Космическая родословная шунгита
(прародитель — абиогенный углерод)
Земля — единственная планета нашей Солнечной системы, на которой проявление многообразных форм жизни зависит от углерода.
Теогенезис
Необычным свойствам древнего минерала шунгита посвящены многие исследования, однако, происхождение его, так же, как и глубинная причина его поразительных свойств, остаются до сих пор неразгаданными. Возраст этой углеродсодержащей породы оценивается в 2 млрд. лет. Тогда в бескислородной атмосфере Земли были способны существовать только протобактерии (ведь биогенный углерод мог появиться на нашей планете не ранее «выхода» растений на сушу, датируемого 400 млн. лет назад). Оттого и неясно, почему в тех условиях могла образоваться порода, в которой почти половину массы составляет углерод. Вообще же в шунгите содержатся чуть ли не все химические элементы.
Прослойки чистого, сильно блестящего ископаемого антрацита в породах единственного места на Земле — Карелии — в ХIХ веке профессор Санкт-Петербургского университета А.А.Иностранцев назвал шунгитом, по месту своего обнаружения в посёлке Шуньга. Неизвестный дотоле минерал был определён как малозольный уголь с содержанием углерода 96–99% и очень малым включением водорода, до 1%. Особенностью шунгитового вещества является наличие комочков-глобул размером 200–500 ангстрем, равномерно распределённых в мелкокристаллических породах разного состава.
По внешнему виду шунгит ближе всего стоит, как теперь известно, к углистым метеоритам и карбину — линейному полимеру углерода чёрного цвета, с мелкокристаллической структурой, который до сих пор обнаруживается в метеоритных кратерах. По плотности вещества (1,84–1,98 г/см3) шунгит плотнее антрацита (1,7 г/см3) и легче графита (2,2 г/см3), то есть стоит к карбину ближе, чем антрацит. Следует напомнить, что до недавнего времени учёные знали только о трёх кристаллических модификациях углерода — графите, алмазе, карбине. А вот во второй половине ХХ века замечательным открытием стала новая форма — фуллерены, перспективнейший материал ХХI века1, связываемый с нанотехнологиями.
Б.А.Смирновв-Русецкий. Сосна у воды. Картон, пастель;
1993 (Сортавала, Ладога)
Именно фуллеренами, скорее всего, обусловлены лечебные свойства «марциальной воды»2 (курорт Марциальные Воды находится в Карелии) и вод, искусственно настоянных на шунгите [1]. Шунгит применяется в технологии очистки природных вод для питьевых и оздоровительных целей по причине своего обеззараживающего эффекта (благодаря симметричной структуре атома [2] [3] [4], шунгит не может входить в состав аминокислот и сахаров живых организмов). Учёными Карелии разработаны соответствующие методы облагораживания структуры воды с помощью шунгита. Свежедроблёный шунгит, помещённый в холодную воду на месяц, обогащает воду углеродом3. И в неё поступает только та информация, которая полезна для живых организмов, а структура полимерных молекул приближается по форме к органическим комплексам.
Лечебные свойства шунгита таят в себе бездну неисследованных целебных, полезных эффектов, в основе которых лежит, видимо, высокая восстановительная способность необычных молекулярных структур, созданных природой в совершенно особых условиях [3] [5].
Итак, уникальность шунгитоносных пород «Онежской структуры» характеризуется чрезвычайными масштабами накопления углеродного вещества и специфической молекулярной организацией с его высокой восстановительной химической способностью. «По химическому составу изученный мной углерод шуньгского антрацита представляет значительное различие со всеми известными нам антрацитами», — писал профессор А.А.Иностранцев в 1879 году. В отличие от графита, при обработке царской водкой (смесью азотной и серной кислот), шунгит не даёт графитовой кислоты, то есть ведёт себя как аморфный уголь (видимо, образуется щавелевая кислота вместо ожидаемой угольной).
Многие современные исследователи считают шунгиты высокометаморфизованными битумами [6], однако, относят их к особой подгруппе ископаемых, рассматриваемых отдельно от битумов и нефтей. Установлено, что во всех породах «Шуньгской свиты» Прионежья углистая составляющая шунгита как вторичного минерала [7] принадлежит какому-то одному первичному веществу весьма древнего возраста.
Ясность в этот вопрос вносит разработанная в Санкт-Петербурге новая космогоническая концепция — Ходькова-Виноградовой [8]:
1) Планетогенез вокруг звезды происходит параллельно с рождением в её недрах всё более тяжёлых и сложных химических элементов. Эти два грандиозных сбалансированных процесса идут периодически, прерываясь в момент окончания синтеза элементов того или иного периода.
2) Новые элементы образуются в подповерхностных слоях звезды и взрывом периодически сбрасываются с оболочками в окружающее космическое пространство. (Наблюдения 2007 года, сделанные на Крымской астрофизической обсерватории, подтверждают существование источника энергии, разогревающего солнечную корону, то есть расположение зоны синтеза на 16 000 км под поверхностью Солнца.)
3) Из вращающихся, удаляющихся от звезды оболочек формируются планетные тела, наиболее молодые из которых — самые близкие, наиболее быстро вращающиеся, насыщенные более тяжёлыми элементами. (Генетическая принадлежность планеты родительской звезде может быть установлена по её вращательным характеристикам.)
4) Изначально наша система состояла из нескольких близких звёзд (ими когда-то были 4 угасших планеты-гиганта: Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер; Солнце зажглось позже в составе двойной звезды Юпитер-Солнце.)
5) Землю (как Марс и 4 галилеевых спутника Юпитера) «породил» гигант Юпитер (5,2 млрд. лет назад). «Солнечными» планетами являются Луна, Венера, Меркурий. (Коренной состав химических элементов Земля обрела из 6-й сброшенной Юпитером оболочки.)
6) Глобального масштаба диастрофизмы на Земле (впадины и опускания Мирового океана, разломы коры) возникают в результате периодических термоударных воздействий на планету взрывных волн, посылавшихся Солнцем в моменты смены режимов атомообразования (при окончании синтеза элементов конкретных периодов и рядов), а также Юпитером как звездой, чья последняя вспышка произошла 3,3 млрд. лет назад по окончании синтеза элементов 7-го периода.
7) Последнее подобное катастрофическое явление, обусловленное деятельностью Солнца, случилось 227 млн. лет назад, что вызвало омоложение, или даже образование, Тихоокеанской впадины (так что она достаточно молода).
8) Земные химические элементы подразделяются на те, что привнесены с Юпитера и с Солнца. Если юпитерианский углерод можно считать биогенным, то солнечный — абиогенным [9] [10] 4.
Как показано в новой космогонической концепции (ХВ-теории) [9] [11], удивительные качества шунгита обусловлены именно его космической родословной, которая началась с попадания на поверхность нашей тогда ещё молодой планеты абиогенного углерода, чужеродного Земле. Это произошло в результате выброса солнечной 2-й оболочки с синтезированными элементами 2-го периода Периодической таблицы. Среди них преобладал углерод особой структуры, не характерной для земного вещества юпитерианской природы — коренного углерода Земли, биогенного по своей сути, способствующего биологическим процессам в живой клетке.
Для понимания природы свойств и структуры шунгита необходимо рассматривать последующие превращения, которым подверглись углеродные фракции, составлявшие в отдельных местах весьма концентрированные скопления. Попавшие извне, они сохранили свой, независимый от остального вещества земной коры, эволюционный путь. Это был, в том числе, длительный процесс миграции привнесённых углеродных фракций, связанный со сложными процессами цикличного обращения и циркуляции вещества земной коры, приведший, в частности, и к образованию антрацитов из первоначально дисперсных углеродных фракций.
Геологическая история Земли, согласно ХВ-теории, неразрывно связана с закономерными взрывными событиями эволюции нашей современной звезды — Солнца, именно начиная с его 2-й вспышки. А особенность структуры полимерных углеродных молекул шунгита оказалась обусловленной одним из самых мощных термоударных воздействий взрывной волны Солнца на Землю [2] [8], вызвавшим так называемый Карельский диастрофизм. Это космическое событие обрушилось на Землю 1,96 млрд. лет назад по окончании синтеза Солнцем 4-го периода (5-го ряда) элементов.
Первичный источник шунгитоматеринского вещества следует искать в выбросах абиогенного углерода, к производным которого, по всей вероятности, относится и каменный уголь — антрацит, названный «солнечным камнем» [12]; он оправдывает своё название буквально [9], что в полной мере можно отнести и к шунгиту. Хотя и считается, что в мире нет древнее углерода, чем шунгит Карелии, на самом деле абиогенный углерод ещё старше.
Относят шунгитосодержащие породы к нижнему протерозою: для Онежской структуры — это возраст 2,1 млрд. лет, для Ладожских структур — 2,1–2,2 млрд. лет. Академик Д.В.Наливкин и другие исследователи пишут, что в Карелии широко распространён нижнепротерозойский — карельский цикл, и именно в пределах разреза этих образований залегают высокоуглеродистые породы на чётко определённом стратиграфическом (возрастном) уровне [13]. В тот момент, когда углеродсодержащие породы вышли на поверхность в результате миграционных флюидогеодинамических процессов, дальнейшее преобразование древнего солнечного углерода полностью определилось сильнейшим Карельским диастрофизмом из-за 5-й вспышки Солнца. Тогда закончился синтез мощного 4-го периода элементов, состоящего из элементов двух рядов Периодической таблицы — 4-го и 5-го. Данное событие и определило возраст современной формы существования древнейшего солнечного углерода [11]. 5-я вспышка Солнца была столь мощной, что вызвала в земной коре магматические процессы такого характера и масштаба, которые ни прежде, ни позднее на протяжении всего остального времени существования Земли не происходили. Подъём температуры и давления на подударной полусфере Земли был настолько сильным, что произошло расплавление гранитного слоя земной коры с образованием кислых пород литогенной природы и испарение менее связанных формаций, чем гранит, в том числе и углеродных формаций. И неслучайно исследователь О.А.Рысьев, автор работы «Шунгит — национальный камень России» [1], связывает образование особой формы аморфного углерода — шунгитов — с процессами в парах углерода, полученных в экспериментах лазерным испарением. Им показано, что при испарении углерода бoльшая часть его атомов группируется в кластеры, а конденсация паров углерода сопровождается образованием линейных углеродных цепочек, закручивающихся сначала в моноциклические кольца, а затем в глобулы из большого числа атомов, подобные фуллеренам из 60 атомов.
Последствия Карельского диастрофизма обозначаются на континентах системами разломов, грабенов и впадин, общей для всех континентальных щитов регрессией моря, возникших в таких физических условиях, в которых углеродсодержащие породы, оказавшись на поверхности, неизбежно должны были переформировываться.
Последним элементом 4-го периода, синтезированным Солнцем, является германий [2] [8] [11] [14], а поэтому Карельский диастрофизм мог во время 5-й вспышки светила сопровождаться выбросом германия, преимущественно перед другими элементами 5-го ряда 4-го периода Периодической таблицы. Действительно, наряду с шунгитами, привнесёнными Карельским диастрофизмом на территорию Казахстана, там обнаруживаются германиеносные железные руды и германиеносные угли. Неслучайно, что германий обнаружен и на Солнце, и в метеоритах.
Следует сказать об особых целебных свойствах самого абиогенного углерода и некоторых его соединений. Речь пойдёт о карбине как линейном полимере абиогенного углерода и так называемых перфторанах, или перфторуглеродах («голубой крови»). Кровь при контакте с карбином и перфторанами не образует сгустков — тромбов, поэтому волокно с покрытием из карбина стали применять при изготовлении неотторгаемых организмом искусственных кровеносных сосудов.
В рамках рассматриваемых свойств абиогенного атома углерода, действительно, могут быть объяснены некоторые феномены, связанные со свойствами перфторанов. В их основе лежит абиогенный углерод предельных и непредельных углеводородов, в которых осуществлено полное замещение водорода на фтор. Известно, что перфторуглероды чрезвычайно инертны к химическим превращениям: в основе химической инертности фторуглеродов лежит инертность алканов [3]. Тривиальное название алканов — парафины, означает отсутствие у них химического сродства (per affinity — без сродства), то есть низкую реакционную способность этих соединений. (В основе инертности последних — кубическое строение атома абиогенного углерода с тетраэдрическим расположением валентных электронов, пространственно равноценных по всем направлениям в объёме куба [3] [4] [9].)
Как было показано в работе [9], органический синтез на основе углеводородных продуктов перегонки нефти работает с абиогенным углеродом, не имеющим сродства с биохимическими процессами. И действительно, применяемые в медицине в последние годы кровезаменители на основе перфторуглеродов проявляют микробиологическую инертность, дезинфецирующее действие среды, в которой микроорганизмы не могут развиваться и строить своё белковое тело. Поэтому искусственная кровь на основе перфторанов излечивает жировую эмболию (закупорку) сосудов, имеющую микробиологическую природу. А отсутствие взаимодействия перфторуглеродов с глобулярными белками крови и их биогенным углеродом устраняет белковую несовместимость при переливании крови. Перфторан прекрасно транспортирует кислород по кровеносным сосудам; он как среда-консервант обеспечивает сохранность внутренних органов человека, предназначенных для пересадки.
Изучение свойств абиогенного углерода и его производных, в том числе и в первую очередь — шунгита, и расширение возможностей его применения может принести самые неожиданные результаты и успешное решение многих проблем, стоящих перед исследователями.
г. Санкт-Петербург
- Ваши рецензии