Харизма Юрия Рериха
(К изданию II тома сочинений «Тибет и Центральная Азия»)
Тщанием наших учёных рериховедов продолжается издание трудов Ю.Н.Рериха1. Информация вводится пластами – один золотоноснее другого. Вот стратиграфия второго тома: подборка малоизвестных статей; дневник Тибетской экспедиции; дневник Маньчжурской экспедиции; отчёты директора Института «Урусвати»; отчёты о работе в Институте востоковедения АН СССР; публицистика.
Копать и копать! Чем глубже берём – тем крупней, многомерней видится Ю.Н.Рерих.
«Страна великих сдвигов» – так говорит Ю.Н.Рерих про Центральную Азию (с.44). Эти сдвиги небезразличны для нашего отечества – они внесли свою лепту в его формирование. Здесь вместе со своим отцом Н.К.Рерихом учёный отыскивал общие корни, питавшие исконную Русь и страны Востока, – и здесь он видел энтелехию (окончательный результат) нашей истории: витающий над горами и пустынями образ Новой Страны.
Во время Тибетской экспедиции Е.И.Рерих заметила у местной женщины фибулу с изображением двуглавого орла. У 24-летнего исследователя, покоряющего своей эрудицией, сразу возникла ассоциация: аналогичные украшения встречаются на Кубани – неужели мотив промигрировал за тридевять земель? На основе пока одногоединственного факта делается вывод – смелый и твёрдый: «область распространения “звериного стиля” необычайно расширяется» (с.140). Дальнейший поиск блестяще подтвердил этот тезис. В сюжете с фибулой – как бы установка, направившая всю жизнь Ю.Н.Рериха: искать связи – высвечивать единые архетипы – раскрывать инварианты в разнообразии культур.
Бесконечно волнуют слова сына, сказанные им об отце: «В творческой жизни Николая Константиновича Рериха русский Север и Азия явились двумя ведущими началами, в которых он черпал своё художественное вдохновение» (с.263). Потрясает этот диапазон – эта раздвинутость взгляда: справа – Сердоболь, слева – Кулу. Как удавалось одномоментно удерживать Запад и Восток в поле духовного зрения?
Это не чужое друг другу!
Это неисповедимо пересекается!
Сегодня мы знаем: в умной молитве иноков валаамского монастыря, который так любил Н.К.Рерих, отразился опыт буддийских практик. Наш Север и вправду – по слову Н.А.Клюева – есть Белая Индия.
Поймём ли декор крестьянской избы, не зная восточного кода?
Мы помним: был путь из варяг в греки; и был Великий шёлковый путь. По сути они соединились!
И подняли на наш Север многие накопления Востока. Здесь они осели – растворились – напитали нашу культуру.
Восток двигался на Запад – Запад двигался на Восток. Перекрёстком стала Центральная Азия.
Ю.Н.Рерих любил Восточный Туркестан. Вот как он задавал его координаты: «это, собственно говоря, бассейн реки Тарима, реки, берущей своё начало в хребтах Каракорумской горной системы и теряющей свои воды в озере Лобнор»(с.45). Именно здесь были найдены ошеломительные таримские мумии. Щека одной даже сохранила след слезы. Такая сохранность не знает аналогий.
В горячих песках нашли вечное упокоение люди северного типа. Высокие, светловолосые. Несомненные европеоиды. Захоронения приходятся на широкую полосу времени: XVIII в. до н. э – II в. н. э. Что это за народ?
Какое напечатление он оставил в памяти Ойкумены?
Быть может, невидимое для современной науки, но тем не менее повлиявшее на духовный рост Азии.
В книге опубликован очерк «Великие кочевые империи Средней Азии» (с.44–47). Будто Ю.Н.Рерих смотрел на них из космоса! Как на ладони мы видим огромные пространства. Панорамность, эпичность – и в то же время прописанность деталей: эти качества соединись под пером Ю.Н.Рериха, создавшего портрет региона.
Дневники Ю.Н.Рериха – не просто регистрация событий: за ними стоит личность. Исповедальный тон отсутствует. Фиксируются факты. Но всегда в таком ракурсе, что обнаруживается душа – тонкая, благородная.
Сколь экстремальной была Тибетская экспедиция!
Так легко было попасть под пулю – но условия риска не мешали любознанию. Впечатления неизбывны!
Бодро начинается утро 19 августа 1927 года. Ю.Н.Рерих пишет: «Сегодня выступаем, и всё существо наполняется радостью нового похода» (с.92). Верблюды, замыкающие караван, несут громадные колокола – их перезвон вдохновляет: «В этом звуке рождается вся беспредельная Средняя Азия, эта пустынная колыбель ранних исканий человечества» (с.92).
Тибет полон чудес. Как не верить им?
Молодой Ю.Н.Рерих проникается менталитетом тибетцев – словно ассимилирует его. С болью Ю.Н.Рерих отмечает негативы в жизни Тибета.
И туда проник дух растления! Сегодня мы видим: у Лхасы тяжёлая карма – хочется верить в скорое искупление.
Благодаря открытиям В.А.Росова мы осознали двуплановость рериховских экспедиций.
Перелистаем маньчжурский дневник.
Прямая цель – изучение засухоустойчивых растений и сбор их семян – неуклонно выполняется. Пристально изучается культура. Вот характерная запись: «На камнях многочисленные изображения трёх жемчужин. Утром ходили с Н.К., ботанизировали» (с.180). Ещё схожие записи: «Весь день
до 4-х часов провёл с Качен-ламой, просматривал гербарий» (с.186). «Утром разбирал семена» (с.189). Это не маскировка – это работа, выполнявшаяся увлечённо, с полнотой самоотдачи.
Но теперь мы ведаем, что у экспедиции была подоплёка: в чьихто нынешних оценках авантюрная – в чьих-то романтическая. Исподволь закладывался фундамент Новой Страны. Думается, что он устойчив – и однажды примет на себя реализующуюся мечту.
Свои отчёты директор Института Гималайских исследований «Урусвати» Ю.Н.Рерих писал вдохновенно.
Сколь значимы они для методологии науки! Мы видим, как надо работать над синтезом знания – и мы убеждаемся: ренессансный универсализм – всевмещение – возможен даже в наше дробное время.
Сколько ипостасей было у Ю.Н.Рериха? Археолог – историк – лингвист – ботаник – философ – искусствовед! Это далеко не полный перечень.
Моё внимание привлёк термин, использованный в отчётах: этноботаника (с.200). Не впервые ли задействовано словообразование такого типа? Две очень разных науки – этнография и ботаника – приведены во взаимосвязь. Сегодня развиваются этнолингвистика, этнопедагогика, этноархитектура и т. п. Подобные перспективы просматривались в Институте «Урусвати».
Сколь ни плодотворны три года, проведённых Ю.Н.Рерихом в Советской России, но на них лежит
печать трагизма. Великому учёному пришлось ломатьсебя. Идеологический пресс! Он ускорил уход великого востоковеда.
Книгу можно приобрести в интернет-магазине «Дельфис» по ссылке - http://www.delphis.ru/book
- Ваши рецензии