Прогулка в сельце Савинском
Среди известных русских усадеб, вошедших в культурную историю России, подмосковное село Савинское (Савинки), находящееся у слияния рек Вори и Клязьмы, особенно примечательно.
В 1678 году оно было приобретено боярами Лопухиными, а затем перешло к их потомкам. Существует предание, что доживавший свой век в близлежащем имении Глинки знаменитый Яков Вадимович Брюс (1670–1735) «прихаживал сюда пешком, садился отдыхать на дубовом пне и, любуясь живописным местоположением, говаривал: я бы развёл здесь сад, если б это болото мне принадлежало». Слова эти запомнились унаследовавшему Савинское И.В.Лопухину, и он уже в конце XVIII века осуществил это пожелание. Многозначительно, что в предыстории сада фигурирует имя «чародея» Брюса – одного из образованнейших и загадочнейших людей своего времени. Иван Владимирович Лопухин (1756–1816) также принадлежал к примечательным лицам своей эпохи. Он был хорошо известен как писатель, друг и единомышленник Н.И.Новикова, просветитель, масон и филантроп. И сад свой он спланировал и украсил совершенно особым образом. Как писал литератор М.А.Дмитриев: «Сад этот был замечателен осуществлением философических идей хозяина, дававших в нём всему значение. Всякого мыслящего человека наводил этот сад на воспоминание людей добродетельных или даровитых, благородных деятелей или благодетелей человечества». Как говорил поэт И.М.Долгорукий, здесь «каждый взгляд есть поученье, каждый шаг – иероглиф». Можно сказать, что, в известной мере, сад этот представляет собой зримую философскую энциклопедию XVIII века. В литературе сохранилось несколько описаний Савинского в стихах и прозе: в первую очередь, это описания, сделанные И.М.Долгоруким («Прогулка в саду сельца Савинского», 1812), А.Ф.Воейковым («Воспоминания о селе Савинском и о добродеятельном его хозяине», 1825 и отрывок из «Описания русских садов», 1813), В.А.Жуковским (фрагмент «О Фенелоне», 1809), а также статья воспитанника Лопухина – Александра Ковалькова «Мирное отдохновение в садах сельца Савинского во время нашествия врагов» (1813).
Итак, восстановим картину этого необычного сада. «С двух сторон, – по описанию Воейкова, – обтекает его глубокая река и крутым поворотом составляет полуостров, который широким искусственным рукавом совсем отделяет его от материка. Несколько прудов и каналов в разных направлениях проведено из реки к главному протоку. Савинский сад – есть маленький архипелаг». Главная часть парка – большой Юнгов остров, названный так в честь английского поэта Эдварда Юнга, чьи мистические «Ночи» были тогда весьма популярны в России. На острове располагалось несколько памятников. Так, на холмике среди сосняка был воздвигнут крест в честь духовидца и натурфилософа XVII века Якова Бёме, чьи труды чтились в новиковском кругу. На кресте были начертаны различные магические фигуры, а у подножия его помещалось мраморное изображение самого Бёме. Отсюда тропинка вела в глубь острова к холму, на котором стояла мраморная же урна памяти Фенелона, госпожи Гюйон и Дютуа, под которой были зарыты пряди волос этих лиц. Имя Фенелона (1651–1715) привлекло русских просветителей по ряду причин. Во-первых, он был автором известной поэмы «Телемак», сыгравшей большую роль в возрождении идеалов античности в то время. Кроме того, будучи воспитателем наследника французского престола, он внушал ему стремление к социальным реформам, которые, впрочем, не осуществились из-за ранней смерти его воспитанника. Наконец, он вместе с госпожой Гюйон был приверженцем квиетизма, являвшегося одним из вариантов пантеизма. Дютуа был последователем Гюйон и издателем её сочинений. На урне был изображён и Жан-Жак Руссо, стоявший в раздумьи перед бюстом Фенелона. С этой точки можно было увидеть на другом берегу и «хижину Жан-Жака Руссо», где находился его бюст и на стенах которой были выписаны его изречения. Интересно отметить, что Лопухин написал здесь некоторые свои сочинения – так, его драма «Добрый судья» помечена: «1808 г., с. Савинское. В Руссовой хижине». Неподалёку отсюда находился памятник немецкому мистику Карлу Эккартсгаузену (с которым Лопухин был в переписке), представлявший из себя большой мраморный столб с урною и надписью «Памяти мудрого». Далее можно было видеть плиту, положенную в память последователя Бёме Квирина Кульмана, проповедовавшего в Москве в конце XVII века и сожжённого по настоянию религиозных фанатиков из Немецкой слободы. На плите было изображено несколько крестов, которые должны были символизировать крестный путь Кульмана. «Пошед далее, – пишет Ковальков, – увидел я камень, составляющий ступеньку у кресел под горою, на котором изображена мёртвая голова» – масонский символ и вместе с тем обозначение начинавшегося здесь сельского кладбища. Отсюда была видна на другом берегу искусственная руина. Воейков пишет о ней: «Через подъёмный мост, висящий на цепях, приблизились мы к развалившемуся рыцарскому замку; на воротах одной башни, которая устояла против времени, изваянный из чистого паросского мрамора лик Спасителя». После этого на плоту можно было вернуться к Юнгову острову к пустыньке Храм дружбы (местные жители называли её также Громовой беседкой из-за возникавшего в ней эха). Она была поставлена в честь фельдмаршала Н.В.Репнина, также принадлежавшего к кругу Новикова и которого Лопухин почитал, наряду с Фенелоном, за образец человеческой доблести. Здесь же в берёзовой рощице находились памятники философам древности – бюсты Сократа и Платона, а также бочка для воды, на дне которой было написано несколько строк, напоминавших о Диогене. Тут же помещалась и гробница памяти Конфуция, обсаженная цветами. В архипелаге имелся и специальный рыбачий остров с шалашами и рыболовными принадлежностями, посвящённый Ломоносову.
Иван Долгорукий писал:
«Сколь пленительна предметов / Разнородна всюду смесь: / Там затвор анахоретов, / Аполлон с Олимпом здесь».
«Кто умел на десятине снять экстракт вселенной всей?» – вопрошал он в конце своей «Прогулки». Среди прочих памятников можно было бы ещё отметить грот на Юнговом острове в память Тихона Задонского (который много времени спустя послужил прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых») с изображением горящей свечи. Были здесь и памятник рано умершему писателю-мистику Н.А.Краевичу (крест с урной под ним), и расколоучителю Андрею Денисову, и отцу владельца Савинского – петровскому вельможе В.А.Лопухину (этот памятник сохранялся до недавнего времени). Среди прочих достопримечательностей в саду имелось кресло, сделанное в стволе двухсотлетнего дуба, на котором, вероятно, и сиживал Я.В.Брюс, который в бытность московским главнокомандующим, был одним из главных предшественников Новикова и его друзей.
В 1808 году имение Лопухина посетили несколько молодых литераторов и среди них В.А.Жуковский, А.Ф.Воейков и Захарий Буринский, вскоре после того умерший. Воейков описал их недельное пребывание в Савинском и чтение Буринским перевода элегии английского поэта Грея на сельском кладбище. В это же время была сделана – по-видимому, Жуковским, талантливым художником, – зарисовка Юнгова острова, приложенная к его статье «О Фенелоне» в «Вестнике Европы» (№ 4 за 1809 г.).
Во время нашествия на Москву в 1812 году французы были вблизи Савинского, но в него не вошли. Лопухин, находившийся в это время в отъезде, посетил потом Савинское, но ненадолго, а затем удалился в другое своё имение Ретяжи (Воскресенское) Кромского уезда Орловской губернии, где вскоре и умер. Любопытно, что и там он разбил английский сад и установил несколько памятников-кенотафов по образцу Савинского. Это были: хижина, расписанная масонскими изображениями и изречениями, такой же, как в Савинском, камень с изображением черепа и памятники, посвящённые только что закончившейся войне, – в честь Александра I, в память местных жителей, павших на войне, в честь взятия Парижа и, наконец, в честь Наполеона.
Надо ещё отметить, что по некоторым сведениям во время новиковской типографической кампании в Савинском помещалась тайная типография, где Лопухин напечатал несколько книг.
Сад села Савинского, к сожалению, не сохранился. После революции, никем не охраняемый, он постепенно разрушился; монументы вывозились местными властями или использовались жителями для хозяйственных нужд. Сейчас от лопухинского сада остался только полузаросший искусственный архипелаг с фундаментом одной из беседок и остатками шлюза. По утверждениям местных жителей, причудливая форма его объясняется тем, что он представляет вензель, заключающий в себе инициалы (возможно, самого Лопухина), который будто бы ещё можно разобрать с самолета.
Сад села Савинского был памятником русского просветительства, парадоксально совмещавшего в своих идеалах мистику с рационализмом, Бёме и Эккартсгаузена с Руссо и Ломоносовым и Платона с Конфуцием.
- Ваши рецензии