Легенда о графе Сен-Жермене
(Пятая, заключительная глава книги Поля Шакорнака «Граф Сен-Жермен»)
Как путь птиц в воздухе, его путь с трудом обнаруживается.
Дхаммапада 93
Если на предыдущих страницах можно найти удовлетворительное объяснение загадок, которые задает жизнь господина де Сен-Жермена, богатого космополита, ученого и артиста, то зато в них нет ничего, что может объяснить легенду, создавшуюся вокруг его персонажа. И тем не менее эта легенда существует, и какое бы ни было наше мнение о ней, она также — исторический факт, который нужно учитывать.
Граф Сен-Жермен
Если свести к минимуму легенду, развитие которой мы проследили в третьей части данной работы, скажем, что она приписывает Сен-Жермену оккультную роль, вернее — роль «посвященного» и удивительное долголетие. Это необычно для современных историков: если им случается признать, что тот или иной персонаж сыграл важную и секретную роль в делах мира, они видят в этом политические махинации и более или менее честные средства. Что касается многовекового долголетия, само собой, любому «серьезному» современному уму это может показаться либо мечтой, либо обманом.
На самом деле, это лишь проявление чисто западного и современного, а в том, что приписывается Сен-Жермену, нет ничего, что удивило бы средневекового человека или жителя Востока, имеющего немного традиционных знаний.
И действительно, традиции всех народов упоминают о существовании людей, достигших очень высокой ступени духовного развития, о них говорят, что они прожили несколько веков, и даже, что они не умрут до конца нынешнего цикла1. Такими являлись в Ветхом Завете Енох, Мельхиседек и Илия, в Новом Завете — Иоанн Евангелист, который должен дождаться возвращения Торжествующего Христа2. К этим известным всем примерам нужно добавить те, которые нам предлагает восточная традиция: «Бессмертных» даосизма3 и тех Йогов Гималаев, о которых европейские путешественники слыхали в Индии4 — им по несколько сот лет, и тем не менее они сияют молодостью и силой. В буддизме, в Maitreya Samiti и в другом тексте, взятом из Трипитаки, переведенном на китайский Дхармаракшей, указано, что Кашьяпа, ученик Шакьямуни, не умер, а ждет, погруженный в медитацию, прихода Майтреи, «Будды будущего». Судя по китайскому тексту, Кашьяпа является одним из четырех высших учеников Будды, которые, несмотря на то, что они достигли ступени архата, тем не менее останутся живыми до конца цикла5. Из ламаизма можно процитировать пример великого тантрического гуру Падмасамбхава, который, судя по легенде, не умер и, покинув Тибет, верхом на летающем коне отправился в ракшасам (демонам-людоедам), которым он до сих пор проповедует доктрину6. Говорится также, что герой Гессэр из Линга вернется в конце цикла «для того, чтобы уничтожить всех, кто сопротивляется воцарению справедливости»7.
Исламская традиция также признает за некоторыми персонажами исключительное долголетие. «Спрятанный» имам шиитов исчез в IX веке в подземном мире в Самарре Иракской и должен вернуться до конца цикла в должности Мадхи — вождя для того, чтобы объединить народы, оставшиеся верными, в борьбе с Антихристом8. С другой стороны, Эль-Хидр, учитель Афрадов (одиноких)9, таинственный спутник Моисея10 считается до сих пор живущим: «У юрисконсультов я ненавижу больше всего две вещи, — говаривал знаменитый суфий Али аль-Шадхили, — они отрицают, что Эль-Хидр до сих пор жив, и изгоняют из лона церкви Эль-Халлажда!»11. Эль-Хидр обновляет свою молодость каждые 120 лет, постоянно путешествует по свету и практикует алхимию12.
На Востоке такие традиции известны всем. Тем на Западе, кто занимается эзотерикой, известны другие случаи, аналогичные упомянутым выше библейским и евангельским. Так, говорят, что Артур и Мерлин — два героя легенды о Граале — лишь «уснули», и что они проснутся для того, чтобы побороть Антихриста в тот день, когда он захочет завладеть «священным сосудом»13. Легенда также утверждает, что Карл Великий не умер, он находится «в Вундерберге, с короной на голове и скипетром в руке; его длинная борода прикрывает всю его грудь, вокруг него стоят его лучшие рыцари. Никто не знает, чего он ждет. Традиция гласит, что это тайна Бога»14. То же самое говорят и о Фридрихе Барбароссе, живущем уже много веков в горе Кисфхаузере, где он ждет Страшного Суда: за несколько дней до этого рокового дня, могучий властелин вновь появится, и увядшая империя возродится15.
Согласно немецким легендам16 Мастер Эккарт, «исчезнув, как Лао-Цзы, не оставив следов,»17 стоит перед Венусбергом и не пустит туда никого вплоть до Страшного Суда. Любой, кто интересуется герметизмом, знает, что и о Никола Фламеле18 и об алхимике, известном под именем Филалета19, говорят, что они не покинули землю. Стоит ли напоминать относящуюся всего лишь к XVII веку историю Гуальдо или Гуальди, во многом напоминающую историю самого графа Сен-Жермена, а также таинственного Альтхотаса Калиостро20.
Единодушие, проявленное в самых отдаленных друг от друга в пространстве и во времени традициях, доказывает, что долголетие, превышающее рамки обычной человеческой жизни — реальная возможность, которая была проявлена не один раз. Остается понять, что же оно означает, и это не так просто, как казалось бы вначале.
* * *
Достаточно беглого знакомства с традиционными доктринами, чтобы узнать, что они обычно выражены в символах, использующих реалии плотного мира для отображения аналогичных явлений тонкого и духовного мира. Нет сомнения, что долголетие физического тела прежде всего — символ непрерывности духовной функции и лишь потом — непрерывности некоторых психических элементов. Это не значит, что долголетие физического тела невозможно. Наоборот, оно обязательно должно быть возможным, иначе оно не могло бы стать приемлемым символом непрерывности духовной функции.
Из вышеизложенного понятно, что долголетие, приписанное тому или иному персонажу в легендах, может быть различного характера. Именно эти варианты мы сейчас рассмотрим более подробно.
В книге «В стране благородных разбойников» А.Давид-Ноель упоминает несколько из них: «Секрет долголетия разыскивался в Китае с таким же рвением, с каким искали философский камень на Западе. Некоторые утверждают даже, что то, что в наших странах обозначалось в эзотерике как трансмутация грубых металлов в золото, означало для посвященных искусство стать бессмертным. Древние китайские даоисты открыто заявляли о том, что владеют этим секретом...
В наше время говорят меньше об этой тайне среди тайн, тем не менее еще находятся искатели способов осуществить непрерывность своей личности в настоящем теле. С другой стороны, до сих пор, частью эзотерической доктрины некоторых учителей мистиков и восточных оккультистов являются различного рода теории о возможности бесконечно продолжать существование своей личности, чисто ли духовно, материально ли, но вне тела, к которому она в данное время прикреплена... Согласно различным традициям, в числе тех тайных книг, которые Падмасамбхава спрятал, есть трактаты о том, как избежать смерти, и среди искателей «термы» небольшое количество ищет именно их».
Если сравнить эту цитату и то, что мы излагали выше, мы увидим, что долголетие, символизируя непрерывность духовной функции, может означать:
— Устойчивость индивидуальности в одной и той же телесной оболочке, вне пределов обычного человеческого существования21.
— Устойчивость набора психических элементов в нескольких последовательных телесных формах и даже, как мы увидим далее, в одновременных формах.
— Устойчивость индивидуальности в тонком мире без смерти тела, в данном случае телесная форма «трансмутируется», резорбируется в своем тонком начале.
По нашему мнению, первый вариант представлен в случае Никола Фламеля, может быть и Святого Иоанна22. Второй вариант — случай ламаистских тюльку. А третьему варианту соответствуют Эпох и Илия. Другие варианты возможны, но в рамках этой работы мы не можем их обсуждать.
Различные указания, найденные в документах о графе Сен-Жермене подводят нас к выводу, что его случай может быть отнесен к тому же варианту, что и тюльку. Поэтому нам придется остановиться на этом вопросе для тех из наших читателей, кто не знаком с тибетской доктриной.
* * *
Тюльку, которых европейцы неправильно называют «живыми Буддами», являются членами ламаистской иерархии. Для того, чтобы дать, если не определение, то хотя бы приблизительное описание тюльку без лишних метафизических рассуждений, обратимся вновь к А.Давид-Ноэль:
«Согласно народным верованиям, тюльку — это перевоплощение23 какого-нибудь святого или умершего ученого, либо воплощение божества, демона и т.д. Первая категория тюльку самая многочисленная. Вторая насчитывает несколько редких воплощений мифических персонажей, например, Далай-ламы, Таши-Ламы, женщины-ламы Дорджи-Пхагмо и воплощений низкого ранга, тюльку некоторых туземных божеств, например, Пекара. Тюльку последнего выполняют функции официальных оракулов24. Некоторые ламы верят, что тонкая энергия, остающаяся после смерти создавшего — или питавшего ее, если он был уже тюльку ряда последовательных перевоплощений, притягивает и группирует созвучные ей элементы, превращаясь, таким образом, в ядро нового существа. Другие придерживаются мнения, что пучок развоплощенных сил сливается с каким-нибудь живым существом, чьи физические и духовные наклонности, приобретенные в ряде предыдущих жизней, обеспечивают гармоническое соединение»25.
«Случается, дух умершего переходит на несколько тюльку, существующих параллельно и официально признаваемых. С другой стороны, некоторые ламы слывут за тюльку нескольких личностей одновременно. Таким образом, Таши-Лама не только тюльку Евпамеда, но и Субхути, ученика исторического Будды. Таким же образом, Далай-лама воплощает и мифического Ченрезигса, и Гедюндупа, ученика и последователя реформатора Цзон-Ка-Па... Довольно часто случается, что лама предсказывает на смертном одре место своего следующего рождения. Иногда он сообщает подробности о будущих родителях, их жилище и т.д... Напав на след более или менее подходящего мальчика, совещаются с ламой-прорицателем. Если тот одобряет предполагаемого кандидата, то последнего подвергают следующему испытанию: несколько личных предметов покойного ламы перемешивают с подобными предметами, и ребенок должен отобрать вещи ламы, как бы узнавая предметы, принадлежавшие ему в прошлой жизни»26.
Цитаты достаточно хорошо освещают двойной аспект долголетия в случае тюльку. Тюльку божества соответствует постоянству духовной функции, тюльку исторического персонажа есть случай передачи различным персонажам, выполняющим данную функцию, набора психических элементов, среди которых, как видно из приведенного примера, фигурирует память. Это духовное и психическое наследство.
Если рассматривать все это с точки зрения интересующего нас под именем графа Сен-Жермена персонажа, вполне возможно, что он, будучи «рожденным» в последние годы XVII века или в первые годы XVIII, мог «помнить» и вещи, случившиеся за несколько сотен лет до этого.
* * *
Если признать все вышеизложенное возможным, остается вопрос: исходя из чего можно приложить данную ситуацию к графу Сен-Жермену? Можно ответить, что легенды на пустом месте не появляются, и что, наверное, были особенные причины, чтобы приписать духовную роль и долголетие именно Сен-Жермену, а не какому-нибудь другому таинственному персонажу с претензиями на роль посвященного (что было как раз не характерно для Сен-Жермена). Такими были, например, Калиостро и Мартинес Паскуалис. Надо полагать, что современники знали вещи, которые мы не знаем и которые как раз именно такой природы, что не оставляют следов, ощутимых для историка.
Например, если рассматривать уровень духовного развития, напоминающий то, что приписывают графу Сен-Жермену, а именно розенкрейцерство27, ясно, что историку невозможно знать, было ли это состояние достигнуто тем или иным персонажем или нет. Рене Генон пишет: «Знать, какими были настоящие розенкрейцеры, и определить, был ли тот или иной персонаж им — абсолютно невозможно, ибо речь идет о состоянии духовном, чисто внутреннем, о котором невозможно судить по каким-либо внешним признакам. К тому же, именно в силу своей роли, розенкрейцеры не могли оставлять следов в мирской жизни, так что, даже если бы их имена стали бы известными, они бы ничего никому не говорили. К тому же ценность этих имен относительна, ибо известно, что они меняли имена свои в зависимости от стран, в которых находились, что является лишним доказательством того, что они были выше ограничений обычной жизни... Если и было, что какой-нибудь настоящий розенкрейцер случайно сыграл роль во внешних событиях, историк никогда не догадается об особенном качестве этого человека, поскольку эти вещи принадлежат совершенно различным мирам28».
Поэтому совершенно бесполезно искать в исторических документах доказательство того, что граф Сен-Жермен достиг того или иного уровня духовного развития или был посланцем духовного центра. Самое лучшее доказательство этому — легенда, однако можно поискать среди текстов, фактов и приписанных ему действий те, что сочетаются с подобными качествами.
Прежде всего, нельзя не остановиться на последнем стихе четверостишия, находящегося под единственным известным портретом графа Сен-Жермена, и по поводу которого так возмущался д-р Бистер: «Если сам не бог, то могущественный бог его вдохновляет». Отметим, что «бог» здесь с маленькой буквы, значит, вероятно, речь идет не о «Боге» христианской теологии, а о «божестве» политеистской традиции, то есть об «ангеле». Достаточно иметь элементарные понятия о теории «множественных состояний существа»29, чтобы знать, что существо, находящееся в настоящее время на человеческой стадии, может уже в этой жизни проявить ангельские состояния. В этом ничего богохульного нет... Запомним, что современники графа Сен-Жермена были уверены, что он достиг высокого уровня духовного развития.
Много забавных деталей мы находим в речи, которую по недоброжелательному замыслу де Люше граф Сен-Жермен держал перед принцем Гессенским. Дело в том, что речь противоречит самой цели памфлетиста, поскольку содержит явные намеки на оккультные знания. Именно поэтому мы думаем, что де Люше ее не придумал. Вернемся к этой речи и подчеркнем смысл, который следует придать самым важным местам.
«Я ищу [подходящего] человека, из которого я бы мог сделать избранный сосуд и заполнить его небесной росой [распространенный символ духовного влияния, часто употребляемый герметистами и розенкрейцерскими авторами], которую я собрал в обетованной земле [символ райского состояния и высшего духовного центра, отождествляемого с обетованной землей]. Он не должен знать ничего [с мирской точки зрения] и быть способен ко всему [то есть представить все качества адепта, «исходного сырья» герметистов]. Другие [мирского характера] познания заняли бы в его памяти место тех, [традиционных, посвященческих], которые я собираюсь в него вложить. Свет и тьма, чистое и нечистое, Бог и человек не сочетаются. Я знаю Вас мало [как индивидуума], но много знаю Вас от тех [членов духовного центра, который откомандировал графа Сен-Жермена и который имеет средства определить потенциальных посвящаемых], которых Вы не знаете, но можете когда-нибудь узнать [если Вы достигнете духовного состояния, дающего возможность вступить в контакт с центром посвящения]. Небо вложило в Вас зародыш всех добродетелей. Разрешите мне их развить [посредством подходящей технологии]. Станьте небесным вместилищем, куда стекутся сверхъестественные истины...»
Опубликованный Мерсье и цитируемый нами ниже «философский сонет» также очень показателен. В первых двух четверостишиях лишь подтверждены философские познания графа, первый стих первого трехстишия, «Ничего не было, Бог захотел, ничто стало нечто» можно проинтерпретировать как сокращенный вариант сотворения мира ex nihilo (из ничего). Зато последний стих этого же трехстишия, «Ничто хранило равновесие и служило опорой» может иметь лишь один смысл, и он очень близок дальневосточным доктринам: «Ничто» здесь не «пустота», a Wu Wei даоистов, Непроявленное, принцип проявления. Согласимся, что такие воззрения не были обычными при дворе Людовика XV!
Удивителен также и последний стих сонета: «Я умер, я обожал, я больше ничего не знал», в котором смерть наступает раньше, чем поклонение. Логический смысл стих приобретает лишь, если речь идет о мистической смерти при инициации, а само посвящение выражается в обожании (бхакти индусов, махабба мусульманских посвященных). Конечное же незнание есть растворение всякого определенного знания в Высшем синтетическом и изначальном знании.
Наконец, даже странная история служанки, ставшей вновь девочкой благодаря эликсиру графа Сен-Жермена, может оказаться грубым искажением традиционной доктрины о возврате к состоянию «детства»— символу «изначального состояния», которую граф Сен-Жермен мог однажды излагать какому-то несведущему слушателю30. Известны другие случаи подобных искажений традиционных доктрин, ставших известными миру31.
* * *
Остается уточнить: к какой традиции, к какой организации относится граф Сен-Жермен. Нам известно, что граф официально признал, что носит не свое имя. Его имя, а также имя Космополита или Филалета32 не фамилии, а имя посвящения, имя должности. Его графский титул, так же, как и титул Калиостро, относится наверное не к его рождению, а к его оккультным способностям33. В самом деле, имя, под которым он главным образом был известен, означает всего лишь «Товарищ (лат. comes) Священного Братства». О каком же братстве идет речь?34
Среди современников графа Этейя приводит самое большое количество странных сообщений о Сен-Жермене, даже если он не всегда ясно понимал, о чем писал. Этейя говорит о двух известных под этим именем людях, и похоже, что тот, кого он знает — не тот, о котором мы рассказываем. Например, для Этейя, только лишь «его» Сен-Жермен — настоящий «алхимик» и «каббалист». Похоже, ему невдомек, что раз имя Сен-Жермена — название функции, она могла быть выполнена последовательно или даже одновременно несколькими людьми35.
Поскольку здесь нас интересует больше функция, нежели индивидуальность, запомним, что Этейя утверждал, будто Сен-Жермен является «единственным настоящим автором Филалета»36. Выше же мы видели, что Филалет — один из тех персонажей, о которых утверждают, что они Землю не покинули. Поэтому кажется, что герметическая функция, которая одно время проявилась под названием «Филалета» («друга правды»), проявилась затем под названием графа Сен-Жермена37.
В другом месте Этейя называет своего учителя «принятым в розенкрейцеры» и приводит существенное уточнение о том, что ему скоро 325 лет. За 325 лет до того 1784 года, в котором пишет Этейя, в 1459 г., произошла «алхимическая свадьба» Христиана Розенкрейца, легендарного основателя ордена розенкрейцеров38. В том же, 1459, году была издана первая оперативная конституция масонского ордена39. Возможно поэтому Сен-Жермен называл себя «старейшим из всех масонов».
Еще одно странное совпадение: Греффер приписывает графу Сен-Жермену желание исчезнуть из Европы и отправиться в Гималаи. О Николе Фламеле, о розенкрейцерах же было сказано, что они отправились в Индию, и Кунрат утверждает, что «верные восприемники мудрости эмигрировали за Каспийские горы...»40
Что до «возвращения графа Сен-Жермена, мы не станем дискутировать с теософами, утверждающими, что в этом человеке, отождествляемом с их «учителем» R..., можно узнать одного из основателей движения. В книге «Теософизм» Рене Генон достаточно ясно доказал, что вместо того, чтобы передать миру оккультное учение, Т.О. всего лишь распространяет грубую подделку под индусские доктрины и карикатуру на эзотерическое христианство. Теософы использовали в своих корыстных целях уже готовую легенду. Дата 1875 г., данная для «возвращения» графа Сен-Жермена, примерно соответствует возрождению влияния традиции на Западе, однако Т.О. является скорее препятствием этому явлению, нежели его источником41.(Редакция «Дельфиса» не разделяет этого мнения автора.)
Можно с уверенностью сказать лишь о том, что до конца цикла произойдет то, что иногда называют «новым появлением Мудрецов», — новое проявление традиционных функций, которые сейчас в оккультации, и что до решения судеб человечества вновь появятся Энох, Илия, Тайный Имам, святой Иоанн, Гессар, а также Артур, Мерлин, «Уснувший Император» и, если наши предположения верны, та сущность, которая была проявлена под именем графа Сен-Жермена.
Что же касается до нас, наша единственная цель была в том, чтобы собрать все, что можно знать об одной из индивидуальностей, которые послужили проявлениями для этой таинственной сущности. Какими бы скромными ни были результаты нашей работы, нам показалось, что не лишена интереса тема, позволившая прикоснуться к тем проблемам, о которых мы написали в этой последней части. И мы почувствуем себя полностью вознагражденными, если нам удалось предложить читателю, то тут, то там, тему для медитации...
Перевод с французского Мишель Дебренн
- Ваши рецензии