Следы на песке
Восточное побережье Индии — это беспредельно долгая линия белопесчаного пляжа и шелест волн, набегающих с чистой синевы Бенгальского залива. Волны набегают, откатываются, набегают снова...
Идём вдоль кромки воды. Под босыми стопами пружинит ровная гладь песка. Если взглянуть со стороны берега, то все идущие здесь отражаются в этой глади, как в зеркале. Отражения исчезают под волной и появляются вновь. Мелкие прозрачные крабики щекочут ноги. А иногда можно найти раковину, большую перламутровую вестницу глубин. Но редко. До восхода солнца мальчишки собирают на берегу всё, что годится на продажу.
Бредём, смотрим на сияние воды. Тишина и легкий ветерок.
Вдруг видим впереди группу людей. Они стоят неподвижно и внимательно разглядывают что-то. Ярко цветут под солнцем женские сари, и белеют одежды мужчин. На что они смотрят? И не просто смотрят, а как будто и молятся — подносят к лицу сложенные ладони и что-то шепчут. Мы подошли, взглянули и сами остановились, поражённые.
На песке лежало пятиметровое изваяние бога. На песке и — из песка. И мастер, создавший этот шедевр, сидел тут же на корточках, что-то еще подправляя. Мокрый песок, плотный почти как глина, позволяет создавать из него любые формы. И вот в это утро здесь появился бог Вишну.
Величественный и спокойный он смотрел в небо большими глазами. Лицо его было прекрасным и добрым. Голову его венчал шлем, уши украшены серьгами, на грудь опускалась цветочная гирлянда, и был обозначен отличительный знак этого бога — большой драгоценный камень в оправе. Четыре его руки, мягко согнутые в локтях, держали его характерные атрибуты — диск-чакру, палицу, раковину и цветок лотоса. С плеч ниспадал шарф, а низ тела и ноги были задрапированы искусно изображенными складками широкой набедренной повязки-дхоти.
И настолько чётко и точно было всё это воспроизведено, что казалось, будто тут предстала перед людьми выплывшая из неведомых глубин земли и поднявшаяся над поверхностью песка дивная скульптура. Старинная традиционная скульптура, истинное произведение древнего искусства.
От собравшихся здесь молящихся мы потом узнали, что такие изваяния из песка делают в Индии с незапамятных времен. Это одна из форм богослужения и богопочитания. Мастер с молитвой приступает к работе при первых проблесках рассвета. Его руки двигаются уверенно и натренированно — ведь такие художники с детства усваивают приёмы своего творчества, воспринимая их от отцов и дедов, поколение за поколением. В течение дня приходят верующие, желающие поклониться этому изображению и поднести скульптору посильные дары, как подносят их в каждый храм.
С наступлением вечера автор собственноручно разрушает своё создание. Прилив разравнивает песок, и от работы не остается и следа. На рассвете мастер снова появится на берегу, чтобы воссоздать своё творение во всей его красоте и святости. Эти изваяния соотносятся с той ветвью, с тем течением индуизма, которому следует конкретный художник, а поэтому на песке возникают изображения самых разных божеств, призывая верующих к поклонению.
Эти удивительные скульптуры-однодневки появляются каждое утро из года в год, из века в век. И лишь месяцы летних муссонов прерывают на время этот непрерывный творческий процесс, заливая всё на земле потоками небесной воды.
- Ваши рецензии