Загадки Рипейских гор
Самое удивительное в тайнах то, что они существуют.
Гильберт Честертон
«И увидел я новое небо и новую землю».
Апокалипсис
Малоизвестная история Южного Урала
До настоящего времени не предпринималось попытки воссоздания целостной исторической картины Южного Урала. Обратимся к сведениям, разбросанным в десятках томов древних священных писаний, скрытых в мифологических и эзотерических символах. Многочисленные совпадения в древних литературных памятниках разных культур, как и в археологических находках весьма разбросанных географически мест, оставлены практически без внимания и ждут своих исследователей.
Уже давно перед учеными стоит вопрос: откуда пришли индоарии, заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования доктора исторических наук Г.Н.Матюшина свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии. Он сделал этот вывод на основании распространения микролитов — стандартизированных вкладышевых лезвий из камня, имеющих форму трапеции, треугольника, ромба и других геометрических фигур. Они режут дерево, кость и даже стекло, а по твердости уступают лишь корунду и алмазу. Возраст найденных Г.Н.Матюшиным микролитов около 10-12 тысяч лет, они в сто и более раз острее самых совершенных стальных скальпелей. Их использовали народы, населявшие Синайский полуостров, горы Тавра и юга Анатолии, иракский и иранский Загросы, а также Урал. По количеству обнаруженных микролитов Южный Урал значительно превосходит вышеперечисленные районы, причем здешние лезвия подходят для жатвенных ножей Синайского полуострова и наоборот.
Есть основания полагать, что распространение культуры микролитов происходило с Урала.
Попробуем наложить схему их распространения на современную карту народов мира. Эта процедура продемонстрирует нам точное совпадение региона микролитов с территорией, которую занимают индоевропейские народы в настоящее время.
Если предположить, что расселение индоариев происходило с Урала, то оно могло идти двумя путями: через Среднюю Азию, Иран и Индию; а также через Поволжье, Кубань (город Синдика с заселяющими его синдами Кубани), Кавказ — в Малую Азию (следы чего обнаруживаются в языке хеттов) и далее в Иран и Индию.
Обратимся к устным сказаниям — поэмам Индии и Авесте. В них встречается немало описаний природных явлений, характерных для областей выше 55-56 градусов северной широты, но совершенно необычных для территории современной Индии и Ирана.
Исследуя геологические, палеонтологические и астрономические данные, а также анализируя древнейшие литературные источники, один из создателей «полярной теории» происхождения индоариев, политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1851—1920 гг.) сделал вывод, что обитатели прекрасной страны — мифической прародины ариев — Айрьяна Ваеджо (Авеста) или Арьяварта (Веды) пришли с севера и почитались в Индии как мудрейшие Учителя или Боги. Свои выводы он изложил в книге «Орион» и в монографии «Арктическая родина в Ведах».
В Ведах и Авесте — эпических сказаниях индоариев — множество преданий гласит о земле «Хаир» и странах Северного и Южного Хайрата, как первых государствах на нашем материке. Слова «Хаир», «арии», «Хараити» имеют общий корень. А Хараити — древнейшее название Уральских гор.
В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ Магнитогорска и поселение Синташта. Многие специалисты, отечественные и зарубежные, считают, что они принадлежат одной из древнейших групп индоиранских племен. О высокой материальной культуре этих древних городов свидетельствуют их четко выраженная планировка, хорошо развитые металлургическое производство и ремесла.
Они обнесены мощным валом (высотой не менее трех метров), сложенным из крупных глиняных блоков и двойным рядом бревенчатых частоколов по верхнему основанию стены. Система стока дождевых вод и водоотстойники, совмещенные, возможно, с канализацией, напоминают древнейшие города долины Инда — Махенджо-Даро и Хараппа.
Возле Синташты расположен «Большой курган» — предполагаемое место захоронения древнеперсидского пророка Зороастра. Когда-то это был грандиозный Храм.
Сегодня же, спустя тысячи лет, его развалины достигают 4,5 метров в высоту, а диаметр равен примерно 120 метрам. Храм был обнесен глубоким рвом и валом, центральная его часть представляла своеобразную композицию многоярусных помещений. Наличие солярных знаков на многочисленных обнаруженных предметах, а также особенности обряда погребения говорят о том, что объектом поклонения синташтинцев являлось Солнце.
По древним преданиям Зороастр в двадцатилетнем возрасте отказался от мирской жизни. Однажды, когда ему было тридцать лет, он отправился в день весеннего праздника за водой. Вошел в реку, а когда вернулся обратно, перед ним возникло видение — сияющее Существо, которое привело его к Верховной Сущности и пяти другим излучающим свет Персонам. В тот момент Зороастр получил откровение и потом начал проповедовать новое религиозное мировоззрение, получившее название зороастризм. «Для этого я стал принадлежать Тебе с самого начала» (Авеста, Ясна 44, 11).
Покинув свой народ, который не понял его, он отправился в странствия и с почтением принимался в других землях. Зороастр создал религиозно-нравственное учение Авеста, в котором впервые законы этики были определены как Законы Космоса. Знакомство греков с зороастризмом, по всей видимости, произошло значительно ранее греко-персидских войн (500-449 г. до н.э.). Упоминание о Зороастре встречается в произведениях Гермодора и Гермиппа из Смирны, Ксанфа Лидийского и Аристотеля.
Связь между античными культурами народов Средиземноморского бассейна и древней цивилизацией на Южном Урале подтверждается результатами раскопок шестого из девяти культурных слоев Трои, пережившей многочисленные разрушения и восстановления. Было отмечено резкое изменение в технике градостроительства, распространение нового вида керамики, найдены останки домашних лошадей и боевые колесницы.
Удивителен факт, что костяные пластинчатые псалии (часть узды), обнаруженные в Синташте и в древнегреческом городе-крепости Микенах — идентичны.
Путь племен из уральских степей, через Южную Украину до Микен четко зафиксирован огромными могильными ямами с погребениями воинов. А сохранившиеся в них предметы конской сбруи, более совершенной формы и украшенные специфическими элементами микенского орнамента, говорят об обратном импульсе распространения, достигшем Урала.
Н.К.Рерих. «Зороастр»
Существуют сведения о связи Южного Урала с Грецией периода Микен и о посещении Рипейских (Уральских) гор героями произведений Аристея, Эсхила, Геродота, Страбона и Плиния. Аристей (7 в. до н.э.) из Проконнеса, отправившись с берегов Понта (Черного моря) в путешествие, достиг страны длинноволосых исседонов, одноглазых аримаспов и гипербореев. Рихард Хеннинг в своем труде «Неведомые земли» говорит, что страну исседонов следует искать на берегу реки Исеть на Среднем Урале. А поселения аримаспов расположены ниже, т.е. на территории Южного Урала.
От редакции
В древнегреческих произведениях реки, текущие в золотых руслах, золото, которое стерегут грифы, связывается с Рипейскими (или Рифейскими) горами. Там, в пещере, находится жилище сурового Северного ветра. А еще дальше, за горами, помещали море, или океан, и«славившийся баснословными чудесами» народ, называемый гипербореями.
Вот что пишут об этих землях античные авторы. Геродот со слов Аристея: «Над исседонами живут одноглазые люди — аримаспы, над аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербореи, простирающиеся до моря».
Софокл (Трагедия «Эдип в Колоне»): «Как на севере зимою в море мыс, отовсюду волн прибоем потрясен... То с востока прибой гремит, то подымется с запада, то от гор Рипейских полуночных».
Плиний: «Перенесемся теперь мысленно через Рипейские горы и пойдем... по берегу океана».
Он говорит здесь о Северном океане.
Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различно помещают пароды за Скифией (Скифы — группа племен Юго-Восточной Европы). Б.Н.Граков на основе археологических данных убедительно показал, что торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье и у Южного Урала или в Зауралье.
Представление о Земле Гекатея (кон. VI в. до н. э.)
Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках) с названием реки Исеть, на которой стоит современный Екатеринбург.
Тогда Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.
Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими.
Представления античных авторов об обилии золота и текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из золотоносного песка рек.
А теперь обратимся к древнеиндийским источникам. В «Махабхарате» так говорится о великой горе Меру:
Представление о Земле Геродота (V в. до н.э.)
«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапсти, псе подвижное и неподвижное сотворивший... Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных риши во главе с Васиишюй (семь звезд Большой Медведицы. — Прим. ред.). Гляди, на этой незапятнанной стороне высочайшая вершина Меру».
Индийские сказания о горах Меру несравненно богаче сведений о Рипейских горах. «Золотой горой» называют в эпосе Меру. Золотом блистают ее вершины, золотом и самоцветами украшены ее склоны. В золотых руслах текут там реки, озера с золотым дном блестят как Луна.
Отсюда берут начала священные потоки, самые чисьые прозрачные, ибо их воды несутся над чистейшим золотом. Здесь лучшая из рек — «небесная Ганга», «дочь Мандары», — источник всех вод земли. Отсюда и в мир людей боги направили великие потоки.
К северу от Меру также простирается обширный океан, часто его называют Молочным морем. Мудрец и герой, старший из Кауравов — Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря — вот та страна». («Махабхарата»)
В зороастрийской литературе встречаются упоминания о священных горах Хара Березайти (Высокая Хара, Хараити). Эти сведения содержатся в некоторых частях Авесты. Вершина Хараити — гора Хукайрья. «Молюсь горе Хукайрья, преславной, золотой, что поднялась высоко в рост тысячи мужей, с которой к нам стекает благая Ардви-Сура. Она стремится мощно и столько счастья носит, сколько все эти воды, что по земле текут» (Авеста, Гимн Ардви-Суре).
Хараити создана самим Ахурой Маздой — величайшим богом, творцом вселенной. Вокруг нее он проложил пути для светил — быстроконного Солнца, Луны и звезд.
И по индийской традиции бог-создатель Брахма сам определил пути движения светил над Меру. Как Солнце-Сурья никогда не покидает Меру, так и Солнце-Хвар в своем, полете «по созданной Маздой дороге» постоянно обходит Хараити. Здесь пребывают многие великие боги. Ее вершины подобно сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты золотом. Зороастрийская традиция сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на высокой Хараити.
Отсюда берут начало великие земные реки.
Хребты Хараити и Меру протянулись по всей земле с запада на восток. То же рассказывали греки о Рипейских горах. И вместе с тем эти горные массивы находятся на севере.
Интересно сопоставление сведений о чудесной стране, содержащихся в зороастрийских, греческих и индийских источниках.
«На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни болезней, ни созданной дайванами (злыми богами) скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары», — гимны богам Митре и Рашну (Авеста). Страна эта — у северного моря Воурукаша.
«Махабхарата»: «Священная обитель находилась на склоне Меру, владыки гор»; «Северный склон Меру, побережье Молочного моря».
«Страна блаженных» существовала и за Скифией, в дальних северных областях за Рипейскими горами. Античные авторы называют этот «счастливый народ» гипербореями. Упоминание об этой стране встречается у Аристея, Дамаста, Гелланика, Геродота, Помпония Мелы, Плиния и др. Хотя «страна блаженных» располагалась далеко на севере, она обладала счастливым климатом, была свободна от холодных и знойных ветров.
Во всех источниках это — благая страна небожителей. Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои.
При сотворении мира ранее всех была создана Харашпи. Все остальные горы выросли из нее и были соединены с ней подземными корнями: «Сперва гора восстала, ... Высокая Хараити поднялась на земле, что окружает страны с заката до восхода» (Авеста, Гимн Хварно).
Сходное представление было и у индийцев: хребты Меру возникли первыми при сотворении мира, а корни их уходят далеко в глубь земли и соединяют Меру с другими горами.
Возможно, здесь содержится указание на первые государства нашего материка, явившиеся прародиной ариев.
Если понимать эти священные горы древних не только в материальном, но и в духовном смысле, то они могли бы символизировать также первое Великое Духовное Учение нашей (пятой или арийской) расы и (или) место его возникновения. Конечно, этим не исчерпываются все возможные истолкования, ибо древние Священные Писания необычайно сложны и многоплановы.
Множество сходных деталей и сюжетов в античной, древнеиндийской литературе и в Авесте говорит о единой общеарийской традиции. Есть основания полагать, что Рипейские горы, Меру и Хараити — одни и те же священные горы древних ариев. А Рипейский хребет идентифицируется как Уральский.
Название «Рипы», «Рипейские» сначала считалось греческим. Однако оно встречается и в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведы», более раннем, чем упоминавшиеся произведения античных авторов:
Агнц (бог Огня) «охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» («Ригведы», Угимн III книги). Не исключено, что в «Ригведе» слово «Рипы» имеет нарицательное значение — «гора». Слово «реп» в значении «гора» имеется и в языке хантов — одного из народов угорской ветви финно-угорской языковой семьи. Формирование угорских племен происходило на территории между Волгой и Зауральем, примерно в том же ареале, где в скифское время обитали исседоны и аргиппеи. По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, но лексические совпадения свидетельствуют о глубоких, длительных и многообразных контактах финно-угорских и арийских племен1.
Откуда придет Спаситель?
Важную черту зороастризма составляла вера в грядущего Спасителя. Великий Пророк учил, что после него придет «праведный человек благого происхождения», т.е. Саошиант (букв. «Тот, кто принесет пользу, благо»).
Последователи Зороастра горячо верили, что будущий Спаситель родится от семени Пророка, чудесным образом сохраняющегося в глубине вод почитаемого горного озера. Когда приблизится конец времен, в нем искупается девушка и зачнет. В назначенный срок она родит сына по имени Астват-Эрэта («воплощающий праведность, Истину»), в соответствии с предсказанием Зороастра: «Моя праведность будет воплощена» (Авеста, Ясна 43, 16).
Обратимся теперь к древнегреческому источнику. В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (Эсхил. Трагедии. М.: Худож. лит., 1971) выражена эзотерическая идея Спасителя человечества, олицетворенного в образе Прометея. В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватская указывает, что Эсхил «не изобрел пророчество Прометея; ибо он лишь повторил в драматической форме то, что открывалось жрецами во время Мистерии Сабасия.
Последняя была одним из древнейших празднеств...», но не являлась исключительной собственностью греков, ведя свое начало от незапамятных времен («Тайная Доктрина», М., Прогресс, Сиринъ, 1991, кн.З, с.524). По мнению Е.П.Блаватской миф о Прометее является пророчеством, но «он не относится к какому-либо из определенных цикловых Спасителей, появлявшихся периодически в различных странах и среди разных народов в их переходных условиях эволюции. Он указывает на последние тайны циклических преображений...».
Эсхил пишет: «...Прометей... означает Промыслитель», т.е. заранее думающий о том, что произойдет, что неминуемо. Подобная прозорливость позволила ему предвидеть и свои муки. Сознательность, с которой он принял казнь во имя человечества, еще более облагораживает и возвышает его образ. Согласно «Тайной Доктрине», распятый Титан олицетворяет воплотившийся в человечестве коллективный Логос, «Владык Мудрости» или Небесного Человека. Е.П.Блаватская дает трактовку: «(Pro-me-theus) — «тот, кто видит перед собою или будущее» (там же, с.517). Прибегая к некоторым толкованиям «Тайной Доктрины», рассмотрим одно из интереснейших мест в трагедии Эсхила, где выражается пророческая идея прихода Спасителя.
Прометей обратился к Ио, дочери Инахуса, показывая путь для бегства. Той самой Ио, возлюбленной Зевса, превращенной мстительной Герой в корову. Ио переплыла Босфор Киммерийский, обогнула Меотидское озеро (Азовское море), прошла через земли амазонок в область, где грифы стерегли золото, и жили конные рати одноглазых аримаспов... у «Плутонова потока, изобилующего златом обитающих». Е.П.Блаватская ссылается на профессора Ньюмана, полагавшего, что «река Плутона означает реку Урал, ибо Аримаспы Геродота были «узнанные жители этой золотоносной области» (Т.Д., там же, с.521). Однако основная добыча золота локализовалась все-таки южнее, на территории между нынешними городами Миасс и Златоуст.
Наконец Ио достигает скалы, к которой был прикован Титан Прометей. Последний предсказал ей, что ее потомство освободит его от мук и возродит место, где родится Спаситель. То есть Ио от Зевса породит «Эпафоса темного» (Дионисия-Сабасия древних Мистерий) и обоснует поселение для себя и сыновей. Именно здесь появится новая раса через пять поколений (рас — М.К.) от первого рода Ио, в которой вновь ее потомство возвратится на место, где родится Спаситель». И пять колен пройдут, и пятьдесят сестер вернутся в Аргос».
Тогда одна из сестер зачнет и «...Род царственный в Аргосе понесет, но это семя даст того отважного стрелка из лука, что меня от мук моих спасет». Далее, ход наших рассуждений требует привести вслед за Блаватской сноску на с.521 «Тайной Доктрины»: «Автор перевода «Прометей прикованный» сетует на то, что в описании странствий Ио «нельзя проследить никакого соответствия с известной нам географией». Может быть, на то имеются основательные причины.
Прежде всего это путешествие и странствование с места на место расы, из которой «десятый», или так называемый Калки Аватар (Спаситель. — М.К.), должен произойти. Эту расу автор называет «царственной расой, зарожденной в Аргосе». Но Аргос не имеет здесь касания к Аргосу в Греции. Оно происходит от arg или arka - женской зарождающей мощи, символизированной Луной — Аргха — в форме корабля, в Мистериях означает Царицу Небес. Эвстафий доказывает, что на диалекте Аргиан Ио означает Луну; тогда как Эзотеризм объясняет это как божественного Андрогина или же мистическое десять».
Далее говорится: «Аргхия на санскритском языке означает Чашу возлияния в форме свода или лодкообразный сосуд, в котором предлагаются цветы или плоды Божествам. Аргиянатх есть титул Маха-Когана, означающий «Владыка Жертвоприношений», и Аргхияварша, «Страна Жертвоприношений», есть тайное наименование той области..., откуда ожидается Калки Аватар. Айрьяна-Варседия (Айрьяна Ваеджо) зороастриан, как местность, тождественна с нею».
Таким образом, Аргос, Арга, Арка есть Аргхияварша2 — Земля Жертвоприношений, откуда придет Спаситель и начнется духовное возрождение человечества. «Эпафос темный» един с Кришной (его имя переводится как «черный»), Буддой (девятым Аватаром Вишну), с грядущим десятым Аватаром, прославленным Духовным Христом, который освободит страдающее человечество, или Прометея, от мук. Легенды, прозвучавшие в Учении Зороастра, в индийских и буддийских преданиях, в христианском Писании, гласят, что приход Грядущего Аватара произойдет при переходе от Кали Юги к Сатья Юге в конце Армагеддона.
Примечательно, что арии оставили на территории Южного Урала многообразную топонимику с корнями АР, АРКА, АРГА — Аркаим, Аргаяш, Аргази, Арка-Тюбе. А топонимика г.Златоуста тесно связана с Луной. Река Аи, на которой стоит город, в переводе с тюркского означает «луна» или в других интерпретациях — «свет, светящийся». Знаменитая горная гряда Таганай переводится как «подставка Луны». В тюркско-башкирском эпосе Таганай считался священной горой, внутри которой, по преданиям, скрыто горное озеро, дающее о себе знать семью ключами, вытекающими у ее подножия. Следует заметить, что эти ключи действительно существуют.
В теологии индуизма культ бога Вишну появился на древней родине ариев. Особенность образа Вишну заключается в его многочисленных воплощениях на Земле для спасения рода человеческого от Зла. Последний Аватар — Калки еще придет, знаменуя переход от «темного цикла» к «светлому». Образа Калки Аватара пока не создано, но символом его служит белый крылатый конь.
Подобный конь был когда-то принят как знак города Златоуста и запечатлен в его гербе. Художественная идея Пегаса в 30-е годы XIX века вдохновляла знаменитого златоустовского мастера гравировки металла Ивана Бушуева.
Крылатый конь на гербе г. Златоуста
Этот мотив он вплетал во многие свои сюжеты и часто ставил изображение Пегаса в качестве авторского знака.
Образом крылатого коня пропитано фольклорное творчество народов, населяющих Южный Урал. Башкирские эпические поэмы «Урал-батыр» и «Акбузат» повествуют о крылатом коне-тулпаре. Описание красоты крылатого коня Акбузата принадлежит к числу наиболее разработанных и распространенных мест в поэтическом тексте сказания. Конь Акбузат принадлежал ранее девушке Хумай (вспомните о священном напитке индоариев «хаома» — дар Солнца) — дочери Солнца. Герой эпоса Урал-батыр женится на Хумай и, добыв боевого крылатого коня, совершает подвиг — возвращает домой похищенную дивами девушку Айхилу. Мать Айхилу — Луна. Сама Айхилу в облике птицы плавает в горном озере, дно которого устлано серебром.
Здесь прослеживаются аналогии с индоарийскими эпическими сказаниями.
Идея крылатого коня приводит к отождествлению его с птицей: «Через море без конца и без края перелетит, превратившись в птицу». Такое описание крылатого коня достаточно традиционно и встречается в фольклоре многих народов.
Крылатые кони-тулпары в башкирских легендах — кони, рожденные водами (озера). Этимология греческого имени Пегас восходит к названию «морские волны».
Не случайно, по-видимому, Пегас считается сыном Посейдона — бога морей.
В образе крылатого коня заключается еще одна мифологическая или символическая нить, связывающая Урал с античным миром. Крылатый конь или
Десятый Калки Аватар — то новое воплощение, в котором Вишну предстоит бороться со Злом. Это и тот крылатый конь, на котором Урал-батыр, подобно древнегреческому Прометею, совершает героические подвиги во имя. справедливости и добра, защищая ради будущего человечество и природу от злых сил.
Некоторые предсказания
Пророк XV века Ранье Наро: «Религия Солнца и Огня в XXI веке познает победное шествие, опору себе она обретет в северной стране гипербореев, где она будет явлена в совершенно новом качестве, место ее главного храма — зеленый остров Эрин».
«На острове Эрин воссияет Солнце, и оттуда придет Спаситель. Всего на Земле будет три Спасителя. Один из них сойдет с гор».
Парацельс (1493—1541): «Есть один народ, который Геродот называл гипербореями, нынешнее название этого народа — Московия. Нельзя доверять их страшному упадку, который будет длиться много веков. Гипербореи познают и сильный упадок, и огромный расцвет.
У них будет три падения и три возвышения. Знамя креста будет водружено на одной из горных вершин этой страны».
«В той самой стране гипербореев, о которой никогда не думал, как о стране, где может произойти нечто великое, над униженными и отверженными воссияет великий крест. Это должно произойти через 500 лет после смерти Парацельса».
«Воссияет божественный свет с горы страны гипербореев, и его увидят все жители Земли».
Мишель Нострадамус (1503—1566): «Хотя планета Марс находится перед концом своего оборота, однако все начнется сначала. Ряд планет скопится в созвездии Водолея, а другие будут во мраке на долгие годы. Придет возрожденный и обновленный Христос, и блаженство настанет такое, что Злу надолго придется спрятаться в свои норы».
Американский астролог Эдгар Кейси (1877—1945): «Надежда мирового религиозного развития связана с Россией. День пришествия Христа близок. Для тех, кто войдет в новую жизнь, наступит новое понимание и возрождение. Тогда откроется Новый Иерусалим — не только как место в пространстве, но и как состояние души».
- Ваши рецензии