Мироздание и человек
Художественное творчество выявляет нам Космос, проходящий через сознание живого существа.
В.Вернадский
13 марта 2000 г. художнику В.Т.Черноволенко исполнилось бы 100 лет. Это событие было отмечено юбилейной выставкой его картин «Мироздание и человек» в Москве в Центральном доме художника и в «Театральной галерее» на Малой Ордынке (12—23 апреля, 13 мая — II июня). Сто картин прошли перед глазами зрителей. Окружающий мир казался художнику необозримо-огромным творением искусства, творением, которое неостановимо и непрерывно развёртывается перед взором человека. «...Мне кажется, когда я работаю над картиной, мне удаётся запечатлеть только одно мгновение из этой непрерывно развёртывающейся панорамы Вселенской красоты...», — говорил художник в последние годы жизни.
В.Т.Черноволенко за пианино. Ленинград, 1971 г.
Картины В.Т.Черноволенко неразрывно связаны с его музыкальными импровизациями, созвучными постижению мира одновременно через цвет и музыку. Его живопись является как бы эхом музыки. Его живопись музыкальна, а музыка — живописна.
Творческий путь В.Т.Черноволенко начался в середине 20-х годов с робких самостоятельных попыток испробовать свои силы в рисунке и живописи Художник-интуитивист создавал свои произведения циклами, отражающими, как ему казалось: «Мир человека», «Мир дальних планет», «Мир звёзд», «Мир музыки». Он стремился в картинах и музыкальных импровизациях гармонией линий, форм, цвета и ритма воплотить свою мечту «единения в Красоте».
У картин, как и у книг, свои судьбы. В 1982 г. во время восхождения советских альпинистов на Эверест пять картин Виктора Черноволенко побывали вместе с альпинистами в базовом лагере, расположенном на высоте 5300 метров на каменистой морене ледника Клумбу.
При жизни художника состоялись только три его выставки. После смерти (1972 г.) география их расширилась: это не только Москва и Московская область, но и Ленинград, Будапешт, Нижний Новгород, Самара, Димитровград, Ульяновск, Уфа, Вильнюс.
В августе 1994 г. во время работы Десятого международного конгресса ассоциации участников космических полётов прошла выставка картин В.Т.Черноволенко вместе с другими художниками России. Она называлась «Космос Русской Души». Посмертно Черноволенко был награждён дипломом «Царь-колокол» за своеобразие в разработке идей школы Русского космизма.
Выставка в четырёх залах «Театральной галереи» на Малой Ордынке была необычной. Особенность её заключалась в том, что один зал был предоставлен детям — участникам конкурса «Дети мира рисуют Космос», посвященного 100-летию со дня рождения художника.
Уникальность сочетания работ мастера уходящего века и юных дарований нового тысячелетия явилась символом преемственности поколений, утверждающей, что поиск Истины будет продолжаться и никогда не прервётся во времени. И как подтверждение этой связи времён мы позволим себе привести отзыв посетителя выставки:
«Знакомство с видением мира Виктором Черноволенко особенно нужно детям. Тому подтверждением служат работы детей, представленные на выставке. Хочется пожелать, чтобы как можно больше детей соприкоснулись с этой истиной мироздания, оставленной нам сердцем художника».
В.Т.Черноволенко. Реквием. 1972
И ещё один отзыв: «Чрезвычайно интересная выставка! Здесь вдруг понимаешь, что существо мира, его строение и его жизнь могут быть познаны не путём длительного, профессионального научного познания, как-то иначе, и сразу целиком. Это, видимо, черты восприятия человека будущего».
Последние два года художник жил в г.Черноголовка Московской обл., где им были написаны удивительные акварели, в том числе «Реквием». Картина стала его лебединой песней. Она является своеобразным воплощением в цвете музыки сфер. Название латинским словом «Реквием» было дано уже после его смерти. В контексте современного восприятия космического бытия оно не соответствует смыслу слова, означающего заупокойную мессу у католиков. У художника Черноволенко акварель «Реквием» — это торжественная песнь-гимн, прославляющая Красоту Мироздания и извечный круговорот жизни Это — выражение глубокого почитания Творцу.
- Ваши рецензии