Лечить, обучать и воспитывать
В науке, как и в жизни, есть свои этапы и узловые моменты. И перед каждым ученым рано или поздно встает вопрос: а в чем же смысл его деятельности? Особенно это важно осознавать людям, так или иначе причастным к проблемам воспитания детей. Педагоги несут прямую и непосредственную ответственность перед будущим, и потому мне, как педагогу, особенно часто приходилось задумываться над своим местом в этой жизни.
Еще совсем недавно, когда единственной пашей идеологией в области воспитания было марксистко-ленинское мировоззрение, с официальной точки зрения все было четко и ясно. Теперь же многое педагоги находятся в растерянности, не зная, чем заполнить образовавшийся вакуум. И тут на помощь должен прийти колоссальный опыт, знания и традиции, накопленные человечеством за многие тысячелетия. Сейчас все более и более становится ясно, что и на науку, и на культуру надо смотреть гораздо шире, чем раньше: не только с материалистических, но и с идеалистических позиций, не противопоставляя их.
Мне представляется, что у россиян большое будущее. Когда во Франции умирал учитель «Всемирного Белого Братства» Омраам Микаэль Айванхов (см.«Словарь Имен». — прим.ред.), он призывал всех членов Братства обратить внимание на Россию. Он говорил, что России надо помогать, что именно в Россию перемещается сейчас центр духовности.
Айванхов получил хорошее светское образование и сумел соединить философские подходы к жизни с педагогикой. В основе его учения лежит метод работы над собой, который был им разработан. Им написаны 32 книги и прочитано 8700 лекций. Его идеи сейчас распространяются во многих странах мира. Книги печатаются на 19 языках, в ш числе и на русском.
Если обратиться к Живой Этике или учению Айванхова, то в них можно много найти интересного и архиважного для решения вопросов, связанных с воспитанием, самоусовершенствованием и социальной адаптацией. Сам я пришел к ним от неудовлетворенности, в поисках смысла жизни и путей решения проблем воспитания детей. Учение Айванхова привлекло меня своей направленностью на практическую ежедневную деятельность и детальной проработкой правил работы над собой. Если выбрать из него самое важное и ценное, можно разработать прекрасную программу саморегуляции, психогигиены, психокоррекции, построения гармоничных отношений между людьми. И было бы очень хорошо, если бы педагоги почаще к нему обращались. В основе его учения — милосердие, гуманизм, этика и эстетика отношений.
Если рассматривать проблему воспитания ребенка в аспекте его взаимоотношений в семье и обществе, то можно увидеть, насколько все виды нарушений и отклонений в развитии ребенка осложняют его отношения со средой. В этой связи важно найти пути и способы нормализации этих отношений. Здесь нам на помощь и приходят идеи Айванхова.
Сейчас довольно много сложностей с обучением и воспитанием, особенно умственно отсталых детей, детей с физическими недостатками и сирот. Я и мои коллеги обращались во многие инстанции, пока, наконец, коллектив лаборатории, которую я возглавляю, не был приглашен Центральным окружным управлением народного образования для работы в Московском интернате 98 для умственно отсталых детей-сирот. Он считался самым неблагополучным, неоднократно критиковался в средствах массовой информации. Но ведь для самых обездоленных детей наша работа наиболее важна и нужна. Нами уже разработана концепция их социально-трудовой реабилитации. Недавно состоялась коллегия
Окружного управления народного образования, на которой эта концепция была утверждена, и интернат признан экспериментальным.
С чего мы начали? С изучения контингента работников. Нами разработаны «портреты» учителя, воспитателя, младшего обслуживающего персонала. Главным критерием оценки личности в таком «портрете» являются такие качества, как гуманизм и милосердие. Независимая экспертная аттестационная комиссия, которая вскоре начнет работать, будет определять, кто из педагогов и обслуживающего персонала подходит для работы в интернате, а кто — нет.
Среди детей, находящихся в интернате, преобладают дети с олигофренией в степени дебильности, но есть и те, кто на грани с имбицильностью — более тяжелой формой олигофрении. Есть дети с отягчающими факторами: нарушением зрения, слуха, двигательной сферы. И все они имеют разные резервные возможности. Главное — увидеть в ребенке не худшее, а лучшее, опереться на здоровые силы в нем и сделать его вполне приспособленным к жизни и труду в современных условиях. Для этого нужно: его лечить, обучать и воспитывать. Лечебная работа практически везде сводится, в основном, к медикаментозной терапии. А ведь оздоровить детей можно и с помощью физкультуры, средств искусства, музыко-, свето- и цветотерапии и т.д. И даже ребенка с органическими поражениями мозга можно таким образом «подтянуть» до уровня 4-6 классов. Значительное внимание будет уделено духовному воспитанию детей в аспекте: личность — здоровье.
По нашей программе ребенок должен попробовать себя в самых различных занятиях в течение нескольких лет. Все это время мы будем за ним наблюдать, и только с 7-го класса вводится дифференцированное профессиональное обучение. «Для души» мы организуем самые различные факультативы и кружки: вязания, макраме, лепки, моделирования, художественного конструирования.
В культурной программе у нас будут занятия музыкой, литературой, знакомство с национальными традициями и духовной культурой. Планируется создать изостудию и театр, проводить экскурсии в музеях.
Теперь на нас надвигается рынок труда. Умственно отсталым, больным и ослабленным подросткам практически невозможно устроиться на работу. Мы предполагаем создание патронажной службы, которая обеспечивала бы выпускников интерната работой, помогала им объединиться в артели и товарищества. При школе намечено организовать Центр профессионального обучения и трудоустройства, культурный центр и социально-бытовую службу. Таким образом, нами будет вестись работа по трем направлениям: социокультурному, социально-бытовому и социально-трудовому.
Лично я беру на себя создание кабинета по профилактике детского стресса, саморегуляции, этике и эстетике поведения. В интернате будет полностью изменен режим, так как он должен быть нацелен не на создание условий для учителя и воспитателя, а на интересы детей. Учебные занятия будут сочетаться с физкультурой и спортом.
Утром — зарядка и солнцетерапия. Во время питания —музыка. В перерывах между уроками — занятия ритмикой. Вечером перед сном — медитация под музыку, молитва и словесный настрой.
Вся практическая работа по реализации наших программ начнется с сентября.
Хочу рассказать еще об одной очень важной инициативе. В целях социальной защиты детей сейчас создана «Ассоциация деятелей науки, религии и культуры по социально-трудовой реабилитации подростков и молодежи с отклонениями в здоровье и поведении». Обращение ассоциации к организациям, учреждениям и частным лицам подписали десять академиков, писатели, общественные деятели культуры и т.д.
По официальным данным 11 процентов детей сейчас имеют отклонения в психическом развитии, 60 процентов — хроники, 4.5 миллиона подростков нигде не учатся и не работают. Все понимают, насколько проблема здоровья детей и молодежи является сейчас важной. И в этой связи у меня и моих коллег имеется предложение создать детский духовно-культурный центр, где оздоровление детей проводилось бы гармонично, средствами высокого искусства, религии, общения с природой, физического и духовного воспитания. Я очень надеюсь, что эта идея найдет понимание и поддержку у многих людей, готовых послужить благородному делу воспитания детей.
- Ваши рецензии