Младший брат Москвы
Над всеми нашими путешествиями, как большими, так и малыми, витают гоголевские слова: «Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове "дорога"!» Только вот появилась мысль, что хорошо бы поехать... а дух наш уже впереди и зовёт: скорей, скорей! Среди многих путей-дорог перед глазами встаёт дорога на Переславль-Залесский. За Сергиевым Посадом, поплутав немного, как и положено русской дороге, она берёт чёткое направление на север и так резво начинает пырять по холмам, что где-то внутри всю дорогу не исчезает радостный холодок. И пусть обступающие её леса, некогда отделявшие наш северный край от южной Киевской Руси, давно уже не те дремучие, но и они всё ещё могут кое-что поведать. Дорога, как известно, обращает к размышлениям, а они — к истории.
Спасо-Преображенский собор и памятник Ал. Невскому
Пока едем, заглянем в историю возникновения имени города, она весьма не проста, и для этого нам придётся вернуться в VI в., когда под ударами азиатских кочевых племён — венгров и аваров, население Волжской Камской Булгарии уходит к Дунаю, смешивается с местным народом и образует новое государство Болгария со столицей Преслав. В 938 г. киевский князь Святослав покоряет Болгарию, «переимает» её славу и основывает в устье Дуная свою столицу Переяславец Малый или Русский. Сын Святослава, киевский князь Владимир, победив печенегов, в память о победах отца в 992 г. основал на одном из притоков Днепра свой Переяславль, а реку назвал Трубеж — рубеж. Князь Юрий Долгорукий — шестой из восьми сыновей Владимира Мономаха, будучи среди «младших мономаховичей» и не имея законного права на Киевский престол, перебирается в северное Залесье и выстроенную на берегу озера крепость называет Переяславлем Новым. В XVI веке из названия выпадает буква «я» и Переславль официально называют Залесским, так как он действительно был за дремучими «брынскими», «дебрянскими» лесами. Кроме Переславля-Залесского и Переяслава Хмельницкого был ещё Переяславль Тмутараканский. Последний был заложен в 992 г. сыном Владимира князем Мстиславом в честь победы над косогами и личной победы князя над легендарным богатырём Редедей. Четвёртый Переяславль — Эрзянский — нынешняя Рязань, был основан в 1095 г. муромским князем Ярославом в честь победы своего отца великого князя Святослава над половцами и торками, а также в память о месте своего рождения.
Но заложить город ещё не значит дать ему славное и долгое существование, нужны исторические условия, чтобы жизнь сложилась удачно. Первый этап русской истории, известный расцветом Киевской Руси, окончился её распадом. Причин тому было три: разрушение общественного порядка и экономики Киевской Руси, степи со своими кочевниками, не давали покоя и княжеские междоусобицы. Это привело к тому, что население двумя потоками стало покидать обжитые приднепровские земли. Одна часть пошла на запад и дала образование населению Малороссии, другая — двинулась сквозь непроходимые леса па северо-восток в Залесские земли, оседая в верховье Волги и на её притоках. В это время возникает множество городов в Ростовской и Суздальской землях. Юрий Долгорукий, начав строить новые города в своей Суздальской вотчине, заселял их, собирая людей отовсюду и давая им «немалую ссуду». В его города приходили не только русские, но и мордва, болгары, венгры, и «пределы яко множили тысячами людей пополняли».
Горицкий монастырь
Во времена Киевской Руси именем земли Залесской называлась обширная область за Брынскими лесами, что соответствует теперь средней полосе европейской части России. По имени главных городов этой земли её именовали Суздальской или Ростовской. Когда великорусская народность складывалась в бассейнах Верхней Волги и Оки до их слияния, то, в первую очередь, заселялись не леса, а «ополье» с хлеборобной луговиной. Во время заселения этих мест славянами раньше всех на историческую арену выходит Суздаль, главный город XI-XII вв. Он возник параллельно феодальному Ростову и скоро занял равное с ним положение. Здесь можно говорить о некоторой заглавной роли Нерльского Ополья, которое и явилось основной базой образования русской народности.
Как и многие города, Переславль возник не на пустом месте, у него были предшественники, чьи следы в виде большого количества глиняных черепков и каменных орудий находят по всей округе. На северном, возвышенном, берегу озера некогда располагалось поселение одного из финских племён — меря. Называлось оно Клещин, по озеру Клещино. Такое название озера сохранялось в книжном писании до XVII в., но в живой речи звучало Плещее, а с конца XVIII в. — Плещеево.
Первые документальные известия западноевропейских хронографов сообщают, что сюда в конце III - начале IV вв. вторглись с запада готы под предводительством Германариха, покорившего эстов, мерю, мораву и других. Наша летопись упоминает о мере в 862 г. и, в последний раз, в 907-м, означая этим местность, откуда киевские князья получали дань и ратников: «На Ростовском озере меря, на Клещине меря же».
Сегодня остатки городища Клещина представляют собой возвышение, у которого просматриваются валы и скаты, откуда открывается великолепный вид на озеро и на темнеющие за ним далёкие леса. Рядом есть ещё одно возвышение — это Александрова гора или то, что когда-то было финским капищем. Александровой гора называется потому, что здесь в 1240 г. стояли княжеские палаты Ал.Невского, позже на этом месте возник христианский монастырь. Вершина горы некогда называлась Ярилина плешь; там лежал огромный синий камень, которому «творили почести» и в русское время. Позже этот камень сбросили в озеро, по он каким- то образом появился снова и лежит теперь на берегу, видный издалека. В самом Переславле, в Рыбной слободе, вплоть до начала нашего века совершался на озере обряд «встречи рака», который, вероятно, перешёл от финнов.
В 20-х годах XX в. в Переславле жил писатель Михаил Пришвин. Он очень любил переславскую старину. Найдите его «Календарь природы» и в главе «Весна человеческая», в разделе «Крапивное заговение», можете прочитать описание древнего обряда, посвященного Яриле — богу Солнца, который писатель наблюдал в окрестностях Плещеева озера. Поистине — «край непуганных птиц».
Но вернёмся к истории. Новгородские славяне- язычники, появившись в Залесье во второй половине VIII в., пытались захватить в свои руки пути сообщения с метрополией. Археологами обнаружено в округе 7 757 славянских курганов, из них вокруг Переславля — 3 225. Обычное состояние населения той поры передаёт русская летопись: «И быстъ, между ими рать, град на град и не бяше правды».
Крепостное строительство Ополья началось с укрепления Клещина, здесь было начато самое первое сооружение из камня в Залесской земле. Князь Юрий Долгорукий предполагал ограничиться «заложением церкви», которая выполняла бы и военное назначение. Но потом Юрий отказался от этой затеи, и в 1152 г. «в Переславль переведе от Клещина заложение церкви».
Земляной город Переславль заложили на левом берегу реки Трубеж, при впадении в него речки Мурмажи. Окружность вала более 2,5 км, в то время как Московский кремль поначалу был вполовину меньше. Новый город планировался как самый мощный и обширный оплот княжеской власти в Северной Руси. Крепость строилась для новой тактики ведения боя: на равнине, под защитой реки и болотной низины с расчётом па долгую осаду. Высота вала с гребнем была от 10 до 17 м. Снаружи шёл ров, заполненный водой, на дне установлены дубовые острые колья. Рубленые стены с башнями имели проездные ворота — Спасские, Никольские и Рождественские. В XV в. появляются Тайницкие ворота с колодцем и выходом к реке, устанавливаются ещё 12 башен. Переславская крепость простояла восемь столетий как единственный в своём роде памятник крепостного строительства той норы. Город «переял славу» в крепостном строительстве всех Залесских городов; один только Владимир на Клязьме был ему «в версту», как говорили в старое время. В 1152 г. система укрепления Ополья была закончена; на западе и востоке — сильные крепости с городками-спутниками: Владимир с Боголюбовым, Переславль и Клещин, внутри — «стольный» Суздаль с рублеными стенами и немного более Клещина, с невысоким валом город Юрьев. Ополье стало житницей Залесской стороны, а Переславль-Залесский — её сторожем от северо-западных соседей.
Воспевая хвалу русскому градостроительству, нельзя не сказать о древнейшем памятнике Северо-Восточной Руси — Преображенском соборе г. Переславля. Его начал строить Юрий Долгорукий, а заканчивал уже сын Юрия, Андрей Боголюбский. Кто был архитектором собора — неизвестно. Но, видно, он хорошо был знаком как с византийским, так и западноевропейским зодчеством. Мастер не просто скопировал приятные па его глаз формы, а создал свои, новые, послужившие прототипом для сооружения соборов Владимира и Суздаля. Своеобразная, строгая красота поражает пас и сегодня, вид собора соответствует тому времени, когда он возник, словно породило его само время и та трудная и далёкая от пас эпоха. К собору примыкал княжеский двор, такой обширный, что на нём без труда могло разместиться переславское вече. Поначалу собор был украшен «дивно чудною подписью св. иконами и книгами, прочими священными дорогими утварями и всяким благодеянием». Спасо-Преображенский собор в жизни Переславля выступал не только как религиозный, но и как политический и общественный центр.
Сегодня на стене собора, слева от входа, можно видеть мраморную доску, на которой стоят даты тяжелейших для города событий. Нашествия татар — 1238, 1252, 1231 гг. В 1293-м - татары были приведены в город братом переславского князя Дмитрия Андреем, город был сожжён. На неполных 20 лет великого княжения Дмитрия Александровича (сына Ал.Невского) пришлось четыре татарских погрома и одно пожарище. Каждый татарский погром сопровождался «пополохом». В 1385-м — нашествие Тохтамыша. Это произошло уже после Куликовской битвы, по татары ещё были сильны. Разорив Москву, они пошли на север. В Переславле в это время находилась жена великого московского князя Дмитрия Евдокия с детьми, младшему из которых не было и двух недель. Жители города спасались по лесам. Княгине с детьми пришлось на лодках выехать на середину озера и там ждать, пока татары громили и жгли город. В 1408 г., в декабре, Переславль «посетил» Ордынский князь Эдигей — это было шестое и последнее разорение города татарами. Дальнейшие исторические события также не обходили стороной многострадальный город. За своё политическое величие Переславлю приходилось платить тяжёлой и дорогой ценой, ведь он долгое время был резиденцией особого княжества, занимавшего второе место после великого княжества Владимирского. В его состав входили города: Зубцов, Тверь, Кснятин, Ярославль, Ростов, Москва и другие. Все они были пригородами «великого города Переяславля», или «стольного», как писали летописи.
С историей города навсегда связано имя святого благоверного князя Александра Невского, который родился в теремах возле Спасо-Преображенского собора. Как он в своё время получил Переславское княжество от своего отца Ярослава, так и сам потом передал сыну своему Дмитрию. Сын же Дмитрия Иван умер молодым и бездетным, а княжество передал своему дяде — московскому князю Даниилу (младший сын Ал.Невского). Так возникло объединённое Московско-Переславское княжество.
Но чтобы удержать Переславль, от Москвы потребовалось известное напряжение на протяжении 160 лег (1302-1462). Всё это время Переславское княжество юридически существовало в союзе с Москвой и оставалось верным ей до конца. Лучшее подтверждение этого союза — участие Переславля в Куликовской битве. Переславская рать под началом воеводы Андрея Ивановича Саркизова (Черкизова) во всё время похода до самого Куликовского поля находилась в большом полку великого князя. Сам Андрей Иванович погиб, заслонив собою брата великого князя Андрея Серпуховского.
Вид на Плещеево озеро с Александровой горы
Подчинение Переславля Москве нашло выражение в специальном обряде, традиционно исполнявшемся на коронации великих князей и царей московских — когда после церковной церемонии коронации за обедом «подаётся последнее блюдо из особенной рыбы, которая ловится в озере, находящемся при городе Переславле». Это — знаменитая переславская ряпушка, рыба из семейства красных рыб, неправильно называемая селёдкой, которую, и не один век спустя, переславская Рыбачья слобода вылавливала и, считая поштучно, доставляла в Москву.
Много можно было бы говорить об этом небольшом городе — тут литовские и польские набеги, эпидемии и пожары, строительства и раззоры. А сколько замечательных людей дал пашей родине этот город. Отсюда родом современник Преподобного Сергия митрополит Алексий, который происходил из переславских бояр Плещеевых. Ещё один близкий к Сергию «собеседник» — Дмитрий Прилуцкий, тоже родом из Переславля; он родился в деревне Весьево, что и сейчас стоит на берегу озера неподалёку от Горицкого монастыря, где Дмитрий начинал свой духовный подвиг. Сам Преподобный Сергий был пострижен на игуменство в Переславле, возможно, в Спасо-Преображенском соборе. И, наверное, с его благословения Дмитрий устроил Никольский «на болоте» монастырь, который в наши дни обретает новую жизнь.
Большое количество монастырей — отличительная черта Переславля. Весь XVI в. проходит под знаком строительства и посещения этих монастырей царскими фамилиями. Сначала, в 1504 г. Иоанн III Васильевич «государево строение» каменных церквей предпринял в Горецком, Никитском и Даниловском монастырях. Вторую половину столетия знаменуют походы в эти места следующего Иоанна — Грозного — для молений о рождении наследника, об исцелении от болезней и т.д. Все знают, каким ярым богомольцем был Грозный. Но затем — опричнина, тысячи невинных жертв, убийство в соседней Александровой слободе старшего сына, царевича Иоанна, и, как завершение, рассылка в разные монастыри синодиков с именами казнённых и замученных. Такой синодик был прислан и в Никитский монастырь Переславля.
Ещё один немаловажный момент отечественной истории связан с Переславлем, а точнее, с Плещеевым озером уже в XVII в. В 1638 г. юный царь Пётр, после катания на английском боте в Москве на Измайловских прудах, «стал проведывать, где более воды». Ему указали на Переславское озеро. Не смея открыться матери в своей новой затее, он упросил отпустить его на богомолье к Троице на день Сергия (5 июля ст.ст.), а на Казанскую 8 июля был уже в Переславле. К приезду Петра бот был доставлен туда сухим путём, и царь, в первый же свой приезд, наслаждался «эволюциями» этого судна на озере под парусами. Тут же он решил завести ещё несколько судов и начать с ними иные опыты. Возвратившись с «богомолья», он открылся матери в своей проделке и «стал просить явно, чтобы там двор и суды сделать». Пётр стал обосновываться у озера, в специально построенных домах близ села Веськова, на берегу речки Веськовки, которая стала зваться Мемекой, потому что немцы, приехавшие с Петром, плохо говорили по-русски.
Часовня в д.Весьево, родине Дм.Прилуцкого
Борьба с Софьей заставила Петра надолго оторваться от переславской потехи, где к этому времени на воду были спущены два небольших фрегата и три яхты. Возвращение к корабельной затее произошло глубокой осенью 1691 г. 3 ноября появился царский указ переславскому воеводе «для пришествия великого государя построить двор». К этому времени неразлучным спутником царя становится Франц Лефорт, со своей широкой натурой, «человек забавный и роскошный или назвать дебошан французский». Именно он вернул Петра к корабельным занятиям и вместе с потехой втянул его в серьёзное дело.
Местом для устройства «потешного дворца» была избрана гора Гремяч, за монастырским селом Веськовым, где к весне 1692 г. возник целый городок. Небольшие суда изготовляли на деловом дворе и спускали к озеру по специально прокопанному каналу. Большие же — строились на лугу возле озера. Один из построенных в эту зиму кораблей был весьма велик, как настоящее морское судно, вооружённое 24-мя пушками. Кроме того, Пётр распорядился ещё зимою перевести все суда с Москвы-реки, так что к вскрытию озера здесь была довольно значительная флотилия. Это был первый русский флот, суда которого, по мнению самого Петра, были «зело хороши все». Полюбоваться на них он звал из Москвы своих приближённых. Первый флотский праздник на Руси начался церковной церемонией, которая происходила в Переславле-Залесском с незапамятных времён: в шестое воскресенье после Пасхи совершался крестный ход на озеро для освящения воды, заменив собою языческую «встречу рака». Пётр приказал усилить церемонию, по окончании которой был устроен пир. Справив праздник, Пётр отправился в Москву, а в Переславле продолжалась напряжённая работа. В 1722 г. здесь стояли 87 судов, но, видимо, не в лучшем состоянии. Посему Пётр издал указ переславским воеводам: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших яко пренебрегших сей Указ». Указ ретиво исполнялся при жизни Петра, а после его смерти в 1733 г. от пожара погибают остатки кораблей и «потешной» флотилии. В начале XIX в. владимирский губернатор, поэт и историк И.М.Долгорукий, на средства, собранные жителями Переславского уезда, построил здание Петровского музея, где хранится один, доживший до наших дней ботик «Фортуна» — свидетель славных дел Петра.
Так из века в век шла жизнь Переславля, из стольного он стал губернским, затем — провинциальным и, наконец, уездным. С развитием промышленности в XVIII в. появляются — полотняная фабрика В.Тимерина, стекольный завод Ч.Павлова. Известная многим переславская фабрика киноплёнки сегодня выросла в крупное предприятие «Славич». Строительство северной железной дороги прошло в стороне от города. Переславль всегда привлекал людей искусства. В 1903 г. недалеко от города строит дачу художник К.Коровин, за ним — Ф.Шаляпин. А уж к нему-то приезжало немало способных оценить красоту переславского края: С.Мамонтов, С.Рахманинов, М.Горький.
С 1910 по 1917 гг. в земской городской больнице Переславля работал главным врачём и хирургом В.Ф.Войно-Ясенецкий — известный святитель Лука, позднее — архиепископ Крымский и Симферопольский. Именно здесь был составлен план главного научного труда святителя-хирурга «Очерки гнойной хирургии», принёсшие ему мировую известность.
Ещё одно имя мы читаем, въезжая в город: улица Д.Н.Кардовского. Замечательный художник и педагог много сделал для культурного развития города. В первые годы после революции он участвовал в организации историко-краеведческого музея, который до сих пор находится в Горицком монастыре. Дмитрий Николаевич заложил основу художественной галереи города, в которой можно увидеть работы самого художника и его жены — Делла-Вос-Кардовской. На многих из них узнаются переславские места. Хлопоты Кардовского по организации художественно-промышленных мастерских со временем вылились в создание дома творчества художников, существующего и поныне.
О Переславле-Залесском писатель М.Пришвин сказал: «Здесь можно, изучая памятники век за веком, представить себе почти всю русскую историю». Но это изучение едва ли было бы возможным без помощи ещё одного переславца — М.И.Смирнова, который всю свою жизнь посвятил сохранению истории родного края. Это он был организатором местного музея и переславского научно-просветительского общества в1918г. А в 1928-м талантливый краевед выпустил первый путеводитель по Переславлю. Позже им были написаны «Исторические очерки о Переславле-Залесском».
Так мы проследили на примере одного города, как идут времена, сменяются народы и поколения, перемещаются сцены событий, нить исторической жизни то крепнет, то истончается до волоса, но не прерывается. От человека к человеку, от события к событию копится культурный запас, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и вошло в наше существование, и дальше перейдёт к тем, кто придёт за нами.
- Ваши рецензии