Мандалы и их проматрица
Мандала — индуистский термин для обозначения круга. Это вид янтры (инструмент, способ, символ) в форме ритуальной геометрической диаграммы, иногда соответствующий особому пророческому свойству или некоторой форме магии (мантры), которой дается, таким образом, визуальное выражение.
Керлот Х.Э.
Фигуры, подобные мандалам, встречаются повсеместно с древних дописьменных времен и сохраняются доныне в религиозных и светских традициях в самом разнообразном виде. На рис.1 приведена так называемая Шри-Янтра — мандала, известная в Индии и Тибете. Само слово «мандала» отмечено уже в Ригведе во многих значениях: колесо, кольцо, орбита, шар, округ, страна, пространство, совокупность, общество, собрание, одна из десяти частей Ригведы, возлияние, жертва, вид земли, вид растения и пр.
Бесспорно, мандалоподобными фигурами являются также пантакли для вызывания духов, известные европейцам. Это комбинации кругов и квадратов с указанием стран света, стихий или их символических эквивалентов в виде специальных знаков.
Мандалоподобные фигуры изрядно варьируют. Сопоставляя их между собой, автор пришел к представлению о существовании единой схемы, совмещающей типичные черты многих мандал, построил матрицу, точнее протоматрицу, приведенную на рис.2. Опишем ее характеристики.
Во внешний несущий круг, который можно рассматривать как символ вечности и равновесия, вписан диагонально ориентированный квадрат — образ Земли и материальности, насыщенный графикой прямых и дугообразных линий, словно вторящих земному разнообразию форм. Все эти линии — суть элементы следующих фигур: 36-ти малых квадратов — базовых (размером 1х1), 16-ти кругов единичного радиуса, одной самой малой центральной окружности с радиусом единиц, касающихся ее четырех кругов радиусом 3/2, особой окружности, промежуточной, с радиусом. Заметим, что радиус обрамляющей окружности составляет единиц, а сторона наибольшего квадрата — 6. С предыдущей матрицей (для круглых и полукруглых алфавитов) схему роднит: наличие именно этого главенствующего квадрата 6x6 с 36-ю малыми квадратами 1x1, единичные по радиусу окружности, присутствие квадрата размером х, касающегося вершинами сторон основного квадрата.
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Опираясь на сконструированную протоматрицу, допустимо предположить, что, например, внутренняя часть Шри-Янтры, состоящая из треугольников, по-видимому, могла выглядеть изначально так, как показано на рис.3. На каком основании сделан подобный вывод? Обратившись к мифологии, вспомним «Калачакра-тантру»1, где страну Шамбхалу окружают восемь снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. В центре их — столица, где в дворцовом парке легендарный царь Сучандра построил огромную мандалу калачакры — колеса времени. Так вот, мандала, будучи сакральной геометрической схемой, содержит в себе и эти восемь «священных гор» — восемь равнобедренных прямоугольных треугольников (рис.4а), причем каждый состоит из девяти подобных же треугольников, меньших, в целом напоминающих уже знакомый нам символ в первой матрице (рунических знаков). В совокупности получаем 72 (8х9) базовых треугольника (попарно образующих малый единичный модуль-квадрат). Известно, что 72 области считаются местообитанием духов. В Тибете же и Монголии мандала почитается как обитель бога и различных божеств.
Рис.4
Рис.5
Мандала содержит в себе восьмичастные и четырехчастные символы, пришедшие из самой глубокой древности, например, восьмиконечные звезды. На рис.5 приведены такие фигуры: а) из Болгарии эпохи неолита; б) из Малой Азии эпохи бронзы; в) из Абхазии VIII века н.э. Все эти изображения представляют собой не что иное, как центральную часть протоматрицы мандалоподобных изображений, взятую отдельно (выделено на рис.5г). Просматриваемый здесь восьмилепестковый лотос связывается в тантризме с янтрой (женским началом) и детородным лоном, а также с восемью ликами божеств. Схема центральной части (круг с радиусом) содержит в себе сразу три типа деления пространства-времени:
а) четырехчастное (четыре махараджи — владыки сторон света и четыре сезона);
б) восьмичастное (четыре основных знака Зодиака и четыре промежуточных, известных в древности от Китая до Европы и Африки, и восемь локапал — хранителей сторон света).
в) двенадцатичастное (когда промежуточные стороны света делятся еще пополам и получается наиболее привычная нам система из двенадцати частей круга). Изначально, однако, это еще не привычные нам знаки Зодиака (китайские, индийские или европейские). Это двенадцать символических элементов — нидан, выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимосвязанного происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Они моделируют на мандале бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и обусловливает последующую.
Рис.6
Образная интерпретация нидан в астрологических схемах у разных народов и породила привычные нам знаки Зодиака. Кстати, знаменитый диск «Пи» у китайцев2 (круг с отверстием в центре, символ неба и бесконечности) легко просматривается тут же, в центре протоматрицы. Эти диски в изобилии обнаружены в погребениях эпохи неолита и часто сделаны из нефрита.
Мандала необычайно тесно связана с храмовыми сооружениями как с местом обитания бога или божеств, являясь и схемой и планом культовых строений, и выражает наиболее общую идею «квадратуры круга», т.е. соединения круга и квадрата — вечного с временным, небесного с земным.
Рис.7
Ряд исследователей (Хуммель, X. и М.Аргуэльс и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест, например, кромлех Стоунхендж, имеют в своей основе принцип мандалы. Многие храмы Индии и Индокитая построены аналогично (знаменитый Боробудур в Индонезии). Мандалу в виде чертежа, временного или постоянного, изображали либо прямо на культовых сооружениях (стенах, полах, потолках, алтарях), либо близко от них (в саду, на специальных камнях или даже на досках и деревьях, что напоминает о тесной связи мандалы с мировым древом или древом жизни). Тогда мандала служила медитативным целям единения с высшим миром (тонким, невещественным), и ее психическая функция до сих пор сохранилась в ряде традиций. Один из монахов ламаистского монастыря Бхатья Басти, Линдем Гомхэн, описывал мандалу Карлу Густаву Юнгу как «ментальный образ, который может быть выстроен в воображении только сведущим ламой». Он подчеркивал, что «ни одна мандала не является такой же, как другая, все они различны, потому что каждая есть отраженный образ психического состояния ее творца, другими словами, выражением изменения, внесенного психическим содержанием в традиционную идею мандалы».
• «Процветающий ромб» (символ растительности и мирового древа), Малая Азия, 6 — 7 тыс. лет до н.э. (рис.8а, б, в).
• Символ четырех сторон света в эпоху неолита, Малая Азия (рис.8г, ж, з).
• Счетверенный знак козла вокруг квадрата (напомним: козёл — жертвенное животное), Украина, средние века (рис. 8е); Месопотамия, 4 тыс. лет до н.э. (рис. 8д).
• Парные и четырехчастные знаки в символике неолита, Северная Месопотамия, 3 тыс. лет до н.э. (рис. 8и, к).
• Все указанные изображения могут происходить из протоматрицы, как это показано на рис. 9.
Рис.8
Рис.9
Таким образом, мандала представляет собой синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. В этом, собственно говоря, и кроется причина того, что мандалоподобные изображения могут быть, при всей их типологической схожести, столь разнообразны. Например, если мы рассмотрим одну из схем, представляющую собой «универсальную» матрицу всей техники боевых искусств — кэмпо (рис.6а), и сопоставим ее с возможным прототипом (рис.6б), то найдем много общего и некоторые отличия, тем не менее не мешающие сохранению смысловой нагрузки схемы. Здесь, согласно китайской традиции, содержатся: четверка — планы Манифестации пути, пятерка — взаимодействие пяти стихий или энергий, составляющих человека и мир вокруг него, восьмерка — число триграмм или сторон света, двенадцать — календарные месяцы и пр. Цифровая символика и ее связь со стихиями, обозначающими также стороны света, использована и при создании магического квадрата «ло шу» (рис.7а, его проекция на протоматрицу дана на рис.7б), в котором все четные числа — ИНЬ, все нечетные — ЯН. Пятерка в центре соответствует земле, четверка и девятка — металлу, двойка и семерка — огню, шестерка и единица — воде, восьмерка и тройка — дереву. Аналогичные схемы, полученные из данной протоматрицы, известны в других регионах со времен глубокой древности. А.Голан приводит их в своей книге «Миф и символ» в следующих примерах:
Рис.10
Рис.11
Заметим, что мандалоподобные фигуры, даже если и были примитивизированы по отношению к изначальной схеме, в своей семантике сохраняют элементы исходного содержания мандалы. Пример — «узел вечности», известный в древности практически во всех культурных традициях (рис.10а, б, в). Н.Н.Якимова в статье «Тропою орнамента» (Дельфис. 1996. № 8) подробно анализирует эту фигуру и упоминает, что, как считалось, «жизнь и смерть, земля и небо связаны воедино этим узлом». Как тут не вспомнить «колесо времен», «вращение рождений и смертей».
Мандала как символ единства стихий, сторон света (обозначаемых стихиями) и движения (в том числе и физического — вспомним кэмпо) послужила прототипом и для знака олимпиад (рис.11), знака пяти колец (пяти первоэлементов), возникшего еще в минойскую эпоху в средиземноморском регионе. Новое время, эпоха объединения мира, возродила как саму олимпийскую традицию, так и ее символ, оставшийся нам от древнейших эпох.
Мандалоподобные изображения, бесспорно, повлияли и на формирование одного из начальных видов письменности — иероглифической. В отличие от фонетического письма знаки этой письменности могут быть не связаны со звуком, но обозначают понятие, а иногда — и целую фразу, что делает их близкими именно мандалоподобным символам.
В заключение приведем несколько знаков из языка «иньских» надписей (вторая половина эпохи Шан-Инь, XIV —XI век до н.э.), происхождение которых можно, вероятно, связывать с построенной протоматрицей: «Я» (имя собственное) — рис.12а, «ЦЗИ» (циклический знак) — рис.12б, «ФУ» («не» — наречие) — рис.12в, «У» (пять) — рис.12г, «ДИ» (верховное божество, приносить жертвы божеству) — рис.12д.
Рис.12
Но это не единственные знаки, которые могли быть редуцированной формой мандалоподобных изображений, хотя вместе с тем данная протоматрица, конечно, не является единственным источником для всех типов иероглифических надписей. Кроме того, отмечается наличие символов, встречаемых в нескольких типах матриц одновременно. Их можно назвать «транзитивными»; возможно, они относятся к универсальным архетипическим фигурам, наличие которых постулировал еще К.Юнг.
От редакции
Предлагаемая матрица, безусловно, является важным структурным инвариантом, систематизирующим представления людей прошедших эпох о мироустройстве, его вечных единых законах. В своей геометрии она содержит ЗОЛОТОЕ ОТНОШЕНИЕ — универсалию природных явлений (), так как из трёх центрированных кругов матрицы промежуточная окружность имеет радиус, отвечающий числу. Золотая пропорция присутствует теперь в явном виде, графическом, чего не было раньше — в матрице круглых и полукруглых алфавитов, тем более — в прямых (рунических). Зададимся вопросом, с чем могут быть сравнены три концентрические окружности матрицы — внутренняя, средняя и внешняя? Их радиусы относятся как С точки зрения пространственного устройства систем различного происхождения приведенные три уровня в целом соответствуют: в Солнечной системе — позициям орбит Меркурия, Земли, ближайшей границе пояса астероидов, тянущегося широкой полосой между орбитами Марса и Юпитера; при пулевой пробоине — сквозному отверстию, плотному лучевому оперению трещин, границе далеких редких трещин; в глазе — зрачку, радужке, «яблоку»; в планировке города — центральной части, жилому массиву, периферии. Промежуточная окружность, часто выделяющаяся в мандолах, отождествляется нами с так называемым «кругом жизни» — оптимальным, достаточно безопасным рубежом, где, по-видимому, антропоморфия, т.е. воплощение жизни по земному или близкому типу, может достигать в планетной системе, Галактике и других сходных звездных системах своего оптимального выражения и где принцип золотой пропорции, вероятно, проявлен в большей степени; там пролегает та буквально живоносная граница, которая очень четко прослеживается, например, в самых разнообразных растительных структурах — цветах, плодах и т.д. (см. в данном номере журнала статью «Зову утроения вторит пространство»).
Любопытно, что среднюю окружность можно интерпретировать и как ситуацию «предельного цикла» (в рамках синергетического подхода) и как «фокальную линию» по отношению к внешнему кругу, будто центральный светильник строит вдоль нее свое изображение с помощью «зеркала» этого внешнего обруча. Но именно схоже звучит известная мысль о том, что биологическая жизнь Земли воссияла благодаря Солнцу и органике как раз с астероидных тел.
Заметим, что средняя окружность совмещена с тем квадратом матрицы, сторона которого равна радиусу наибольшего круга (квадрат. В результате, площади этих двух фигур приблизительно равны, так как отношение их S0/S = π/3,6 ≈ 0,87. В этом видится намек, что проблема «квадратуры круга» и в самом деле не может быть точно разрешена на плане нашего земного существования. Так, не равнозначно вечное — преходящему, а бескрайнее — тому, что очерчено горизонтом. Присутствие в мандалоподобных изображениях указанных трех кругов, думается, не случайно и описывает самые общие принципы организации систем.
Я.Н.
- Ваши рецензии