warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Рядом с Рерихом

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Имя художника Владимира Ивановича Матвея (В.Маркова) вряд ли кому-то что-то скажет. Он прожил короткую жизнь — всего 37 лет, смыслом которой было познание красоты. Автор единственного биографического очерка о нём В.Д.Бубнова писала: «Его жизнь была проста, душа — гуманна и ясна и вся направлена на искание прекрасной формы. Он любил и искал её как мечтатель, а как художник ремесла добивался потом и кровью».

Тайны красоты он постигал, изучая искусство разных народов и регионов. В.И.Матвей много путешествовал, часами любовался скульптурами в музеях и на площадях городов. И наконец, нашёл источник «возможностей творчества»: раннее примитивное искусство.

Художественное наследие Матвея невелико. Небольшая часть его картин находится в музеях Риги, а остальное в частных коллекциях. При жизни было опубликовано лишь несколько его искусствоведческих работ: «Принципы нового искусства», «Фактура» и «Искусство острова Пасхи». Посмертно вышли «Искусство негров» и «Искусство Северной Азии».

 

Рядом с Рерихом

В.И.Матвей (Владимир Марков) (1877—1914)

 

В.И.Матвей (1877—1914) был сверстником Н.К.Рериха, учился, как и он, в Петербургской художественной Академии, но чуть позже. Их жизненные пути удивительно созвучны. Мы не знаем, были ли художники знакомы, но то, что они встречались на вернисажах, в Академии, жили в одной и той же духовной атмосфере — очевидно. Проглядывается некая параллель творческого созревания не только с Николаем Константиновичем Рерихом, но и его другом по Университету Виктором Викторовичем Голубевым, ставшим всемирно известным востоковедом. Он был сыном Виктора Фёдоровича Голубева — владельца имения в селе Пархомовка на Киевшине, где среди пышных садов высится архитектурный шедевр — ансамбль Покровской церкви со знаменитыми мозаиками Н.К.Рериха.

Рерих и Голубев, ещё учась в Университете, выработали моральный кодекс — программу жизни. Уже тогда они обязались всемерно способствовать изучению русской и индийской культур, ибо чуяли, что корни у них единые. «Через Византию, — писал Николай Константинович, — грезилась нам Индия». И именно через Византию вышел В.И.Матвей к примитивному искусству наших прародителей на о.Пасхи, в Западной Африке и Северной Азии.

Через Византию В.В.Голубев вышел к искусству индийской Аджанты, тибетского театра и Индокитая. Николай Константинович Рерих всегда говорил о «преемственности нашего древнего быта и искусства Индии». И эта «преемственность» шла через Византию.

Рерих, Голубев и Матвей — люди, родившиеся в одно время, жившие в одной культурной среде, направляли свой творческий поиск к истоку, к народным корням, чтобы понять и показать миру языком искусства ту историческую реальность, которая взрастила нашу цивилизацию. И неслучайно в искусстве народов Западной Африки В.И.Матвей увидел отголоски культуры Атлантиды. «Для него прошлое и чужое искусство не было мёртвым кладбищем, или забытым хранилищем, — писала В.Д.Бубнова, — это было поле, полное прекрасных растений, тянущихся к небу, красотою своею обязанных таинственным, но непреложным законам Божества, растений, быть может, более прекрасных и сильных в первые дни творения, чем в наши сумрачные дни». Заметим, что творил художник на рубеже столетий и был в этическо-нравственном смысле порождением этого рубежа.

Ниже мы предлагаем вниманию читателей очерк о В.И.Матвее, написанный в 1919 году В.Д.Бубновой как предисловие к книге «Искусство негров», ныне являющейся библиографической редкостью. Выдержки из самой книги мы опубликуем в одном из следующих номеров нашего журнала.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: