warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

О моём знакомстве с В.Ф.Шаталовым и его методом

Узкова Е.С., преподаватель математики, кандидат философских наук

В моей мечте о Школе Будущего методике Виктора Фёдоровича Шаталова отводится центральное место. Помимо того, что она облегчает участь учителя и освобождает его от множества рутинных процедур, которые до сих пор считаются обязательными в учебном процессе, она ускоряет и процесс передачи молодому поколению базовых знаний, как они определены в нашем обществе соответствующими органами образования. Но главное, она делает этот процесс творческим и надёжным по своим результатам, освобождает большое количество времени для адаптации и становления молодого человека на планете, где будет проходить его дальнейшее развитие. О важности момента передачи знаний Е.И.Рерих говорила, что человеческое и гражданское предназначение учителя – передать подрастающему поколению вековую мудрость, накопленную человечеством, научить творчески пользоваться этим богатством. Каждый человек в своей жизни не обошелся «без учительства» (М.О. II, 80). Передавая накопленный багаж знаний и опыта, учитель, по мнению Елены Ивановны, экономит силы и время ученика и «тем самым даёт ему возможность <...> скорейшего и дальнейшего продвижения и индивидуального творчества. Без преемственности накоплений где была бы эволюция?» (П., т. 1, с. 75).

В 70-е годы прошлого столетия педагогическую среду взорвала новость – педагогом из Украины Шаталовым по новой методике преподавания достигаются ошеломляющие результаты! В средней школе N13 города Донецка для эксперимента был выбран самый «непоказательный» 8 класс, где никогда не было ни одного отличника. Предыдущий класс закончили без троек только 9 учащихся, и, кроме того, за весь прошедший учебный год ни по алгебре, ни по геометрии не было поставлено ни одной отличной оценки. А через год уже 16 учеников закончили его без троек. Отличников ещё не было. Но к концу 9 класса теми же учениками было завершено изучение всей программы по математике и физике за курс средней школы! Две комиссии из Москвы и Киева провели итоговые экзамены по алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По каждому из этих предметов девятиклассники получили 22 пятёрки, 8 четвёрок, и только 3 раза были поставлены тройки. Через год 24 ученика имели в аттестатах об окончании средней школы только четвёрки и пятёрки по всем предметам, пятеро из них получили аттестаты без единой четвёрки, а трое закончили школу с золотыми медалями. По математике, физике, астрономии и электротехнике 28 учеников получили грамоты за отличные успехи. И всё это в обстановке непрерывного контроля, недоверия и откровенного противостояния педагогической науки. Все 33 выпускника стали студентами высших учебных заведений, и 17 из них за годы обучения получали повышенные стипендии. Эту традицию продолжили все без исключения выпускники школы до 1990 года. В дальнейшем, помимо десятков мастеров спорта, из них вышли 64 кандидата наук, 12 докторов (физики, философии, медицины, педагогики).

Система Шаталова показала возможность завершить среднее образование в 9-ом классе, без какого-либо искусственного отбора учащихся, при двух выходных днях (четверг и воскресенье) и 30-ти учебных часах недельной нагрузки школьников, включающих ежедневные уроки физического воспитания.

Тогда, в 70-е годы, была известна только часть этих выдающихся результатов, но и она будоражила учителей, а особенно студенческую среду. И я, в числе пытливых студентов педагогического института ловила любую информацию, хоть как-то разъясняющую, что представляет собой эта система и как проходят уроки педагога-новатора? Но не было никакой литературы по методике Шаталова. Статьи в газетах взахлёб только и рассказывали о результатах, а методические разъяснения были скудными. Первую книгу В.Ф. Шаталова «Куда и как исчезли тройки?» было невозможно купить, и её приходилось конспектировать. Это была бомба! Уж очень хотелось решить наболевший тогда вопрос – как передать ученикам кучу предлагаемой Министерством образования информации и при этом сделать учебный процесс лёгким и интересным. В первый же год работы в школе я пыталась сама по методике Шаталова составлять схемы и вести уроки математики в выпускном классе средней школы № 36 г.Кургана. Но даже эти неумелые таблицы вызывали у старшеклассников небывалый интерес к скучному для многих предмету и улучшили за год успеваемость!

Работая в дальнейшем в Литве, я переписывалась с Виктором Фёдоровичем, но лично познакомиться с ним мне довелось лишь в 2004 году, когда вместе с коллегами из журнала «Дельфис» выехала на конференцию в Донецкий Национальный Технический Университет. Педагог принял нас радушно в своём доме и за чашкой чая много вспоминал о бурной работе с детьми. В глазах была грусть, которую не прикроешь никакой бравадой. Чувствовалось одиночество и невостребованность, пришедшие вместе с деструкцией экономических и политических связей всех республик, прекращением финансирования программы. Но уже тогда Виктор Фёдорович сообщил мне, что в Москве работает школа по его методике, куда и он приезжает проводить семинары.

С педагогами московской школы я познакомилась лишь в 2012 году, благодаря своему внуку Никите. В силу ряда обстоятельств ему пришлось систематизировать знания по русскому языку и математике, полученные в школах разных стран за несколько лет.

Школа Шаталова успешно работает в Москве несколько лет. Она объединила подлинных новаторов – творческих, несгибаемых, виртруозных педагогов, последователей системы Народного учителя СССР В.Ф.Шаталова: Шаламову Ольгу Александровну, Давыдова Виктора Павловича, Легасова Владимира Геннадьевича, Соколова Юрия Геннадьевича, Данилович Римму Михайловну, Плеханову Наталью Васильевну. Основатель и руководитель школы – Виноградов Сергей Николаевич, кандидат философских наук, закончил военно-педагогический факультет (философское отделение) Военно-политической академии им. В.И.Ленина, заведует лабораторией инновационных дидактических технологий Института бизнеса и политики. Школа, которую он возглавляет, считается лабораторией этого Института. А сам Виноградов ведёт дополнительно к своим административным и педагогическим обязанностям активную научную работу – исследует закономерности усвоения текста, методики эффективного обучения. Как и в любом передовом деле, приходится преодолевать много препятствий в организации учебного процесса, но школа и весь её педагогический коллектив не сдаётся! Чтобы лучше себе представить характер работы по методике Шаталова, предлагаем читателям статью С.Н.Виноградова.

Идентификация
  

или

Я войду, используя: