warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

С «песочных дел» мастерами нам (автору этих строк и директору журнала В.В.Надёжину) довелось познакомиться в Индии год назад в Пури — одном из самых красивых мест восточного побережья Бенгальского залива. Они жили в нашем отеле, и у них проходило что-то вроде школы-семинара. А поэтому каждый день мы могли любоваться их произведениями, сотворенными на песке. И каждый раз эти лежащие божества, изображённые в рост или в виде ликов, а также какие-то замысловатые сооружения вызывали чувства восхищения и ...покоя. Величие и мудрость песочных изваяний, как и ритмичная музыка прибоя, склоняли к созерцанию — особому состоянию, которое и есть постижение красоты.

Ещё тогда захотелось написать об этом удивительном явлении индийской культуры. И вот в редакции появилась небольшая зарисовка известного индолога, доктора исторических наук Наталии Романовны ГУСЕВОЙ. Своё эссе она сопроводила рисунком, тоже индолога — Святослава Игоревича Потабенко, а я решила предложить несколько любительских фотографий.

Н.А.Тоотс

Следы на песке

Восточное побережье Индии — это беспредельно долгая линия белопесчаного пляжа и шелест волн, набегающих с чистой синевы Бенгальского залива. Волны набегают, откатываются, набегают снова...

 

Следы на песке

 

Идём вдоль кромки воды. Под босыми стопами пружинит ровная гладь песка. Если взглянуть со стороны берега, то все идущие здесь отражаются в этой глади, как в зеркале. Отражения исчезают под волной и появляются вновь. Мелкие прозрачные крабики щекочут ноги. А иногда можно найти раковину, большую перламутровую вестницу глубин. Но редко. До восхода солнца мальчишки собирают на берегу всё, что годится на продажу.

Бредём, смотрим на сияние воды. Тишина и легкий ветерок.

 

Следы на песке

 

Вдруг видим впереди группу людей. Они стоят неподвижно и внимательно разглядывают что-то. Ярко цветут под солнцем женские сари, и белеют одежды мужчин. На что они смотрят? И не просто смотрят, а как будто и молятся — подносят к лицу сложенные ладони и что-то шепчут. Мы подошли, взглянули и сами остановились, поражённые.

На песке лежало пятиметровое изваяние бога. На песке и — из песка. И мастер, создавший этот шедевр, сидел тут же на корточках, что-то еще подправляя. Мокрый песок, плотный почти как глина, позволяет создавать из него любые формы. И вот в это утро здесь появился бог Вишну.

 

Следы на песке

 

Величественный и спокойный он смотрел в небо большими глазами. Лицо его было прекрасным и добрым. Голову его венчал шлем, уши украшены серьгами, на грудь опускалась цветочная гирлянда, и был обозначен отличительный знак этого бога — большой драгоценный камень в оправе. Четыре его руки, мягко согнутые в локтях, держали его характерные атрибуты — диск-чакру, палицу, раковину и цветок лотоса. С плеч ниспадал шарф, а низ тела и ноги были задрапированы искусно изображенными складками широкой набедренной повязки-дхоти.

И настолько чётко и точно было всё это воспроизведено, что казалось, будто тут предстала перед людьми выплывшая из неведомых глубин земли и поднявшаяся над поверхностью песка дивная скульптура. Старинная традиционная скульптура, истинное произведение древнего искусства.

 

Следы на песке

 

От собравшихся здесь молящихся мы потом узнали, что такие изваяния из песка делают в Индии с незапамятных времен. Это одна из форм богослужения и богопочитания. Мастер с молитвой приступает к работе при первых проблесках рассвета. Его руки двигаются уверенно и натренированно — ведь такие художники с детства усваивают приёмы своего творчества, воспринимая их от отцов и дедов, поколение за поколением. В течение дня приходят верующие, желающие поклониться этому изображению и поднести скульптору посильные дары, как подносят их в каждый храм.

С наступлением вечера автор собственноручно разрушает своё создание. Прилив разравнивает песок, и от работы не остается и следа. На рассвете мастер снова появится на берегу, чтобы воссоздать своё творение во всей его красоте и святости. Эти изваяния соотносятся с той ветвью, с тем течением индуизма, которому следует конкретный художник, а поэтому на песке возникают изображения самых разных божеств, призывая верующих к поклонению.

Эти удивительные скульптуры-однодневки появляются каждое утро из года в год, из века в век. И лишь месяцы летних муссонов прерывают на время этот непрерывный творческий процесс, заливая всё на земле потоками небесной воды.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: