Метафизика традиционных космологических моделей
Введение
Становление человека как самоосознающего существа происходит в раннем детстве, когда ребенок начинает отличать себя от окружающих предметов и людей, что порождает первое диалектическое представление: Я и не Я. Затем формируется следующее понятие: Мое и не Мое. Одновременно с этим возникает (вначале неосознаваемое) ощущение своей неразрывности и зависимости от социальной и природной среды, ибо ребенок не может существовать без матери или людей, ее заменяющих.
Принцип двойственности (дихотомии) в познании, обусловленный самой природой человека, является основой всех философских систем вне зависимости от культуры и цивилизации. Нет ни одной философской системы, не включившей в базисные понятия принципа единства противоположения — конструктивного, создающего первичный импульс для саморазвития. Это заложено во всех религиозных и научных системах. Попытка абсолютизации какой-либо из противоположных сторон, канонизация, превышение значимости ее, приводит в конце концов к нарастанию деструктивных тенденций внутри системы, ее разрушению или преобразованию1. Понимание этих процессов как общих для человеческого общества и окружающей природы еще в древнейшие времена привело к созданию единой схемы мироздания — к возникновению метафизики — науки, изучающей не только чувственный физический мир, но и явления, стоящие за пределами ощущений человека.
Мета-физика означает за пределами физического, за границей ощущаемого. Метафизические системы вначале возникали в виде мифотворчества, рассказов о животных и о героях, где с помощью аналогий показывались структурные связи и последовательность развития космологических процессов. Они воспринимались, с одной стороны, как занятные сказы, с другой — как содержащие тайны гнозиса знания, понятные лишь немногим.
Общая метафизика
Термин «метафизика» иногда употребляют с негативным оттенком, отрицая возможность познания Абсолюта. Поэтому появились понятия «абсолютно иное», «трансцендентное», «принципиально непознаваемое состояние реальности» — вечное и неизменное, «принцип принципа», «начало начал». Этот уровень Бытия в метафизике не может быть ничем определен, он превышает абсолютное Бытие и Небытие, является запредельным и наивысшим принципом — «нереальным» Абсолютом. Он проходит через все более низкие метафизические планы как тайна происхождения, как импульс стремления к единению с Высшим для устранения неполноты.
Следующим уровнем, рассматриваемым в метафизике, является «чистое Бытие». Именно этот уровень чаще всего в различных религиях называют Богом. Это, собственно, центр метафизики. Он символизируется числом один, так как именно оно лежит в основе всего того, что относительно (уже не так, как чисто трансцендентное, не негативно), но вполне различимо, хотя — только в рамках метафизического видения. Чистое Бытие является позитивным истоком всего наличествующего, оно выступает как «реальный» Абсолют только для более низких метафизических уровней. Здесь появляется первое ограничение — неполная (ущербная) дихотомия. Она состоит не в разделении чистого Бытия, не в наличии чего-то другого наряду с ним, но в отсутствии этого другого, которое получило название Небытия. Небытие, ограничивая Бытие и являясь метафизически первичным по отношению к нему (можно представить себе отсутствие Бытия, но невозможно представить отсутствие Небытия), тем не менее все-таки коррелировано именно с ним. Таким образом, Небытие есть обратная сторона чистого Бытия, но все же ограничена им и символизируется «бездной», или «тьмой - вверху»2.
Рисунок С.Турий
Третьим метафизическим уровнем является «чистая Субстанция», или универсальная природа, принцип универсального Становления. Если чистое Бытие имеет своим символом единицу, то универсальная природа — это два. Чистое Бытие и чистая Субстанция3 — это уже вполне нормальная (не ущербная) дихотомия, так как первый и второй члены диады вполне позитивны как с метафизической, так и с онтологической4 точек зрения, ибо здесь речь идет о делении внутри Бытия. Онтология начинается с этого уровня универсальной природы, которая есть «принцип Проявления». Чистое Бытие, являясь Единством, не может быть проявлено, так как в нем нет расщепления на того, кто свидетельствует о факте проявления, и на сам этот факт. Оно за пределом всякой двойственности. Чтобы проявление могло возникнуть, необходимо принципиальное деление этого чистого Бытия на два принципа. Собственно, это и происходит, когда возникает универсальная природа.
Чистое Бытие — единица — символически распадается на два. Причем это расщепление или удвоение, не является и не может являться количественным разделением целого на две части. Мы находимся здесь по ту сторону всякого количества, так как сами принципы проявления никоим образом не могут быть проявлены. Расщепление чистого Бытия — это разделение того, чем это чистое Бытие является, и того, чем это чистое Бытие не является, — универсальной природой.
Универсальная природа содержит в себе три качества: чисто бытийное, огненное (волнующееся) и пассивное (темное). Качество бытийное — это, с современной точки зрения, информация (сознание, интеллект); качество огненное — энергия (активность); качество пассивное — плотная материя. Тройственная структура качеств природы до начала проявления находится в совершенном равновесии, а после отправного мгновения проявления качества приходят в неравновесное (конфликтное) состояние, которое и приводит к движению, развитию Вселенной.
Четвертым метафизическим уровнем является само проявленное (порожденное универсальной природой от «деяния - недеяния» чистого Бытия) — Вселенная, которая (или, как говорят индийцы, «тройной мир») несет в себе совокупность трех качеств.
Высшая степень манифестации — «информационный мир», максимально приближенный к чистому Бытию. Это мир как бы чистого Интеллекта (Разума). Именно он дает форму вещам, но сам таковой не имеет. Отсутствие формы в данном случае может быть достаточным основанием для того, чтобы этот принцип был непознаваем для мира форм.
В мире форм проявляются два качества — энергии и плотной материи. Эти миры можно называть, соответственно, Атмосфера и Земля. Они образуют сферу Становления и иногда именуются «мирами жизни». Именно в них осуществляется цикл рождений и смерти, и именно они представляют собой универсальную природу в ее проявленном состоянии. Два этих нижних мира — миры физические, а миры выше них составляют основу метафизики. Она начинается за пределами мира форм, на уровне чистого Интеллекта. Принципы тонких форм мира Атмосферы содержатся в мире Интеллекта, а принципы грубых, плотных физических форм — в мире тонких форм. И все же тонкий мир может быть рассмотрен как промежуточный между наиболее грубым уровнем проявления (где двойственность природы выливается в количественную множественность) и наиболее тонким, метафизическим (Информацией), который можно назвать миром Качества и проявленного Единства. Мир энергии — это мир волнений, вибраций, волн, которые могут подняться до высоты духовных небес, но могут и низвергнуться в воронку грубой материи.
По сравнению с плотными, тонкие формы, в которых концентрируются витальные, жизненные энергии, имеют несопоставимо большие степени свободы. Но подлинно метафизическим достоинством они начинают обладать лишь тогда, когда стремятся к радикальному самопреодолению, то есть к тому, чтобы перестать быть формами вообще, отождествившись со сверхформальным Интеллектом. Эта метафизическая перспектива выражается в идее Живого Бога, то есть такой уникальной тонкой формы, которая максимально концентрирует в себе силы, ориентированные на Небесный уровень, на выход за сферы жизни как таковой. Однако существуют и другие возможности:
— постоянное воспроизводство самого себя с постепенным угасанием в процессе циклических вибраций; это путь «заблудших» форм (душ) тонкого мира;
— перспектива накопления количества «чистой пассивности» приводит к тому, что эти тонкие формы (души) устремляются к растворению в том мире, который Евангелие называет «тьмой кромешной», или «тьмой - внизу», то есть тьмой на кромке между тонким миром Атмосферы и грубым аспектом мира Земли — Минеральным. Эта тенденция более негативна, нежели проявление тонкой формы в форме плотной (то есть души в теле): на грани двух миров форм располагается как раз метафизический ад, то есть сфера чистого внутрибытийного негатива, настолько отрицательного, что даже природная иллюзия форм служит для него объектом «ненависти». Мир «тьмы кромешной», или «подтелесной» реальности, — это нижний предел проявления и вообще всей онтологии. Именно здесь абсолютно исчерпывается всякая ориентация на Преодоление, то есть вообще все метафизическое содержание Бытия5.
Таким образом, метафизика выводит следующую космологическую схему:
«абсолютно иное» → чистое Бытие — Небытие → универсальная природа → Вселенная → (информация — энергия — материя).
Китайская традиция
Это — одна из наиболее развитых древних философских систем. Высшим уровнем космологических представлений у китайцев является представление о ничто, которое символически обозначается как пустой круг. Это никак и ничем не проявленное состояние творческого принципа (Тай чи — Абсолют), и в нем есть в потенции все и ничего. Творческий принцип проявляет себя в какой-то момент в виде творческой энергии подобно взрыву из «точки». В процессе расширения часть энергии «замораживается», в итоге возникают два качества: активное — ян и пассивное — инь. Этот момент именуется «Великий Предел» (Тай цзи). Он обозначается в виде круга, разделенного пополам волнообразной чертой, в котором находится светлое — ян и темное — инь; в каждом из них зарождается полюс противоположного принципа. Отсюда следует, что один полюс имеет значение только благодаря другому. Китайцы говорят, что с момента возникновения полярности появляется и относительность. На основании взаимопроникновения противоположностей (ян-инь) складывается противоречивое состояние расчлененности и одновременного единства в каждом явлении природы, в каждом ее предмете. Ян рисуют сплошной линией ─ , а инь прерывистой — —.
Далее «расширяясь, часть энергии замораживается и образуется вакуум с замороженной энергией (материей), затем активная энергия возвращается, заполняя вакуум, пронизывает замороженную энергию и прилипает к ней. Образуется материя с остатками энергии и различные меньшие энергии с вкраплениями материи». Эти энергии образуют в дополнение к уже имеющейся творческой энергии (первоэлементу дерево) еще четыре вида первоэлементов, составляющих Универсум: огонь, землю, металл, воду.
Схематически это представлено комбинацией двух вышеуказанных линий:
Четыре образа, развиваясь, формируют восемь символов (багуа — восемь триграмм):
Триграмме Цянь подчинен образ (принцип) неба, триграмме Дуй — образ моря, Ли — огня, Чжэнь — грома, Сюнь — ветра (дерева), Кань — воды, Гэнь — горы, Кунь — земли.
Все принципы на данном онтологическом уровне находятся в идеальном равновесии (порядок Фу-си), попарно уравновешенном состоянии. При смещении знаков, то есть когда они приходят в движение, констатируется двойное движение: обычное, по часовой стрелке, суммирующееся и расширяющееся в ходе времени, на основании которого определяется уходящее; и противоположное, обратное, сворачивающееся, сжимающееся, на основании которого образуются ростки будущего. Образно выражаясь, если мы понимаем, как дерево свернуто в семени, то можно представить и будущее развитие — разворачивание семечка в дерево. Такая идеально уравновешенная, гармоничная определенность сущностной структуры потенциального мира и его развития называется «домировым порядком», или порядком «раннего неба». Этот уровень соответствует уровню универсальной природы в метафизической традиции.
Для инициации проявлений природы должно произойти нарушение идеальной уравновешенности принципов и стоящих за ними сил. Механизм нарушения идеального порядка китайская традиция не описывает, но констатирует другую расстановку принципов в реальном проявленном мире. «Внутримировой» порядок, или порядок «позднего неба», освобожден от попарного, антагонистически противоположного характера расположения знаков триграмм. Они расположены в последовательности своего вступления в явления круговорота года. Эта схема реально происходящих процессов, ход и развитие которых анализируется и управляется посредством асимметрии сил. Неравномерность распределения сил несет в себе деятельную потенцию, обусловливающую движение и трансформацию вещей и событий «внутри» мира. Данная система (порядок Вэньвана) восьми фигур служит картиной того, что происходит и на Небе и на Земле. При этом постоянный переход одного знака в другой подобен тому, как в мире происходит переход одного явления в другое. На этом принципе была построена «Книга Перемен»6, которая на протяжении уже нескольких тысячелетий определяет системное мышление и действия китайцев.
Развитие закономерностей взаимодействия этих восьми символов друг с другом приводит к появлению некоей целостной системы, пронизывающей собой все явления макро- и микромира, группирующей их в определенном порядке. Из восьми триграмм образуются гексаграммы, число которых достигает 64 (возведение 8-ми в квадрат). Механизм образования 64 гексаграмм детально разработан, так как это важно применять в практической деятельности (например, в акупунктуре7). Известно соответствие этих гексаграмм с пятью первоэлементами. Законы взаимоотношения пяти первоэлементов определяют порядок взаимопорождения и трансформации энергоинформационных процессов в природе, в циклах рождения и смерти для миров тонких и миров плотных форм.
Христианская традиция
Иудейская, христианская, мусульманская традиции объединены здесь под общим названием — христианской, так как основой всех трех религий является «Ветхий Завет». Христианство не имеет четко сформулированной космологической модели. Фрагменты информации о космогенезисе содержатся в отдельных высказываниях Ветхого Завета и разбросаны по различным писаниям Святых отцов. В данном рассмотрении мы отойдем от общепринятой схемы сотворения Мира и рассмотрим только его метафизические аспекты.
Высшим уровнем космологической иерархии является понятие единого Бога как Абсолюта. Эта идея первоначально была развита в иудаизме; согласно ей Бог понимался как носитель абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющего свою причину в себе самом. Все нижележащие уровни тонкого и вещественного миров были порождены Им. Несмотря на констатацию принципиальной непознаваемости, христианская традиция начиная с Никейского собора (325 г.) наделяет уровень Бога тремя качествами (тремя ипостасями): Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе), и Духа святого — «животворящего» начала. Надо отметить, что мусульманская традиция так и не приняла символом веры троичность высшего Начала и отстаивает принцип неразделимости Его ипостаси. В отличие от троичности Бога во многих других религиях троичность христианского Бога не является взаимозаменяемой между ее ипостасями; их единство не есть ни рядоположенность, ни слитность. Все ипостаси троичности взаимопроницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают им только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта прозрачность есть чисто личное отношение любви. Все три качества Бога равночинны, все они участвуют в сотворении и бытии Космоса.
Этот уровень с точки зрения метафизики соответствует универсальной природе (третий метафизический уровень). Действительно, известна следующая формула: все от Отца (ибо наделено от него Бытием) через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию Смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). Сравните с тремя качествами универсальной природы — бытийностью, огненностью и пассивностью (информацией, энергией и вещественностью). Несмотря на троичность качеств Бога, на данном уровне нет противоположения чего-либо, нет дихотомии и противоречия.
В Евангелии от Иоанна (Ин 1.1) сказано: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога, все через Него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Слово (Логос — Мудрость — Смысл — Информация) является воплощением одной из ипостасей Абсолюта — Сына божьего. В псалме Давида (Пс. 32.6) сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их».
Вторым уровнем в христианском учении является «мир небесный». Он заселен «воинством небесным» — ангелами. Хотя в Священном писании не сказано о последовательности творения ангелов, но принято, что их сотворение предшествовало сотворению вещественного мира и человека. В свидетельствах Дионисия Ареопагита о небесной иерархии ангельские чины разделены на три чина: высшие, средние и низшие. Иерархия построена по схеме цепи передачи информации (воли Бога) от Абсолюта: «Бог открывает свою волю высшим Ангелам, высшие просвещают остальных». К высшим ангелам относятся Серафимы, Херувимы, Престолы; к средним — Господство, Сила, Власть; к низшим — Начала, Архангелы и собственно Ангелы. Число ангелов бесконечно. Все они образуют мир Неба, и посредством них Бог управляет Вселенной.
На этом уровне впервые возникает противоречие в форме противопоставления одного из архангелов Богу. Противопоставление развивается на уровне одного из низших ангельских чинов. Один архангел и последовавшие за ним падшие ангелы после небесного сражения были помещены в «мир поднебесный» (воздушную среду, атмосферу). В принципе это противопоставление и является базисом христианского учения. Так построена вся моральная и духовная система христианства. Борьба за души человеческие, спасение вечной души человеческой от сатаны (противника), дьявола (клеветника) и возвращение ее к Богу, истинному Началу и Творцу этой души, является основной задачей христианства. Это один из главных метафизических принципов нацеленности нижележащего на самопреодоление, признание себя несамодостаточным и в этом эсхатологическом стремлении самоуничтожения — слияние с принципом высшего, по отношению к себе, уровня.
Третьим уровнем космологической схемы христианства является мир поднебесный, который, кроме атмосферы, включает в себя земную поверхность и воды. Этот тварный мир населен животными, растениями, насекомыми. Кроме того, он является местом отбывания наказания человека за первородный грех — получение несанкционированной Богом информации. Хотя запрет был нарушен по дьявольскому искушению, первочеловек, находящийся в тонком ангельском теле, был перемещен из рая небесного в мир поднебесный, на землю, и одет в «одежды кожаные», то есть воплощен в плотном теле. Главным содержанием мира поднебесного является человек. Именно здесь происходит борьба сил добра и зла за человека, за его душу. Здесь же пребывают падшие ангелы в неисчислимом множестве, сюда же снисходит Господь Бог в своей ипостаси Сына для спасения человечества. Воплощаясь в Сына человеческого и принимая смерть плотскую, он снимает первородный грех, показывая человеку его спасение через воскрешение в духе. Он побеждает «князя мира сего» — самого дьявола и заключает его в самый плотный мир — мир подземный.
Мир подземный (ад, бездна, преисподняя, тартар, внутренность Земли) является четвертым уровнем космологической схемы. По словам, например, Серафима Роуза, ад, также как и рай небесный, не имеет определенного пространственно-временного континуума физического мира. Это мир только зла, зависти и ненависти в противоположность миру небесному, где царит чистое добро, благость и любовь. Здесь место временного заключения главы падших ангелов и место страшных мучений. Место, где свобода воли полностью отсутствует. То есть место самого тяжелого плотного состояния (см. сноску 5. — Прим. ред.).
Мир небесный и мир поднебесный являются метафизическими аналогами уровня проявленной природы (тонкого и плотного миров). Мир подземный — метафизический ад — предел структурной проявленности, чисто негативный полюс по отношению к высшему бытийному уровню.
Индуистская традиция
Брахманическая традиция — одна из наиболее разработанных в метафизическом плане древних систем космогенеза.
Высшим уровнем здесь является уровень нети-нети, то есть «ни то, ни то». Этот уровень запределен по отношению к любым проявлениям двойственности и единства, Бытия и Небытия. Поэтому индусы говорят о том, что Брахма Ниргуна8 не есть ни cam, ни асат, то есть «ни сущий, ни несущий», ни Бытие и ни Небытие, но принцип Адвайты, Недвойственности, отнюдь не совпадающей, однако, с Единством Бытия (Сат)9. Таким образом, этот уровень характеризует понятие «запредельного» — трансцендентного — и является аналогом представления «абсолютно иного» в метафизической традиции. Брахма Ниргуна не может быть назван «отрицанием отрицания», так как в нем нет никакой, даже обратной, корреляции ни с одним из метафизических уровней — все эти уровни не отрицают и не утверждают Брахма Ниргуна никоим образом, все они не имеют с ним просто никакой общей меры. И тем не менее, будучи совершенно апофатическим10, именно Брахма Ниргуна является основой всех вещей, без которой «ничего не начало быть, что начало быть» (Ин. 1.3). Этот чисто трансцендентный принцип —основа всей метафизики, ее верхний полюс.
Вторым, собственно метафизическим, уровнем по отношению к Брахме Ниргуна, служит уровень Сат, или чистое Бытие — Брахма Сагуна, то есть Брахма, наделенный качествами. Его также называют Богом, Ишварой (Исвара — Исварог — Сварог у языческих славян), Господом, Господином. Этот уровень аналогичен уровню «реального» Абсолюта в метафизической традиции. В отличие от Брахмы Ниргуна, обладающего принципом Недвойственности, Брахма Сагуна уже обладает принципом He-единственности, то есть впервые возникает ограничение: Сат отграничен Асат, появляется первая неполная дихотомия Бытие-Небытие. Это понятие позволило индийцам первыми среди других земных цивилизаций сформулировать понятие нуля как Небытия, как противоположность позитивному (катафатическому) понятию Бытия (Сат), отождествляемому с единицей.
Третий метафизический уровень после Брахма Сагуна — это уровень Пракрити11 или универсальной природы («пред-тварной»). Пракрити отождествляется с числом два. Брахма Сагуна и Пракрити уже составляют полноценную диаду, так как здесь нет полного отрицания одного члена диады другим. Оба позитивны, но противоположны. Брахма Сагуна распадается на самого себя и на Пракрити, которая может быть названа принципом универсального проявления, то есть универсальной Матерью всех вещей — Мула-Пракрити («корневой» природой). Поэтому Брахма Сагуна обозначается как «мужской принцип» — Пуруша12, а вышедшая из него Пракрити — как «женский принцип». Взаимодействие мужского и женского принципов создает онтологическую предпосылку проявления некоторых возможностей Пракрити. Проявленное в данном случае и есть та форма существования Бытия, которая является одновременно наилучшим способом его максимального сокрытия, вуалирования. Поэтому иногда Пракрити называют Майей (иллюзией).
Пракрити обладает тремя «Гунами» (качествами): Саттва (чисто бытийное), Раджас (волнующееся, огненное) и Тамас (пассивное, темное). В этом аспекте Пракрити воспроизводит на субстанциональном уровне тройственность: Сат — Чит13 — Ананда14 (Бытие — Сознание — Красота). До тех пор, пока они находятся в совершенном равновесии, проявленность не реализуется. Воздействие Пуруши нарушает гармонию качеств, они приходят в конфликтное состояние, которое вызывает движение Пракрити в проявленное. На этом уровне уже полноценно осуществляется взаимодействие противоположностей как принципа «реального» Бытия.
Четвертым уровнем служит Вселенная, порожденная универсальной природой (Пракрити) в проявленное. Проявленное в индуизме называется «Трибхуваной15», или «тройным миром» (по числу гун). Эта совокупность трех миров есть структуризация Пракрити по степени метафизического достоинства при стремлении к самопреодолению ее составляющих.
Высшая степень манифестации — Свар (Небо), или сверхформальный мир, проявление гуны Саттва. Это отражение (аналог) Сат, чистого Бытия, мир чистого Интеллекта, Бодхи16, который является заместителем Пуруши в проявлении, символом «пассивной активности» принципа, или, в современном понимании, — мир Информации. Брахманы уподобляют Бодхи «Лучу, зажегшемуся в черном Океане Пракрити от воздействия черного Солнца Пуруши», отчего переводятся в действительное все возможности проявления. Бодхи, пребывающий в Небе-Свар, дает форму вещам, но сам таковой не имеет, а потому непознаваем для мира форм.
Следующей степенью манифестации является мир тонких форм, проявление гуны Раджаса. Этот мир называется Бхувас, или «сукшма шарира» (тело наслаждения), — мир жизненных энергий. В западной традиции его обычно именуют миром Души. В этом мире находятся потенции плотных форм, которые для грубых тел являются «огненным состоянием» — Теджасом.
Манифестация гуны Тамас демонстрирует мир плотных форм, или вещественный мир — Бхур (Земля), «стхула шарира». Мир Бхур имеет несопоставимо меньше степеней свободы по сравнению с миром тонких форм и, тем более, миром формального интеллекта. Он осуществляет максимум своего онтологического негатива через проявленную количественную множественность, через вырождение возможности в реальность17. Здесь энергии находятся в почти максимально связанном, структуризированном, плотном виде при минимальной свободе их трансформации. Структура, или «форма форм», в индуизме называется «Вирадж» (Космический Разум) и определяется Единым Космическим Интеллектом (информацией), организующим это плотное Бытие через посредство тонкой «формы форм» (форм энергий). Благодаря такой связности, взаимопроникаемости трех миров, сохраняется тенденция к трансформации каждой мельчайшей частицы плотной субстанции во все более и более высшие сферы, вплоть до «абсолютно иного» — Брахмы Ниргуна. Тогда происходит остановка «колеса кармы», то есть перевоплощение тонкой формы человека из одной плотной формы в другую (циклов жизни и смерти), и реализуется устремление в мир Бодхи. Но общая инерция «потока проявляемости» (последовательной структуризации) может выродиться в дальнейшую устремленность к сверхплотному состоянию, к полному отрицанию свободы, к максимальной упорядоченности и связности, что приводит к самоутверждению собственной единственности как высшего проявления. Это состояние аналогично метафизическому аду.
Таким образом, индийская метафизическая традиция дает следующую космологическую схему разворачивания Непознаваемого: «абсолютно иное» («ни то, ни то») → чистое Бытие-Небытие (Сат-Асат) → универсальная природа (Пракрити) → Вселенная, мир Информации (Бодхи) → мир тонких форм → мир плотных форм.
Общее и различное в метафизических моделях
Сравнивая между собой традиции разных цивилизаций, внешне развивавшихся относительно самостоятельно (метафизические школы существовали в основном в закрытых малочисленных жреческих кругах и среди священнослужителей, прошедших несколько ступеней посвящения), мы видим, насколько в основных своих чертах сходны изложенные концепции. В каком бы регионе ни развивалась пытливая мысль, вопрошающая, с чего все начало быть, что начало быть, конечная схема в том или ином виде возникает одна и та же. Более того, число первоэлементов, из которых слагается проявленная Вселенная во всех метафизических учениях, равно пяти, и, несмотря на некоторые различия в названиях этих первоэлементов, функциональные качества их одни и те же. Например, в китайском наборе первоэлементов — дерево, огонь, земля, металл, вода; в индийской традиции — Акаша18, ветер, огонь, вода, земля; в западной (греко-арабской) — эфир (айперон), огонь, воздух, вода, земля. Если мы сравним с известными современной науке состояниями вещества, то их будет тоже пять: вакуум, плазма, газ, жидкость, твердое. Аналогия с современными представлениями условна, так как под первоэлементами древние понимали не само физическое вещество и его состояние, а его принцип, и более правильно будет сравнивать их с различными состояниями энергии, как это наиболее четко указано в китайской традиции. Современная физика пришла к пониманию пяти форм движения материи в виде физических полей взаимодействия: торсионно-спиновое, гравитационное, электромагнитное, сильное (внутриядерное) и слабое.
Таким образом, сходство систем есть результат отражения человеческой мыслью реальности, существующей независимо от субъекта. Современная западная наука при всей ее молодости уже подошла к решению проблем Начал космогенезиса. К настоящему моменту большинство ученых склоняется к гипотезе Большого Взрыва (яйцо Брамы в индуизме, образ точки для ничто) как к моменту начала разворачивания Вселенной. Что было ДО — область таинственного, поэтому, не имея фактов, на которые можно опираться, физики не рискуют высказывать предположения, за исключением того, что существовала такая же материнская Вселенная, одна из точек которой явилась источником нашего Универсума. Тем не менее, независимо от традиций, наука пришла к пониманию определенного уровня метафизической схемы. Троичность нашего мира просматривается в нескольких аспектах: информация — энергия — вещество; пространство — время — информация; вакуумэнергия — вещество. Всем этим триадам категорий существования Вселенной присуще качество взаимопрозрачности, что делает их родственными ипостасям Бога различных религий.
Уровень существования чистого Бытия (универсальной природы) тождествен состоянию вакуума. Вакуум метафизически характеризуется чистым Интеллектом, Разумом, Информацией. Из него рождается вещество, а значит, и энергия. Проявленная природа — это миры жизненных форм, которые представляют собой состояния материи в полевой форме (энергии) — аналоге тонкого мира, а в вещественной форме — аналоге плотного мира. Как видим, наука достигла некоторого понимания третьего метафизического уровня по космологической схеме, изложенной выше.
Теперь рассмотрим источники различий в обсуждаемых метафизических традициях. Во введении мы уже говорили о первичности эмпирического представления противоположения Я и не Я, соотношения, которое древние обозначали как микрокосмос и макрокосмос. Это базисная категория, по сути определяющая все развитие цивилизации в зависимости от исходной посылки, высвечивает представление человека о его месте в этом мире. Возможны три варианта исходных посылок, состоящих из двух противополагаемых модусов: доминирование первого, доминирование второго и равночинное рассмотрение обоих. Назовем каждый вариант парадигмой, которую выдвигает и разрабатывает та или иная цивилизация.
Западная цивилизация, имеющая истоки в греко-арабской древней культуре, стремилась выяснить сущность Космоса и, исходя из той или иной онтологии, определить цели человеческого существования. Таким образом, здесь доминирует модус не Я. Парадигму западной цивилизации можно определить как: «что такое Мир?» и «если Мир таков, то зачем в нем Я?».
Эта парадигма оказала колоссальное влияние на развитие религии и науки. Научное познание искало ответ на первую часть парадигмы и сформировало «объективный», механистический подход к исследованию природы и человека. Научным считается такой подход, который максимально устраняет из сферы изучения чувственность и психику человека. Это так называемый приборный метод исследования или, по классификации автора данной статьи, экстероцептивный подход, когда исследование осуществляется через орудия производства. В связи с этим даже в медицине стали преобладать механистические принципы: наиболее развитой оказались хирургия, химическая фармакология, а наименее — психосоматические методы лечения. Концепция христианской религии отвечала на вторую фразу парадигмы о смысле человеческого существования и реализации себя на планах проявления этого мира. Здесь человек во плоти является внешним элементом по отношению к земному миру, к его природе. Он помещен сюда в результате совершения первородного греха, и задача его жизни — вернуться на свой первоначальный уровень, преодолев плотское состояние безусловным служением Высшему Смыслу Бытия.
Индийская цивилизация исходила из противоположной посылки, из сущности человека (рассматривавшегося прежде всего как психологический субъект) и из психологии, более или менее онтологизированной. Превалирование модуса Я привело к учению о мире, который мыслился в категориях психологии, и о целях человеческой жизни. Парадигму индийцев можно сформулировать так: «кто Я?» и «если Я таков, то что такое Мир и какова моя цель в нем?»
В соответствии с парадигмой индийской цивилизации развился интероцептивный подход к исследованию мира, то есть через внутреннее его переживание. В различных йогических и буддийских системах были разработаны тончайшие методики исследования микрокосмоса и макрокосмоса посредством медитативных практик. Проникновения в сущность процессов, происходящих на Земле и в Космосе, оказались настолько глубокими, что для западного человека понимание того, о чем идет речь, приходит только по мере переосмысления этих процессов современными научными методами. Слишком различны понятийный аппарат современной науки и языка древних изложений тех же истин.
Древние китайцы исходили из сущности человека как природного и социального существа и, рассматривая мир и общество как нечто данное, интересовались прежде всего ролью человека в мире и его отношениями с природой и обществом, причем общество также считалось частью природы, космоса. Китайцы считали равноценными оба модуса: Я и не Я. Их парадигму можно изложить как: «есть Я и Мир» и «что же Я должен делать в этом Мире и как относиться к нему?» В соответствии с этой парадигмой все исследования человека и природы шли в обязательном сопоставлении явлений и в их взаимовлиянии друг на друга на Небе (в Космосе), в Поднебесной (на Земле) и в Человеке. Характерно, что в триаде древнекитайской философии (Небо, Человек, Земля) человеку отводится центральное место, а Небо и Земля рассматриваются только в их отношении к человеку. Отсюда, возможно, и проистекает своеобразный прагматизм древнекитайской мысли.
Такой функциональный подход заложил еще в древнейшие времена в медицине хронобиологический метод, увязал движение планет и звезд с социальными и другими переменами, позволив создать одну из величайших по мудрости книг — «Книгу Перемен», где изложены единые законы устойчивости и изменчивости явлений нашего мира. Поэтому «Книга Перемен» для многих поколений китайцев стала книгой-оракулом, с которой советовались при решении многих личных и государственных проблем. В настоящее время некоторые ученые в структуре 64 гексаграмм узнают по аналогии принцип строения генетического аппарата живых организмов. Действительно, слишком много имеется совпадений для того, чтобы они были случайными. Для примера упомянем лишь некоторые из них:
1.Китайцы считают структуру одной черты трехчленной; сплошная черта (сильная), обозначающая ян, имеет три полных части ; прерывистая черта, обозначающая инь, представлена лишь двумя частями из трех . Между основаниями двойной спирали ДНК имеются только два типа водородных связей: тройная и двойная.
2.ДНК и РНК состоят только из четырех оснований. Имеется четыре сочетания черт инь и ян в биграммах, именно: Тай —ян, Шао — ян, Шао — инь и Тай —инь.
3.Кодировка последовательности аминокислот в белковой цепочке заложена в последовательности расположения оснований в цепи ДНК; один код — три последовательно расположенных основания. Основа кода гексаграмм — триграммы.
4.Имеется 64 возможных кода для сочетаний из четырех оснований по три. «Книга Перемен» состоит из 64 гексаграмм.
5.Из 64 кодов три из них являются немыми, то есть не соотносятся ни с одной из 21 аминокислот, а являются как бы знаками препинания для считывания на цепи ДНК. Из 64 гексаграмм четыре гексаграммы считаются неблагоприятными для использования в акупунктуре при лечении больных.
Религия китайцев — даосизм — предлагала жизнь в соответствии с Дао. Дао — это путь, путь в согласии с законами Неба и Земли. Тот, кто их чтит и всегда выполняет, может жить бесконечно долго, ибо находится в гармонии с природой. Ритм и смена жизненных энергий всегда соответствует приходящим в данный момент энергиям Неба и Земли. Если человек нарушает эту гармонию, поддается соблазнам и страстям, а это сбивает его биоритм, то приходящие энергии не совпадают по фазам с изменениями в организме и, таким образом, становятся для него патологическими, вызывая различные нарушения. В то же время отвечающая этическим принципам, адекватная законам гармонии, далекая от насильственной и механической практики сознательная тренировка по особым психофизиологическим методикам дает возможность, при необходимости, управлять энергиями высших планов и достигать состояний, при которых проявляются новые необычные свойства организма19.
- Ваши рецензии