Рериховское и экологическое движения: когда начнется сотрудничество?
В период перехода от Кали к Сатья Юге, в особый Космический Момент планеты, Земля оказалась под угрозой потери жизнепригодности биосферы и, более того, под угрозой самого своего существования. Уже в 1926 году в книге «Община» (п.28) было Указано, что «явление омертвления Земли дошло до крайнего предела». Угроза жизни Земли носит чрезвычайный характер, но это осознано лишь небольшой частью человечества. Отсутствует адекватная реакция общества на социально-экологический кризис.
Как насущная потребность, около 40 лет тому назад в мире по инициативе небольшой, активной части общества, чувствительной к загрязнению, разрушению и обеднению природы, возникло экологическое общественное движение. За прошедшее время оно сделало немало, стараясь остановить деградацию биосферы. Определённые действия в этом направлении под влиянием общественности были предприняты государствами и на межгосударствен ном уровне. Но их оказалось недостаточно.
Состояние земной природной среды продолжает ухудшаться, причём с нарастающей скоростью. В 1997 году это отметила специальная Генеральная Ассамблея ООН В итоговом выводе ассамблеи записано, что «за последние несколько десятилетий почти каждая экосистема <...> на Земле была повреждена или полностью разрушена агрессивными человеческими существами (главным образом, мужчинами)»1.
Попутно подчеркнём, что обычно обсуждается состояние лишь плотной части природной среды; тонко материальный план остаётся вне сферы внимания.
Главная цель экологического движения сформулированная в своё время академиком Н.Н.Моисеевым, это совместная эволюция человечества и природы. Точнее говоря — создание условий для естественной эволюции природы (биосферы), поддержание природной среды в таком состоянии при котором возможно продолжение эволюции человечества.
Более полно проблема сохранения обитаемости Земли дана в Учении Живой Этики. Кроме экологического аспекта — отношения человека к природе, в Учении освещается и социальный — отношение к другим людям, к обществу, к самому себе. И при таком, расширенном, подходе совместная эволюция человечества и живой планеты утверждается именно главной целью человеческой деятельности.
У экологического и рериховского движений, конечно, имеется общность целей, но абсолютная разобщённость действий. Участники экологического движения сознательно действуют по спасению «сада земного», на Общее Благо, но попутно вносят энергии своих мыслей и чувств (положительные по отношению к природе и не всегда положительные по отношению к людям в тонко-материальный план Земли. Настоящие последователи Учения сознательно работают по овладению собой, по изживанию своих недостатков, применяют Учение в жизни и таким образом безусловно оздоравливают тонко-материальную сферу планеты, хотя в массе своей не принимают видимого участия в усилиях по спасению природы. В определённой мере такое поведение нельзя считать разумным. В загрязнённой и разрушенной биосфере, потерявшей способность к самоподдержанию жизни (а к тому всё идёт), в нездоровых человеческих популяциях места для воплощения духовных людей просто не будет. Возникает вопрос как может сочетаться труд по самоусовершенствованию, по развитию духовности с неучастием в оздоровлении плотного мира планеты при его столь критическом состоянии?
Вспомним то, что было Указано в 1933 году: «Спросят: чем можем сейчас служить на Земле с наибольшею пользою? Нужно оздоравливать Землю. Нужно в целом ряде мероприятий провести мировую задачу оздоровления. Нужно вспомнить, что люди беспощадно истребляют запасы земные. Они готовы отравить землю и воздух; они уничтожили леса, эти приёмники Праны; они уменьшили количество животных, забыв, что животная энергия питает землю. Они подумали, что неиспытанные химические составы могут заменить Прану и земные эманации. Они расходуют недра, забывая, что равновесие должно быть соблюдено. Они не думают о причине катастрофы Атлантиды. Они не думают, что химические составы должны быть испытаны в течение века, ибо поколение ещё не покажет эволюцию или инволюцию Люди хотят вычислять расы и подрасы, но самое простое явление разгрома планеты не входит в расчёт. Думают — как-то по милосердию разъяснится погода и обогатится народ! Но вопрос оздоровления не входит в расчёт. Так возлюбим все творения!»2.
От подошедших к Учению можно иногда услышать в адрес «зелёных» — «Вы воюете с ветряными мельницами!» или «Учителя всё сделают; вот будет Великий Приход». Таким «последователям» можно напомнить, что всё должно делаться «рукою и ногою человеческою» («Озарение», 2.V.5.) и что Учителя, помогая людям на пределе сил, Сами нуждаются в помощи. Можно напомнить также о необходимости противления злу: «Мы не можем стать непротивленцами злу, не став в то же время предателями всего человечества Долг каждого духовно развитого сознания всегда быть на страже и по мере сил пресекать зло»3. А какое зло сегодня больше, чем зло разрушения физического и тонко-физического аспектов жизни Земли?
В настоящее время стало предельно ясно — последователям Учения если они действительно последователи, необходимо включаться в экологическую деятельность. Проще всего, естественнее и в согласии с Учением, сделать это путём сотрудничества с «зелёными», с экологическими организациями, которые есть теперь почти в любом городе.
«Надо приучаться к общественности, к несению общественных обязанностей. Ведь такая работа, именно, входит в дисциплину Живой Этики. Иначе на чём, где и когда научимся сотрудничеству, этой главной основе Новой Эры?»4.
В сотрудничестве с «зелёными» можно многому научиться и многому научить. Учение Живой Этики поможет построить совместную деятельность по спасению планеты наиболее целесообразно.
- Ваши рецензии