warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Проникаясь духом ковра

Можно в каждом древнем символе найти непререкаемую Истину[1]

Искусство производить ковры зародилось на заре цивилизаций. Красивыми поэтичными легендами окружены древнейшие сказания о коврах. «Образ ковра - это образ мира, и, наоборот, природа - это огромный ковёр, вечно расстилающийся перед глазами путника»[2]. Уже в глубокой древности великолепные, художественно выполненные ковры фигурировали в храмах на религиозных церемониях, в обстановке дворцов древних царей. «Ковры прославляли искусство и трудолюбие часто весьма высокопоставленных женщин, окружённых ореолом высокой добродетели»[3]. До наших дней сохранился обычай смотреть на ковровые изделия как на произведения высшего искусства. Изначально это искусство было сродни священному действу, им владели посвященные в тайны законов бытия и по этим законам строились композиции. Умение создавать ковры постепенно проникало в разнообразные слои человеческого общества. Многие кочевые и земледельческие народы восприняли и совершенствовали технику этого искусства. Орнаментальная насыщенность произведений не теряла со временем смысловую нагрузку, но становилась всё больше изумительным украшением и предметом быта. «И стал ковёр великой книгой быта, где женщины рука писала жизнь народа»[4]. Символическая тайнопись не исчезла бесследно. Именно народная культура бережёт наиболее глубокие архаичные знаки, по которым можно ещё восстановить надписи на ковровых «манускриптах». Изучение орнаментов неразрывно связано с историей. Орнамент - не просто произведение декоративно-прикладного искусства и выразительное средство украшения - это цельный и равноправный с самим произведением мир. Также важно отметить, что традиционным народным искусством люди не только зарабатывали на хлеб, но и выражали своё мировосприятие.

Ковроделие было хорошо известно уже в Древнем Египте, Индии, Междуречье, в доколумбовой Америке, Китае. Ткали ковры из разнообразных материалов: в Египте использовали в основном лён, в Индии - чаще хлопок, во всей Азии - конечно, шерсть, в Китае - шёлк. Также по всему миру ткали из различных тростников.

По технике изготовления ковры делятся на три основные группы: ворсовые, которые выполняются с помощью узелков, образующих ворс; гладкие паласные ковры, родственные плетению и ручному ткачеству, которые сегодня называют гобеленами или шпалерами, всевозможные циновки и народные паласы также относятся к этой же группе; войлочные ковры, которые больше сродни аппликации.

 

Проникаясь духом ковра

Пазырыкский ворсовый ковёр, V в. до н. э.

 

Вследствие огромного труда, затрачиваемого на изготовление ковров, особенно ворсовых, эти художественные изделия считались драгоценными. Нитки с помощью натуральных красителей приобретали разнообразные оттенки, по даже при сдержанных колоритах ковры не теряли своей характерной особенности. Они привносили в атмосферу храма, дворца или жилища необыкновенное настроение тайны, сказочной красоты и, конечно, уюта. Этот характер создавался прекрасными цветовыми гаммами, сочетаниями орнаментальных композиций и глубоким чувством вкуса. Композиции не были случайными и наравне с эстетическим несли глубокий символический смысл.

Их функциональное назначение тоже имело несомненную смысловую нагрузку. Ковры расстилали на лестнице, ведущей к престолу Владыки. При древнеперсидском дворе на изысканный ворсовый ковёр мог ступать лишь царь. В гробницах фараонов находили тонкие ковровые ткани с изображением лотосов и скарабеев - символов духовного знания и воскресения из мёртвых. В Храме Соломона ковёр служил завесой в Святая Святых. Перед ложем Александра Македонского стелились пурпурные ковры в знак его завоеваний. Римские императоры тратили миллионы сестерций на приобретение роскошных переднеазиатских ковров. В силу недолговечности и хрупкости материала до нас дошло невероятно мало этих древних произведений.

В Египте в IV -VII вв. н. э. в христианских монастырях ткали чудесные небольшие панно в основном на евангельские сюжеты. Эти произведения получили в истории название «коптские ткани» (копты - жители Египта, исповедующие христианство). На мусульманском Востоке создавались потрясающие по колоритам и рисункам ковры по образу райских садов. Также ткались молитвенные ковры, в рисунке которых прослеживается тема ворот, ведущих в храм. Усыпанные цветочными и геометрическими композициями ковры должны были славить Божественный мир - «Сад Аллаха». «В Западную Европу художественное ковроткачество пришло через мавританскую Испанию. В XI-XII вв. крестоносцы возвращались со Святой Земли с богатой добычей, где были и драгоценные восточные ковры»[5]. Первые центры по изготовлению средневековых шпалер или, как их ещё называли, «шерстяных фресок» появились в Германии, затем во Фландрии, уже позже во Франции. Эти прекрасные произведения можно увидеть сейчас во многих музеях мира.

В целом ковровые композиции поделились на три основных раздела: геометрические, которые наиболее сохраняют орнаментальную символику древности; растительные, где основной темой произведений были цветы, птицы или звери; сюжетные, которые подобно фрескам и книжным миниатюрам повествовали об определённых легендарных или исторических событиях. Безусловно, в этих группах существует много вариаций, совмещений и дополнений. Также постепенно сложились определённые формы построения ковровых композиций, которые тоже можно выделить условно в три основные группы: рисунок ковра строится вокруг центральной оси с чётко выраженным центром; рисунок строится на чередовании равных по размеру элементов, которые равномерно «засеивают» поле ковра; свободная композиция, как правило, сюжетная или пейзажная, где орнамент тесно сплетается с основным сюжетом, но с явным преобладанием последнего.

 

Проникаясь духом ковра

Элемент «Феникс» войлочного ковра из Пазырыка

 

В народном искусстве самыми распространёнными были геометрические и растительные мотивы, причём у каждого народа вырабатывался характерный стиль, излюбленные цветовые сочетания и техническое выполнение. На Ближнем Востоке и в Средней Азии ковры, как правило, ворсовые, богатые по колориту и очень разнообразные по рисунку. Среди кочевых народов чаще делались войлочные ковры с крупными геометрическими мотивами. В России и в Восточной Европе любили гладкие ковры, которые украшались всевозможными ромбами, цветочными узорами, условным изображением растений и животных. В Западной Европе увлекались сюжетными шпалерами. Огромное разнообразие техник, зависящих от национальных особенностей, существует в горных районах Азии, Индии, Перу, в Непале, на Кавказе. Вообще, горная местность в целом располагает к ковроделию. Традиционное разведение овец, коз, лам, вдохновляющая красота и величие природы, самобытная культура - всё это послужило почвой для сохранения ручного ковроткачества до наших дней. В Туркмении, издавна славной своими коврами, живёт чудесная легенда: «Некогда Хава (библейская Ева) - "великая матерь племён туркменских" - увидела сон, в котором голос солнца повелел ей выбрать трёх девушек и научить их ткать по белой основе узор из разноцветных шерстяных ниток. <...> Хава не только научила туркмен ремеслу, но повела их по стране, чтобы они увидели "большой ковёр природы", показала, как превращать в ковровые узоры окружающий мир, обычаи и исторические события»[6].

 

Проникаясь духом ковра

Элемент «Сфинкс» войлочного ковра из Пазырыка

 

Самый древний сохранившийся в мире ковёр был найден па Алтае в 1949 году. Под руководством профессора С.И. Руденко в 20-40-х гг. прошлого века производились археологические раскопки в курганах скифо-сибирской культуры в Горном Алтае. В знаменитом теперь, благодаря уникальным находкам, урочище Пазырык на востоке Горного Алтая оказались практически полностью сохранёнными уникальные ковровые произведения. Надо сказать, что археологические раскопки курганов, в том числе скифского времени, начались ещё в XIX в. Учёные обнаружили, что под курганными насыпями образуется слой промёрзшего грунта, в котором прекрасно сохраняются изделия из шерсти, меха, кожи, дерева, то есть всего того, что обычно бесследно исчезает под воздействием времени. В цепи пазырыкских курганов одним из самых интересных оказался пятый, из которого были извлечены уникальные ковровые изделия. Они находились в вечной мерзлоте в течение 2,5 тысяч лет.

Настоящей сенсацией для всего культурного мира явился хорошо сохранившийся большой ворсовый ковёр, сделанный в VI-V вв. до н. э. (см. рис). Необходимо сказать несколько слов об эпохе, к которой принадлежит это бесценное произведение.

Скифо-сибирская культура - это ярчайшая страница в истории всей Центральной Азии. Во второй половине первого тысячелетия до н. э. в горах и степях Евразии жили свободные и воинственные люди, которые после себя не оставили письменности и никаких архитектурных построек кроме курганов. Как отмечает Геродот, скифы не строили храмов. Они выбирали места молений среди окружающей их природы. В силу перемещений эти места могли меняться, создавая таким образом всё новые священные пространства.

В пятом пазырыкском кургане захоронены женщина и мужчина. Их тела были мумифицированы и лежали в одном шестиметровом «саркофаге», выдолбленном из единого ствола. В иной мир эту царственную чету сопровождали кони, останки которых, благодаря вечной мерзлоте, сохранились в неплохом состоянии, а также искусно выполненная конская сбруя, уникальная колесница, различные ритуальные и бытовые предметы, и, как уже упоминалось, замечательные ковры. Наряду с ворсовым ковром здесь были найдены большие войлочные ковры и ткань, выполненная в гладкой технике с изображением четырех женщин у загадочного алтаря. На одном из войлочных ковров была изображена сидящая на троне женщина и предстоящий ей всадник, на других - мифическое существо, напоминающее сфинкса. Там же было найдено несколько фрагментов с изображением львов.

Судя по многим одиночным и парным захоронениям, женщина в этой культуре обладала правами, во многом равными с мужчиной, и особыми преимуществами. Она владела оружием, была прекрасной наездницей, играла на музыкальных инструментах, носила изысканные украшения и соответствующие своему времени красивые наряды. Остаётся тайной, каким образом осуществлялись парные захоронения, но есть основания предполагать, что высокое искусство мумифицирования и условия вечной мерзлоты позволяли долгое время сохранять умершего до момента похорон, происходивших лишь в определённое время года, весной или осенью. Многое в образе жизни и мировоззрении этого древнего народа остаётся пока загадкой.

До сих пор окончательно не ясно точное место производства пазырыкского ворсового ковра. Совершенная техника изготовления и сложная орнаментальная композиция указывают на плод зрелого мастерства, сложившегося на протяжении многих веков и имеющего богатую историю развития. Высокое искусство этого ковроткачества возникло задолго до сооружения курганов в Пазырыке и вероятнее всего зародилось в Срединной Азии. Существуют разные предположения относительно точного определения района его производства. Профессор С.И. Руденко полагал, что ковёр сделан древнеперсидскими мастерами, но современный анализ шерсти и красителей относит это произведение больше к центру Азии, даже к самому Алтаю.

 

Проникаясь духом ковра

Сюжет «Богиня и всадник» войлочного ковра из Пазырыка

 

Перенесёмся в зал Государственного Эрмитажа, где воочию можно увидеть это «чудо света» - ковёр из Пазырыка. Краски его до сих пор удивительно насыщены. Гранатовые и оливковые оттенки, конечно, только напоминают о богатейшем когда-то колорите. Былая тёплая гамма создавала настроение мерцающей звёздной сказки. На общем пурпурном фоне переливы белого, золотистого, густо-синего придают ковру особую драгоценность. На него не устаёшь смотреть и сосредотачивать внимание на рисунке композиции. Постепенно словно начинают открываться многочисленные завесы, проясняя символический строй этой древней мандалы. Не случайно будет сравнение прямоугольного ковра с мандалой - сакральным символом круга или колеса. «Мандала во многих значениях является "совокупностью", "пространством", а также "ритуальным предметом, воплощающем символ"»[7]. Это как нельзя лучше подходит к нашему ковру. «Мандала стала ведущим принципом миропредставления в Центральной Азии в период формирования индоиранцев, которыми она была развита до уровня ведущего принципа в религии, архитектуре и искусстве»[8] «К.Г.Юнг подчёркивал универсальный характер мандалы, как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм»[9].

 

Проникаясь духом ковра

Элемент «Грифон» ворсового ковра из Пазырыка

 

Известно, что любое древнее орнаментальное построение имеет как минимум три уровня прочтения. Остановимся на первом из них, который можно услышать на экскурсии по залам скифо-сибирских коллекций Государственного Эрмитажа. Рассказ будет примерно таким: «Обратите внимание на древнейший экземпляр искусства ковроделия. Тонкий узор ковра образован множеством мелких узелков (36 узлов на 1 кв. см) и составлен как из чисто орнаментальных мотивов, так и из изобразительных сюжетов. На его слегка удлинённой форме (размера 2,0 х 1,9 м) расположена геометрически размеренная композиция. В центральном поле 24 розетки, каждая из которых заключена в квадратную рамку. Это поле обрамлено рядом небольших квадратов с изображёнными в них грифонами. Далее следует ряд идущих влево друг за другом пятнистых оленей (ланей) с характерными рогами, затем бордюр из розеток, примерно таких же, как и в центральном поле, но без рамок. Самая широкая полоса, заполнена изображениями всадников. По краю ковра опять ряд квадратов с грифонами. Ответить на вопрос, что вся эта композиция означает, очень трудно. Возможно, это образы поселений, пастбищ, процессий воинов-защитников. Очевидно, остальные элементы несут чисто декоративный характер. В целом этот сюжет мог быть заимствован из древнеперсидских изделий. Каким образом он оказался в курганной мерзлоте, остаётся неизвестным»[10] . Немного скучающие взгляды экскурсантов скользят по ковру как по плотному облаку, закрывающему горную вершину. «Перейдём к следующей находке Пазырыка. Тонкий белый войлок, размером в 30 кв. м, на котором в технике аппликации выполнен повторяющийся сюжет предстояния всадника перед женщиной в высоком головном уборе, сидящей на троне с цветущей веткой в руке. По мнению археологов, это изображение Вождя, внимающего Богине»[11]. Экскурсия покидает зал, едва коснувшись двух интереснейших тем, имеющих непосредственное отношение к тайне ковра: почитание Богини-Матери и глубокое значение орнаментальных символов.

Само выполнение любой художественно-прикладной вещи занимает немало времени и сил, поэтому не заботиться о её символическом, знаковом значении было бы немыслимо. Подсчитано, что опытной современной мастерице пришлось бы затратить на изготовление даже небольшого ворсового изделия подобного качества при ежедневной работе не менее полутора лет. Столь длительно создавать произведение возможно, лишь понимая его многозначительность. Каждый повторяющийся элемент сделан с большим вниманием, подобно заглавным буквам в древних рукописных книгах.

Орнамент - это свободный фантастический язык, имеющий при этом строгие математические законы. Он является связующим звеном между целыми поколениями, народами и разными культурами. Каждый элемент неоднозначен и имеет принадлежность к древнейшему представлению о троичности мироздания (мире высшем, земном и подземном). Верхний, высший, мир у всех народов символизируют в орнаментах звёзды, птицы, солярные знаки, образы «Матери всего сущего», спирали, розетки. Средний, земной, мир - человек, чаще мужчина, дерево, млекопитающие животные, цветы, растущие на стеблях. Нижний, подземный, мир - корни, змеи, рыбы, иногда хищники. Есть также связующие образы - крылатые львы, драконы, русалки, грифоны, сфинксы. Это очень многозначные персонажи, являющиеся одновременно символами нескольких миров. Чаще всего они понимались как стоящие на страже, стерегущие сокровища, устрашители врагов, защитники. В нашем ковре троичность хорошо прослеживается и узнаётся. Средний мир представлен во всех аспектах - человеческом (всадники), животном (олени), растительном (цветочная розетка). В орнаментальном искусстве розеткой называется орнамент в форме цветка. Нижний мир представляет грифон - крылатый лев с головой орла. Высший мир изображается здесь крестообразной звездой, которая ритмично повторяется в центральных квадратах. Такая звезда присуща символике Богини-Матери.

 

Проникаясь духом ковра

Элемент «Всадник-воин» ворсового ковра из Пазырыка

 

Следующим слоем постижения ковровой композиции будет её философское понимание как отображения в ней духовного пути человека. Наши олени, всадники, звёзды, кресты, грифоны раскрывают еще одну символическую сторону. Рисунок этого ковра мало похож на известные и привычные глазу ковровые построения с ярко выраженным центром. Здесь в центре располагается большое поле, на котором «посеяны» квадраты с крестообразными формами внутри. Пока глаз инстинктивно ищет в этой композиции центральную точку, внимание привлекают узнаваемые фигуры оленей и всадников по краям. Мастер словно отводит первый взгляд от центра, предлагая вначале внимательно рассмотреть кайму ковра. Понятно, что всё движение подчинено замыслу, где орнамент будет лишь выражением лестницы познания самого себя, волновавшего человечество испокон веков. Мы поднимаемся на её первую ступень, устремляясь, как и задумано создателем композиции, от краёв к центру. Вначале мы оказываемся один на один с первым встречающимся нам на пути действующим лицом этой ковровой мистерии - грифоном. Уже упоминалось, что это двоякий образ хищника и защитника. Грифон символизирует огромную силу внутри нас, которая может быть подобна хищнику, если не обуздать её, подчинив доброй воле и сознанию. На духовном пути это первое и необходимое препятствие, которое при преодолении оказывается прекрасной возможностью движения вперёд. Чередование квадратов, в которые заключены грифоны, напоминает о множестве аспектов необузданной стихийной силы внутри нас.

 

Проникаясь духом ковра

Элемент «Розетка» ворсового ковра из Пазырыка

 

В орнаментальном искусстве хорошо передаётся ритм, или как ещё говорят, метрический шаг. Такой шаг широко применялся во всех древних храмовых композициях, создавая образ закономерного движения. Своего рода мантра в изобразительном искусстве. Давно замечено свойство психики реагировать и запоминать гармоничный повтор. Повторяющийся грифон призывает нас всегда помнить о сокрушительном и одновременно созидательном потенциале, заключённом внутри человека. Квадрат - фигура потенциальных возможностей.

Грифон был излюбленным персонажем скифского мира. Из Азии он переносится в Византию, Киевскую Русь, Западную Европу. Романский стиль изобилует крылатыми змеями и львами с орлиной головой. В скифском искусстве грифон почти всегда терзает жертву, лишь изредка можно видеть, как он мирно вышагивает на бордюрах. На головы грифонов часто опирался трон правителя во многих исторических эпохах. В христианской иконографии очень распространён образ Воина, побеждающий крылатого змия. Сюжет победы в виде занесённого копья в руках всадника может являться символом обуздания тёмного начала, то есть всадник и дракон - два полюса одной души.

Следуя по лестнице нашего ковра, встретим воинов на боевых конях. Эта торжественная процессия движется, подобно великим древним предводителям и военачальникам, против солнечной стрелки. Такое движение позволялось лишь вождям-победителям и высшим жрецам, что символизировало их особое предназначение. Согласившись рассматривать всю ковровую композицию как единую символику Духовного Пути человека, мы закономерно подходим ко встрече с теми, кто является для нас примером, защитой и вдохновением на нелёгком жизненном пути. Они зовутся Воинами Духа, Подвижниками, Учителями, именно они являются настоящими вождями человечества. Это связующее звено с высшим миром, куда направлены стремления и ради чего ведётся невидимое сражение с самим собой. Победивший стихийную силу внутри себя обретает возможность встречи со своим Духовным Учителем, открывающим истинное знание. Нет сомнений, что за образом Духовных Вождей стоят реальные исторические личности, легендарные обожествлённые герои. На нашем ковре всадники на боевых конях (осёдланный конь является символом победы над плотью) олицетворяют нашедших путь от земли к небу, но вернувшихся на помощь ищущим.

На следующей ступени ковра мы видим ритмичное чередование элементов цветочных розеток с чётким Х-образным перекрестьем. Цветок, лепестки которого заострены словно спицы колеса, олицетворял колесо знания. Вообще, понятие знания издавна символизировалось кругом солнца или колеса. Это встречается во всех народных культурах. Здесь солнце необходимо понимать как образ светопознания. Заметим, что в данном случае «спицы» колеса не очерчены в чёткий круг. В отличие от похожих на них элементов в центральном мотиве ковра цветок-колесо не заключён и в квадрат, что даёт возможность благодаря ритмическому чередованию создавать иллюзию вращения. Это довольно частый приём в орнаментальных композициях, где для выражения идеи кружения не требуется сам круг. В египетских росписях, на вавилонских изразцах, в индийских тканях можно встретить цветок, напоминающий колесо, но не заключённый ни в круг, ни в квадрат.

 

Проникаясь духом ковра

Элемент «Олень» ворсового ковра из Пазырыка

Символ колеса знания появляется на стыке двух важнейших этапов. С одной стороны, всадник - Учитель, без которого знание будет недоступно, и с другой, - в ковре появляется новый сюжет: процессия благородных оленей. Они движутся на этот раз по солнечной стрелке, каждого украшают мощные рога - символ достоинства и силы. Головы животных наклонены к земле в знак смирения. Таким образом, перед нами предстают благородные качества, необходимые для духовного совершенствования. Олени олицетворяют физическую силу, соединённую с нравственной красотой. В буддийской иконографии сам Будда мог быть представлен в образе оленя, а грациозные лани охраняют колесо Дхармы (знания-закона). В русской вышивке часто встречаются олени у древа жизни или предстоящие Божественной Матери. Оленьи мотивы выражают чистоту и устойчивость во многих европейских и азиатских орнаментальных композициях. Чередование этих животных в нашем ковре является символическим напоминанием о необходимости великодушия и любви ко всем живущим.

 

Проникаясь духом ковра

Элемент «Центральная розетка» ворсового ковра из Пазырыка

 

За оленями снова появляются оставленные вначале свирепые грифоны. Во всей композиции только грифон - единственный повторяющийся дважды элемент. На этот раз квадраты с ними окаймляют весь центральный прямоугольник, являясь порогом к сердцу всего ковра. Наше внимание повторно обращается на стихийную силу внутри. Вспоминаются легенды, где герой, подойдя уже к порогу искомого сокровища, встречает самого опасного врага - «дракона порога», только одолев которого он достигает, наконец, духовное освобождение.

Наша лестница подходит к центральному узору, где на общем поле расположены 24 квадрата с крестообразными звёздами. Перед нами центр, образованный суммой этих квадратов. Его можно назвать невидимо-видимой осью всего ковра в целом, выходом за пределы земного мира. Главная ступень уже лежит в иной плоскости бытия, открывая совершенно новый цикл пути. Такой удивительный аккорд всей композиции ещё раз доказывает неслучайную расстановку элементов и цикличных чередований. Число 24, выведенное в центр ковра, является особенно выделяющимся - среди так называемых мистических чисел, устойчивым числом-символом. В древнейших мистериях - это число Матери Мира, которая воссоединяет воедино Дух и Материю. «Как на Востоке, так и на Западе, образ Великой Матери - женщины, является местом окончательного объединения»[12]. На всех этапах ковра впервые и так многозвучно упоминается Женское начало.

В кургане, где 2,5 тыс. лет пролежал наш ковёр, были найдены также два других замечательных полотна, о которых упоминалось вначале. На одном из них Богиня Матерь как царица восседает на троне, а на другом - жрицы в молитвенных позах у алтаря. Почитание Божественной Матери в облике царственной женщины - неоспоримый факт, известный во всех культурах. Среди простых фигур-знаков, символизирующих этот высокий образ, есть один, пожалуй, самый странный из них - квадрат с равноконечным крестом внутри. Из такого креста исходят 4 луча. В восточном христианстве и поныне такой знак называется крестом Богородицы. Сама идея материнства неразрывна с идеей самоотверженного сердца, поэтому особо подчёркивалось место соединения всех лучей фигуры. Конечно, столь высокое понятие, как Великая Матерь Всего Сущего, передаётся весьма условно в знаках звёзд и крестов. Присутствие символа Матери Мира в средоточии всей композиции представляет Её как высшее существо, но не указывает на неё прямо.

 

Проникаясь духом ковра

Сюжет«Жрицы у алтаря». Гобеленовая ткань из Пазырыка

 

Цель нашего духовного странствия - воссоединение с тем высшим принципом, который заложен изначально, подобно искре, в нашей жизни. В ковре - это та центральная точка, которая раскрывает всё. Она пребывает уже вне всех квадратов, звёзд и крестов.

Итак, наш ковёр становится образом Храма. В центре его - престол, где символический образ Матери Мира, соединяющий два извечных начала - Дух и Материю в одно целое. «Великий лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!»[13]. В условных знаках раскрываются этапы прохождения человека по ступеням жизненного духовного пути и вся целостная картина мира. Матерь являет собой высший мир. Путь лежит через сердце человека, ибо в сердце заключена искра этого высшего мира. Но чтобы раскрыть заключённый в сердце духовный потенциал, необходим трудный и долгий путь. «Ищи Путь, отступая всё более внутрь. Ищи Путь, выступая смело вперёд» [14]. Борьба со своей низшей природой должна обернуться победой. С помощью высвобождённого потенциала и под руководством Духовного Учителя укрепляются нравственные устои, воспитываются благие качества и бескорыстная любовь. Именно она дарует истинное знание и сокровенную мудрость.

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: