Космическое сознание и музыка грядущего
Введение
Мир современной музыки сложен и многообразен. Никогда еще в обозримые для памяти человечества периоды не существовало одновременно столько различных направлений, стилей, жанров, видов, как в музыкальной культуре уходящего века. Благодаря научно-техническому прогрессу, в особенности сильно развитой системе средств массовой информации, многие достижения общечеловеческой культуры оказались доступными каждому. Вместе с тем стало чрезвычайно трудно управлять музыкально-информационным потоком, хлынувшим на человека по каналам теле-, радио-, аудиовизуальной коммуникации.
Добавим к этому новый звуковой фон, порожденный технической эпохой: звуки транспорта, производственные шумы, а также возможность «консервировать» и воспроизводить практически любые звуки природы, создавая новую реальность с заданной плотностью звуковой атмосферы. Картина становится весьма наглядной. Ученые всерьез говорят о болезни века — звуковой наркомании.
Словом, нынешнее время д ля музыкальной культуры ознаменовано тем, что человек воспринимает и переживает звук качественно иначе, чем в прошлом. И технология, электронная и компьютерная, играет здесь важную роль. Изобретения в этих областях создали благоприятную почву для появления новых искусств.
С приходом вычислительной техники музыкальное искусство получило возможность развиваться на принципиально новой основе. Появились универсальные электронные музыкальные инструменты — компьютерные системы, обладающие поистине неисчерпаемыми возможностями генерирования, синтеза и обработки звуков. Открылись ранее неизвестные виды музыкального творчества. Композиторская мысль проникла в глубины звука, в его внутреннюю структуру, вызывая к жизни огромные силы магического воздействия необычных звучаний на слушателя. Перед взором творцов открылся музыкальный космос, в котором возможно более тонко и вместе более мощно проявить духовную сущность музыки.
Слово Космос стало одним из наиболее употребляемых в наше время. Несмотря на широкий диапазон смыслов, вкладываемых в него, тот факт, что это понятие вошло в бытовое сознание, говорит о глобальных изменениях, происходящих в представлениях современных людей о жизни и вселенной.
Однако ощущение космоса тесно связано со способами его познания, со степенью развитости внешних и внутренних органов восприятия (чувства, ума, интуиции и т.д.). Проследим, как проявляются различные тенденции в познании космоса в естествознании и музыке, и в связи с этим попытаемся выявить истинную сущность музыки ближайшего будущего.
О двух тенденциях в современном познании Космоса
Возрастающая роль космического миросозерцания в современном обществе обусловлена, очевидно, двуединым процессом. С одной стороны, успехи естественнонаучных открытий, имеющие, как показывает история, положительные и отрицательные последствия, привели к полной рационализации важнейших сфер человеческой деятельности. Выход в космическое пространство, ощущение Земли как единого дома человечества, связь ее экологического и геофизического состояния с жизнью и будущим нынешней цивилизации — все это следы воздействия интеллекта, достигшего высокой степени развития.
С другой стороны, в течение последнего столетия наблюдается процесс возрождения иных способов познания Космоса, связанных с мистическим опытом, необычными состояниями сознания и новыми духовными практиками. На горизонтах современной науки вновь появляются тайные учения древних. Долгое время они хранились в недоступных для цивилизации школах эзотерических знаний, передавались в соответствии с устной традицией или фиксировались с помощью сложной системы символов и мифов, не поддающейся обычному логическому мышлению.
Как известно, философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Мудрость — состояние, когда человек прикасается к истине. Пути к ней различны, как и методы ее познания. Истину познают посредством высших эмоций как совесть, через высший интеллект как космический разум или космическое сознание, истину воспринимают духовными органами как откровение.
Очевидно, так понимали философию Пифагор и Сократ, Платон и Аристотель. И все их труды заключались в том, чтобы перевести на логический язык то, что в обычном сознании не укладывается. Похожая ситуация была и у мудрецов более позднего времени — мистиков и ясновидящих (Иммануил Сведенборг, Яков Беме), пророков и святых (Францизск Асизский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский). Их пророчества, видения и проповеди — это речи, письма и трактаты, появившиеся во вдохновенном состоянии от соприкосновения с Истиной.
Однако история западноевропейской философской мысли показывает, что несмотря на существование двух основных точек зрения на мир, преобладающим инструментом познания Космоса и у материалистов, и у идеалистов является интеллект, а универсальным способом его исследования — бесконечная цепь логических рассуждений.
Л.Е.Эпштейн. Космос
В процессе эволюции проявилась организующая, упорядочивающая и преобразующая роль человеческого интеллекта. Очищенный от желаний и страстей, свободный от каких-либо претензий на роль абсолюта, он мог бы стать поистине мощным двигателем духовного развития. Тем не менее, в реальной жизни чаще всего дело обстоит иначе.
Общепринятая точка зрения на ценность научно-технических достижений и целесообразность теоретических изысканий связана с их экономическим эффектом, реализованным и подтвержденным на практике. Даже самые фундаментальные научные исследования ведутся с отдаленной целью приспособить их к эгоистическим человеческим нуждам. Другими словами, человек машинной эпохи с помощью интеллекта делает гораздо удобнее и приятнее свою материальную часть жизни. Что касается эмоциональных и умственных впечатлений, то для этого у него есть искусство, религия и философия, в большой степени ментализированные. Поглощенный внешней деятельностью, он редко обращает свой взор во внутреннее своего существа.
Рациональный способ познания мира, развивающийся и усложняющийся со времен Древней Греции привел к умственно-дифференцированному восприятию Космоса. До предела расширилась сеть научных направлений и дисциплин. Существует большое количество специалистов в очень узких областях интеллектуальной деятельности. Есть космос физический, биологический, математический, астрономический, химический и т.д. В ученом мире часто преобладает раздельное восприятие действительности, когда за деревьями не видно леса или правая рука не ведает, что творит левая. Достаточно вспомнить нашумевший в 80-е годы проект поворота вспять сибирских рек. Такое положение вещей наводит на ложную мысль, что человеческому разуму все доступно. Возникает непоколебимая вера в него как в последнюю инстанцию, что само по себе очень опасно и ведет к крайностям, как, впрочем, и любая абсолютизация. Именно поэтому все человечество на пороге реальной угрозы самоуничтожения.
Рациональный метод познания мира все чаще заводит в тупик даже самых ярых его приверженцев или доводит до абсурда их дискуссии и споры. Еще знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп выразил это свойство ума, получившее с легкой руки Сократа название диалектики, в притче о языке, который является самой прекрасной и в то же время самой отвратительной вещью на земле.
Эта двойственность ума, когда противоположные мнения можно аргументировать одной и той же логикой, не позволяет человеку вместить в себя, например, некоторые результаты и выводы теоретических исследований в области современной космологии, к которым он сам неуклонно продвигался. Конечна или бесконечна Вселенная? Есть ли начало и конец у времени? Какова природа света: корпускулярная или волновая? Это только классические нерешенные проблемы. Есть и другие...
В последнее время ученые вплотную подошли к тем областям жизни, которые раньше считались некоторыми философами не иначе, как «мистической чепухой». Наметился интенсивный рост теоретических и экспериментальных исследований на грани естественных наук, психологии, а также новых направлений — информационной биофизики, парапсихологии и психоэнергетики. Изучение фундаментальных процессов жизни на микро- и макроуровне теперь сместилось в сторону скрытых сил Космоса, составляющих так называемый ноуменальный мир и воздействующих на внутренние органы восприятия, в отличие от феноменального, в котором силы физического плана воздействуют на внешние чувства человека.
Такая тенденция существенно изменяет лицо современного естествознания. «Современная наука постепенно приближается к пониманию основных законов строения мира. Противостояние науки и мистики, науки и оккультизма, науки и религии заканчивается. Со временем мы придем к новому пониманию мира, где древнее мистическое, оккультное, магическое знание и современное научное знание сольются воедино. Мистика учится выражаться научным языком, а естественные, традиционные науки начинают приближаться к пониманию более глубоких законов»1 . Предпринимаются попытки рационального объяснения труднодоступных для ума фактов из разных сфер жизни. Создаются научные теории, в которых объединены результаты рациональных и иррациональных способов изучения явлений, например, квант-силовая гипотеза Н.Н.Пятницкой или теория многополярности В.В.Ленского.
За последние сто лет появилось большое количество литературы с описанием различных религиозных и мистических опытов, необычных состояний сознания, тонких планов; множество духовных центров и школ с возрождением оккультных традиций древнего Египта, Индии, Америки.
Например, древнеарийские эзотерические учения, наиболее полно выраженные в индийских Ведах, повествуют о проявленном и непроявленном мирах, которые дают материал для построения человеческих тел. По традиции считается, что их, как и космических миров, — семь физический, эфирный, астральный, ментальный, каузальный, душевный и духовный. Терминология может варьироваться при сохранении одной и той же сути. Смерть физическая не есть смерть духовная. Духовная сущность человека проходит через смерти и рождения с целью истинного познания и слияния с Божественным и т.д
Это оказывает сильнейшее влияние на умы современных людей. Однако здесь есть две опасности: ментализирование информации о переживании других и пассивная неразборчивость при контакте с неведомым. И в том, и в другом случаях происходит искажение реальности в сознании человека, впервые соприкоснувшимся с неизвестной стороной жизни.
Кроме того, контакт с тонкими планами бытия небезопасен еще и потому, что сущности и силы непроявленного мира, как показывает зачастую печальная практика, гораздо более универсальны и могущественны, чем сущности и силы мира физического. Любое нарушение гармонии в этих областях, разбалансирование тел-оболочек в конечном итоге приводит к болезни и смерти. Хорошо зная эти законы, святые отцы христианской церкви, в особенности православной, именно в этом смысле предостерегали людей от всяких медиумических, магических и других оккультных опытов, которые на самом деле ничего общего с истинной духовностью не имеют.
Итак, можно с достаточной степенью очевидности утверждать, что на рубеже третьего тысячелетия сильно проявленные тенденции рационального и иррационального методов познания Космоса стали сливаться, и в ближайшем будущем ожидается рождение нового планетарного и космического мироощущения, подготовленного всей предшествующей историей развития человечества.
(Продолжение следует)
- Ваши рецензии