Сохранить в себе человека
...Бежит Катунь с рыданием и свистом,
Она не может успокоить гнев...
Николай Рубцов. Шумит Катунь
Алтай... Алтай Монголии, Алтай Китая, Казахстанский Алтай...
Алтай всегда был источником вдохновения и сил для писателей, художников, поэтов.
Алтай всегда питал народы, приходившие сюда, жившие когда-либо здесь.
Алтай всегда откликался на любовь к природе и людям добром и помощью.
Природа Алтая позволяла на какое-то время забыть о «каменных джунглях», почерпнуть нечто неповторимое и нужное.
* * *
Алтай всегда привлекал путешественников и исследователей, переселенцев вынужденных и добровольных, туристов и искателей приключений. Прекрасные плодородные долины, щедрые леса и реки — все это притягивало и сулило благоденствие и множество незабываемых впечатлений, а горы и сложные перевалы защищали от врагов, преследователей и прочих превратностей. Легенды и мифы Алтая, сказания о великих героях и неведомых землях не могли не интересовать также и учёных. Уникальность и неповторимость растительного и животного мира, редкие геологические образования — всё это притягивало исследователей, среди которых множество «громких» имён. Исследования Н.М.Ядринцева6, В.В.Сапожникова7, Н.К.Рериха и других вызывали и продолжают вызывать стойкий интерес к Алтаю. Интерес этот не ослабевает и сегодня, более того, растёт. Многие за последнее десятилетие открыли для себя этот край — от любителей походов до серьёзных учёных. Изучение Алтая становится всё глубже, открываются новые страницы его истории, обнаруживаются всё новые свидетельства его подлинной уникальности и значимости не только для жителей этих мест. Это проявляется и в философии, и в археологии, и в истории, этнографии, этнологии; в медицине, физике, химии и пр. Особый интерес к Алтаю стал проявляться после начала широких публикаций наследия семьи Рерих.
Г.И.Гуркин, Корона Катуни. 1910
Исследования учёных подтверждают древность, разнообразие и богатство культур и природных ландшафтов Алтая. Достаточно сказать, что на небольшой территории только Горного Алтая (Республика Алтай, Российская Федерация) представлены почти все ландшафты: от пустыни до непроходимой тайги, от высокогорной тундры до альпийских и заливных лугов. Несмотря на разнообразие и обилие животных и растительных ресурсов, жившие здесь народы передавали вновь приходящим бережное отношение к окружающему миру, сохраняли в легендах, мифах, религиозных и бытовых ритуалах и обычаях мысль и знания о неповторимости, хрупкости и уязвимости здешней природы.
Среди разнообразных природных обликов люди, жившие здесь, выделяли и почитали те, которые по тем или иным причинам имели особенное значение. Телецкое озеро и гора Белуха, плато Укок и долина Теренг и, конечно, красавица Катунь — полноводная, шумная, суровая и щедрая. Знаменитый алтайский исследователь- этнограф Г.И.Гуркин8 так писал о Катуни:
...Среди этого могучего заколдованного царства, среди величественной природы, среди голубых гор, среди дремучих тёмных лесов, по нежным, благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая, течёт изумрудная река — красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубою лентой. Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стремительно, с шумом, течёт вперёд...
И нет, кажется, никакой силы, могущей остановить её течение, нет преград её стремлению и могучему бегу...
Взгляните на девственную чистоту Алтая, на его красавицу, — волшебную Катунь, этот символ вечной жизни, неустанного стремления вперёд... В её волне вы ощутите биение жизни и почувствуете, что дух вселенной бодрствует в ней от создания мира...
...Вот она бурливая, страстная, переливается, изумрудной струёй плещет и играет цветами радуги. Вся она полна волшебной силы, вся — движение и жизнь. Столпились к берегам её пахучие сосны и протягивают к ней кудрявые ветви. А с высоты скалы и горы смотрятся в её кристальные воды. Она есть счастье и украшение Алтая. Её боготворит кочевник, слагает в честь её песни и вешает ей «яламу»9. И бурная Катунь, как бы чувствуя всё это, шумно спешит с победной славою вперёд. На пути она шлёт своё «прости» прибрежным горам и всему Алтаю. Слышатся её томительные вздохи: уносясь в глубь синих дымчатых гор, они замирают в сердце великана...10
Множество легенд существует о реке Катуни, чей исток находится на горных склонах Белухи, которую иногда называют даже горой Катунь11. Наиболее знаменита легенда, связанная с героем Сартакпаем12. Славный герой Сартакпай был неудачен в попытке соединить берега Катуни: нельзя перегораживать Катунь, даже мостом. Исследователь алтайского фольклора Андрей Викторович Анохин ещё в начале XX века записал в Чемале13 народную песню, в которой были такие слова:
...Через тебя, Мать-Катунь,
Нет мостов, переправы.
Эй! Ээзи — водный дух
Не велел строить мост...14
Нельзя перегораживать Катунь ни мостом, ни тем более плотиной...
...В своё время эти места (в частности, долина Катуни) стали своего рода меккой для прикоснувшихся и открывших для себя удивительный и прекрасный мир восточной мудрости. Ведь Алтай — это и точка соприкосновения трёх мировых религий — буддизма, христианства и ислама, а также место древнего культа шаманизма, древлеправославия и нарождающегося бурханизма (белой веры) и других верований. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что стремление дотронуться до этих мест не всегда обдуманно и не всегда оправдано. Зачастую мы забываем то, о чём писал Николай Константинович Рерих:
...Великими трудами кто-то строил Пантеон красоты: кто-то трудился, раскладывая нахождения по пробиркам критических лабораторий. И вот является ваш автомобиль, и опытный повар подносит вам изысканную трапезу красоты.
Но может ли желудок ваш переварить эту пищу? Да и имеете ли вы право входа в трапезную? Дали вы когда-нибудь что-нибудь оправдавшее ваше приближение к искусству и знанию? Вообще — умеете ли вы дать ? И говорили ли вам, что лишь давшие получат? Если же вы не имеете права на вход во храм, если вы не заработали их сами своим трудом, если вы желаете лишь получать, то не вам ли принадлежит кличка паразитов? Ибо вы ползаете по храму, не внося в него ничего. Вы бороздите собой лик земли; бесцеремонно толпитесь на ступенях чужих завоеваний и легкомысленно полагаете, что все труды и творения для вас...15
Г.И.Гуркин. Озеро горных духов. 1910
Здесь говорится о потребительском подходе к окружающему миру. И он проявляется во многом: от необдуманного «паломничества» до строительства разрушительного сооружения. Например, сторонники строительства дороги в Китай, минуя Монголию, через плато Укок16 и перевал Канас, доказывают, что по этой дороге будет проще подъезжать к святым, заповедным местам, будет удобнее их охранять (?), можно будет развивать паломнический туризм (!).
Во всём мире действительно очень остро стоит вопрос бережного отношения к святыням. Но сегодня святыням Алтая грозит не только бестактное поведение горе-паломников (это воспитуемо и обратимо!) и бескультурных туристов, но и крупномасштабное разорение и уничтожение. По-прежнему актуальна проблема вырубки Пыжинской тайги17 — якобы для разработки угольного месторождения, продолжается разработка18 и лоббирование проекта прокладки дороги через плато Укок и прочая, прочая, прочая. А ведь подобное отношение к святыням не ограничивается Алтаем. Как бы Алтай не превратился во второй Кузбасс! А завтра и вся Россия может стать полигоном для добычи природных ресурсов, сплошной лесосекой и площадкой для мусора, если мы не изменим нашего отношения не только к рукотворным святыням, но и природным...
Говоря более научным языком — основное значение сохранности природы Горного Алтая заключается в том, что здесь формируется основной объём чистой воды и чистого воздуха19. Катунь, например, даёт 60—70% водотока Оби. Сибирские леса фильтруют воду, перераспределяют атмосферные фронты и обеспечивают нас чистым воздухом — это поистине «лёгкие планеты». Поэтому любое необдуманное, варварское даже по техническим меркам, воздействие на природу этого неповторимого уголка Земли несёт за собой непоправимые последствия.
Стремление сравниться величием с Сартакпаем или доказать, что мы «хозяева» своей страны и природных богатств, оказалось очень сильным: ещё в 60-е годы XX века в период всемирного гидрополитического психоза20 была начата разработка проекта каскада ГЭС на Катуни, а к середине 80-х проект был готов к внедрению... Разрушительность и неразумность проекта была очевидной. Поэтому учёные, общественные деятели, все, кому была небезразлична судьба Алтая, оказали тогда достойное сопротивление технократии. Противостояние было ожесточённым. Во многом, кстати, благодаря и сторонникам последователей Учения Живой Этики (которые помогли плотнее скрепить ряды «зелёных», так что антиГЭСовское противостояние в свою очередь дало мощный импульс развитию «зелёного» движения в России), общество смогло тогда остановить эти разрушительные планы. Все, кому дороги алтайские места, по мере сил помогали противникам строительства плотины: посылали телеграммы протеста, писали в газеты и на радио, требовали от властей предоставления полной информации о ходе обсуждения проекта и активно высказывали свою позицию. Были привлечены высококвалифицированные специалисты. Венцом и итогом этой невиданной по масштабам всероссийской кампании явились три (!) государственные экспертизы, где была не только показана, но и реально доказана несостоятельность проекта как с экономической («необоснованность для народного хозяйства»), так и с экологической, этнологической и технической точек зрения21. Эти аргументы справедливы и сегодня.
Развернувшаяся ожесточённая борьба выявила множество новых аспектов уникальности и значимости Алтая. Тогда «зелёное» движение, поддержанное многочисленными исследователями различных культур и мировоззренческих систем (от язычества, шаманизма до буддизма и Учения Живой Этики), сумело выработать стройную систему аргументации не только против строительства данной плотины на Катуни, но вообще против технократического отношения к окружающему миру, против бездумного и безудержного желания только потреблять. Эта система аргументации во многом основывается на бережном, рачительном, в высшем смысле этого слова, разумном пребывании человека в мире.
...Различные заботы о здоровье природы уже давно признаются насущными: мы разводим леса, углубляем реки, удобряем землю, предотвращаем обвалы — всё это требует усиленной работы и затрат. Но целесообразное пользование пейзажем, природой тоже ведь одно из существеннейших условий её здоровья, и притом для выполнения этого условия ничего не надо тратить, не надо трудиться, не надо «делать», надо только наблюдать, чтобы и без того делаемое совершалось разумно. И для осуществления этой задачи прежде всего необходимо сознание, что самый тщательный кусок натурального пейзажа всё же лучше даже вовсе не самого плохого создания рук человека. Всякий клочок природы, впервые подвергающийся обработке рукой человека, непременно должен вызвать чувство, похожее на впечатление потери чего-то невозвратимого...22
Основные аргументы, которые сегодня можно услышать от сторонников любого крупномасштабного строительства — это «новые рабочие места», «развитие нашей экономики», «наш шанс довести уровень пашей жизни до уровня так называемых цивилизованных стран» и т.п. А для достижения этих благих целей надобно построить или плотину, или дорогу, или завод, переселить людей, или занять, либо отдать под водохранилище плодородные земли, вырубить леса, перегородить реку, выкопать руду, проложить дорогу через сложнейший перевал по уникальному плато, занесённому в Список Всемирного Природного и Культурного Наследия ЮНЕСКО и т.д. Нужно много чего ещё сделать, а вернее — разрушить, уничтожить... Воистину, если бы при разработке каждого из подобных проектов в расчёт брались хотя бы экономические издержки на восстановление природы и здоровья людей, страдающих от деятельности таких «благодетелей», не говоря уже о моральном ущербе, то энергия, вырабатываемая, скажем, на атомных и гидравлических электростанциях была бы золотой. Можно привести замечательную цитату из журнала «Форчун»:
Для того, чтобы привлечь такую компанию... мы сравняли горы, расчистили джунгли, осушили болота, изменили русла рек, переселили целые города... всё для того, чтобы вам и Вашей компании было удобнее здесь вести бизнес.23
Практика показала, что никакие «новые рабочие места» и тому подобные «блага» не оправдывают разрушение природы, что в первую очередь начинают страдать те самые рабочие, которые ругали «зелёных» за то, что те, якобы, противятся «прогрессу». «Зелёных» и сегодня постоянно обвиняют в том, что защищая природу, они забывают о людях, но ведь именно «зелёные» говорят о прямой и тесной связи экологических и социальных проблем, о том, что без сохранения нравственности, без сохранения человеческого облика сохранение природы невозможно. Если для сохранения природы необходимо сохранение её разнообразия, то сохранение культурного разнообразия тем более необходимо для сохранения человеческого в человеке24.
...И там, где природа крепка, где природа нетронута, там и народ твёрд без смятения...25
Поэтому очень серьёзным аргументом тогда в 1980-х годах прозвучал и тезис о необходимости учитывать такой аспект, как священность реки Катуни, и не только для жителей Алтая. Ведь каждый народ имеет свои святыни. И их следует уважать. Никому почему-то не приходит в голову жертвовать Троице-Сергиевой лаврой или Стеной Плача, горой Кайлас или Меккой ради строительства автострады или водохранилища, ради так называемого «технического прогресса», «цивилизационного уровня развития». Сегодня уже многие понимают, что потери в культуре — это невосполнимые потери. Ни один народ не может сохраниться, если разрушены его основы, если уничтожены его святыни, его «становой хребет». Никому не дано знать, где та последняя капля, которая переполнит чашу, разрушит фундаментальные основы.
Г.И.Гуркин. Катунь весной. 1903
Мы (как налогоплательщики) сочли необходимым и возможным восстановить Храм Христа Спасителя в Москве, поднимаем храмы в других городах России, строим новые церкви, мечети, пагоды... Но этого недостаточно. Всем нам нужно, чтобы святыни не разрушались, тогда не нужно будет их восстанавливать. Ибо чего же тогда стоит наше стремление восстановить одни святыни, если мы разрушаем другие? Не уничтожаем ли мы этим что-то внутри себя, когда допускаем, что хотя бы одной святыней можно пожертвовать? Наверно можно повторить архитектурный шедевр. Но река сотворена не нами и никогда не станет такой, какой была до строительства, даже если потом разобрать плотину... Если «технический прогресс» не поддерживает. не развивает человеческое в человеке — такой «прогресс» просто иллюзия, причём иллюзия разрушительная.
Сегодня «вдруг» обнаруживается, что нужно защищать не только свои святыни, но и разнообразие культур, отстаивать возможность полноценного культурного обмена, возможность увидеть быстрые реки и чистые берега (не зарегулированные плотинами), войти в непогубленные леса, услышать пение птиц и стрекот кузнечиков...
Конечно, ситуация сильно изменилась в сравнении с 80-ми годами прошлого уже столетия: мы живём сейчас не только в другом веке, в другом тысячелетии, — мы живём в другой экономической системе, с другими законами, с другими политическими и экономическими союзниками и противниками. И в этих условиях соблюдение социальных гарантий ложится полностью на нас, а свои права нужно отстаивать. Нельзя надеяться, что кто-то придёт и решит наши проблемы (примет хороший закон, назначит порядочного чиновника, выявит и накажет плохих бюрократов, «вдруг» обнаружит разрушительность проекта и т.п.). И, наверно, это правильно. Ведь никто лучше нас не знает и не сможет откорректировать, что и как нужно сделать, что и как должно быть. Воистину, только «руками и ногами человеческими». Все, кому дорог Алтай, должны помнить, что без постоянных усилий всех нас ничего не может быть достигнуто. Никакие благие намерения не осуществятся, никакие разрушительные проекты не исчезнут, если мы не будет активно противостоять им. Мы обязаны быть в постоянной готовности, чтобы не только опротестовать и в любой момент дать отпор попыткам разрушить, уничтожить святыни, но и продолжать позитивную работу — активно участвовать в поиске решений проблем, связанных с сохранением культурного разнообразия, искать варианты выхода из казалось бы сложнейшей ситуации, предлагать альтернативы.
Г.И.Гуркин. Морозное утро на Катуни 1907
Сегодня вновь пытаются реанимировать проект строительства плотины для ГЭС на Катуни, как бы она теперь ни именовалась — Катунская, Еландинская, Алтайская или Чемальская, так называемый Чемальский контррегулятор, который представляет собой ту же плотину на Катуни, только ниже по течению и других размеров. При этом даже играют на названиях: говорят о «Чемальской ГЭС на реке Катунь», умышленно путая её с построенной в 30-е годы XX века небольшой ГЭС на реке Чемал. Нужно понять, что проблема обеспечения Республики Алтай электроэнергией и строительство плотины (любой!) на Катуни — две абсолютно не связанные между собой проблемы. Можно бесконечно долго говорить о том, кто будет собственником плотины, ГЭС и вырабатываемой на ней электроэнергии, что проблемы, которые были подняты больше 10 лет назад, остались не решёнными, что решить проблему покрытия потребностей республики в электроэнергии можно более гуманными и более современными методами (ветро- и солнечная энергетика имеет все условия для развития в Горном Алтае), что плотина на реке равноценна тромбу в кровеносной системе человека...
Но главный вопрос, который всё-таки придётся решать всем нам (и противникам этой плотины, и её сторонникам), — готовы ли мы отстаивать свои права на безопасную окружающую среду, готовы ли мы сегодня (в других экономических, политических, социальных реалиях) защищать то, что позволяет нам оставаться людьми и сохранять человеческое в себе. Вопрос пока остаётся открытым.
г Горно-Алтайск
- Ваши рецензии