warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Святой Александр Свирский

История христианства изобилует описанием чудес. О чудесах повествуют и русские летописи. Необычные явления всегда предшествовали и необычайным событиям.

В наш материалистический век их ничуть не меньше, но мы живём, словно бы не замечая этого. Для нас такое явление непонятно, а порой и страшно, потому что оно свидетельствует о некой таинственной силе. Об одном чудесном явлении, связующем времена давно минувшие и наши дни, и пойдёт речь.

Русский Север. Удивительна сила и обаяние этих мест. Сама природа создала здесь условия для суровой подвижнической жизни. Потому и называют этот край Северной Фиваидой (по аналогии с Фиваидой Египетской — пустыней, куда уходили подвижники раннего христианства). Иноческий мир Русского Севера возник и развивался в конце XIV столетия и в течение двух веков оживил непроходимые дебри угрюмого края. Это была как бы одна сплошная область иночества, изобилующая монастырями и скитами отшельников. Людям светским трудно понять, что заставляет человека уйти от мира, стать иноком. За стенами монастыря стихают звуки привычной жизни, и молитва становится главным и единственным смыслом, путеводной звездой одиночества. «Монах», на греческом, означает «одинокий».

 

Свой Александр Свирский

 

Но не одинокими оказывались добровольно ушедшие от внешнего мира; скрывшись от шума его, они постигали внутренний смысл, саму идею бытия. Это они первыми видели в иных мирах первообразы тех сущностей, которыми в дальнейшем определялся дух русской жизни. Так, женственная восприимчивость жизни в Киевской Руси находит свой символ Софии-Премудрости, Небесной Художницы, как говорил Павел Флоренский. Мужественное продолжение жизни в Руси Московской и Петербургской обретает символ Пресвятой Троицы. Идею Троицы мы неизменно связываем с именем Преподобного Сергия Радонежского. Но был ещё один Преподобный, кому было ниспослано видение этого высочайшего образа. Дважды на памяти людей являлось такое человеческому взору: в первый раз библейскому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие к роду человеческому; второй раз — на русской земле — святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление — нам ещё предстоит узнать, а пока обратимся к Житию Александра Свирского, написанному «по горячим следам», а именно через 14 лет после его кончины, когда ещё были живы его ученики и многие почитатели.

Чудотворец Александр родился 15 июня 1443 года в Новгородской земле, в селе Мандера на реке Ояти, возле Островского Введенского монастыря. Когда возник этот монастырь, нам неизвестно, но в XV веке о нём знали в Москве, и он пользовался покровительством царей. В одном из храмов монастыря находятся могилы родителей преп. Ал. Свирского: схимонаха Сергия и схимонахини Варвары. Родители Александра были простые крестьяне и принадлежали к малочисленной северной народности вепсов. Ребёнку дали имя Амос. Когда сын вырос, родители хотели его женить, он же думал только об одном — как оставить мир для спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре, часто думал о нём и, наконец, встретил валаамских иноков. После долгой беседы с ними ничто уже не могло удержать Амоса, он ушёл из дома. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на этом месте он создаст обитель.

На Валааме Амос принял постриг с именем Александр, случилось это в 1474 году, было ему тогда 26 лет. Но вскоре на Валаам пришёл отец, который грозился покончить собой, если не увидит сына. О чём говорили они — неизвестно, только после этого и отец, и мать тоже ушли в монахи. Александрова жизнь поражала суровостью даже самых строгих валаамских иноков. Сначала он пребывал в общежитии, потом безмолствовал на острове, называемым Святым, где и пробыл 10 лет.

Вид этого острова знаком нам по картине Н.К.Рериха «Святой остров». Художник несколько усилил внешнюю суровость места, зато выявил его дух. Небольшой остров представляет собой высоко выступающее из воды скальное образование, поросшее лесом. Александр жил в узкой пещере, куда можно протиснуться только одному. Мне и группе моих друзей довелось побывать там. Оказалось, что внутри пещеры тепло, хотя время стояло не летнее, добирались мы к острову по льду, который только у берегов начинал таять. Едва ли что можно было выращивать на этих камнях; скорей всего, какую-то пищу доставляли сюда из обители. Можно представить, какой это был суровый паёк.

Однажды, стоя на молитве, Александр услышал голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нём же возможени спастися». Свет указывал в юго-восточном направлении, на реку Свирь. Это было в 1485 году. На том месте Александр нашёл «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человека прежде живяще». Обосновался Александр на берегу Рощинского озера, недалеко от которого находится озеро Святое, отделённое Стремниной горой. Здесь святой провёл в полном уединении не один год, а целых семь, не видя человека и не вкушая хлеба, питаясь только «зелием растущим». По прошествии времени его пребывание раскрылось. Вокруг него стала образовываться монашеская община. Первая деревянная церковь была срублена во имя Святой Троицы. Преподобный указал строить братские кельи на берегу озера Святого, в некотором отдалении от своей. Место, где стояла келья Александра, предназначалось для братского кладбища, здесь же соорудили деревянную Преображенскую церковь. Так возникли две исторические части Александро-Свирского монастыря — Троицкий и Преображенский монастыри.

На 23-м году жития Преподобного в пустыни большой свет явился ему, и он увидел трёх мужей, одетых в светлые одежды и освещённых славою небесной «паче солнца». Из уст их Александр услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, сожизди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». На месте явления Троицы впоследствии была построена часовня. В Житии Преподобного поражает то, что при всём множестве поданых ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим служить всем.

 

Свой Александр Свирский

Валаамский архипелаг. Святой остров

 

Первая каменная церковь монастыря, Троицкая, была построена ещё при жизни Александра. Для её строительства Иван Грозный прислал каменщиков из Москвы. Незадолго до своей смерти Преподобный начал возводить каменную трапезную с одноглавым храмом во имя Покрова Богородицы. И вот однажды, когда закладка была уже завершена, Александр увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте, сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окружённая сонмом бесплотных сил небесных. Пречистая Владычица обещала быть неотступною от Обители и помогать живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

Скончался Александр Свирский 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и погребён, согласно его завещанию, близ церкви Преображения Господня. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Прошло 107 лет со дня кончины преподобного Александра. В апреле 1641 года игумен Свирского монастыря Авраамий вознамерился строить над местом захоронения Преподобного каменную церковь. Для этого стали разбирать старую, ветхую. В это время и произошло «странное и достойное чудо, побуждающее к большему познанию Угодника Божия. Сами небеса торжественно возвещали о событии, долженствующем вскоре совершиться на земле». Апреля 15 числа, в четверг, на Вербной неделе вечером во время работ, — рассказывает жизнеописатель Преподобного, — вдруг сделался необыкновенный гром и молния. Молния падала на землю и не исчезала, как это обыкновенно бывает, а «осиявала» на долгое время. В пятницу это явление повторилось, а в субботу, 17 апреля, когда копали ров, обнаружили гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Когда сняли верхнюю доску гроба — разлилось благоухание. Одежда на лежащем в гробе — мантия и схима были целы, тут же был и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим. Это были мощи преподобного Александра. Игумен велел сделать новый гроб, который и перенесли в храм Св. Николая.

30 августа митрополит Новгородский Афоний освидетельствовал мощи Александра Свирского, а в 1644 году они были переложены в серебряную раку, пожертвованную государем Михаилом Фёдоровичем. С тех пор Свирская обитель много лет озаряла весь северный край светом веры, благочестия и подвижничества. Монастырю подчинялись многие Олонецкие обители, основанные учениками преп. Александра, здесь была открыта Духовная семинария, несколько десятилетий в монастыре размещалась архиепископская кафедра. Богатейшее собрание архивов привлекало к монастырю исследователей русской истории. И на протяжении четырёхвековой истории монастырь удостаивался особого внимания царского дома.

«Молитвенником за царей» назван Александр в архивах и летописях. Можно утверждать, что в русской истории не было ни одного царя, который бы не почтил «Всея России дивного чудотворца». Иван Грозный, одержав победу над Казанью и строя в честь этого храм Покрова на Красной площади в Москве, юго-восточный придел посвятил преп. Александру Свирскому. В середине XIV века в Кафедральный Успенский собор Кремля поместили богатую икону — образ Александра Свирского с житием в 128 клеймах1. «Присутствовал» Преподобный и ещё в одном месте сердца земли русской, в соборе Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади в Москве — там была (есть и сейчас) частичка мощей святого. Пётр Первый дважды бывал в Свирском монастыре. В 1703 году, основав Санкт-Петербург, в 1715-м он посвящает преп. Александру первое монашеское подворье. Почитал святого и простой народ, в престольные праздники в обители собиралось до 40 тысяч богомольцев.

На этом, казалось бы, мы и должны были закончить рассказ о жизни и Житии святого Александра Свирского. Но пришли иные времена, а с ними и совсем иное отношение ко всему святому и божественному. Советская власть установилась на Русском Севере 5 января 1918 года. А 6 января представители этой власти уже были у мощей преп. Александра. Шесть раз подступались к мощам и только на шестой смогли их вывезти. И тут же большевики объявили начало «кампании по ликвидации мощей», которая и происходила с 1919-го по 1922 годы. Чтение документов того периода вызывает далеко не лучшие чувства. В отчётах VIII (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII же Всероссийскому съезду Советов говорится о «почине трудящихся» и «согласно указаниям»; тут же приводятся соображения «современной науки, санитарии, социальной гигиены, педагогики» и неизбежного «революционного сознания трудящихся».

 

Свой Александр Свирский

Вход в пещеру Ал.Свирского на Святом острове

 

После неудачных приходов новой власти в обитель в 1918 году были расстреляны настоятель, архимандрит Евгений и ещё пять человек. 23 октября обитель была буквально разгромлена. Олонецкий отряд ЧК забрал у монастыря всё, что можно: одежду, съестные припасы, сорвали ризы с икон, тащили кресты и священные сосуды, выпили церковное вино. Руководил этим некто Август Вагнер. Рака Преподобного была вскрыта, полностью сохранившееся тело четырёхвековой давности, не нашли ничего лучшего, как объявить «восковой куклой». По случаю этого разграбления патриарх Тихон обратился с протестом в Совнарком, на что получил ответ, что Олонецкий ЧК «все свои действия и распоряжения считает вполне обоснованными, верными в смысле борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли». Преподобный Александр стал первой жертвой затеянной кампании по ликвидации «культа мощей», в ходе которой только с 1919 по 1920 годы было вскрыто более 60 гробниц. Всё это происходило при весьма тяжёлой жизненной обстановке в Олонецком крае. В архивах ВЦИК ВКП(б) того времени читаем: «Необходима экстренная помощь в целях спасения от всеобщего вымирания крестьянской массы нашего уезда...» Боялись восстания против большевиков.

После того, как комиссией была установлена подлинность мощей, началась кампания по их сокрытию. Никто из местных не решался определить судьбу мощей, был послан запрос в Центр. Нужно отдать должное академику Петру Петровичу Покрышкину, который не побоялся в то лютое время сделать однозначное заключение на запрос ЧК: «Признавая мощи преп. Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в Храме, просим принять меры по охранению этой народной исторической ценности». Известно, что сам П.П.Покрышкин не стерпел всего ужаса того времени и ушёл в один из нижегородских монастырей, прислав оттуда письмо, в котором сообщал, что отказывается от всех научных званий и почестей. Он умер в 1922 году во время эпидемии тифа. Вечная ему память!

Что же было с мощами Преподобного дальше? Перенесёмся в наши дни. С благословения митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира, начались поиски. Немало пришлось потрудиться в архивах обеих столиц. Было установлено, что основная часть документов о ходе кампании по ликвидации была утеряна или уничтожена. Материалы подтверждали отправку мощей из монастыря в Лодейное Поле и далее в Петроград в 1919 году. Одновременно были пущены в ход подставные мощи, а настоящие переданы в ведение Наркомздрава. Мощи проходили судебно-медицинскую экспертизу. Известно, что в феврале 1919 года наркомом юстиции была дана директива о размещении мощей в музеях. Единственным основательным анатомическим музеем был музей Военно-медицинской академии (ВМА). По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и остался незарегистрированным, что само по себе представляло явление исключительное. Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и чья-то забота о том, чтобы о мощах просто забыли.

Результаты архивных поисков, которые проводили насельницы Покрово-Тервинического монастыря, привели в декабре 1997-го в стены ВМА. После этого потянулись долгие месяцы выяснения, является ли обнаруженный «анатомический препарат» подлинно мощами преподобного Александра Свирского Чудотворца. Но ещё до того, как к работе приступили антрополог, стоматолог, анатомы, химики и историки, невооружённым взглядом можно было видеть удивительное совпадение с тем описанием мощей, которое было сделано при первом обретении их в 1641 году и которое происходило путём сравнения хорошо сохранившегося лика святого с изображением на иконах XVI в. Тело преп. Александра (что бывает крайне редко и с великими святыми) было полностью не истлевшим, особенно поражало лицо. Ещё до окончания работы экспертов, когда было получено разрешение, чтобы отслужить молебен, и это было совершено, все присутствующие пережили великое потрясение — мощи начали обильно мироточить. Преподобный словно бы отвечал молящимся.

Обратимся к материалам освидетельствования, которые подписаны ведущими специалистами ВМА. Первое, что было опровергнуто, — это версия об искусственной мумификации. Традиционно главным аргументом при освидетельствовании святых мощей является антропологическая экспертиза. Вот наиболее значимые пункты из неё: «Исследуемый обладает антропологическим типом, свойственным вепсам. И именно на земле этой малочисленной народности родился св. Александр Свирский. Выявлено сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями преп. Александра». Мы находим и любопытные наблюдения, касающиеся возраста Преподобного, которые подтверждаются подобными же фактами при освидетельствовании мощей других святых. В исследовании говорится: «Необходимо признать, что совершенно не изучен вопрос о том, насколько снижает темпы старения костей и стёртости зубов предельно аскетическое питание и жизнь в условиях абсолютно чистой экологии». Реальный возраст Преподобного, 85 лет, не совпадает с тем, который определяет рентгенологическое исследование позвоночника, в случае данного исследования позвоночник «моложе» на 15-20 лет. Хотя при этом отмечены «руки старика, с выраженными изменениями в кистях, что является кроме всего следствием тяжёлой физической работы».

Теперь обратимся к явлению мироточения. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что во втором обретении мощей преп. Александра появилось обильное мироточение, говорит об их истинности. Особенно сильно мощи мироточили в дни первых литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного мёда слетались невесть откуда взявшиеся пчёлы. Было замечено, что сила мироточения меняется от того, кто служит в храме, как молится народ, кем заполнен храм.

Что же такое миро? Ещё на горе Синай Бог повелел Моисею сделать особое миро для священного помазания. Впоследствии миром помазывались цари, пророки и священники. Оно служило также для погребального помазания. Таким образом, в мире сосредоточена сила Дара Духа Святого. В другом случае, миро появляется в результате особого явления мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, или изображения. Оказывается, в мире присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма; в 100 мг мира содержится 75 мг животного белка.

 

Свой Александр Свирский

Мощи преподобного Александра Свирского в Свято-Троицком монастыре

 

23 ноября 1999 года мощи святого Александра были перенесены на место их вечного упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Ноги и руки Преподобного открыты — их необычное положение совпадает с тем, как было описано при первом обретении в 1641 году, а их полное нетление является величайшей редкостью во всей истории Православной церкви. И даже лицо Преподобного узнаваемо по древним иконописным изображениям, хотя ему уже почти 500 лет.

При изучении исторических документов обнаруживается тесная связь молитвенного предстательства преп. Александра с историческими судьбами России, и в наше время нам не обойтись без помощи святого преподобного Александра Свирского.

Отче Александре, моли Бога о нас!

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: