warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Предлагаем читателю фрагменты из книги крупного санскритолога Б.Г.ТИЛАКА (1856-1920), впервые увидевшей свет почти сто лет назад. Книга переведена на многие языки и широко цитируется специалистами. На русском языке — это первая публикация. Отрывки выбраны исследователем индийской культуры и религии, доктором исторических наук Наталией Романовной ГУСЕВОЙ, сделавшей перевод с английского языка большого объёма книги.

«Арктическая родина в Ведах» Тилака содержит 13 глав и завершается общим индексом терминов, списком цитируемых гимнов Вед и строф из памятников ведической литературы, а также из Авесты. Вот эти главы: Доисторические времена — Ледниковый период — Арктические области — Ночь богов — Ведические зори — Долгий день и долгая ночь — Месяцы и сезоны — Путь коров — Ведические мифы о пленных водах — Ведические мифы об утренних божествах — Свидетельства в Авесте — Сравнительная мифология — Значение наших результатов по исследованию истории изначальной культуры и религии арьев.

К глубинам арья-славянской древности1


(Предисловие переводчика)

Духовная и материальная культура древних арьев нашла своё отражение в гимнах Вед, создававшихся жрецами в течение многих тысячелетий. На землях северо-западных областей древней Индии пришедшие туда арьи встретились с населением другого культурно-исторического типа, которое уже создало к тому времени развитую городскую цивилизацию и знало поливное земледелие, оседлое скотоводство, ремёсла и искусство. Эти люди в отличие от арьев, носителей европеоидного расового типа, были представителями австралоидного и негроидного типа.

 

К глубинам арья-славянской древности

Н.К. Рерих. Голубиная книга

 

Многие столетия занял процесс взаимной ассимиляции, боевые конфликты сменялись мирными контактами, разрасталось физическое смешение и появлялись общие представления — продолжала своё развитие ведическая культура, в результате вобравшая вряд ли больше четверти арийских правовых норм и веропредставлений. Складывалась и религия индуизма, узаконившая все совместившиеся доарийские и арийские нормы веры и бытия. Приверженцы индуизма во всех его разнообразных формах именуют себя хинду (по-русски принята форма «индус»). Правовой и идеологической основой жизни индусов стали во многом тексты Вед — первого из известных науке памятников устной литературы арьев, включаемых учёными в число подлинных сокровищ древнеиндийской литературы. В ряду четырёх Вед первое место занимает Ригведа, или «Веденье речи», — наиболее обширный и лучше всего исследованный сборник религиозных гимнов, сложившийся в Индии к концу II тысячелетия до н.э.

Исторические корни индуизма следует искать не только в Индии. Как считает современная наука, это две обширные культурно-исторические области: (1) так называемая прародина арьев — земли Северо-Восточной и Восточной Европы, где формировалась собственно арийская среда; но была и среда других индоевропейских племён, живших бок о бок с арьями на указанных территориях вплоть до ухода арьев в сторону Индии во II тысячелетии до н.э. (не исключено, что и во второй половине III); (2) места обитания доарийских народов Индии.

Имена ведических богов, описания их внешности и атрибутов, указания на их функции дают исследователям возможность проследить некоторые древнейшие связи арьев с культурами других индоевропейских народов и, в том числе, славян. Некоторые русские учёные начали выявлять параллели между верованиями арьев и славянским язычеством уже с конца XVIII века, когда культура Индии стала открываться исследователям по трудам представителей английской колониальной администрации Индии и миссионеров. Многие памятники индийской литературы появились в переводах на западные языки, часто вместе с текстами оригиналов. Русские учёные сразу обратили внимание на удивительную близость славянских языков к «языку индийской культуры» — древнему санскриту. Эта загадка заставила многих заглянуть в глубины истории.

Спросим себя — в какие же времена уходит наша история? «Наша» — и в смысле определения всех народов, говорящих на индоевропейских языках, а также — конкретного применения этого термина к огромному массиву в среде этих народов — к славянам. Человеческие контакты приводили к нарастанию процесса взаимного познания и сближения, к выработке слов, понятных для двух и более групп. Это была эпоха сложения исходных форм тех языков, которые впоследствии преобразились в индоевропейские. Речь, слово, магия речи, взаимопроникновение речевых форм — всё это восходит в основном словарном запасе именно к долгому периоду соседства далёких предков этих народов на приполярных землях. К подобной схеме приходят многие историки и лингвисты, придерживающиеся полярной, или арктической, теории. Здесь не было случайным упоминание о лингвистах: язык — бездонный источник знаний.

Создатель одного из важнейших языковедческих руководств XX века А.Мейе — «Введение в сравнительную грамматику индоевропейских языков» (перевод с французского на русский издан в г.Юрьеве в 1914 году) — писал, что текст Ригведы является самым древним по языку, и «форма его, богатая сложившимися оборотами речи, предполагает предшествующее литературное развитие и уже установившуюся традицию». Он подчёркивал, что в новых индоарийских языках, возникших в Индии на основе санскрита, сохраняется определённый фонд древнейшей лексики, и в них тоже выявляется сходство с индоевропейскими языками и, в частности, со славянскими. А.Мейе указывал, что индо-иранские диалекты «одни дают возможность наблюдать древнюю роль корней».

Известный русский лингвист О.Н.Трубачёв утверждает, что «выявление наукой замечательного свойства языка — изменяясь, оставаться самим собой — помогает раздвинуть рамки познаваемой истории. Свидетельства языка неоценимы и в области изучения прошлого славян». Академик Ф.Филин писал, что когда о племени нет никаких свидетельств, то «все другие данные, кроме языка, недостаточны для определения его этнической принадлежности». Значит велика необходимость тех своеобразных «археологических работ» языковедов, в результате которых обнажаются скрытые в пластах языков сходные элементы и частицы, взаимоподобная сигнальная система звуков, восходящая к изначальному пониманию людьми из близких племён различных явлений природы.

Мы сейчас живём в так называемый период голоцена, который начался после ухода с европейской территории последнего ледника примерно 10 тысяч лет назад. Климат на Дальнем Севере тогда потеплел, что подтверждается многими современными исследованиями палеогеографов и палеоклиматологов. Собравшиеся на благодатных, увлажнённых землях племена стали развивать хозяйство, социальные структуры, устанавливались сходные языки и духовная культура. Здесь на Севере сложился тот расовый тип, который считается европеоидным, однако не следует именовать его строго арийским. Общая судьба предков индоевропейских народов в той глубокой древности объясняет, как появилась в их названии частица «индо»: в ряде работ прослеживается путь этих древних племён именно с севера к югу2. Скандинавы, англо-германцы, италийцы, славяне, арьи (как индоязычные, так и ираноязычные, то есть будущие жители Индии и Ирана) — все они, а точнее их далёкие предки, в течение ряда тысячелетий постепенно продвигались из Приполярья по новым для них землям.

О приарктических землях как о древних местах формирования племён стали писать уже в XIX веке. Первым крупным трудом, привлекшим всеобщее внимание, явилась книга американского учёного Уоррена, выдержавшая 10 переизданий (последнее — в 1893г.): «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе». Вскоре вслед за нею вышел в Индии труд крупного санскритолога Бала Гангадхара Тилака (1856-1920), глубоко, традиционно понимавшего и объяснявшего содержание и истинный смысл гимнов Ригведы и своими пояснениями давшего ключ к их восприятию западными учёными, многие из которых терялись в попытках усвоить смысл гимнов. Книга «Арктическая родина в Ведах» увидела свет в 1903 году и неоднократно переиздавалась в Индии и других странах (к сожалению, кроме России). Некоторые западноевропейские учёные начали по-новому пояснять содержание Ригведы, и в этом неоспоримо велика заслуга Б.Г.Тилака. До него приводили предков европейцев прямо из Индии, с Тибета, хотя Тибет населён ныне представителями монголоидной расы, или, что чаще, полагали, будто все европейцы порождены непосредственно древними арьями.

Выделив в Ригведе многие арктические реалии и расшифровав их описания в мифах Ригведы, Тилак обрисовал облики древнеарийских богов, которые выявляются и в мифологии, получившей распространение в Европе; тем самым он продолжил путь к пониманию сюжетов многих европейских мифов. Очень тесное сродство обнаруживается с мифами славянских народов, что наравне со сходными формами языков говорит о близкососедских или даже близкородственных отношениях, складывавшихся между прапредками арьев и славян в той далёкой действительности3. Время это установить крайне трудно. Руководствуясь указаниями в Ригведе и в ираноязычной Авесте на долгую ночь и вечный день, на наступившие холода, изгнавшие людей с их земель, и на другие подобные свидетельства, Тилак относит время их жизни на арктическом Севере к периоду межледниковья, то есть к предпоследнему времени плейстоцена. С этим утверждением согласился и русский биолог Е.Елачич, опубликовавший в 1914 году единственный в нашей науке отклик на исследование Тилака — свою книгу «Крайний Север как родина человечества». Судя по фактам языка и по наличию установленного наукой сходства в пределах индоевропейской семьи, по нашему мнению, нет оснований отодвигать период совместного проживания на Севере этих племён в такую даль времён. Поэтому можно предполагать, что обнаруженная близость языков, мифов и описаний природных реалий относится к периоду начального голоцена, то есть ко времени наступившего потепления, примерно 10 - 11 тысяч лет назад.

 

От редакции

Эзотерический взгляд на проблему возникновения арьев, их продвижения ещё в доисторические времена освещен в статьях А.М.Шустовой и Е.С.Бендерской («Делъфис» №1(17) за 1999 г.), а также в настоящем номере журнала в ст. А.М.Шустовой «Северный полюс и прародина человечества».

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: