warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Вести из Музея-института семьи Рерихов

ЧАРЫ ФИНЛЯНДИИ

 

В Санкт­-Петербургском государст­венном Музее­-институте с 23 ноя­бря 2012 года по 21 апреля 2013 года проходит выставка, посвящённая биографическим и творческим связям Н.К.Рериха с деятелями культуры Финляндии и параллелям в их творчестве.

«Ту радость и бодрость и силу, которую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Где найдёшь та­кую синеву далей? Такое серебро вод? Такое чудо се­верных сияний?» – так писал о Финляндии Николай Константинович. Эта страна играла особую роль в его жизни, а также в его художественном, философском и писательском творчестве. В Финляндии Рерих бывал неоднократно: в 1899 и 1907 годах, позже художнику с семьёй довелось прожить в этой стране более двух лет – с декабря 1916 по апрель 1919 года. С Севером у Рериха связаны около двухсот картин и этюдов, почти все его стихи, повесть «Пламя» и пьеса «Милосердие».

В 1919 году в Хельсинки с успехом прошли его пер­сональные выставки. «Должен сказать, – писал он вдневнике, – что встречал для себя и моих близких самое доброе отношение. Многие финляндцы даже говорили мне, что я как художник принадлежу в их глазах оди­наково как России, так и Финляндии». Николай Рерих был близок с финскими художниками и другими деяте­лями культуры этой страны, особенно с Аксели Галлен­ Каллелой, с которым встречался неоднократно у Макси­ма Горького. Целый зал выставки посвящён творчеству этого знаменитого финского художника, где посетители увидят редкие рисунки, ранее не экспонировавшиеся в России, а также живописные работы из музеев Финлян­дии. Рядом представлены работы Рериха, что позволя­ет заметить некоторое сходство в их художественных приёмах, сюжетах и передаче основной идеи произведения. Это не удивительно, ведь Галлен­Каллела был самым близким финским другом Рериха.

«Эрмитаж предоставил в экспозицию работы Ээро Яренфельта, некоторые из них были показаны на первой масштабной выставке работ скандинавских художников, состоявшейся в России более 100 лет назад. Есть здесь и редчайшие экспонаты, посвящённые Николаю Рериху, – рассказывает куратор выставки Виктория Шуршина. – Впервые представлены листы рукописей пьесы Рериха “Милосердие” и очерка “Единство”, хранящиеся в Риге.

 

Н.К.Рерих.­ Эскиз­ к­ постановке ­пьесы­ М.Метерлинка­ «Принцесса ­Мален».­1913.­ Атенеум  ­(Хельсинки)

 

Э.Н. Ярнефельт. ­Два­ ястреба ­в ­лесу.­ 1895.­ Государственный­ Эрмитаж

 

В России также не выставлялся и эскиз к постановке пье­сы Метерлинка “Принцесса Мален”. Он приехал к нам из музея Атенеум г. Хельсинки. Этот эскиз был куплен прямо с выставки Рериха в 1919 году. Из музея г. Хамен­линны представлена работа Рериха “Озеро”, необычно исполненная, очаровывающая своими сложными соче­таниями цветов и композицией. Зрители могут увидеть
все эти исключительные работы только здесь, потому что в Хаменлинне работа Рериха хранится в запасниках, Атенеум тоже не часто выставляет этот эскиз».

Среди экспонатов выставки: картины Н.К.Рериха «Дочь викинга», «Могила Великанова», «Святогор», работы Э.Ярнефельта «Два ястреба в лесу», «Осенний пейзаж», калевальские эскизы А.Галлен-­Каллелы. До­полняют экспозицию раритетные издания, редкие фо­тографии и архивные материалы.

 

ПОЧЁТНЫЙ ДИПЛОМ ПРЕМИИ «МУЗЕЙНЫЙ ОЛИМП»

 

Высшая музейная награда – премия «Музей­ный Олимп», учреждённая правительством Санкт-Петербурга, вручается уже в четвёртый раз. Каждый год петербургские музеи борются за почётное место на «Музейном Олимпе».

В этом году жюри рассмотрело 46 заявок от 29 музе­ев. Музей­институт семьи Рерихов удостоился почётного диплома в номинации «Выставка года». Жюри отмети­ло межмузейный выставочный проект Музея­-института «Начало Руси. Славяне и Варяги», где было представлено более 30 подлинных работ Рериха, в том числе знамени­тые «Заморские гости», «Ярослав Мудрый», «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь», «Отшельник», «Василиса Премудрая», картины архитектурной серии Н.К.Рериха.  Впервые за 115 лет в Петербурге демон­ стрировалась дипломная работа Николая Константино­вича – картина «Гонец». Это полотно Рерих представил на выпускном экзамене Академии Художеств в 1897 году, именно за неё он получил звание художника.
Тему выставки – размышления о том, какую же роль сыграли варяги в жизни славян, – иллюстрировали бес­ценные архивные документы и археологические на­ходки, найденные самим Рерихом, который занимался археологией и серьёзно изучал эту науку. Были пред­ставлены труды и уникальные археологические наход­ки и других учёных, работы старших современников Н.К.Рериха – художников XIX века, раритетные изда­ния, редкие фотографии.

Директор Музея­института семьи Рерихов А.А.Бондаренко на вручении диплома отметил, что без участия партнёров этого выставочного проекта выстав­ка бы не состоялась: «Я хотел бы выразить огромную благодарность всем нашим партнёрам – участникам выставки. Картины Николая Константиновича и дру­гих художников приехали в Петербург из крупнейших московских музеев – Третьяковской галереи и Музея народов Востока. Петербургский Музей Академии худо­жеств, Библиотека Российской Академии Наук, Музей истории Санкт­-Петербургского университета, Исследо­вательский фонд Рерихов, частные коллекционеры так­ же пополнили выставку уникальными экспонатами».

В рамках выставки в Петербурге прошли гастроли Московского Государственного Исторического музея.

Его сотрудники привезли несколько апробированных в стенах музея игр и программ, специально адаптировав их к условиям гастролей: «Музыка сквозь века» и «Из Ва­ряг в Греки» («Мимо острова Буяна»). Сотрудники обо­их музеев отметили, что это был уникальный пример межмузейного сотрудничества.

 

ДЕТСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР

 

13 февраля 2013 года в Музее­институте семьи Ре­рихов открылся Детский музейный центр. Детям пред­лагается цикл интерактивных экскурсий по городу, лекции, на которых будут изучаться разные традиции и культуры, проводиться занятия в изостудии.

В философско­этических трудах Елены и Николая Рерихов содержится немало педагогических идей,
принципов и методов воспитания и обучения. В му­зее решено использовать их гуманистическую направ­ленность. Цель открытия этого центра – привлечь во «взрослый» музей молодёжь и детей.
Во время занятий, лекций и экскурсий можно познако­миться с культурами разных эпох и народов через призму творчества семьи Рерихов, найти ответы на свои вопро­сы через освоение культурного опыта предшественников и, возможно, самостоятельно продолжить изучение раз­ных культур, приобщаясь к участию в культурной жизни школы, города, страны. Занятия строятся по материалам картин Н.К.Рериха, исследований, собранных Рерихами по всему миру, материалам экспозиций и фондов Музея.

А также с использованием оригинального рериховского учения о Культуре, согласно которому Культура является основой и одной из движущих сил Эволюции.
Приглашаются школьники среднего и старшего возраста, их родители и все интересующиеся мировой культурой.

Идентификация
  

или

Я войду, используя: