У ворот общины Майтрейи1
Рука Учителя зовёт к порогу общины. И с горы Нам видно, куда летит колесо необходимости.
«Община», § 187
Свершилось! В клубах пыли, под вопли проклятий развалилась, не выдержав собственного веса, последняя империя на Земле — Советский Союз. Взметнувшиеся вихри достигли самых дальних стран и континентов, зацепили даже Антарктиду. Крушение многонациональных колоссов — знамение XX века. Бессмысленно сопротивляться ветру освобождения. Народы перестали мириться с политической зависимостью от кого бы то ни было.
Наш случай выглядит не как все. Отличие — в идеологической подоплёке. Как могла оказаться карточным домиком конструкция, построенная на идее равенства, справедливости, отсутствия классового и национального угнетения? Философы и политики тут же всё объяснили, повесив на учение Маркса и Ленина новый ярлык. То, что вчера было «научным коммунизмом», сегодня стало «утопией». Так или не так, но практическая реализация марксизма доказала свою нежизнеспособность. И, продолжая славную традицию «шараханья», рождённую в годы всевластия одной партии, наши идеологи прокляли вчерашнего кумира и бросились с не меньшим усердием прославлять рыночную экономику, капитализм.
Еще не зажили раны, полученные при крушении, к ним добавляются все новые синяки и шишки. Кутерьма не ослабевает, поэтому трудно понять и спокойно оценить, что же произошло. По осени сосчитаем цыплят, которых выведет нам рыночная наседка, но разговор об уроках коммунистического эксперимента можно начать уже сейчас. Он долго будет изучаться, этот урок, не урок даже, а целая школа, целый университет. Сейчас важно постараться обойтись без скороспелых решений, замешанных на политических пристрастиях, личных обидах, всплесках эмоций. Попробуем. Сразу открываю забрало: возможность объективного, насколько в моих силах, анализа, видится в приложении принципов невозмутимой древней мудрости, содержащейся в теософских трудах Е.П.Блаватской, в «Письмах Махатм» и в Учении Живой Этики (Агни Йоге). При всём том, ни в какой мере не хочу создать впечатления, что мысли, изложенные далее, внушены «сверху», «продиктованы», как стало модно объявлять в последнее время. Только я несу ответственность за всё сказанное, в том числе за все неизбежные промахи.
1. Что случилось с Россией?
Если начать от царя Гороха, то старт формированию русского этноса, как его понимал Л.Н.Гумилев, или, по Хайдеггеру, славянскоправославной цивилизации, был дан с окончанием татаро-монгольского ига и началом собирания единой Руси Иваном III. В XIV веке заложилась русская государственность, и начало формироваться сознание единой нации. Катализатором этого процесса стал Преподобный Сергий и созданная им сеть духовных фокусов — православных монастырей. За пять последующих столетий Россия выросла в крупнейшую державу мира, достигла своего расцвета. Нации, однако, как и люди, не в силах сохранять вечную молодость. Приходит зрелость, а там начинает маячить и спуск под горку. Пожилой человек становится более уравновешенным и консервативным. Теряет задор юношеской энергии и нация. После середины XIX века у нашего народа появились признаки усталости. Неудачно прошла Русско-турецкая кампания 1856 года. Мы позорно проиграли войну с Японией (1905 г.). Нехотя, с большим скрипом, последними в семье европейских стран мы отменили крепостное право (1861 г.). Монархия сопротивлялась реформам, чем подкармливала незаметно выросший на родной почве комплекс неполноценности. Сознание отсталости по сравнению с продвинувшейся Европой, недовольство существующим положением выкристаллизовалось постепенно в движение народников, затем марксистов. Это не было поветрием среди заблудившихся интеллигентов. Преобразований требовал, в первую очередь, вышедший на сцену слой «гармоничных» (по Л.Н.Гумилеву), или «идеалистических» (по Питириму Сорокину) личностей. Когда нация достигает среднего возраста, её лицо определяют эти деловые, умеренные по своим стремлениям части населения. Но здесь они оказались плодородной почвой для революционных семян, занесённых с Запада. Столыпинская реформа приоткрыла дорогу предпринимателям, но она опоздала на десяток лет. Бикфордов шнур разрушающей активности был подожжён. Новые военные неудачи царского правительства в первой мировой войне подлили масла в огонь, и социальный взрыв уже не мог не произойти. Так на пересечении марксистской идеи с российской реальностью мы подошли к 1917 году. Наступила пора возмутить мировое спокойствие вселенским землетрясением, и мы, Россия, оказались ближе всего к критическому порогу.
Революция — всегда кризис устаревшей социальной конструкции. Но это ещё и точка бифуркации (раздвоение, разветвление), момент, когда нация совершает выбор, по какому из нескольких возможных путей пойти дальше. Россия выбрала: «Наша цель — коммунизм». Не потому, что мы оказались в этот момент самыми сознательными во всем мире. Изголодавшимся по деловой свободе жителям России предлагали: земля — крестьянам, фабрики — рабочим, вся власть — Советам, мир без аннексий и контрибуций — немедленно. Хотя в точках бифуркации нередко бывает достаточно лёгкого щелчка, чтобы направить тяжеловесный состав нации вправо или влево, — здесь выбор явно не был случайным. Что станет с нашей страной потом, об этом ещё никто не догадывался. Пока людьми владело чувство «развязанных рук».
2. Шаги великого плана
«Лицом к лицу — лица не увидать», — сказал поэт. Большое видится на расстоянии. Отступим на время от злобы дня, может быть это поможет лучше осмыслить день сегодняшний.
Неспокойно прошла Кали Юга — Железный Век — по хронологии, данной мудрецами древней Индии. Бронзовая культура около пяти тысяч лет назад вручила людям металл для изготовления холодного оружия, и с тех пор война стала их повседневным занятием. Потом пришли стальные мечи, порох, атомная бомба, у порога — компьютерные войны. Единственное, что осталось на уровне каменного века — сознание массы людей, не обученных отвечать за свои действия. Что ещё способно удержать нас от восторга мирового самоубийства, если не чувство ответственности? Перед родными, перед народом, перед будущим. Лишь Учителя человечества понимают, что могут натворить вооружённые люди без царя в голове. На воспитание своих нерадивых учеников и была направлена, как мы теперь начинаем понимать, основная деятельность Махатм. Каждому народу в свой срок было дано Учение, максимально приспособленное к его образу жизни и возможностям, в наибольшей степени облегчающее путь восхождения от сознания животных к сознанию человеческому. Из глубины веков дошли до нас представления, помогавшие людям осмыслить окружающую действительность, но заклеймённые впоследствии как шаманизм и язычество. Потом одно за другим были переданы людям Учения:
Веды на протяжении многих веков создавали Книги Мудрости. Они были записаны 2—3 тыс. лет до н. э.
Индуизм оформился около XVIII в. до н.э.
Иудаизм — в XII в. до н.э.
Даосизм, конфуцианство — в VII в. до н.э.
Буддизм — в VI в. до н.э.
Зороастризм — в VI—V(?) вв. до н.э
Христианство — в I в. н.э.
Магометанство — в VII в. н.э.
Преп. Сергий в России жил в XIV в. н.э.
Лютеранская Реформация относится к XVI в. н.э.
В этих шагах духовного роста просматривается ритм: раз в 500—600 лет человечеству требуется массированная помощь Руководителей, чтобы развитие сознания не останавливалось. Сейчас мы снова подошли к концу очередного цикла, когда старые прожекторы уже недостаточно освещают путь, когда остро нужны новые светильники. Каким будет следующее Учение, не будем предсказывать, время отберёт из претендентов на религию грядущих столетий всё наиболее достойное. Возможно, это будет синтез, впитавший самое ценное из мировых религий прошлого, из философских концепций, из научных знаний и мозаики популярных учений XIX-XX веков. По всем признакам, сейчас, на переходе к новой подрасе, идет накопление зёрен будущего мировоззрения.
Вписывается ли в этот ряд Учение Живой Этики?
3. Плюс «капитал»
История Земли делается не только на материальном плане, но и с некоторым опережением на плане неощущаемом. С тех пор, как в игру включились люди, приходится учитывать их стремления и прихоти, свободную волю, данную им «небесной конституцией». Как выводок бабочек, они не летят в одну сторону, а рассыпаются кто куда, натыкаясь на препятствия, массами погибая, попадая на корм птицам и рыбам. Задача Учителей расставить дорожные знаки, по которым бабочки могли бы ориентироваться в полёте. Особенно в периоды пассионарных штормов, когда энергия хлещет через край, как в России начала нашего века. В избытке энергии столько же опасности наломать дров, сколько возможностей перепрыгнуть очередной барьер на пути эволюции сознания. На переломе Юг2 революционный запал крупнейшей державы мира надо было использовать как ускоритель мирового развития. Российская действительность не могла не стать особой заботой для Наставников. В период начального брожения и неопределённости начались «небесные диктанты» Елене Рерих с пометкой: в Россию, срочно. Для приёма и передачи избрали русскую семью Рерихов, географически изолированную в ту пору от опасностей и случайностей бушующей страны.
Идейной подкладкой победившей большевистской революции была материалистическая марксова концепция о ведущей роли общественного бытия или конкретнее — производительных сил, экономики, как того главного звена, за которое можно вытянуть всю цепь общественных преобразований. Мы, в большинстве, и сейчас, шагая прямо в противоположную от коммунизма сторону, придерживаемся этого взгляда. Но с надземной высоты было очевидно, что материальное производство может обеспечить прорыв на новую ступень очеловечивания земного сообщества только в соединении с революцией сознания. Материальное благосостояние людей, безусловно, важное, но не главное условие духовного роста. Всё, что предлагалось вождями революции, всё, что ими было сделано для закрепления завоеванной власти, могло обрести исторический смысл лишь при условии служения духовному началу. Общество решало кардинальную задачу — за чем устремиться: за синицей изобилия вещей, как предлагал марксизм, или за журавлём высокого сознания? Гирей, брошенной на чашку духовности, и было выданное строго в срок Учение Живой Этики. Оно прозвучало вызовом на смертный бой, вызовом человеческому невежеству. Всё ещё не оконченный бой, он всё сильнее разгорается в наши дни.
На земле полыхавшей России события развивались стремительно. Не давая опомниться противникам, большевистская власть в первые же дни после смещения Временного правительства пообещала сделать крестьян хозяевами земли, пообещала народу мир, гарантировала 8-часовой рабочий день, опубликовала Декларацию прав народов России и в особом обращении к трудящимся мусульманам России и Востока просила поддержать революционные начинания. В конце 17-го и начале 18-го годов были уничтожены сословные различия и гражданские чины, созданы выборные суды, отделена церковь от государства и школа от церкви, в особой декларации провозглашены права трудящихся, введён новый календарь и заключён, пусть на унизительных условиях, долгожданный мирный договор с Германией. Вместе с тем, власть вынуждена была и показывать зубы, поскольку одними декларациями навести порядок и усидеть на вершине оказалось невозможно. Вместе с демократическими судами учредили революционные трибуналы,одновременно с Советом народного хозяйства (ВСНХ) была организована ВЧК — зародыш будущего Комитета госбезопасности. Хозяйственная разруха заставила очень скоро отобрать дарованные трудящимся, прежде всего крестьянам, права. Уже начиная с середины 18-го года коммунисты объявили о создании комбедов, монополизировали хлебную, а заодно и всякую прочую торговлю, ввели карточную систему, продразвёрстку, трудовую повинность и сколотили продовольственные отряды для осуществления «военного коммунизма», то есть конфискации у крестьян всех продовольственных запасов. В июле 1918 года была принята первая конституция РСФСР. В 1919 г.оду был издан декрет о ликвидации неграмотности, в 1920 г. — национализированы земные недра и крупные предприятия, принят план электрификации ГОЭЛРО, а с начала 1921 г. всё планирование было передано вновь созданному Госплану. Но, вопреки стремлению к общественной собственности и централизации власти, X съезд РКП(б) в марте того же года принял решение об ослаблении государственного контроля над экономикой и переходе к НЭПу. Планы планами, а жизнь диктовала свои условия. Путь к коммунистическому идеалу с первых шагов оказался не победным маршем по сияющему новым асфальтом шоссе, а скорее блужданием в лабиринте политических и экономических катакомб.
Наверно, с высоты Гималаев многие ловушки, ожидавшие большевиков, были заранее видны. Но не могли Учителя переступить закон свободной воли. Он требовал, чтобы опыт государственного управления, как и опыт отдельного человека, был наработан самостоятельно, своими трудами и своими ошибками. Ни к чему было Махатмам вмешиваться в земные дела огромной страны, решающей по собственному разумению свои проблемы. Сердце болело о другом. Когда подошли космические сроки, не должен был этот колоссальный фонтан народной энергии уйти в песок бесплодной борьбы за власть, за серую сытую жизнь. Здесь мог помочь только вовремя поданный совет. Мог помочь, естественно, если мы сумеем услышать негромко сказанное мудрое слово. Это слово и получило название Агни Йога или Учение Живой Этики. В1920 году Елена Ивановна Рерих записала начало послания Махатмы М.: «В Новую Россию Моя первая весть». «Сужденное не случайно, и листы упадают ко времени». «Листы сада Мории. Зов», — это были первые советы Учителя. До его чуткого уха уже дошли отдалённые раскаты, знаки возможного обращения революции вспять. Все, что в его силах, — предупредить: «Опасность! — душа шорох слышит. Тяжко миру — спешите спастись... Оставьте все предрассудки — мыслите свободно. Не уходите от жизни, ведите себя верхним путём».
«Наша цель — коммунизм». Похоже, для Учителя эта формула не звучала скверным анекдотом, как для нас сейчас. Но с высоты видно было, что голая экономическая теория «Капитала», дополненная концепцией диктатуры пролетариата, в их первоначальном виде — ложные маяки, способные лишь навести корабль на рифы. Только в соединении с формулой: «Общественное сознание определяет общественное бытие», не наоборот, как у Маркса, можно достичь желанного берега. В остальном пусть правит бал политическая экономия, она тоже годится. Действительно, ни в книге «Зов» (1923), ни в «Озарении» (1925), ни в других мы не найдём советов о том, как следует распределять народные деньги, как проводить всенародные выборы. Речь о сознании.
4. На повестке дня — подвиг
Со скоростью улиток ползут томительно однообразные тысячелетия. Под шелухой человеческих печалей и радостей, войн и побед, почти не меняется сознание человека разумного. Но, наконец, приходит в грозе и буре мировой кризис, смена эпох, когда ломаются и отбрасываются обветшалые устои, когда меняются основные ценности человеческого существования. Нам повезло — мы живём как раз в такое время, на пороге шестого испытания. По словам Учителя, столь трудного перехода в нашей истории ещё не было. Тем ярче сияет впереди контур Новой Страны, первый шаг к которой попыталась сделать нищая в своем богатстве, бессильная в своей мощи Россия. «Только с Нашей помощью дойдёте, — предупреждает Великий. — Слушайте, слушайте, воины Моего войска. Готовность к подвигу решает дело. Не обещаю вам тихой жизни, не за награду идёте в бой. Сознание значимости совершаемого должно вести вас на труд и на битву. Щит Мой с вами. Готовьте доспех, стойте в дозоре. Вестник может постучаться в любую минуту»
Всякая победа начинается с победы над собой. Для новой жизни должен выковать себя новый человек. Об этом главная забота Учителя. Огненное устремление — вот что должно определять действия воина и работника. Да, отчаянно трудно стряхнуть с себя привычки уходящих рас, но крутой, зато короткий путь в гору по плечу устремлённому. Слабый выберет обходную дорогу и лишь удлинит тяготы восхождения. Идея Общего Блага должна встать на место личных земных интересов. Привязанность к вещам, к удовольствиям, рассеянная неторопливость — гири на ногах идущего. Стремление к завоеванию духовных высот, бесстрашие, чувство красоты и внутренний указатель соизмеримости, соизмеримости необходимого и возможного, цели и средства — вот формула успеха. Дисциплина духа обязательна. Но не железные роботы нужны Воеводе. Рядом с самоотверженностью он ждёт сострадания к слабым, внимания ко всем, подающим надежду, терпимости к чужим ошибкам.
Речь идёт о новой вере. Нет, в книгах Учителя нет и следов пропаганды ещё одного вероучения. Настойчиво осуждается насилие над сознанием человека, догматизм, миссионерство. О распространении новых идей позаботятся их поносители. Всё, что может позволить себе последователь Учения — разъяснить пришедшему с сомнениями, предостеречь, помочь тому, кто ищет помощи. И совет пришедшим: ничего не принимайте вслепую. Проверяйте, размышляйте, расширяйте своё сознание, чтобы за каждым убеждением стоял не застывший предрассудок, а наблюдение и трезвая логика. Только так вера может стать знанием. О чём же это новое знание?
Первым делом каждый заинтересовавшийся должен ощутить реальность существования Учителя и физическую весомость Его помощи. Метод демонстрации так называемых «чудес» Учитель отверг от порога. Не эффективно. Для рационалистов наших дней чудеса — не более, чем искусство фокусников. Слова, которые вызывают внутреннее доверие, — вот единственное орудие Наставника. Ни грана фальши, ни строчки пустословия, ни капли бессмысленных сентенций. Книги Агни Йоги обладают фантастической способностью откликаться на любую боль, на сиюминутную нужду ученика, угадывая его тревогу. И приносят успокоение, уверенность, вытаскивают человека из бездонной депрессии.
Нет у Махатмы секретов относительно того, как достигается контакт между воспитанником и Воспитателем. Для этого Он знакомит нас с невидимой реальностью. С возможностью покидать физическое тело, выходить во всё более и более тонкие миры. Как колоссально возрастают при этом возможности человека, в том числе возможности связи друг с другом и с Учителями! Это требует от землянина немалых усилий, упорства, но никому не заказано проверить действенность советов на себе. Вводя в тонкий мир, Учитель раскрывает материальную природу мысли и предупреждает: за каждую мысль мы несём ответственность не меньше, чем за дело или слово. Речь в Учении идёт и о тонких телах человека, которые излучают сияние ауры. Чуть-чуть, насколько позволяет наша грамотность, дается представление о многократных возвращениях духовного зерна человека в материальный мир, о карме — законе высшей справедливости. Не для развлечения, не для досужих бесед сообщает Учитель эти сокровенные знания. Они сжигают страх, поселяют в душе ликование. Не меньше, чем инструкцией на каждый день, на каждый шаг должно стать ощущение рабочего и солдата Новой Страны, что он — исполнитель Великого эволюционного Плана, что ом определяет судьбы Вселенной. Материалист имеет дело с колёсами тележки, Учение знакомит с её двигателем. С какой стати они должны противопоставляться друг другу?
Казалось бы, о мире духовном сообщают нам существующие религии — это их забота. Так не проще ли вернуться к заветам Моисея и Христа, не изобретая заново велосипед? Учение Махатмы М. не отрицает того, что все религии имеют один источник и, следовательно, в основе своей не могут противоречить друг другу. Но посмотрите, как они различаются между собой сейчас, не только в обрядах, но и в своей философии. Это результат заинтересованной «обработки», «подчистки» религиозных установок служителями культа. Некоторые «поправки» даже имеют точную датировку, например, «отмена» христианской церковью закона многократных воплощений человека на Земле3. Смена сложившихся таким образом церковных традиций не в интересах большей части священников, поэтому ортодоксальная христианская церковь перестала развиваться, стала оплотом консерватизма. Переход к новой подрасе и, тем более, Расе, естественно, требует не отмены, а очищения и обновления религиозного взгляда на мир. Впрочем, это ощущают и многие священнослужители, среди одних — появились прогрессивные, еретические, взгляды, у других — растерянность, у третьих — несдвигаемый оборонительный догматизм. Бывшая паства христианских конфессий разбрелась кто в атеизм, кто в многочисленные секты, кто пошел за новомодными «пророками». Учитель особо обратил внимание на это ослабление веры: оно всегда предшествует всеобщим перестройкам сознания. То же касается массового падения нравов, принижения представлений о чести, об ответственности, погони за богатством и удовольствиями. Пир продолжается в горящем доме, и не только не желают люди покинуть дом, но оставшиеся снаружи стремятся присоединиться к смертникам. Удержать узду массового безумия — вот в чём невероятно трудная задача Земных Водителей. Но Они знают: новые идут. К ним — послание Живой Этики.
«Чем шире поймёте Мои слова, — говорит Учитель, — тем правильнее поймёте». Однако, в Послании есть строки, адресованные больше всего Новой России, меньше—остальному человечеству. В1925 году, в расцвете НЭПа продиктованы мысли ненависти к спекуляции, к прибыли, доставляемой деньгами, к деньгам вообще. Незадолго до этого Совнарком всерьёз обсуждал вопрос об отмене денег. Пророческой оказалась уверенность Учителя в том, что малым хищникам приходит конец. Через четыре года частное предпринимательство в России стало воспоминанием. Призыв к состраданию понятен в годы, когда массы беспризорных детей и нищих заполняли дороги и ночлежки России, но больше всего он, по-видимому, напоминает о голоде в Поволжье.
В записях 1922—1923 годов Учитель оценивает текущий момент как самое сложное время. Первый, затем второй и третий приступы болезни заставили В.И.Ленина отойти от руководства страной. Насколько опасна следующая за этим неустойчивость, возможно, не видно было участникам драмы так, как видно обитателям Шамбалы. Кому могли направляться советы — уметь руководить, чаще мыть руки при работе с людьми, опасаться предательства, изменить бег событий, предупреждение о том, что не собрать потерянные зёрна? История свидетельствует: у ложа умирающего вождя вспыхнула кровавая борьба за власть, интриги захватили правящую верхушку России, здесь закладывался будущий культ личности. По свидетельству одного из лидеров партии началось её перерождение, превращение в бюрократический аппарат, косный и покорный тиранической антинародной власти. Притча о переписчике («Озарение», II, IX, 8) предупреждает о страшных последствиях, которые в этот момент могли быть вызваны безответственностью даже маленьких исполнителей. Не указание ли это на самовольную передачу завещания Ленина его секретарем Сталину, вместо того, чтобы, согласно распоряжению, огласить прямо на съезде партии? Завещание было скрыто, в результате генеральным секретарем ВКП(б) остался И.В.Сталин, не подходящий, по мнению В.И.Ленина, для роли руководителя партии.
В январе 1924 года страна осталась без вождя. Накатывался черный прилив. Было записано («Община», 1926 г.): современная политика лишена научности и красоты. Шла и встречная волна, сила света сжигала тьму. Именно в этот момент от всех деятельных сил страны требовалось понимание: мяч судьбы должен успеть долететь. Требовалось предельное напряжение сил. Не в честолюбивых замыслах правителей России видел Учитель светлый горизонт. Надежду Иерархов Света составляли энтузиасты, которые, засучив рукава, принялись за практическое построение нового, кооперативного строя. Нельзя сказать, что они уже успели завоевать себе прочное место в жизни страны. Среди моря единоличных крестьянских хозяйств к 1927 году в колхозы было объединено лишь 0,8%. Первые организаторы кооперативов следовали Ленинскому указанию — разрешить мужику самому решить свою участь. Против насильственного «обращения» в общинную веру со всей силой предупреждал и Автор Учения. Преимущества системы сами должны были стать магнитом для пахарей, для рабочих. Но на пути коллективистского сознания высились баррикады предрассудков. Поэтому передача основ общинной этики становилась главной болью момента. Если осознание неизбежности перехода к коллективному труду одолеет мужицкую косность, мяч судьбы успеет долететь раньше, чем совершатся непоправимые события, очевидные для дальнего зрения Махатм.
5. Община — срок подошёл
Уже во второй половине «Озарения» много места уделяется воспитанию будущих членов коллективов. Следующая, третья, книга Живой Этики, так и названная — «Община», целиком посвящена этой теме. Конец 1925-го и переломный 1926 год был занят передачами Учителя. Елена Ивановна и Николай Константинович этот период провели в экспедиции, двигаясь из Индии через Тибет на север, в сторону России. Работа над книгой не прекращалась, несмотря на ежедневную усталость, на тысячи походных забот и опасностей. Откладывать было просто преступно. Очевидно, что не археологические, не ботанические и лингвистические изыскания составляли истинное задание, которое выполняли путешественники. Из рук в руки, минуя посредников, должно было быть вручено Учение тем, кому оно адресовалось. Как бы сопроводительным письмом к нему стало Послание Махатм, в начале экспедиции данное Рерихам для передачи вождям Советской России. Послание — концентрированный удар необычайной силы, возможно, не имеющий прецедентов в истории. Удар, отвечающий ответственности момента. «...Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь...», — гласит Послание.
Титульный лист книги со знаком Общины Майтрейи
На создание Новой Страны были отпущены Учителями минимально короткие сроки. Не по прихоти, ведь в Беспредельности на всё достанет времени. Нам, деятелям пятой Расы, предлагалось понять, что в своём движении Земля с её обитателями тесно связана с остальной Вселенной. Успех больших начинаний обеспечен лишь для тех, кто поймёт дыхание космических ритмов и сумеет в них гармонично вписаться. То, что легко сегодня, но не дослышано, потребует путешествия по многим океанам в поисках единственного упущенного слова. Спешите!
Община — не владение общим имуществом. Община — это вся жизнь. Нет такой сферы человеческой деятельности и такой области знания, которая не была бы связана с общинным строем. Отсюда — всеохватная тематика «Общины».
Только общинная организация человечества отвечает требованиям эволюции. У капитализма — гнилые ноги. Только коллективное существование соответствует природе человека с развитым сознанием, только на этом пути найдёт он истинную духовную свободу. Эти трудные истины легче всего воспринимаются не только «раджами» духа, но, как ни странно, и простыми душами. Зато полуобразованная середина, составляющая большинство, — вот где вязкое болото предрассудков. Учитель предупреждает: община легко превращается в гнездо зависти, борьбы за власть. Не получится коммуны, если в ней свободно чувствуют себя корыстолюбие, злоба, фетишизм, нетерпимость, привнесённые извне стереотипы поведения. Трусость и предательство легко могут развалить с трудом созданный коллектив. То же касается невежества, лживости, лицемерия, пьянства, курения, сквернословия.
Грозным предупреждением горят слова Учителя о преступности насильственного объединения. Всякое навязывание чуждых идей неизбежно отзовётся разрушительной волной противодействия. Частное владение землей, так же как наследование имущества умерших родственников, не оправдывается интересами духовной эволюции. Тем не менее, недопустимо силой отбирать у людей собственность. Помогите собственнику понять унизительность его состояния, этого достаточно. Только доверие может быть прочным фундаментом общины. Не для торговли создаётся коллектив, его назначение — стать учреждением культуры. Культуры не может быть без доброжелательного сотрудничества, без сердечной взаимопомощи. Община не состоится, если не соблюдать принцип индивидуальной работы с каждым пришедшим.
Для нас сенсацией звучат слова о том, что первым идеологом и практиком коммунизма был Готама Будда. Посмеявшись над забавным сочетанием слов «буддийский коммунизм» (при встрече с Н.К.Рерихом в 1926 г.), вожди Советской России показали свою ограниченность, а главное, лишили страну бесценного опыта создания общины Благословенным. Сквозь тысячелетия Учитель предсказывал время, когда Община, Труд и Равенство одержат победу над собственностью. С разной степенью успеха некоторые из этих идей осуществлялись в ашрамах Индии, в общинах первых христиан, в ламаистских, дзен-буддистских и христианских монастырях, в «Городе Солнца» Кампанеллы, наконец, в Парижской коммуне. Огоньки будущего светили некоторое время и гасли, оставляя лишь слабый невидимый след в сознании людей. Возможно, для серьёзного успеха общинникам больше всего не хватало понимания космического смысла существования коммун. Понимания того, что объединение миров возможно лишь после того, как объединятся в труде обитатели Земли, что мы способны затормозить или ускорить эволюцию Вселенной, что нам Великим Планом предназначено создать у себя Царство Разума — пусть оно называется Ноосферой, Царством Божиим на Земле, Коммунизмом. Потому на достижение космического уровня сознания остро направлены уроки, преподаваемые автором «Общины». Всеми способами расширяйте сознание, откиньте предрассудки, впитанные из косного быта, из неповоротливых религиозных догм, из самодовольных заблуждений науки — с каждой страницы звучит этот огненный призыв.
Шамбала —единственный, вероятно, успешный опыт осуществления заветов Благословенного. Учитель делится жемчужинами этого опыта, но пока кратко. Главное — впереди.
Расширенное сознание — легко сказать. Для достижения его надо прежде всего согласиться с тем, что привычный нам мир — всего лишь мелькание теней, которое мы наблюдаем из Платоновской пещеры, думая, что это и есть сама реальность. О бесконечном разнообразии и невообразимой красоте мира невидимого скупо сказано в третьей книге Агни Йоги. Углубление теории — впереди, в следующих посланиях. Но важно посеять зерно нового представления, дальше оно начнёт развиваться само.
А как же быть с материалистической философией классиков коммунизма? Разве не объявила она войну всем представлениям о духовных сферах бытия? Учитель настаивает: для расширенного сознания нет непроходимой пропасти между миром грубой материи и миром идеальным. Вся реальность — материя, но более тонкие её формы воспринимаются человеком с чистым сознанием, развитым внутренним зрением и слухом. Каждому общиннику рекомендуется обучиться этому видению как свойству в высшей степени практичному. Человек получает возможность вступать в контакт со своим Ведущим, распоряжаться невиданной мощности потоками тонких энергий, посещать в тонком теле дальние миры, а в своём колхозе устанавливать мгновенный контакт с каждым из общинников, устраняя раздоры и противоречия. Достичь этого состояния непросто, но игра стоит свеч. Так расстаньтесь с младенческим материализмом, материализм должен быть просвещённым).
Не может быть коммуны без ответственности каждого за общее дело. Значит, при приёме новых неизбежен строгий отбор и в дальнейшем бережное, деликатное воспитание всё более высоких уровней сознания. Если бы всё это дошло до тех, кто, не умыв руки, взялся за коллективизацию наших деревень всего несколько лет спустя! Учитель, впрочем, видит ответственность деятелей гораздо шире. Коммунистическая Россия может стать мудрым врачом у постели опасно больной Земли, если осознает свою планетарную ответственность, но может по невежеству и своекорыстию пустить течение болезни по худшему пути.
К действующим вождям Советской России направлено много строк Учения, хотя имён и не названо. Автор Учения вспоминает, что в разное время к Ленину и Марксу наведывались посланцы Белого Братства и оба коммунистических вождя, расспросив, признали совпадение своих целей с идеями Шамбалы. Теперь задача состояла в том, чтобы удержать политических наследников Ленина на прежнем курсе, не дать уклониться, не позволить прервать поток вечности. Кончилось время, когда можно было позволить себе роскошь разрушения. Ленин, круша, одновременно создавал. Теперь надо только строить, складывая в новых сочетаниях имеющийся материал. Каким должен быть вождь для выполнения такой необъятной задачи? Сказано об умении владеть толпой. О смелости не скрывать трудности от народа. О доверии к людям, не допускающего мелочного руководства. О множестве качеств, собранных в понятии мудрость. Но отчётливо видел Учитель, что идут наверх узурпаторы, болеющие чванством, самодовольством, руководящие живым организмом страны из своих кабинетов. Ещё можно было спасти положение, если принять помощь Гималайских Братьев, услышать Голос Учения. Главная надежда была—на возможности Ивана Стотысячного.
Мудрость народа в том, как он готовит себе смену. Махатмы в своём послании называют школу царского времени «тюрьмой воспитания». Проникновенные слова «Общины» посвящены детям, тому, как раскрыть им широту мира, не убивая принесённых из прежних жизней важных качеств. Школьные программы следует полностью перестроить, написать новые учебники. В них достойное место будет отведено понятиям долга, чести, радости творческого труда. Речь идёт о создании поколения с новой системой ценностей, с мировоззрением, отвечающим грядущей эпохе Света.
Каким мог бы быть учебник научного коммунизма, Учитель показал на примере книг Агни Йоги. Глубина — над каждой фразой задумаешься — без всякого напряжения сочетается в них с разговорным строем языка, эрудиция — с образностью. Неожиданные сравнения соперничают друг с другом. Тесно словам в почти телеграфном стиле изложения, мыслям — простор. Трудно назвать жизненную тему, по поводу которой не было бы сказано хотя бы несколько выразительных слов, раскрывающих позицию Учителя. Чередование тем, на первый взгляд случайное, создаёт впечатление полного произвола, перескакивания с одного предмета на другой, неоправданных возвращений, логической несвязанности. Только внимательный взгляд обнаруживает под всем этим калейдоскопом мыслей строгий порядок, следование закону развития по спирали. Это тот самый жизненный будто бы беспорядок, которому следует в повседневности мысль каждого из нас. Весь текст держится на контрастах, на противоположениях. Язык научной информации перемежается с притчами, диалогами, риторическими вопросами. Личность Автора вспыхивает искрами то в кричащем со страниц восклицании, то в шутке, то в сарказме или промелькнувшей тени грусти. Необычное, иногда не сразу понятное, построение речи отпугивает ленивые умы, но заинтересованного читателя заставляет работать вместе с Автором. За чтением не заснёшь, понятого не забудешь.
Важнейшим рычагом воспитания Учитель считает понятие красоты. Человек, осознавший красоту Мира и Великих Планов, готов к боевому и трудовому подвигу. Он намного легче перенесёт неустроенность окружающего нас мира, он без осуждения примет действительность. Практический совет: в каждой травинке у дороги, в каждой капле росы увидеть отсвет Великого, проявление Совершенства. Красота — маяк, указывающий человеку наилучший путь в повседневности.
6. Развилка
Минуя множество природных препятствии, преодолевая ещё более коварные происки тёмных сил, трансгималайская экспедиция Н.К.Рериха в сентябре 1926 г. добралась до Москвы. Здесь состоялось самое главное — вручение. Два наиболее интеллигентных члена правительства были избраны для встречи — А.В.Луначарский и Г.В.Чичерин. Они приняли дары — картины Н.К.Рериха из серии Майтрейя, ларец со священной землёй далекой Индии, привезённой на могилу Ленина, и Послание. Но слова о помощи Махатм не произвели на них впечатления. Напечатать «Общину» отказались. Сам Рерих был вызван в ВЧК и только неожиданная смерть Ф.Э.Дзержинского избавила гималайскую миссию от непредсказуемых последствий визита. Лишь на обратном пути в следующем году удалось с помощью друзей опубликовать (на русском языке) третью книгу Агни Йоги в Монгольской Урге (Улан-Баторе). Вовремя предупрежденный, Николай Константинович успел покинуть столицу Монголии, когда туда пришла тайная инструкция из Москвы — арестовать членов экспедиции. Так приняла коммунистическая Россия предложенный ей дар Высшей помощи. Очевидно, развилка, или точка бифуркации, была пройдена.
В конце 1927 года XV съезд ВКП(б) принял резолюцию о курсе на коллективизацию в деревне. В 1929 г. началось массовое насильственное обобществление крестьянских хозяйств — то самое, преступное, которое ставило крест на коммунизме и надолго разрывало нить космической эволюции. Что из этого получилось, мы по инерции называем коммунистическим строем. Но суть его тираническая. Это и был марксизм без Живой Этики, бытие без сознания. Вместо дворца построили карточный домик, закамуфлированный под крепость, весь в амбразурах.
В 1929 году завершилось первое двенадцатилетие Советской России. До конца эксперимента оставалось ещё пять таких этапов. Но результат был уже предопределён. В деревянном доме незаметно поселились термиты. Теперь они неотвратимо должны были источить изнутри, превратить в прах опоры и перекрытия здания, сохранив лишь ярко покрашенную обшивку. В принципе известно, как бороться с этой напастью, но жильцы увлеклись бытовыми хлопотами и прозевали опасность. В дни смены тысячелетий пыль обвала ещё клубится.
7. Не конец
Было ли это неожиданностью для Учителей? Без сомнения, нет. Но Они допускали возможность и другого исхода и всё сделали для его осуществления.
Было ли это поражением Сил Света? Решаюсь сказать — в определённой мере, да, хотя вес этой неудачи в беспредельном беге времени, среди бесконечного количества подобных срывов — едва заметен. Человечество только и делает, что нарушает суждённые сроки восхождений. Значит, и к преодолению очередной ступени оно ещё не было готово. Едва ли следует сильно винить в этом отдельных руководителей. Известно, что народ на каждом витке получает то правительство, которое заслужил.
Были ли впустую потрачены усилия Махатм и всех, кто успел встать под их знамена? — Решительно, нет. Есть в Учении слова о том, что лектор, которого не услышали, не поняли слушатели, всё равно насытил своими мыслями пространство. Оттуда они рано или поздно будут извлечены, когда изменится космическая и земная обстановка.
После каждой волны следует откат. За ним грядёт новая волна, хотим мы её или не хотим, на то существует закон маятника. Никто не сказал, что это будет новое братоубийство, формы могут быть разные. Но от нас зависит, перехлестнёт ли вода в следующий раз такую высокую, как оказалось, дамбу, или снова всё кончится оставленной на берегу пеной. Зависит от того, прежде всего, сумеет ли великий народ сохранить духовный потенциал, не расхнычет ли в саможалении свою силу, не рассыплет ли её в крысиных гонках за дешёвой приманкой, в грызне и воровстве.
Тут важно ещё одно — чтобы урок советского марша был правильно понят. Понять предстоит, как можно построить кооперативное общество, как надо его строить. Для эволюции не страшны экономические спады: чем глубже спад, тем полнее последующее обновление. Страшнее тёпленькое благополучие. И непростительно, если уникальный семидесятидвухлетний эксперимент останется без последствий.
Мы уже и сейчас очень многое знаем. Знаем, по крайней мере, каким путём нельзя идти, ибо он не ведёт к светлому будущему. В этом мы преподали урок всему миру. В точности по П.Я.Чаадаеву: учим других на своём примере, как не надо делать. Но это постоянный риск первопроходцев. А знаем ли как надо? — В основном не знаем, но главное не в этом. Главное — хотим ли узнать. Если хотим — ничто ещё не потеряно. Рука Учителя всегда рядом.
И учебник готов. Учение Эзотерического коммунизма продолжало пополняться новыми книгами по крайней мере до 1938 года. Оно ещё будет востребовано, изучено и применено. Возможно, впервые всё же у нас, в России. Мы знаем, что периоды народных бедствий нередко оказываются прологом к решительному обновлению нации.
Последующие тома Учения — «Знаки Агни Йоги», «Беспредельность», «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный», «Аум» и «Братство» — развивают темы, затронутые в революционных «Зове», «Озарении» и «Общине». Но тон их уже более спокойный, эпический, насколько это понятие применимо к огненным строкам Учителя. В 1929 году Он передал слово реакция («Знаки Агни Йоги», 580). Космическая реакция. Срок штурма миновал, подошла пора углублённого усвоения Учения. За десять предыдущих лет стране удалось расчистить много завалов. Но стоит уже другая задача. Учение теперь адресуется не разбуженным революцией массам, а тем пока ещё немногим ученикам, которые твёрдо решили сделать Учение нитью Ариадны в своей жизни.
Новое время — новые песни. Но они ещё станут песнями улиц и площадей. Как «Марсельеза», как «Варшавянка».
Русь Фото А.И.Александрова
- Ваши рецензии