warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В истории русско-польских культурных связей много ярких страниц. Может быть, благодаря большому вниманию исследователей, литература и музыка XIX—XX вв. дают нам немало примеров взаимосвязи и влияния двух культур. Но, при всей своей доступности, искусство остаётся ещё малоизученной областью. Предлагаемая статья польской исследовательницы Анны ГИЛЬДНЕР знакомит нас с важным культурным явлением — Обществом польских художников «Sztuka». Автор не случайно сравнивает его с русским художественным объединением «Мир искусства», которое с 1910 по 1915 г. возглавлял Н.К.Рерих. Каждое из этих творческих сообществ появилось и развивалось в разное время, на своей почве, но несомненно, что они оказали огромное влияние на художественную жизнь своих стран, объединили лучших художников и помогли созданию множества прекрасных произведений.

Мир искусства и польская sztuka

Рубеж XIX и XX веков — период бурного культурного расцвета всех стран Европы, время зарождения европейского модернизма — стал периодом необычайной культурной интеграции всей Европы. Несмотря на отличия в культурной традиции и совершенно иную политическую ситуацию независимой России и Польши, как в деятельности русского художественного объединения «Мир искусства», так и Общества польских художников «Sztuka» можно заметить общие философские источники, тождественные или очень похожие организационные формы, параллельное развитие и взаимное влияние.

Деятельность обоих институтов, в своё время самых влиятельных художественных организаций на территориях России и Польши, преследовала одни и те же цели: интегрировать и защищать новаторов в искусстве от «мещанских» вкусов сограждан, популяризировать западное искусство и знакомить заграницу с достижениями родной культуры. Результатом их деятельности был расцвет национальной культуры.

«Мир искусства» можно, вплоть до 1917 года, считать отдельным направлением в русском искусстве, активно действующим в русской культуре свыше двух десятилетий. Это, однако, прежде всего журнал «Мир искусства», издаваемый в 1898 — 1904 годы. Он возник как орган молодых художников и критиков, в оппозицию к академической среде и мещанской прессе, против искусства, вдохновлявшегося традициями 60-х годов XIX века и народничества.

Наряду с журналом, вне официальных структур художественной жизни и в оппозиции к ним, возникло объединение под таким же названием. Ядро группы составляли: главный редактор, потом также издатель журнала Сергей Дягилев и художники Александр Бенуа, Константин Сомов и Лев Бакст. Кроме названных, в состав группы входили почти все выдающиеся представители искусства той эпохи (Е.Лансере, В.Нувель, А.Нурок, И.Грабарь, Н.Рерих, М.Добужинский, В.Кандинский, Д.Философов, Д.Мережковский, Н.Минский, З.Гиппиус, В.Розанов, Л.Шестов, К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Белый, Ф.Сологуб). Их художественная деятельность по размаху и достижениям, пожалуй, не имела себе равной на протяжении всей истории русского искусства.

Интересно, что многие участники группы были юристами по образованию (С.Дягилев, Д.Философов, А.Бенуа, Л.Бакст, И.Грабарь, Н.Рерих). И почти никто из них не ограничивался только художественной деятельностью, но серьёзно изучал и пропагандировал древнерусское искусство (Н.Рерих участвовал в нескольких археологических экспедициях, а И.Храбарь и А.Бенуа много писали по истории русского искусства). Кроме того, А.Бенуа и С.Дягилев возглавляли два известных журнала: первый— «Художественные сокровища России», второй — «Ежегодник Императорских театров».

Само название журнала — «Мир искусства» подчёркивало ведущую идею—свободу искусства и универсальный подход к его проявлениям. Это название совершенно соответствовало содержанию журнала, где рассказывалось о живописи, музыке, театре, балете и литературе. Широта знаний и талантов участников способствовали разнообразию и взаимному влиянию выдвигаемых идей. Впрочем, для эпохи модернизма характерно было стремление к стиранию границ между отдельными видами искусства.

По замыслу Дягилева и Бенуа, журнал должен был представлять собой образец полиграфического искусства. Вкус оформителей, обилие репродукций и украшений, бумага, формат и так называемый елизаветинский шрифт, принятые для «роскошных изданий», выделяли «Мир искусства» среди журнальной продукции тех лет и стали образцом для позднейших «Золотого руна» и «Аполлона». Художественное единство слова и иллюстрации, графического знака и поэтического символа определяли незабываемое целое, неизвестное прежде в русском издательском деле.

Журнал, соединяющий разные виды искусства, быстро стал центром формирования нового эстетического мировоззрения и зеркалом культурных перемен на рубеже веков. Исследователи подчёркивают благотворное воздействие журнала и его выставок на русскую живопись, графику, архитектуру, дизайн, театр, книжное и музейное дело, искусствознание, охрану памятников. Он был совершенно аполитичным. У людей, идеологией которых являлся панэстетизм и вера в облагораживающую силу искусства, любовь к Родине выражалась в культурной и художественной просветительской деятельности. Парадоксально, что место политики занимали в журнале жизнетворчество и своеобразный эстетический мессианизм, противопоставление искусства ограничениям социальной действительности.

После закрытия журнала и формального распада объединения в 1904 году группа основоположников продолжала поддерживать дружеские связи и в дальнейшем выступала как организующая сила, придавая своим начинаниям «мирискусническую» окраску. Организованные ими выставка в парижском Осеннем салоне 1906 года и «Русские сезоны» в Париже (1909-1914) считаются вершиной деятельности «мирискусников», в дальнейшем связанных общим эстетическим мировоззрением. В период 1907-1917 гг. многие из них замечательно работали в театральной декорации и в области книжной графики (Бенуа, Бакст, Лансере, Добужинский, Н.Рерих).

Объединение «Мир искусства» всегда отличалось своеобразным художественным энциклопедизмом, широтой культурного охвата, стремлением к синтезу искусств. Именно эти особенности закономерно привели его членов к парижским «Русским сезонам». Сезоны 1909-1914 гг. стали своего рода кульминацией в деятельности «Мира искусства». В них наиболее полно нашли выражение художественные принципы, выработанные группой.

В 1910 году объединение возобновило свою деятельность. В обновлённый «Мир искусства» вошли почти все бывшие участники группы (кроме Дягилева) и новые, например Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин, С.Судейкин. Председателем стал Николай Рерих (до 1915 года). В дальнейшем ежегодно, с 1911 по 1917, в Петербурге и Москве организовывались выставки. Они проходили также в 1918,1922 и 1924 годах, когда «Мир искусства» окончательно прекратил своё существование. Но в творчестве и деятельности многих его участников действенными оставались все его идеалы, выработанные на рубеже веков.

* * *

Уже накануне возникновения первого на территории польских земель Национального музея в Кракове 6 октября 1879 года 39 художников, собравшихся на юбилей известного польского писателя Юзефа Игнация Крашевского, подписали документ, в котором предлагалось систематически организовывать способствующие развитию отечественного искусства выставки польских художников. Но только 18 лет спустя, в 1897 году, было организовано Общество польских художников «Sztuka» («Искусство»), которое и занялось реализацией этой идеи. Общество, просуществовавшее почти на три десятилетия дольше «Мира искусства», вплоть до 1950 года, стало на несколько десятилетий институтом, под значительным влиянием которого находилось польское искусство. С Обществом, особенно в первый период его существования, была связана вся тогдашняя художественная элита. По мнению критика-современника, группа представляла собой «аристократию польского искусства». За полвека своей деятельности Общество создало влиятельную творческую среду познакомило, мир с достижениями польских художников.

Осенью 1897 года образовалось Правление, состав которого был опубликован в каталоге второй выставки Общества в 1898 году. На выставки приглашались, как и в случае «Мира искусства», также выдающиеся художники, не являющиеся его членами. Там были представлены: живопись, скульптура, графика, в том числе книжная, прикладное искусство (ткани, керамика). Впрочем, сами выставки Общества стали самостоятельными произведениями искусства. Их интерьеры образовывали одно целое. Помещения украшались фризами, обставлялись соответствующей мебелью, цветами.

Общество старалось принимать участие как в выставках, куда приглашались художники других направлений, так и организовывало свои собственные. Самое большое количество выставок было проведено в 1897-1914 годы (как и в случае «Мира искусства»). Члены Общества участвовали тогда в выставках в Вене, Сент-Луи, Мюнхене, Дюссельдорфе, Лейпциге, Дрездене, Риме, Венеции, Праге, Будапеште и Берлине.

Самым важным в выставочной деятельности Общества был 1902 год. Именно тогда началось сотрудничество с венским Сецессионом (Vereinigung Bildener Kunstler Osterreichs — Wiener Secession), среди основоположников которого были также поляки (Юлиан Фалат и Казимеж Похвальский), — обществом, объединяющим художников всей австро-венгерской монархии Габсбургов. В том же году началось сотрудничество с чешским Обществом художников «Manes». Благодаря контактам с этой группой удалось дважды — в 1902 и 1927 годах провести выставки в Праге. Огромным успехом было участие Общества в Международной промышленной выставке в Лондоне, где вместе с чешским «Манесом» и венским «Сецессионом» «Sztuka» оказалась в австрийском отделении.

История Общества польских художников «Sztuka» разделяется на два периода. Самые большие достижения выпали на 1897—1914 годы. Потом наступило постепенное понижение художественного уровня вплоть до выставки 1950 года. Это понятно, если учесть, что в момент возвращения Польше независимости главный пункт программы Общества — интегрирование польских художников — потерял свой смысл. Кроме того, к 1914 году выросло уже молодое поколение художников авангарда, выставок было всё меньше, критика становилась всё жёстче. Последними заграничными выставками были экспозиции в Вене в 1926 и Праге в 1927 годах.Предпоследняя выставка Общества «Sztuka» прошла в Дворце искусства в Кракове в 1937 году.

Историю Общества, кроме самих художников и выставок, создавала так же, как и в случае «Мира искусства», художественная критика. Издательская деятельность Общества ограничивалась лишь каталогами выставок, плакатами и юбилейным альбомом, вышедшим в 1922 году к 25-летию.

После обретения вновь политической независимости, между двух войн, в годы 1918-1939, члены Общества активно содействовали развитию художественной жизни Польши, участвуя в создании, например, Института пропаганды искусства. Трибуной института стал журнал «Sztuki piekne» («Изящные искусства»), редактировавшийся в течение 10 лет председателем Общества Владиславом Яроцким. В редакции журнала работали и другие члены Общества — Юзеф Мегоффер, Юзеф Панкевич, Войцех Вайс.

Круг интересов Общества польских художников был, несомненно, уже, чем у «Мира искусства». «Sztuka» ограничивалась, как правило, областью изобразительных искусств, хотя в критических статьях нередко появлялись замечания, касающиеся проблем других видов искусства. В деятельности обоих обществ проявились присущие эпохе рубежа веков стремления к синтезу разных видов творчества и попытки высказываться в разных областях культуры с помощью различных средств. Общим стало стремление перешагнуть границы живописи, снять жанровые ограничения (от пафоса к гротеску). Появлялись попытки ассимилировать средства разных видов искусства, словесно-образные параллели. Расширились связи между литературой и живописью. Всё чаще художники искали вдохновение в литературе. Общими становились мотивы, темы и, прежде всего, настроение. В деятельности членов Общества польских художников была сильна патриотическая мотивировка, легко объяснимая политическим положением в момент создания и первый период его деятельности, вплоть до обретения Польшей независимости после Первой мировой войны. Однако различные ситуации и не всегда совпадавшие цели художников обеих групп не помешали им следовать общим эстетическим канонам и прибегать к близким мотивам и сюжетам. В обоих случаях характерными стали два течения. В Польше общая атмосфера была вызвана как «умиранием столетия», так и её политической ситуацией. Всеобъемлющий пессимизм породил попытки в среде художественной интеллигенции бежать из современности в прошлое и будущее. Излюбленной темой стала одухотворённая прирог. Краков, Польша да, переполненная мистическими настроениями, меланхолией. Любимым временем года была осень с её туманом и дождями. В летних пейзажах преобладали грозовые тучи, символически предвещающие драму. Часто появлялась вода — символ изменчивости. Второе, резко контрастирующее с прежним, течение, стихийное, оптимистическое, выражалось в многоцветных композициях, вдохновляемых родным фольклором (польскими фольклористами слыли прежде всего Владислав Яроцкий и Казимеж Сихульский). Историческая тема проявлялась не в реконструкции конкретных событий, не в анекдоте, она стала эмоциональной категорией. Передавались не столько факты, сколько настроение эпохи.

Эти сходства можно частично объяснить личными контактами польских художников с русской художественной средой. В этом контексте необходимо назвать Фердинанда Рущица (1870-1936), так как его художественная биография является типичной для многих участников Общества польских художников и объясняет сходства обеих групп в плоскости личных контактов и жизней. Рущиц, как и многие «мирискусники», сперва изучал право в Петербурге, а в 1892-1897 годы — живопись в Императорской Академии Художеств, у Ивана Шишкина и Архипа Куинджи. С 1899 года многократно принимал участие в выставках «Мира искусства». Он стал членом Общества «Sztuka» в 1900 году, в 1907-1908 годы был его председателем. С 1908 года стал заниматься организационной деятельностью в области культуры в Вильнюсе. Работал также в области прикладной графики, иллюстрировал книги и, как многие «мирискусники», оформлял театральные спектакли.

С «Миром искусства» был также тесно связан Ян Ционглинский (1858-1913). В 1879-1885 годы он учился в Императорской Академии Художеств. С 1888 г. преподавал в петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Это по его инициативе в 1894 году в Санкт-Петербурге была организована выставка «Ref usees» (Отверженные), направленная против консервативной среды художников, собранных вокруг Императорской Академии Художеств. Ционглинский был также одним из организаторов «Мира искусства». По мнению русской критики, это он первым в России применил в своём творчестве приёмы импрессионизма.

В Императорской Академии Художеств учились также другие члены Общества польских художников «Sztuka» — Конрад Кржижановский, Владислав Подковинский, Казимеж Стабровский, Эдвард Трояновский, Витольд Войткевич, Юзеф Панкевич.

 

г. Краков, Польша

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: