярославле гимназию и в 1912 году поступивший на юридический факультет Московского университета.
Дебольский написал единственный в своей жизни труд «Комментарий к философским главам Махабхараты», и тот не окончил, но не по своей вине. Он писал его всю жизнь, а жизнь его была очень нелегкой. Два раза он сидел в тюрьме за «антисоветскую пропаганду», выразившуюся в изучении древнеиндийской философии. Сначала он был приговорён к двум годам лишения свободы, затем — к десяти. Так что за своё страстное стремление постичь истину, приобщившись к индийским источникам древнего знания, он заплатил очень дорого. Труд этот недавно опубликовали очень небольшим тиражом благодаря подвижническим усилиям писателя А.Л.Никитина.
Так вот Дебольский в своей работе, как и Лебедев в «Беспристрастном созерцании...» не видит различий в самих верованиях, а видит разницу в методах познания истины.
«При чтении Упанишад, философских глав Махабхараты или любого подобного текста, — пишет он, — выработанные тысячелетними напластованиями философско-религиозной мысли Индии многочисленные философские термины встают плотной изгородью между текстом и впервые воспринимающим его читателем. Попытки перевода терминов или приравнивания их к тем или иным терминам европейской философии лишь ухудшает положение, делая уже вовсе невозможным какое бы то ни было понимание. Термины эти необходимо оставить в их санскритском звучании. Перевод их в привычной нам философской терминологии сдвигает и просто уничтожает присущее им смысловое содержание».
Вот почему Г.С.Лебедеву так нужен был санскрит, который он изучил, будучи человеком с тонким музыкальным слухом, он особенно чувствовал этот язык.
Дебольский же предлагает прежде, чем браться за чтение Махабхараты, изучить систему Санкхья, а также привести своё сознание в определенное состояние сосредоточения, предварительно очистив и успокоив все душевные и умственные движения в нем. Он считает необходимым почувствовать совершенное беспристрастие, т.е. войти в состояние беспристрастного созерцания. Тогда, и только тогда, открывается истина. «Воздержись от высших созерцаний, если ты не достиг ещё крайнего бесстрастия», — учит он словами преподобного Феогноста.
Дебольский приводит в своей работе высказывания на эту тему Святых Отцов Православной церкви, в частности Симеона Нового Богослова (XI в.), Максима Исповедальника и других. Он также пишет: «Идентичные требования ставятся и описания такого рода познания даются в практике и учении йоги. Это утверждение никак и ни в чём не может унизить святоотеческий опыт, не может обидеть или шокировать почитающего его, и не есть ересь. Настало время, и на этом надо настаивать со всей твердостью, что христианину, а богословствующему христианину в особенности, следует отказаться от горделиво-пренебрежительного отношения ко всякому иному нехристианскому опыту и иной форме молитвы. Упускается из вида, что молитва-познание в сущности своей только одна и одно, где и когда бы она ни совершалась, и что духовный опыт и его результат также един и остаётся таковым независимо от того, каким вероисповедным традициям имевший его следовал». Мне кажется, что всю эту премудрость хорошо понимал и Лебедев. В своём велении души он был близок с Дебольским, с которым они выросли на одной земле.
И, наконец, ещё один человек уже в наши дни продолжает то, к чему так стремились и Лебедев, и Дебольский. Это — наш современник, ныне здравствующий и живущий в Канаде.
Рави Равиндра — родился и получил образование в Индии, защитил диссертацию по физике в Канаде, куда переехал в 1961 г. Одновременно окончил университетский курс по истории философии. Является профессором физики и одновременно профессором сравнительного религиоведения в университете Дальхузи (Канада). Он автор многочисленных статей и книг по физике, философии и религии.
Это знамя Мира отныне будет всегда висеть у входа в Музей в г. Ярославле
Его книга «Йога Христа (в Евангелии от Иоанна)» вышла в свет в Великобритании в 1990 году, имела огромный успех в Америке и в настоящее время переводится на ряд европейских языков. Р.Равиндра, индуист по рождению, всю свою жизнь изучает Евангелие от Иоанна. Как и Лебедев, и Дебольский, Рави Равиндра не ищет различия в религиях Запада и Востока, а видит, что «в современном мире, где межкультурное общение становится всё более настоятельной необходимостью, (я цитирую его слова) сегодня рождается новое сознание. Одна из важных черт его — несектантская духовность. Всеобщая, универсальная духовность коренится во всех религиозных традициях, но постоянно теряется в теологической исключительности, схоластических пристрастиях или евангелическом энтузиазме, её надлежит открывать и представлять снова и снова. Каждый, кто будет рассматривать фундаментальный текст религиозной традиции в глобальной перспективе и пытаться раскрыть универсальные истины, поможет развитию нового сознания человечества в правильном направлении».
Вот этим «новым сознанием», на мой взгляд, обладал Г.С.Лебедев, хотя он и жил почти 200 лет назад. Носителем его был и Д.Д.Дебольский. Конечно, в нашей культуре, они не были единственными, подобное мироощущение было присуще и философам-космистам, и лучшим представителям эпохи Просвещения и Серебряного века... Но имена Лебедева и Дебольского — малоизвестны, и они должны занять своё место среди просветителей нашей страны, не щадивших себя и отдававших жизни, чтобы «Свет Индии принести в Россию», а это значит — принести древнюю мудрость и найти ей место в культурной традиции нашего народа.
«Я убеждён, — пишет в своей книге Рави Равиндра, — что главное разделение в психической организации человечества не горизонтальное или религиозное, декларирующее отличие так называемой восточной души от западной, но, скорее, глобально-вертикальное, отличающее некоторых от многих, отличающее духовный, внутренний, символический способ постижения от материалистического, внешнего и буквального — как в сфере культуры, так и в каждой человеческой душе».
Как видим, здесь есть прямая перекличка с выводами Дебольского о необходимости очищать и успокаивать свою душу, чтобы подготовить её к постижению истины, к беспристрастному созерцанию. А это удается, как известно, не многим, а лишь некоторым.
На конференции было принято решение, что в Музее истории города Ярославля должна появиться экспозиция, посвященная Г.С.Лебедеву. Директор Музея В.Г.Извеков, проникшись большим почтением к деятельности двух юбиляров, также принял историческое решение: отныне Знамя Мира будет постоянно висеть у входа в музей. В заключительной части произошёл обмен мнениями о результатах конференции. И тогда прозвучала мысль о проведении в Ярославле «Лебедевских чтений». В.В.Надёжин подарил Музею одну из своих картин, как дар нашего Фонда Ярославлю.
г. Ярославль — Москва
Н.А. Тоотс
Фото В.В.Надёжина
- Ваши рецензии