Катары Рейнских земель
Очаги «альбигойской ереси», по-видимому, были особенно многочисленны в Рейнских землях в первой половине XII века, в частности на территории архиепископства Кёльнского. В 1139 году архиепископ Кёльна обнаружил организованные группы «еретиков», открыто исповедующие катарские доктрины. Для них это закончилось костром в 1143 году.
Свидетелем этой казни был Эвервин – аббат премонстрантов из Штайнфельда. В письме, адресованном Бернару из Клевро1, он рассказывает об этом. Это письмо является очень важным источником сведений о катарах Рейнских земель – оно свободно от всяких иррациональных нападок, в нём нет никаких упоминаний о чудесах, колдовстве и сатанинских практиках.
Будучи серьёзным посланием и обращённое к такому престижному адресату как будущий святой Бернар ‒ одному из высочайших интеллектуальных и духовных авторитетов христианства Западной Европы, письмо Эвервина свидетельствует о моральных качествах самого автора, который, по-видимому, так искренне был потрясён мужественной и достойной смертью «еретиков» на костре, что рискует даже провести аналогию с мученичеством первых христиан. Он также подчёркивает, что «еретики» основывали свои проповеди на Новом Завете и вели «весьма святую жизнь», практикуя аскезу и демонстрируя апостольский образ жизни. Учёные и умелые проповедники Писания, они были организованы в Церковь. Отрицая культ изображений и не признавая таинства и иерархию Римской Церкви, они имели своё собственное учение, собственную практику и обряды, особенно евхаристические.
Эвервин пишет о системе таинств: прежде всего, о достаточно оригинального вида евхаристии, практикуемой во время всякой трапезы за столом, а не на алтаре, и посвящающей хлеб и вино в тело и кровь Христовы. Автор явно не знает того, что позднейшие документы, особенно катарского происхождения, разъясняют нам, что представления о Тайной Вечере в христианстве «добрых людей» (катаров) были символического характера. За столом еретиков хлеб и вино могли становиться телом и кровью Христовой исключительно в смысле духовной пищи Писаний, которую они разделяли и распространяли.
Рейнские апостолы практиковали крещение возложением рук. Они находили христианские обоснования этого обряда в Писании, руководствуясь примером апостола Павла и других апостолов, и противопоставляли его крещению водой, практикуемому Иоанном Крестителем и Римской Церковью. Это таинство фигурирует в качестве обряда инициации – речь идёт о христианской инициации ‒ то есть крещении: оно, прежде всего, адресовалось слушателям, желающим стать верующими. То же таинство могло иметь целью посвящение, когда оно адресовалось по окончании послушничества верующим, которые тогда становились избранными и получали право также благословлять хлеб за своим столом, что абсолютно отвечает священнической функции «добрых людей». Мы знаем, что впоследствии, как это видно из примеров в катарских общинах Окситании начала XIII века, эти два этапа таинства слились в одну уникальную церемонию – Consolament. Описание Эвервина, возможно, зафиксировало более древнюю и раннюю стадию «еретической» литургии.
В письме Эвервина также уточняется, что в общинах катаров Рейнских земель были многочисленны и женщины. Были они и среди избранных, то есть клира. Эвервин, без сомнения, первый католический автор, который словно рисует на школьной доске полную картину жизни катаров, их ритуальных практик и многочисленных аскетических обетов: от постов и полного вегетарианства до мужества перед мученичеством. Но он также и наиболее болезненно воспринимает их притязания на апостольское наследие.
В этом письме Бернару из Клевро мы обнаруживаем наиболее ранние проявления и наиболее ранние аргументы в пользу того, что катары принадлежали подлинно христианской Церкви, как через законное наследие, так и в связи с практикой апостольской жизни. Точно так же мы можем прочитать здесь наиболее раннюю формулировку настоящего лейтмотива, появляющегося в проповедях «добрых людей» до XIV века на тему о двух Церквях: Церкви Божьей и Церкви мира сего2. Это основано на Евангелиях и на I Послании Иоанна, противопоставляющих Бога и мир.
Добавим ещё, что письмо Эвервина из Штайнфельда от 1143 года содержит информацию, сформулированную самими катарами о географическом распространении ереси по всему известному миру ‒ греческому и латинскому христианству ‒ об их многочисленности и древности традиций. Поэтому это письмо имеет исключительную ценность, поскольку предоставляет нам достаточно подробные и точные сведения о реалиях катаризма на берегах Рейна.
г. Львов (Украина)
Письмо Эвервина, аббата Штайнфельда, святому Бернару. 1143 год3
(публикуется впервые, отрывки)
Почитаемому господину и отцу, Бернару, аббату Клевро, Эвервин, скромный служитель Штайнфельда <…>
<…> Недавно у нас, возле Кёльна, открыли еретиков, из коих некоторые, к нашему удовлетворению, вернулись в Церковь. Двое из них, а именно тот, кого они называли своим епископом, и его товарищ, спорили с нами на собрании клириков и мирян, где присутствовал Монсеньор архиепископ с людьми из высшей аристократии; и они защищали свою ересь словами Христа и апостолов <…>.
Бернар Клевроский
Слыша это, их трижды увещевали, но они отказались прийти к раскаянию; тогда их схватили и забрали от нас слишком ревностные люди, бросили их в огонь и сожгли. И что самое удивительное, они вступали в огонь и переносили муки не только с терпением, но даже с радостью. По этому поводу, святой отец, я хочу от тебя ответа: как такое возможно, чтобы эти сыны дьявола могли выказывать в своей ереси мужество такой силы, коей вера Христова вдохновляет истинных служителей Божьих?
Вот какова их ересь. Они говорят, что они сами – это Церковь, потому что они одни следуют Христу; и что они остаются истинными последователями апостольской жизни, потому что они не ищут ничего от мира и не владеют ни домами, ни полями, никаким серебром. Как Христос не владел ничем сам, так Он не разрешал и Своим ученикам ничем владеть.
«Но вы, – говорят они нам, – вы прибавляете дом к дому и поле к полю, и вы ищете того, что от мира; и даже те среди вас, которые считаются наиболее совершенными, то есть монахи и каноники, если не владеют ничем таким лично, то владеют сообща, то есть всё-таки владеют».
Сами о себе они говорят: «Мы, бедняки Христовы, бежим, гонимые из города в город (Mт. 10, 23), как овцы среди волков (Mт. 10, 16), и мы сносим гонения как апостолы и мученики; однако мы ведём жизнь святую и преисполненную лишений, в постах и воздержании, посвящая свои дни и ночи молитвам и работе, и не ищем никакого вознаграждения своему труду, кроме как необходимого для поддержания жизни нашей. Мы придерживаемся всего этого, ибо мы – не от мира сего; но вы, любящие мир, вы заключили сделку с миром, потому что вы – от мира (Парафраза Ин. 15, 19). Лживые апостолы, изменившие Слову Христову, вы ищете тех, кому вы принадлежите, вы свернули с пути, вы и отцы ваши. Мы же и отцы наши – наследники апостолов и остаёмся ими по благодати Христовой, и так будет до конца времён. И чтобы различить вас и нас, Христос сказал: “По плодам их узнаете их” (Mт. 7, 16). Наши плоды – это наследование Христа».
За трапезой им запрещено молоко и всякие молочные продукты, и всё, что происходит от совокупления. И они спорили с нами по этому поводу. О своих таинствах они говорили скрыто; однако ясно признали, что за своим столом, каждый день, когда они едят, то, по примеру Христа и апостолов, освящают Господней молитвой свою трапезу и напитки, как тело и кровь Христову, чтобы тоже вкушать тело и кровь Христову. Они говорят, что мы в области таинств не держимся правды, а иллюзий человеческой традиции.
Они публично признали также, что крещены и крестят, но не водой, а огнём и Духом, ссылаясь на свидетельство Иоанна Крестителя, крестившего водой и сказавшего о Христе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мт. 3, 11); и в другом месте: «Я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете (Ин. 1, 26), и Который крестит вас иным крещением, не водным».
И о том, что такое крещение через возложение рук практиковалось, они принимаются демонстрировать свидетельством Луки, который в Деяниях апостолов, описывая крещение, когда Павла принял Анания по предписанию Христа, не упоминает ни о какой воде, но только о возложении рук; и всё, что они встречают в Деяниях апостолов, равно как и в Посланиях Павла, по поводу возложения рук, то пытаются приписать к этому крещению. А если кто-то из них будет крещён, они называют его «избранным», говоря, что он имеет власть крестить других людей и достоин за своим столом освящать тело и кровь Христову.
Вначале они из числа тех, кого называют слушателями, через возложение рук принимают в верующие; тогда те могут участвовать в их молитвах, и если их испытания будут удовлетворительны, то тоже становятся избранными.
О нашем крещении они не заботятся. Они осуждают брак, но я не мог у них добиться, почему, то ли они не осмеливались этого признать, но, скорее всего, им самим это было неведомо.
<…> Я призываю тебя, святой отец, проявить бдительность относительно этих многоголовых демонов и направить своё перо против этих хищников <…>. Знай также, что еретики, которые вернулись в Церковь, сказали нам, что их огромное количество, и что они распространены почти по всему миру, и что среди них есть много наших клириков и монахов. Те, которых сожгли, говорили в свою защиту, что эта ересь скрывалась со времён мучеников до наших дней, и что она пребывала в Греции и в других землях. И эти еретики называют себя апостолами, и у них есть папа. Другие еретики отвергают нашего папу, но они, по крайней мере, не претендуют иметь кого-то другого на его месте. Среди этих апостолов Сатаны есть и женщины, целомудренные (как они претендуют), вдовы, девицы или их жёны, причём одни среди избранных, другие среди верующих, и всё это по примеру апостолов, которые разрешали приводить женщин.
Пусть Господь даст тебе всех благ.
- Ваши рецензии