warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Феномен русского космизма

Казютинский В.В., профессор, доктор философских наук

Космизм — одна из глубинных тем мировой культуры; идея связи человека и космоса пронизывает всю ее историю. Важнейшую роль эта идея играет в эзотерической философской традиции, которая заметно повлияла на русский космизм и его вершинное достижение — эзотерическую философию К.Э.Циолковского.

Что же представляет собой русский космизм? Сам этот термин часто вызывает отторжение, буквально идиосинкразию. Но ведь говорим же мы об арабской философии, классической немецкой философии, французском экзистенциализме? Нет основания считать однозначным и термин «русский космизм» для обозначения специфического феномена мировой культуры. Русский космизм часто считают одним из вариантов русской идеи, но это едва ли правильно. Русская идея в своем традиционном понимании — это идея православная. Но наиболее яркие мыслители, относимые к русскому космизму — особенно Циолковский — далеко отклонялись от ортодоксального православия. Вот почему существует много сложностей в отношениях Православной церкви к космизму. Например, по христианским представлениям, человек и Бог связаны «напрямую». А рассуждение о бесконечных космических циклах, в которых происходит перегруппировка атомов, образующих живые существа, включая человека — воспринятое Циолковским из теософии, наследовавшей восточную мудрость — как считал Н.А.Бердяев, становятся преградой на пути этого общения, делают излишним догмат об искуплении в его христианском понимании.

Идеи космизма разрабатывались разными мыслителями в различных контекстах: социокультурных, философско-мировоззренческих, научных. В каждом из них приобретают свой специфический смысл термины «космос», «мир», «Вселенная», взгляды на природу, человека, концепции о характере связей «человек — мир». В одних случаях космос рассматривается как мир физический, а идея космизма выступает в контексте физико-химических связей Вселенной или ее объектов (звезд, Солнца, планет) с биосферой и человеком. В других — это миры метанаучные или даже трансцендентные; идея космизма может приобретать мистические смыслы и т.д.

Основоположником русского космизма принято считать Н.Ф.Федорова, который выдвинул идею освоения космоса. Федоров говорил о том, что задача человечества — его общее дело — заняться регуляцией природы и воскресить на основе научных знаний души умерших предков.

Поскольку бесчисленные поколения наших предков не уместить на Земле, их придется расселять в Космосе. Согласно текстам «Философии общего дела» Федорова, вещество небесных тел есть «прах предков».

Многие из окружающих нас атомов когда-то находились в телах наших предков. Пришло время, когда вся вселенная должна быть оживлена. И хотя Федорова мы считаем религиозным мыслителем, Православная церковь к его идеям относится чрезвычайно сдержанно... Другой яркий представитель русского космизма К.Э.Циолковский по-своему развивал идею Федорова о всеобщей регуляции, но между их системой взглядов есть и существенные отличия. По Циолковскому, Космос — это живой организм, имеющий свою «причину» и свою «волю». Причина — это Бог. А волю свою Космос нам передает через «президентов» других планет. Иисус Христос для Циолковского — просто гениальный человек, великий целитель, который сделал много полезных дел и добра. Президенты других планет — тоже выдающиеся личности — (своего рода «космические Махатмы», которые тоже иногда рассматривались Циолковским как боги). Тем самым идея христианского Бога Циолковским подвергается серьезному переосмыслению. Ничего подобного у Федорова нет.

Циолковский считал, что представители высокоразвитых цивилизаций Вселенной посещают разные миры и если они видят низкоразвитую жизнь, полную страданий, то стараются помочь эту жизнь как-то уничтожить, прекратить — с целью «избавления от страдания». Циолковский считал естественной идею прекращения размножения организмов, если они низкоразвиты и неперспективны. И это — второе существенное отличие мировоззрений Федорова и Циолковского. Федоров говорил о воскрешении, Циолковский призывал совершенно к иному.

Согласно космической философии Циолковского, осваивать космос человек будет, но он не сможет это сделать в своем современном природном облике. Постепенно, путем искусственного и естественного отбора будет происходить направленное его изменение, пока он не превратится в эфирное существо, которое сможет свободно жить в Космосе. И это существенно отличается от того, что проповедуют христианские доктрины, которые решительно восстают против вмешательства человека в дела Бога.

Возникает вопрос: как отнестись к прогнозам, которые содержатся в трудах русских космистов? Оценки здесь могут быть разными. Заметим, что идея вмешательства в биологическую природу человека связана не только с Космосом. Она проявляется и в лечении наследственных болезней, создании «человекомашинных» систем и т.д.

Однако у Циолковского и Федорова речь идет о значительно более радикальном вмешательстве, которое с точки зрения современной этики нам кажется малоприемлемым. Но следует заметить, что Циолковский, во- первых, не считал свои мысли практическими призывами, он говорил о строгих выводах, следующих из точных наук. Как это будет на деле, он предоставил решать человечеству. Во-вторых, это дело достаточно отдаленного, хотя и земного, будущего. Остается выразить надежду, что по мере освоения космоса человечество сможет заранее выработать этические нормы, которые позволят нам отнестись к сохранению человека, как особо ценного феномена, гораздо более бережно, чем это вытекает из космической философии.

Следует сказать еще об одном представителе этого направления — А.Л.Чижевском. Он воспринимал Космос как единую систему, в которую мы вплетены как некий элемент или компонент. К изучению исторического процесса и социальной эволюции должны быть приложены методы и принципы точных наук. Сфера физики — вся Вселенная, а потому она должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса, она должна осветить лицо человеческой истории, своими законами о веществе связать человека с человеком, человечество с природой путем восстановления для органических существ законов, аналогичных законам неорганического мира. И здесь тоже просматривается некое отличие от христианского учения, которое утверждает, что человек обладает свободой воли, которой наделил его Бог (такое отличие недвусмысленно подчеркивал сам Чижевский).

Если же исторический процесс определяет солнечный фактор, солнечную активность, расположение планет и т.д., тогда для свободной воли места остается мало.

Как видим, каждый из космистов был вплетен в контекст самых острых проблем современной культуры, современных христианской и нехристианской мысли. И в этой плеяде мыслителей — Рерихи, которые синтезировали Учения Запада и Востока, христианские и нехристианские идеи.

Как видим, наиболее яркие мыслители, относимые к русскому космизму, уклонялись — иногда очень сильно — от ортодоксального православия (особенно это заметно в космической философии К.Э.Циолковского) или же оставались в основном в рамках «научного мировоззрения», четко отделяемого от религиозных концепций (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский). Космическая философия Циолковского, по мнению автора, может рассматриваться как попытка синтеза мировоззренческих идей Запада и Востока, выходящая далеко за рамки «русской идеи». Именно эта черта русского космизма наполняет его специфическим смыслом и делает феноменом, имеющим мало аналогов в мировой культуре. Основное значение русского космизма в том, что он, во-первых, представляет собой программу становления целостного человека и, во-вторых, обосновывает неизбежность выхода в космос для раскрытия новых потенций вида «хомо сапиенс» и разрешения глобальных проблем техногенной цивилизации.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: