Поездка за стариной
Как нам известно, в мае 1903 года Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной начал большое путешествие по 40-ка старинным городам России, которое он назвал «поездкой за стариной». Это было глубокое погружение в древнерусское искусство и зодчество, научный подход к их изучению. «Когда мы ездили по Руси для ознакомления с фресками старых соборов и чудесною иконописью, — вспоминал художник, — на нас смотрели, как на чудаков». Некоторые люди их критиковали. «На такие наскоки мы отвечали, что пройдёт несколько лет и те же хулители будут восхищаться, — продолжал он. — Так и случилось. Вдруг сделалось приятным ездить по старинным монастырям, заботиться о восстановлении древних фресок и восхищаться ...иконным письмом». Рерих был одним из первых, кто поднял вопрос об исключительной художественной значимости творений русской иконописи и зодчества.
В путешествии велись записи, археологические раскопки, составлялись коллекции, Елена Ивановна фотографировала, а Николай Константинович рисовал. Случилось так, что в ряде его произведений были изображены памятники русской архитектуры, ныне безвозвратно утерянные. В результате поездок 1903—1904 годов родилась живописная серия из 90 работ, которую потом стали называть «архитектурной». В ней художник отразил самое ценное, что составляет гордость русского искусства, — многообразие и богатство древнерусского зодчества. Биограф Рериха и критик С.Эрнст оценил эти этюды как «Пантеон нашей былой Славы», «Российские Елисейские Поля». Николай II должен был приобрести всю серию для царской коллекции, но помешала война с Японией.
Судьба этой серии сложилась трагически. В 1904 году в Америке открылась Всемирная выставка с большим отделом русского искусства, в числе других художников в нём были представлены и 75 работ Н.К.Рериха именно «архитектурной серии». Потом некий Э.Гринбальд вывез картины русских художников в один из городов Америки, но не заплатил вовремя налог. И все живописные работы русского отдела пошли с молотка на аукционе. Картины разошлись по частным коллекциям, 42 работы из «архитектурной серии» приобрёл Оклендский музей. Позже, уже в наше время, музей распродал свою коллекцию, их приобрела американка К.Кемпбелл-Сгиббе — большой друг и ученица Рерихов. Она же передала в 70-х годах в Россию эти картины Государственному музею Востока.
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле
Через несколько лет мы будем отмечать 100-летие этой «поездки за стариной», открывшей новую страницу в отечественном искусствоведении. Наш Фонд «Дельфис» в связи с этим начал акцию «По следам "поездки за стариной"», в которой могут принимать участие не только сотрудники Фонда, но и все желающие. Мы предполагаем повторить (конечно, не полностью) не только маршрут Николая Константиновича и Елены Ивановны, но и этюды художника! Для этого нужно провести большую работу: поискать в книгах и письмах, в архивных материалах сведения о пребывании Рерихов в этих местах и написанных этюдах. Акция должна стать сотворчеством нашего Фонда и рериховских обществ, местных краеведов и художников.
Первая поездка уже состоялась в мае 2000 года. Несколько сотрудников Фонда выезжали в Ярославль и Ростов Великий. Совершенно не случайно Акция
началась именно в Ярославле. У нас сложилось сотрудничество с несколькими ярославскими рериховцами на почве проведения в их городе конференции в прошлом году, посвящённой первому отечественному индологу Герасиму Лебедеву, а также приуроченной к ней и юбилею Рерихов небольшой выставки картин В.В.Надёжина «Священные места Индии». Тогда-то мы узнали, что ярославцы собирают репродукции этюдов Николая Константиновича, написанные на их земле. И вот, зная, какие церкви здесь писал Рерих, теперь, приехав в Ярославль, наш директор — художник В.В.Надёжин направился с этюдником по этим местам.
Иллюстрации к статье
Каждый город, как и человек, имеет своё лицо. У Ярославля его определяют ансамбли церквей знаменитого местного стиля XVII века. Издали словно каменные пирамиды, сложенные из красного кирпича, вблизи они представляют усложнённые архитектурные композиции, разукрашенные всевозможными декоративными деталями. Роскошные крылечки, арки, наличники, и всё это венчает лес зелёных куполов в золотом обрамлении крестов и обручей в основании.
Росписи этих храмов отличаются жизненной бытовой трактовкой религиозных сюжетов, яркостью красок, близостью к народному творчеству. Просторные интерьеры церквей богато украшены фресками, подобно ковру покрывающими стены. Это церкви Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николы Мокрого, Ильи Пророка. Здесь родились первые идеи Н.К.Рериха о сохранении и защите памятников культуры, которые легли в основу будущего Пакта.
Кремль Ростова Великого
В Ярославле Рерих изучал роспись храма Иоанна Предтечи, писал его, а также церкви Рождества Богородицы, Николы Мокрого, Василия и другие. «Осмотритесь в храме Иоанна Предтечи в Ярославле, — призывал Николай Константинович. — Какие чудесные краски вас окружают! Как смело сочетались лазоревые воздушные тона с красною охрою! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневые одежды! По тепловатому светлому фону летят грозные архангелы с густыми жёлтыми сияниями, и белые их хитоны чуть холоднее фона.
Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одною охрою. Стены эти — тончайшая шелковистая ткань, достойная одевать великий дом Предтечи!».
Через восемь лет, когда была произведена неуклюжая реставрация церквей Николы Мокрого и Иоанна Предтечи, Рерих гневно обрушился на горе-реставраторов в знаменитой статье «Тихие погромы». «Вся Поэзия старины, вся эпидерма живописи смыта богомазами», — возмущался он, говоря о церкви Иоанна Предтечи. А годом позже в другой статье продолжал: «А у Николы Мокрого выкрасили жёлтой масляной краской чудесную белую с зелёными изразцами колокольню. Неслыханное безобразие!». Глубоко сетовал художник и по поводу опасности разрушения церкви Ильи Пророка.
Т.А. Чумакова из Ярославля с репродукцией этюда H.К.Pepuxa и этюдом В.В.Надёжина
Прошло почти сто лет. Что изменилось? Роскошная и величественная 15-главая церковь Иоанна Предтечи разрушается. Бесценные изразцы выковыривают вандалы, роспись гибнет от времени. Та же участь и у Николы Мокрого... Надо бить в набат, как это делал Рерих в своих «Записных листках».
Дальше наш путь лежал в Ростов Великий — один из древнейших русских городов, упоминаемый в летописи 862 года. Расположенный на берегу озера Неро, он славен своим Кремлём и пятиглавыми надвратными церквами XVI—XVII веков. Необыкновенный дух российской мощи витает в этих стенах, напоминая о былой славе города, когда в IX—X веках его называли великим. Тогда вместе с Суздалем он являлся оплотом Древнерусского государства. Сейчас иное значение этого небольшого городка, мало чего дающего экономике России. Зато теперь — это важный туристический пункт на её Золотом Кольце и потому выглядит принаряженным. Да, «великим» город не назовёшь, а вот Кремль — тот действительно велик! Так «старина», которую Рерих столь неистово призывал беречь, теперь сторицей воздаёт городу, который за счёт неё и живёт.
Этюды Н.К.Рериха «Ростов Великий», «Дворик в Кремле», «Спас на сенях», «Вход в Кремль» — хорошо известны почитателям его таланта. В.В.Надёжин выбрал точку, примерно откуда рисовал Николай Константинович «Ростов Великий», и тоже написал этюд. Так двумя этюдами, написанными Надёжиным в Ярославле и одним в Ростове, мы положили начало Акции, нашему велению душ по зову Рериха изучать «старину», ибо «из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».
На заседании Ярославского общества Рерихов, которое возглавляет С.В.Стародумов, мы рассказали о нашем плане. Все собравшиеся приняли наше предложение о сотрудничестве с радостью. В год 100- летия похода Рериха можно будет организовать интересную выставку, на которой показать репродукции картин Н.К.Рериха, живые этюды «архитектурной серии» сегодняшних авторов. Главный смысл этой Акции — научиться сотрудничать, узнать единомышленников в созидательном творчестве, побывать в святых местах русской земли.
Ярославль—Москва
- Ваши рецензии