Словарь имён. Буква - Ж
Жак де Моле (? - 1314)
Последний, двадцать третий, Великий магистр Ордена тамплиеров, или Братства бедных рыцарей христовых. По приказу короля Филиппа IV в 1307 году был схвачен, как и все французские тамплиеры, обвинен в идолопоклонстве, предан суду и казнен в 1314 году. С гибелью этого человека заканчивается, по крайней мере, внешняя история самого влиятельного духовно-рыцарского ордена средневековой Европы. Орден был основан в 1118 году, сразу после Первого крестового похода, в Иерусалиме девятью французскими рыцарями, которые дали иерусалимскому патриарху обет целомудрия, бедности и послушания. Они взяли на себя обязанность оказывать вооруженную защиту паломников, охраняя их на пути от морского берега ко святым местам. Во главе этих отрекшихся от мира людей, которые соединили общественное служение с суровой воинской дисциплиной «во славу Пресвятой Матери Божией» и сочетали монашеский образ жизни с рыцарскими обычаями, самоотверженную любовь к ближнему с воинской доблестью, стоял Гуго де Пеан — рыцарь без страха и упрека. Король Иерусалимский Балдуин II вскоре отдал рыцарям-монахам часть своего дворца, примыкавшего к храму Соломона. С этих пор они стали называться «бедными братьями во Христе и поборниками Иерусалимского храма». В народе их прозвали тамплиерами, или храмовниками. Как и рыцари Госпитальерского ордена, жестоко соперничавшие с ними и подражавшие им, тамплиеры считали себя не только защитниками, но и ревностными распространителями христианства на Востоке. Поэтому скромные первоначальные обязанности защитников Иерусалима и его паломников в скором времени значительно расширяются.
Тамплиеры участвовали во всех Крестовых походах, являясь самым смелым воинством среди крестоносцев. С первых же лет своего существования орден стал правой рукой папской власти. За чистосердечную преданность и готовность умереть за веру папы осыпали тамплиеров неслыханными привилегиями и всевозможными отличиями, создавая рыцарям, особенно в религиозном отношении, совершенно исключительное положение, что вызывало к ордену ожесточенную вражду всех обойденных и обиженных. Многочисленные привилегии, дарованные папами, со временем значительно ослабили первоначальный дух Братства и привлекли к нему искателей почестей и славы, а преданное служение Ватикану неизбежно делало тамплиеров вольными или невольными соучастниками его преступлений. Бескорыстное служение большинства тамплиеров, их истинный героизм на полях сражений, а также общий духовный подъем в Европе — все это способствовало большой популярности ордена во многих странах, основанию его многочисленных общин и привлечению огромных богатств в орденскую казну. Во второй половине XIII века ежегодный доход ордена составлял 54 млн. франков, а число его членов доходило до 30 тысяч. По могуществу и богатству он мог соперничать со всеми монархами Европы, но, сделавшись государством в государстве, со своим войском, собственными судом, полицией, финансами, он скоро стал возбуждать зависть и недоверие жестокого и вероломного Филиппа IV.
Современные историки приводят много очевидных фактов, доказывающих неизбежность конца ордена, однако среди них почти никто не упоминает о, по-видимому, существовавшей, но до времени не высказывавшейся встревоженности и о подозрениях, которые возникали среди духовенства и при дворе короля в связи с невероятными слухами о тайном учении тамплиеров.
Печать тамплиеров (1202) изображает двух рыцарей ордена на одном коне в знак их бедности
Тамплиеры, подобно многим духовным школам древности, в недрах своего ордена имели строгую систему посвящения в сокровенные знания, происходившие из Древнего Египта и Древнего Израиля. Эти знания открывали сложное устройство мира и были изначально преподаны, в своем сокровенном смысле, возможно, одним из Высоких Вестников, присутствовавшим при основании ордена и во время его первоначальной деятельности. Строгий устав запрещал храмовникам даже намек на тайну, поэтому ничего достоверного о внутренней жизни ордена не сохранилось в исторических архивах. Материалы же следствия с чудовищными признаниями, вырванными пытками и обманом у схваченных французских тамплиеров, а также клевета немногочисленных изменников, лгавших с особенным усердием о каком-то демоническом культе, вряд ли могут быть названы достоверными и непреложными. Вообще весь позорный процесс над орденом, проходивший в 1307-1314 годах, можно назвать одним из самых чудовищных по вероломству и несправедливости когда-либо организованных в средневековье. Пытки, со всеми их ужасами, угрозы и заманчивые обещания заставляли говорить даже самых упорных и приводили к таким «признаниям», что на орден действительно было возведено тяжелое обвинение. В одной только парижской тюрьме от пыток погибло 36 обвиняемых. Еще продолжалось следствие, а 12 мая 1310 года 54 тамплиера были преданы проклятию провинциальным Собором в Сеисе и сожжены на костре как рецидивисты. То же самое повторилось в Реймсе, Руане, Каркассоне. Даже для того времени это было вопиющим вмешательством в ход судебного разбирательства.
Тянувшийся в течение семи лет процесс, останавливался однажды, по-видимому, в следствие нерешительности судей, втянутых против своей воли в ужасное преступление. Но король, опекавший процесс, упорствовал. 11 марта 1314 года история ордена тамплиеров имела свое трагическое окончание. Последние его представители — Магистр Жак де Моле, к тому времени человек преклонного возраста, и Великий прецептор Готфрид де Шармэ были сожжены как преступники, накануне отказавшиеся от всех своих вырванных пытками признаний и заявившие о полной невиновности ордена перед Богом и церковью. По свидетельству современников, Ж., перед тем как мужественно принять смерть, предсказал скорую кончину главных виновников гибели ордена, папы Климента V и короля Филиппа IV. Народ причислил к сонму мучеников обоих казненных рыцарей, так мужественно завершивших свою жизнь. Предсказания же Магистра в скором времени сбылись.
Есть целый ряд предположений, основанных на малоизвестных исторической науке фактах, что с физическим уничтожением ордена тамплиеров его тайная духовная жизнь не прерывалась, но продолжалась в новых формах вплоть до начала XX века.
Жанна д'Арк (ок. 1412-1431)
Героиня Франции XV в. (в эпоху борьбы с Англией), святая католической церкви. Ж. родилась в крестьянской семье Жака Дарка (форма д'Арк установлена впоследствии с дарованием семье дворянства) — родом из Шампани, лотарингской деревушки Домреми. При крещении получила имя Жанетты, впоследствии ее называли Ж. По-видимому, она никогда не ходила в школу. «Я не знаю ни А ни Б» — заявляла она всегда без стеснения. Она прекрасно шила и пряла лен, чем она всегда гордилась. Часто ее видели работающей в поле, когда она полола или помогала отцу в пахоте или на жатве. Уже с детских лет Ж. часто бывала в церкви. Местный священник, Гийом Фронте, говорил, что это была «лучшая христианка в приходе». Церковному служке она дарила немного шерсти при условии, чтобы он исправно звонил в колокола; когда же он по ленности не исполнял обещанного, Ж., по его словам, обрушивалась с горькими упреками (существует ряд указаний, что колокольный звон помогал ей слышать Голоса).
О своем первом откровении она говорила: «Мне было тринадцать лет, когда было откровение от Господа, который учил, как я должна себя вести. Первый раз я очень испугалась, Голос пришел около полудня, летом, когда я была в саду отца... Я услыхала Голос справа, со стороны церкви. Я редко слышу его без света... После того как я слышала его три раза, я узнала, что это голос ангела. Я увидела перед глазами своими архангела Михаила, его сопровождали ангелы небесные». В 1429 году Франция, измученная Столетней войной, скоро должна была пасть под натиском англичан, которые отныне считали ее своим владением, и бургундцев, их союзников, которые хотели отделиться и стать независимым королевством. Дофин Карл VII, которого никто даже не осмеливался назвать королем, жил в бедности и изоляции в замке Шинон в Бурже. Он еще не был коронован, и сам сомневался в своем праве на корону. Последним очагом сопротивления оставался город Орлеан, осада которого длилась долго и в котором уже начался голод. С падением Орлеана Франция должна была прекратить свое существование.
Голоса говорили Божией избраннице: «Ты должна измениться душой и совершить дивные дела, потому что Царь Небесный избрал тебя, чтобы восстановить королевство французское и помочь Карлу, изгнанному из своей земли. Ты должна будешь, одетая мужчиной, владеть мечом, быть на войне полководцем и всем распоряжаться по своему разумению». Воодушевленная чудесными призывами, вопреки запретам родителей, Ж. начинает действовать. Она отправляется к начальнику ближайшего города Вакулера, Бодрикуру, и просит помочь ей доехать до дофина. Отнесшись к ней вначале с насмешкой, Бодрикур мало-помалу уступил просьбам Ж. и согласился 91 Круг чтения доставить ее в замок Шинон. Под охраной нескольких рыцарей и солдат Ж., надев платье воина, направилась в замок.
В Шиноне она не сразу была принята Карлом, не отличавшимся решительностью, а лишь 6 марта 1429 года была допущена к королю. В показаниях современников отмечается как чудо, что Ж. сразу узнала его, хотя Карл, испытывая ее, одетый в обычную одежду, стоял среди придворных. Беседа с ней тронула короля, но для полной уверенности он распорядился испытать ее в вере, так как в то время особенно боялись еретичек и колдуний. Епископы и ученые богословы устроили ей испытание в г.Пуатье. На все их хитрые и запутанные вопросы о вере она давала ясные и определенные ответы, после чего была признана правоверною.
Ж. требует, чтобы ей дали войско для освобождения Орлеана. Карл отдает приказ готовиться к походу; во главе войска он ставит юную Деву. Перед тем как выступить, она пишет письмо к герцогу Бедфорду, английскому правителю Франции, в котором требует, чтобы иноземцы немедленно очистили французскую территорию. На это англичане ответили насмешками и оскорблениями. Войско, ранее малоорганизованное, а теперь шедшее с Ж., совершенно изменилось: в нем установился строгий образ жизни, порядок и даже стали возрождаться многие забытые рыцарские обычаи. В каждом сражении она была в первых рядах наступающих, в белом рыцарском одеянии на белом коне, с полотняным знаменем (орифламмой), на котором был изображен Христос и ангелы с лилиями Франции.
Освобождение Орлеана, проходившее по гениальному, но простому плану, было величайшей эпопеей Ж. Сначала, обойдя англичан, Орлеанская дева вошла с войском в осажденный город. Ликование было неописуемым. Историк пишет: «Все чувствовали себя ободренными, как будто осада была уже снята благодаря Божественной силе, по их словам, исходившей от этой простой Девы, которую очень все любили — и мужчины, и женщины, и дети». Наконец, через десять дней английское войско было атаковано из города свежими силами, и неприятель отступил. Весь дальнейший ход войны был триумфом победительницы. Она овладевает городами Жаржо и Патэ, берет в плен английских полководцев Саффолка и Тальбота и, вопреки возражениям и опасениям короля, осаждает Труа, который сдается. Вскоре пали Шалон и Реймс. 29 июля 1429 года исполняется одно из главнейших обещаний Ж. — Карл VII был коронован в Реймсе.
Уже во время праздничного пира по случаю посвящения короля придворные начали плести интриги, создавать группировки, готовить предательство. Сначала у Девы было лишь смутное горестное предчувствие; она говорила одному из друзей: «Да будет угодно Богу, Творцу моему, чтобы теперь мне было позволено удалиться, оставить оружие и идти прислуживать отцу и матери...». Но она уже твердо знала о готовящейся измене, пленении и скорой смерти, и все-таки еще надеялась на здравомыслие короля; по ее мнению войска давно были бы в Париже, но Карл вступил в тайные переговоры с бургундцами и верил их лживым обещаниям. Когда же обман раскрылся, было уже слишком поздно; запоздалая осада Парижа обернулась неудачей и ранением Девы. Начавшемуся триумфу был положен печальный конец, хотя главное было сделано — англичанам пришлось навсегда отказаться от намерения покорить Францию.
Орлеанская дева продолжала мужественно сражаться в мелких стычках и сражениях третьестепенного значения, однако ей неизменно запрещали предпринимать какие бы то ни было важные действия. В те дни Ж. говорила: «Я не боюсь ничего, кроме предательства». И ее предали при защите Компьеня. Когда она великодушно осталась с немногочисленными верными ей солдатами отражать натиск врага, чтобы позволить войску вернуться в город, капитан крепости приказал поднять подъемный мост, отрезав путь к её отступлению. Ж. схватили, по словам хрониста, «с большей радостью, чем если бы взяли пятьсот солдат». Так начался второй акт драмы, который длился, как и ее боевая эпопея, немногим более года. Она была в плену у бургундцев, но ее оспаривали англичане. Ее перевозили с места на место, из тюрьмы в тюрьму. Бургундцы считали вполне возможным, что король Карл VII захочет выкупить Деву, но он молчал. Тогда ее продали англичанам за 40 000 франков
Она попадает в руки епископа Бовэ, который под надзором англичан должен был судить Ж. по подозрению в ереси. Решение суда заранее было предрешено и требовались лишь необходимые показания подсудимой. Ж. была подвергнута более чем 20-ти допросам на Соборе и в тюрьме. Полная непоколебимой веры в свое божественное посланничество, она без малейшего страха и смущения проходит все многочисленные западни, которые расставляют ей при допросе. Ж. ставит в тупик судей своими ответами, где величие души, глубокая мудрость простой, возвышенной и свободной веры чередуются с тонкой иронией над схоластическими ухищрениями и лицемерным благочестием.
Однажды, когда судьи попытались бесцеремонно залезть ей в душу, не сломленная и крепкая духом, она сказала: «Без благодати Божией я не смогла бы сделать ничего». Вопрошавшие уцепились за эту фразу, задав коварный вопрос, уверена ли она в том, что находится в состоянии благодати Божией? Если бы она ответила «нет», то сама бы себя осудила, если бы ответила «да», ее могли бы обвинить в гордыне, в ереси, поскольку богословие учит, что никто не может быть уверен в том, что находится в состоянии благодати. Ответ Ж. поразил судей. Она сказала: «Если я не нахожусь в состоянии благодати, да дарует мне его Бог; а если я в нем нахожусь, да утвердит 92 Круг чтения меня в нем Бог, потому что я была бы несчастнейшим человекам в мире, если бы знала, что не нахожусь в состоянии благодати Божией».
Из материалов допросов видно, что в тюрьме с Ж. постоянно говорили Голоса. «И они мне даже очень нужны... Я бы умерла, если бы не Голос, ободряющий меня каждый день», — призналась она. Эта ежедневная помощь подтверждала её твердую веру, которая была непоколебима и кристально чиста, что отражается в ее молитве: «Кротчайший Господи, в память о Твоих Святых Страстях, прошу Тебя, если Ты любишь меня, открой мне, как я должна отвечать сим церковным служителям...».
За нее не вступились ни король, ни прелаты, которые в свое время, испытав ее, признали в ней посланницу неба. 30 мая 1432 года героиня Франции была сожжена публично. Среди пламени она повторяла имя Иисуса. И некоторым на площади казалось, что это имя горело огненными буквами в пламени костра. В это самое мгновение английскому солдату, стоявшему у подножия костра, показалась вылетевшая из пламени голубка. Свидетель казни Жан Массье писал: «...когда тело сгорело и превратилось в пепел, сердце ее осталось целым и невредимым...». Через двадцать лет, когда англичане были изгнаны из Франции, Карл VII велел пересмотреть процесс Ж., и она была реабилитирована. В Орлеане был установлен местный праздник в ее честь. В 1910 году в предполагаемую годовщину рождения Ж. папский престол санкционировал причисление Ж. к лику святых.
Желиховская Вера Петровна (1835-1896)
Родная сестра Елены Петровны Блаватской, была видным литератором своего времени, автором ряда произведений для детей и юношества. Но, пожалуй, особое значение имеют ее работы, посвященные Блаватской. Это прежде всего — «Радда-Бай», «Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк», «Е.П.Блаватская и теософисты», «Как я была маленькой», «Необъяснимое и необъясненное (из личных и семейных воспоминаний)», «Е.П.Блаватская и современный жрец Истины: Ответ г-жи Игрек г-ну Всеволоду Соловьеву» и др.
Жоливе-Кастело Франсуа (1868-1930-40-е)
Ж. по праву считается человеком, положившим немало усилий для возрождения алхимии как науки незаслуженно забытой, но необыкновенно важной для современного естествознания и философии. Многие современники считали его позитивистом в философии и социалистом в политике. Известно, что он был духовным наставником А.Стриндберга.
В своей первой работе «Душа и жизнь материи» (1893) делает серьезную попытку возродить интерес к алхимии, остававшейся несколько столетий в пренебрежении у серьезной науки. Главный тезис работы заключался в том, что нераздельному союзу материи и энергии во вселенной соответствуют единство и динамизм. Позднее Ж. изучает астрономию для того, чтобы определить влияние зодиакального света на космос. Его целью было основание новой науки, лежащей посередине между химией и метафизикой, которую он называл Гиперхимией. Своему учению Ж. дал название Хилозоизм — слово, происходящее от греческих — «хиле» — материя и «зое» — жизнь, обозначающее единство природы духа и материи. В своей философии он принимает в качестве исходного положения непрерывный процесс развития Вселенной, который, в малых масштабах, демонстрирует алхимия, основанная на трансмутации духа в материю и материи в дух. Ж. полностью посвящает себя этим исследованиям, создает общество и открывает журнал. В своей книге «Как стать алхимиком» (1897) ссылается на целый ряд оккультных дисциплин, понимая их как связанные между собой.
Ученый-химик хотел освободить алхимию из прежнего небытия и поставить ее вровень с современными научными открытиями. Он был одним из тех, кто верил в алхимию и считал, что она будет предвестницей новых научных достижений. Ж. также был членом Социалистической партии и участвовал в рабочем движении. Он даже создал свой Нематериалистический Коммунистический Союз, желая соединить собственную философию с нарождающимся ленинизмом. Он изложил свои идеи в книге «Закон истории» (1933). Там, в частности, говорится: «Алхимик должен рассматривать материю как живую, уважать ее, умело работать над нею, помня о ее разумном потенциале. Он должен рассматривать ее как часть Сущего, увеличенную, раздробленную и разделенную, страдающую, но стремящуюся, через бесконечное развитие, к восстановлению Единства с Великой Субстанцией».
Жолио-Кюри Фредерик (1900-1958)
Французский физик, член Парижской Академии наук (с 1943 г.) и многих иностранных академий, а также различных научных обществ. В 1925— 1930 годы работал в парижском Институте радия, где началась его работа по ядерной физике совместно с Ирен Кюри (дочерью Пьера и Марии Складовской-Кюри — основоположников учения о радиоактивности), ставшей в 1926 году его женой. С 1937-го он — профессор Колледж де Франс, руководит лабораторией атомного синтеза в Национальном центре научных исследований. В 1934 году супруги Жолио-Кюри открыли явление искусственной радиоактивности и получили ряд изотопов, за что им присудили Нобелевскую премию. Экспериментально (почти одновременно с другими учеными) было обнаружено явление деления урана нейтронами и сделан вывод: процесс деления ядер урана на осколки сопровождается цепной реакцией с взрывным выделением огромной энергии. Учеными было разработано несколько технологических проектов освобождения ядерной энергии, и в том же году с сотрудниками были начаты работы по сооружению ядерного реактора на тяжелой воде. Однако в 1940 исследования прервались из-за оккупации Франции фашистами. Ближайшие помощники Жолио-Кюри вывезли документацию и запас тяжелой воды в Англию, а ученый остался на родине, где свои знания использовал для борьбы с оккупантами. Так, в его лаборатории в Колледж де Франс изготовлялась взрывчатка. Ф.Жолио-Кюри стал участником движения Сопротивления, возглавил организацию «Национальный фронт». После войны возобновляет и развивает ядерные исследования. Уже в начале 1948-го происходит запуск первого французского циклотрона, а в декабре того же года — экспериментального ядерного реактора на тяжелой воде. С 1946 по 1950 годы, будучи верховным комиссаром организованного по его инициативе Комиссариата по атомной энергии, ученый многое делает для развития ядерной физики, но в мае 1950-го правительство отстраняет его от руководства Комиссариатом из-за отказа вести ядерные исследования в военных целях. Ф.Жолио-Кюри был выдающимся общественным деятелем; с 1942 года — член французской компартии, с 1950-го — председатель Всемирного Совета Мира, инициатор Стокгольмского воззвания, один из основателей (1946) и президент Всемирной федерации научных работников.
Жоффруа Сент-Илер (1772-1844)
Французский зоолог-эволюционист. Его называли одним из предшественников Дарвина. Разрабатывая классификацию животного мира на основе сравнительно-эмбрионологических данных, установил, что у всех позвоночных обнаруживаются общие черты строения. В связи с этим он разработал теорию единого плана строения всех животных, что явилось важным шагом для науки на пути понимания всеобщего единства. Теория ученого-эволюциониста происходила из его метафизических представлений о земном мире как о части высшего единого космического плана. Впоследствии теория Ж.С.-И. подвергалась резкой критике марксистско-ленинской наукой. Ученый защищал также мысль о том, что органический мир постоянно изменяется.
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)
Выдающийся русский поэт, которого Александр Пушкин называл своим учителем, а император Александр II — наставником. Яркий представитель романтической школы в русской поэзии. Особенно знамениты его баллады, вольные переводы Шиллера.
Жуковский сблизился с масонами новиковского кружка во время учебы в Москве. В протоколах ложи «Дубовая долина к верности» в Петербурге некий Жуковский числится как «посетитель, не принадлежащий к двум масонским союзам». Та же фамилия без имени встречается в документах масонов, датированных началом XIX в. Судя по контексту, речь идет именно о русском поэте. Отметка же о непринадлежности к двум союзам говорит о том, что он не был посвящен ни в одно из двух главных масонских направлений, существовавших в России. Возможно, что Ж. был принят в масонство за рубежом, или в одной из тайных лож начала XIX в. Так считает историк Татьяна Бакунина, автор книги «Знаменитые русские масоны».
Несомненно, что Ж. как человек масонских взглядов был пацифистом и сторонником гражданских свобод. Потому, будучи учителем молодого Александра II, старался привить свои взгляды будущему императору.
Жюль Верн (1828-1905)
Известный французский писатель, автор научно-фантастических и приключенческих романов. С 1863 по 1905 год Ж. написал 57 романов, среди которых «Приключения капитана Гранта», «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан» и др. Романы Ж. не являются в полном смысле развлекательными произведениями. Во многих из них автором высказаны удивительные догадки не только в области науки и техники, но и о будущем общественном развитии. Так, например, Ж. предсказал появление подводных плавательных аппаратов, широкое применение электричества во всех сферах человеческой жизни и даже рождение государства, очень напоминающего по своему устройству фашистскую Германию.
Одной из особенностей творчества Ж. является то, что он выражает открытую горячую симпатию по отношению к своим героям, сражающимся за свободу: социальную, гражданскую и духовную.
- Ваши рецензии