Словарь имён. Буква Б (часть 1)
Баадер Франц Ксавер фон (1765-1841)
Немецкий философ, мистик и теолог. Представитель философии романтизма и неортодоксального католицизма; находился под влиянием Каббалы, Я.Бёме, Шеллинга и французского мистика Сен-Мартена, на которого, в свою очередь, оказал влияние. Согласно Б., познание есть участие человека в божественном разуме; наше знание — часть божественного знания.
Бергсон Анри (1859-1941)
Французский философ, оказавший огромное влияние на философскую мысль нашего века; один из наиболее видных представителей «философии жизни». Он учил, что мозг является для мышления механическим орудием, которым оно пользуется, и что ум может постигать только все окостенелое и мертвое, данное в неорганической природе, а не жизнь, которая в ее сущности не может быть познана при помощи понятий. Психический индивид, по Бергсону, представляет собой текучее, не связанное разумом неделимое многообразие; жизнь может быть постигнута только благодаря собственному переживанию, интуиции. То же самое можно сказать и об универсуме, ибо он живет, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни, жизненным порывом.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
Гениальный русский философ. Родился в Киеве в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, затем поступил в университет. За участие в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» был исключен и сослан в Вологду. Вскоре отошел от марксизма. В начале XX столетия принимает активное участие в духовно-общественном движении, получившем название «русский религиозный и культурный ренессанс». Осенью 1904 года переехал в Петербург. Участвовал в программных сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), ставших, по общему мнению, манифестами русского идеализма. В 1915 г. Б. опубликовал очерк «Душа России», а затем серию статей, составивших книгу «Судьба России». После Октября был профессором Московского университета, основал Вольную академию духовной культуры. В 1922 г. выслан из СССР; жил в Берлине, затем в Париже, где издавал журнал «Путь» и руководил издательством ИМКА-ПРЕСС. Здесь им были написаны книги, принесшие ему мировую известность, среди которых — «Новое средневековье», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Царство Духа и царство Кесаря».
Число его статей, публикаций и книг достигает 483 наименований, он переведен на 20 языков мира.
Б. писал горячо, всегда в борьбе на нескольких фронтах, не страшась преувеличений и противоречий. «Духовное солнце не бесстрастно», — сказал он в одной из своих книг. Четыре основных понятия, в сущности разные аспекты одной идеи, определяли философию Б.: Личность, Дух, Свобода и Творчество. «Я изошел от свободы, она моя родительница, — пишет он в философской автобиографии «Самопознание». — Своеобразие моего философского типа в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу». Однако свобода — это не самоцель для философа: «Жалость может привести к отказу от свободы. Свобода может привести к безжалостности. <...> Человек подымается на высоту, восходит к Богу.
На этом пути он приобретает дух, силу, он творит ценность. Но он вспоминает об оставшихся внизу, о духовно слабых, о лишенных возможности пользоваться высшими ценностями. И начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними духовными богатствами и ценностями, помочь их восхождению.<...> Возможно лишь общее спасение для вечной жизни. Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних».
Основная жизненная интуиция Б. — острое ощущение царящего в мире зла. Он открыто признает себя дуалистом. Монизм, влекущий большинство философов, особенно русских, ему всегда был чужд. При своем остром ощущении мирового зла Б. не может допустить никакой оптимистической теодицеи. Бог не есть самодержавный правитель мира. Сама эта мысль, делающая Бога ответственным за зло, неизбежно вызывает у Б. прометеевский бунт. Он верит в Бога, Который, сотворив мир, отрекся от Своего всемогущества ради свободы твари — даже если свобода эта оказывается губительной. Но Бог и не безвластен. Он действует в мире через человека, посылая ему свою благодать. Человек может отвергнуть ее или следовать за ней. Б. верит в сотрудничество Бога и человека, в богочеловечество, пониманию которого научился у Вл. Соловьева. Б. говорит о Царстве Божиом как о конечном идеале, но Царство строится не только Богом, но и усилиями человека. Творчество — это цель жизни человека на Земле, то, для чего Бог создал его.
Сообразно с колебаниями политической мысли Б. менялось его отношение к коммунизму в России. Было время (1917-1922), когда его негодование против коммунистической тирании не имело границ. Оказавшись поневоле в эмиграции, он скоро был вынужден вести борьбу на два фронта: против капитализма и коммунизма одновременно. Однако за время второй мировой войны это равновесие было нарушено — в пользу Советской России. Россия представлялась освободительницей мира от гитлеровского фашизма. Сходство двух тоталитарных режимов забывалось. Тогда-то Б. написал одну из последних своих книг — «Русская идея», где выразил неожиданную для него славянофильскую веру в особое религиозно-историческое призвание России, причем социальная революция есть этап на этом пути. Впрочем, чем дальше развертывались события, тем больше разочаровывался Б. в своих ожиданиях от Советского Союза.
Б. войдет навсегда в историю как образ живого и страстного религиозного искателя и борца, как человек, впервые открывший Западу все богатство и сложность, всю противоречивость русского религиозного гения.
Беркли (Berkeley) Джордж (1084-1753)
Английский теолог и философ. Учил, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются; вообще нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего Я. Представления (являющиеся отпечатками в нас божественного духа) суть для нас действительность, поскольку речь идет не о фантазиях и т.п.
Св.Бернар Клеровский(1090-1153)
Великий французский мистик, теолог и церковный деятель; одна из центральных духовных фигур Золотого Средневековья (XI-XIII вв.). Вдохновитель первых Крестовых Походов; один из инициаторов ордена Тамплиеров. Бескомпромиссный и строгий, будучи сам безукоризненным примером духовной чистоты, оказывал огромное влияние на духовную жизнь и философскую мысль своего времени.
Отрицал познание ради познания, считая, что оно должно приносить пользу; выступал против теоретических положений Абеляра. Считал, что единственным источником познания является мистическое созерцание, которое через смирение и любовь приводит к Богу. Высшее состояние души — экстаз, переход очищенной души к Богу, при этом происходит отказ от собственного Я и Бог становится «все и вся».
Бёме Якоб (1575-1624)
Николай Бердяев назвал Бёме «величайшим из христианских гностиков». Подлинно гностический характер носит основной вопрос его философии о том, как примирить мир, раздираемый противоборствующими силами, с образом всемогущего и благого Бога. Гностичен и ответ, согласно которому происхождение этих противоборствующих сил следует искать в самом Боге. Гностичен и путь, приведший Бёме в 1600 г. к этому знанию, пугь мистического опыта, о котором он сам говорил так: «За пятнадцать минут я увидел и узнал больше, чем если бы провел много лет в университете».
Якоб Бёме родился <в деревне близ Герлица> и умер в Силезии. Он мало учился и в раннем возрасте его отдали в подмастерья к сапожнику. Он и сам стал позже сапожником, женился и имел четырех детей. Однажды, когда он работал в мастерской, туда вошел таинственный незнакомец. Он осведомился о цене за пару сапог, выложил за них деньги и ушел. Перейдя через улицу, он обернулся и крикнул громким голосом: «Якоб, Якоб, выйди!». С удивлением и испугом Якоб выбежал из дома. Незнакомец остановил свой взгляд на юноше: огромные глаза его сверкали и казалось наполняли божественным светом. Он сказал, взяв за руку перепуганного сапожника: «Якоб, сейчас ты мал, но ты будешь большим и великим и станешь другим Человеком, которому удивится весь мир. Поэтому будь благочестивым, бойся Бога и почитай Его Слово. Читай с тщанием Священное Писание, в котором ты найдешь Утешение и Советы. И хотя ты претерпишь несчастья и нищету и будешь страдать от преследований, будь смел и упорен, потому что Бог любит тебя и будет милостив к тебе». В течение семи дней после этого Бёме пребывал в странном состоянии, и потом ему открылись ранее неведомые знания.
Друзья называли Бёме «Philosophus Teutonicus», т.е. «немецкий философ», а враги — «Sartor antichristus» («сапожник-антихрист»). Опираясь на работы Валентина Вейгеля, Парацельса и Швенкфельда, он создал сложную систему космологии: из первоосновы, которая представляет собой вечное единство, безмолвие без сущности, вечный покой и ничто, силой стремления к «нечто» порождается божество, потом Богом — вечная природа, затем властью Божьей — духовный мир и как последнее порождение — земной мир. Во всем, даже в Боге, заключено как доброе, так и злое начало. Глубокое учение Бёме о Боге и Вселенной — чисто Эзотерическое по своей сути — было воспринято как настоящая философия и истинная вера во всем протестантском мире.
Перу Я.Бёме принадлежит огромное количество трудов, которые увидели свет лишь после его смерти. При жизни была опубликована лишь одна его книга «Путь ко Христу». Велико было влияние учения Бёме на все дальнейшее развитие европейской философии — в частности, на Ангелуса Силезиуса, Гегеля, Баадера, Шеллинга, Новалиса, русских представителей метафизики Всеединства и Н.Бердяева.
Сложным, а для его первых пропагандистов — и мучительным был путь учения Бёме в Россию. Начало этого пути относится к концу XVII века, когда после Раскола в стране усилился духовный кризис. Центром распространения учения Бёме становится Немецкая слобода в Москве. Живший в ней купец Конрад Нордерман примерно в 1665 г. познакомился в Архангельске с неким «доктором», впоследствии завещавшим ему свои книги, среди которых были и сочинения Бёме. В 1689 г. в Немецкую слободу приехал последователь немецкого мистика писатель Кульман (1651-1689). Он был одержим идеей создания христианской монархии в России. В 1687 г. он выпустил в Амстердаме книгу стихов, описывающих его видения будущего величия России. Встреча Нордермана и Кульмана оказалась роковой. В Немецкой слободе у них начался конфликт с протестантским пастором Мейнеке. Их бросили в тюрьму и 4 октября 1689 г. сожгли в срубе. Несмотря на муки провозвестников учения Бёме, оно получило распространение в России и на Украине в первой половине XVIII века. Первые переводы были сделаны на церковнославянский язык. В XIX веке митрополит Филарет назовет украинского философа Г.С.Сковороду (1722-1794) как переводчика рукописи, полученной им от крестьян Харьковской губернии. Однако подлинность этого утверждения не доказана, хотя в представлениях Г.С.Сковороды о человеке есть черты, роднящие его с Бёме. Сочинения Бёме считались в России предназначенными для внутреннего чтения и очень долго не издавались, а ходили в рукописных переводах. Большинство из них были сделаны С.И.Гамалеей (1743-1822) — одним из наиболее влиятельных членов философско-религиозного кружка Н.И.Новикова (1744-1818).
В 1815 г. «Путь ко Христу» в 9 книгах впервые был опубликован в России в переводе А.Ф.Лабзина, секретаря Императорской Академии искусств в Санкт-Петербурге. Но не успела она появиться в России, как была запрещена цензором на том основании, что «она распространяет темные принципы розенкрейцерства».
Идеи Я.Бёме оказали заметное влияние на Вл.Соловьева (1855-1900) и других мыслителей конца прошлого и начала нашего века, а также на поэтов-символистов «Серебряного века» (М.Волошин), постсимволистического времени (М.Цветаева) и неоклассицистического авангарда.
Книга Бёме «Аврора» («или мать любомудрия, астрологии и богословия из истинного основания или Описание естества как все было и с самого начала соделалось») была задумана как запись на память и написана в 1612 г. Первое русское печатное издание книги вышло в Москве в 1914 г. и благодаря репринтному изданию 1990 г. она доступна сегодняшнему читателю. Несмотря на то, что Я.Бёме родился и воспитывался в лютеранской среде, он не признавал деления на римско-католическую, евангелическую и реформаторские конфессии и осуждал богословские споры и политико-религиозную борьбу за власть. «Ибо они, — пишет он о церковниках в своей книге о Христовых заветах, — завладели Новым Заветом и свели его к «литературному образу» или внешнему исповеданию веры, которую они стараются навязать не только бедным христианам, но даже и самому Христу. Другие же повсюду размахивают Христовым Заветом как символом и не перестают кричать: «Вот Христова Церковь! Там у них ересь и искушение, следуйте за мной, Христос здесь!» И если бы они ограничились только словами! Так нет, они натравливают христиан друг на друга, подстрекают сильных к войне и кровопролитию, губят страны и народы. И что еще хуже — они силой толкают людей к принятию подобных лжеучений и ослепили их до такой степени, что те готовы жертвовать собой и имуществом ради мнения (сути которого они не понимают) и преследуют, ненавидят и убивают за него друг друга». Для Бёме истинной церковью является не каменное здание, а Храм Божий в душе преображенного человека. Бёме в своих книгах говорил о трех началах божественного существа. Под ним он подразумевал три мира. Первый — мир тьмы, который вечен, в нем полыхает огонь преисподней, второй — мир ангелов или света. Он тоже вечен, его власть посредством магического огня проявляется в виде света и любви. Третий мир — видимый, временный и материальный, происходящий от мира тьмы и света и отражающий их. Великая тайна — Mysterium Magnum (заглавие одной из книг Бёме) происходит от двух первых начал и охватывает видимый — тарный мир. Великая тайна у Бёме — это вечная природа, она мать всех живых существ, она еще не сформированная материя. Бёме придерживался учений Парацельса и Вейгеля, которые утверждали, что Великая тайна — это не что иное как первичная материя. Но в то же время Бёме радикально преобразил их космогонию: «Бог сотворил все из небытия, и он сам есть это небытие». По Бёме процесс сотворения и развития видимого мире — игра Всеединого, «чтобы Небытию было над чем работать и во что играть». В непроявленной массе первичной материи Бог сплел и противопоставил элементы так, чтобы «Великая тайна перешла к химической делимости» и «невидимое духовное сделалось «видимым во времени и через время».
Е.П.Блаватская: «Мистик и великий философ, <...> он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования и какого-либо знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он «видел как будто в Великой Глубине в Вечном». Он обладал «совершенным видением вселенной», которое открывалось в нем время от времени, «как в молодой планете», говорил он. Он был совершенным прирожденным мистиком и, очевидно, такого склада, который встречается реже всего; одной из тех тончайших натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому, хотя бы и случайному, взаимодействию между умственным и духовным Ego. Именно это Ego Якоб Бёме, как и многие другие необученные мистики, принял за Бога. «Человек должен познавать, — пишет он, — что его знание не есть его собственное, но от Бога, который для Души Человека делает очевидными Идеи Мудрости настолько, насколько пожелает». Если бы этот великий Теософ родился на 300 лет позже, он выразил бы это иначе. Он бы знал, что «Бог», говоривший через его бедный невоспитанный и нетренированный мозг, был его собственным Божественным Ego, всеведущим Божеством в нем, и что то, что это Божество выдавало, было не «столько, сколько пожелает», а согласно возможностям смертного и временного жилища, в которое ОНО вдохнуло жизнь».
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (973-1048)
Среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в Хорезме. В 1018 году был увезен султаном Махмудом в Газни, где Бируни оставался до конца жизни. С особенною любовью Б. занимался науками математическими, астрономией, хронологией, физической географией и притом вполне бескорыстно, отвергая царские подарки за посвящение своих сочинений. Задолго до переселения в Газну, Б. исследовал все, что только существовало тогда в арабской и персидской литературе по культуре Индии. А на 45-м году жизни с целью составить себе действительно точное и верное представление об индийской цивилизации он принимается за изучение санскритского языка. Изучив индийскую культуру, он, не довольствуясь достигнутой им возможностью просвещать мусульманский мир путем многочисленных переводов с санскритского языка на арабский, пожелал также содействовать распространению среди индийцев здравых научных понятий и с этой целью перевел санскритскими стихами «Элементы» Эвклида, «Алгамест» Птоломея и один свой трактат об астролябии. Работа эта могла быть произведена лишь при помощи индийских ученых-пандитов, но и с этою оговоркою «подвиг, совершенный Б., изумителен и требовал железной воли, страшной усидчивости и громадного такта. Б. приходилось преодолевать не только естественное нежелание индийцев посвящать нечистого варвара в тайны своей мудрости, но и усугубленное отвращение их к мусульманину, единоверцу и слуге султана Махмуда, который разгромил всю Северную Индию жесточайшим образом, буквально стер с лица земли их священных идолов и самые науки их в завоеванных областях уничтожил дотла, так что они должны были искать убежища в Бенаресе и Кашмире, недоступных свирепому завоевателю». И только личные качества этого великого человека, его искренняя жажда знания, его беспристрастная оценка сообщаемых ему фактов, его пламенное желание делиться своими знаниями с индийцами должны были открыть ему до известной степени сердца гордых своею таинственною мудростью — брахманов. В 1030 году Б. закончил свою книгу об Индии под заглавием «Точное изложение индийских представлений, как удобопринимаемых, так и отвергаемых разумом», которая и сегодня является важным источником по истории Индии раннего Средневековья.
В ряде работ по математике им были разработаны оригинальные математические методы и доказательства. В большом трактате по математической и описательной географии «Канон Масуда», излагается тригонометрический метод определения географических долгот, близких к современным триангуляционным геодезическим методам. Впервые на Среднем Востоке Б. высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли. Исключительная образованность сочеталась у Б. с передовыми для его времени взглядами. Он иронически относился к религиозным суевериям, выступал против вражды между народами.
- Ваши рецензии