Словарь имен. Буква О
Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956)
Выдающийся отечественный географ и «патриарх российской геологии», академик-орденоносец. Широкому читателю О. известен своими научно-фантастическими романами «Плутония» и «Земля Санникова, или Последние онкилоны». В известном смысле эти романы можно считать изложением научных выводов, к которым пришел О. в итоге своей многолетней работы в Сибири, Центральной и Средней Азии, а также в других местах. Первый из этих романов вышел в свет, когда автору было уже шестьдесят. Однако представляется, что значение этих книг не ограничивается палеонтологически и геологически точными реконструкциями ушедших эпох истории Земли. За внешне довольно схематичным сюжетом скрываются и идеи того плана, который принято называть эзотерическим. Прежде всего это известное с глубокой древности представление о благодатной земле в районе Северного полюса, за полосой льдов и островов с суровым арктическим климатом (кстати, О. не считал Землю Санникова художественным вымыслом), а также концепция «полой Земли».
Первая из этих идей перекликается с гиперборейской теорией происхождения жизни и цивилизации на Земле (в последние годы на эту тему в России издано немало литературы); вторая идея была в определённом смысле «востребована» в Германии 1930-1940-х гг. и стала ассоциироваться с так называемой «мистикой Третьего рейха». Впрочем, роман О. «Плутония» (как, кстати, и роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», 1864) доказывает, что такого рода заимствования вторичны и поверхностны (как и заимствование нацистами отдельных теософских идей). Скорее можно сказать, что представления, нашедшие отражение в романах О., имеют отношение к ещё мало изученной «ветви» европейского эзотеризма, соединившей алхимические умозрения Средневековья с философией традиционализма XX в. (школа Рене Генона). Эта «ветвь» (отчасти связанная и с суфизмом, с эзотеризмом ислама) в известной степени оппозиционна по отношению к теософской традации (см., например, негативное истолкование образа «подземного огня», «подземного солнца» в трудах Рерихов и алхимическую интерпретацию этого образа как «сокрытого Божества», по возможно, что это лишь кажущееся противоречие). Научная разработка истории и символики этих глубинных течений духовной мысли — дело будущего, но можно сказать, что читательская аудитория уже отчасти подготовлена к восприятию такого рода исследований простыми и яркими романами О.
Е.С.Лазарев
Ольденбург Сергей Фёдорович (1863-1934)
Известный востоковед. Принадлежит к тем учёным, благодаря которым русская наука о Востоке занимала в начале столетия ведущее положение в мире. По образованию индолог и иранист, О. учился в Петербургском университете у И.И.Минаева, В.Р.Розена, К.Г.Залемана. Работы его посвящены литературоведению и археологии, искусствоведению и истории религии. Не ограничиваясь восточной словесностью, он неоднократно обращался и к русской, и к западноевропейской литературе. Культура в самом широком смысле слова являлась для него не только объектом изучения, но и целью всей деятельности.
Широчайший кругозор О. особенно заметен в его работах по историографии — в биографических очерках о крупнейших востоковедах и многочисленных рецензиях. До последних дней жизни он стремился не пропустить ни одной индологической публикации и считал своим долгом сообщать о них научной общественности. Популяризация научных достижений была для него органической частью работы учёного.
Огромная эрудиция и общественный темперамент О. обусловили его роль как организатора науки. Выполняя обязанности секретаря Академии наук, он практически руководил ею четверть века — с 1904 по 1929 гг. Виднейший деятель Географического общества, директор Азиатского музея, а впоследствии Института востоковедения, председатель Восточной коллегии издательства «Всемирная литература», организатор краеведения в СССР — мало найдётся значительных предприятий, в которых он не принимал бы самого непосредственного и живого участия. Благодаря ему в Петербурге с 1897 г. издавалась международная серия «Bibliotheca Buddhica», собравшая лучшие силы мировой буддологии. Экспедиция в Восточный Туркестан (1909-1910) и в Дуньхуан (1914-1915), которые он возглавлял, способствовали созданию ценнейших коллекций рукописей и памятников искусства. О. не чурался и политики, был членом ЦК кадетской партии, министром народного просвещения Временного правительства.
Будучи чрезвычайно занят организационной и общественной работой, О. был вынужден жертвовать своими научными интересами. В огромном списке его публикаций преобладают небольшие рецензии, некрологи, официальные выступления и предисловия к чужим работам. Неосуществлёнными остались первоначальные замыслы большого исследования об индийской народной литературе, не опубликованы были при жизни лекции по индийской культуре, не завершена обработка результатов экспедиций. Несмотря на это, мысли, высказанные им в многочисленных лекциях и выступлениях, остаются актуальными и по сей день. Это прежде всего обсуждение различий между Востоком и Западом и их единстве, о связующей роли России в их культурном, а часто и политическом, противостоянии. Затрагивая вопрос о духовном оскудении, к которому пришла западная цивилизация, из-за бесчисленных и бесчеловечных войн и колониальных захватов, О. подчёркивал, что в культуре не должно быть разрыва преемственности, и это накладывает особую ответственность на Россию и страны Востока. Не раз он возвращался к мысли о том, что современное искусство, порывая с привычными для Запада формами, сближается с восточным по своим принципам, ибо требует сотворчества зрителя или слушателя. Не потеряли своей актуальности и целый ряд общих идей и сугубо специальных проблем, разбираемых О., конкретных выводов и наблюдений, высказанных им соображений по методике исследований в гуманитарных науках.
С.К.Борисов
Олькотт Генри Стил (1832-1907)
Видный теософ, писатель, публицист, адвокат. Один из основателей и первый президент Теософского общества, ставшего впоследствии международной организацией с центром в г. Адьяре (Индия).
О. родился в 1832 г. в Ориндже, штат Нью- Джерси (США), в семье, возводившей свой род к первым американским поселенцам. До Гражданской войны был известным специалистом по сельскому хозяйству. Работал агрономом в Огайо, затем редактором в сельскохозяйственном разделе издания «Нью-Йорк трибюн». Во время войны вступил добровольцем в армию на стороне северян. Выбыв из рядов действующих войск по инвалидности, был назначен особым уполномоченным министерства обороны США, занимался расследованием коррупции и взяточничества в армии и на флоте. Его честность и добропорядочность были оценены столь высоко, 'что после убийства президента Авраама Линкольна в 1865 г. О. вошёл в комиссию из трёх человек, которой было поручено расследование этого преступления. Выйдя в отставку в чине полковника, он три года изучал юриспруденцию и затем открыл частную юридическую практику в Нью-Йорке.
Когда в 1870-е г. в США поднялась волна увлечения спиритизмом, О. начал исследовать спиритические феномены, написал об этом несколько книг и статей. На этой почве он и познакомился в 1874 г. с Е.П.Блаватской, став на долгие годы её ближайшим сотрудником. Впоследствии О. так писал о начале их дружбы и совместной работы в многотомной автобиографии «Страницы старого дневника»: «Мы грезили о человеческом совершенстве, тосковали по божественной мудрости и желали только одного — помочь человечеству более возвышенно мыслить и достойно жить». Их нравственным и духовным поискам соответствовала именно теософия, которую О., вслед за Блаватской, понимал как фундаментальное единство всех религий и философских школ, осознание которого должно привести к пониманию единства всего человечества и формированию общечеловеческого братства.
В ноябре 1875 г. О. вместе с Е.П.Блаватской и У.К.Джаджем создали в Нью-Йорке Теософское общество (ТО), служению идеалам которого О. посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Теософия отвечала духовным потребностям эпохи, и вскоре ТО стало принимать размах международного движения. Возникла необходимость в объединении с единомышленниками на Востоке. В это время у О. происходит событие, которое он называет «самым важным из всех, повлиявших на мою жизнь»: «...я действительно беседовал с одним из Старших Братьев человечества, с одним из Учителей нашей расы бестолковых учеников».
Это событие стало главной причиной того, что О. решил отправиться вместе с Блаватской в Индию. Обосновавшись в Бомбее, они открыли там штаб-квартиру ТО и с головой окунулись в работу. Важной стороной их деятельности стало издание ежемесячного журнала «Теософ», первый номер которого вышел в свет в октябре 1879 г. Журнал приобретал всё больше читателей и единомышленников как в самой Индии, так и на Западе. Если Блаватская в своих работах развивала философские, теоретические вопросы, то О. больше занимался осмыслением и распространением практической теософии. Его эссе, лекции и выступления во время поездок по стране были призваны объяснить цели и задачи теософского движения. Принимал активное участие в создании трёх колледжей и 250-ти школ в Индии.
Деятельность О. и Е.П.Блаватской была весьма успешной, о чём свидетельствует быстрый рост теософского движения в Индии в 1879-1883 гг. Важно, что теософия поднимала на новую ступень древние знания и религии Востока, что возвращало индийцам и другим пародам Азии веру в свои духовные ценности, способствовало их национальному возрождению. В 1882 г. штаб-квартира Общества была перенесена в Адьяр, где стараниями полковника О. была создана Адьярская библиотека — гордость теософов, насчитывающая тысячи томов восточных трудов и санскритских текстов, а также книг на европейских языках и ряд редких манускриптов на пальмовых листьях. Впоследствии О. принял буддизм и внёс большой вклад в возрождение индуистских и буддистских традиций в Индии, на Цейлоне (Шри-Ланке). Он является автором книг: «Люди из другого мира» (1875), «Катехизис буддиста» (1881), «Страницы старого дневника» (1885-1935) — история Теософского общества в шести томах. До последних дней своей жизни проводил огромную работу по руководству ТО и всеми его отделениями в Европе и Азии.
О.Е.Давыдова
- Ваши рецензии