Ошибка Гильгамеша
Сокровище царской библиотеки
Среди прославленных имён крупнейших археологов, подаривших благодарному человечеству удивительные культурные сокровища Месопотамии, таких как Л.Вулли, Г.Лэйярд, Р.Кольдевей, Э. де Сарзек и другие, поначалу никто не упоминал о скромном молодом сотруднике Британского музея Джордже Смите (1840–1876). Однако вскоре этот «безусый юнец», оказавшийся чрезвычайно любознательным и талантливым учёным, самостоятельно и в совершенстве овладел труднейшим искусством чтения древних клинописных текстов и совершил, поистине, эпохальное открытие.
Разбирая кем-то небрежно сваленные на полу музейного склада глиняные клинописные таблички из так называемой «библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала», Смит наткнулся на разрозненные фрагменты древнейшего в мире эпического произведения, посвящённого доселе не известному исторической науке, могучему и благородному герою Гильгамешу. Изумительная по красоте и художественному мастерству поэма анонимного автора, которого учёный метко окрестил «месопотамским Гомером», точнее протоГомером, ибо найденный текст был намного старше сказаний великого рапсода Эллады, содержал поразительную легенду о Всемирном Потопе, невероятно схожую с Ветхозаветной историей патриарха Ноя. К сожалению Смита, для предметного спора с апологетами Священного Писания обнаруженных материалов оказалось недостаточно, и молодой учёный отважился на, казалось, беспримерную авантюру, а именно, снова отправился в Турцию на место раскопок «библиотеки ассирийского царя», дабы раздобыть недостающие фрагменты.
Гильгамеш
По единодушному мнению научной общественности, найти какие-либо дополнительные части «скандального» эпоса, тем более по интересующей теме, было намного труднее, чем отыскать иголку в стоге сена. Тем не менее, словно повинуясь некоему божественному наитию, Смит сумел отыскать то, что считалось немыслимым! В результате сопоставления вновь найденных отрывков с имевшимися ранее, даже при поверхностном анализе текстов стало нетрудно понять, что библейская версия Всемирного Потопа является всего лишь превосходной компиляцией фрагмента древней поэмы из Междуречья.
Ряд учёных-востоковедов, в частности, известный отечественный исследователь И.М.Дьяконов доказали, что наиболее ранние клинописные тексты относятся к III тысячелетию до н. э.
Из каких же таинственных глубин времени нашему восхищённому вниманию открылись яркие и волнующие события, которые легли в основу величественного и прекрасного эпического сказания народов Месопотамии? Откуда взялся колоссальной ценности живительный источник знаний о доныне неведомом? <...>
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии