warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Вести из Музея-института семьи Рерихов

XII Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»

В 2012 году в Санкт-Петербургском государственном университете, Государственном Эрмитаже и Музее-институте семьи Рерихов проходит XII Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие», посвящённая 1150-летию Русской государственности. Конференция состоится в год 110-й годовщины со дня рождения Ю.Н.Рериха и в дни празднования 138-й годовщины со дня рождения Н.К.Рериха. Главные темы конференции: «Славяне и варяги» и «Прошлое и будущее высокого Русского стиля».

Русское государство, сообщает нам «Повесть временных лет», начало устраиваться в 862 году. Тогда славянские и финские племена (словене, кривичи, чудь, весь, меря, в вариантах – русь) по общему решению, на добровольной основе пригласили «во власть» из соседних скандинавских земель «варяга» Рюрика с братьями.

Н.К.Рерих начал свой творческий путь с осмысления этого важнейшего события в ранней истории нашего Отечества. Всю жизнь он творил свою «Славянскую симфонию» – серию живописных, графических, монументально-декорационных, сценографических произведений в контексте его археологических, этнографических, искусствоведческих, историко-юридических и общеисторических исследований на темы начала русской государственности. Он писал: «Начало Руси совпадает с установлением в ней общего Государственного устройства, взамен господствовавшего до той поры исключительно родового быта. Устройство это возникает на русской почве, но при содействии нерусского иноземного рода, по летописи Нестора, варяжского. Так представляется знаменательный исходный пункт русской истории».

В этом году конференция проходит в два этапа. 15 июня в Санкт-Петербургском государственном Музее-институте семьи Рерихов состоялось пленарное заседание летней сессии конференции «Русский стиль. "И открываем врата"», приуроченное к открытию выставки «Врата Русского стиля. Феодоровский городок в Царском селе». В заседании приняли участие искусствоведы, иконописцы, художники, архитекторы, культурологи и другие.

Осенняя сессия пройдёт в дни празднования 138-й годовщины со дня рождения Н.К.Рериха – с 9 по 11 октября 2012 года.

Для обсуждения на конференции предлагаются следующие темы: «"Варяжский вопрос" как культурный феномен», «Отражение темы "Славяне и варяги" в культуре Европы», «Феннославоника и фенноскандика», «Симфонизм как творческий метод Н.К.Рериха», «Прошлое, настоящее и будущее высокого Русского стиля», «Проблемы и перспективы сохранения рериховского наследия», «Рериховское наследие и естественные науки» и другое.

Начало Руси. Славяне и варяги

В дни работы конференции «Рериховское наследие» и до 11 ноября 2012 года в Санкт-Петербургском государственном Музее-институте семьи Рерихов будет открыта выставка «Начало Руси. Славяне и варяги», на которой будут представлены подлинные работы Рериха из крупнейших московских музеев – Третьяковской галереи, Музея народов Востока, Петербургского Музея Академии художеств, Библиотеки Российской Академии Наук, а также из частных коллекций.

Впервые за 115 лет в Петербурге показывается дипломная работа Николая Константиновича – картина «Гонец». Это полотно Рерих представил на выпускном экзамене Академии Художеств в 1897 году, именно за неё он получил звание художника. «Гонец» – первая картина из серии «Славяне», написанная на сюжет древнерусской истории. Картина удостоилась золотой медали, она заинтересовала П.М.Третьякова и он приобрёл её для своей, уже тогда знаменитой, галереи. Более того, Третьякова захватила идея всей «Славянской» серии, и он просил Николая Константиновича постоянно извещать его о том, как продвигается работа над этими картинами. «Эта картина оказалась очень важной для самого художника, его визитной карточкой, – рассказывает директор Музея-института семьи Рерихов А.А.Бондаренко. – Она оставила в жизни Рериха очень большой след. Например, он вспоминает, что Стасов как-то пригласил его съездить с ним и Римским–Корсаковым в имение Толстого со словами: "Пусть Вас произведёт в художники сам великий писатель земли русской". Толстой тогда сказал Рериху: "Течение жизни всё сносит, пусть Ваш гонец держит руль высоко, тогда доплывёт". Этому завету Рерих следовал всю жизнь. Кстати, картина экспонируется в раме, которую сделал к ней сам художник. Также тему выставки иллюстрирует одно из лучших произведений Рериха "Ярослав Мудрый" начала 1940-х из собрания Музея Востока. Мы знаем, какую роль сыграл этот великий русский князь в собирании русских земель. Ещё одно полотно, очень значимое в творческом наследии художника – "Заморские гости", один из двух вариантов, хранящихся в Третьяковке. Именно этот вариант картины принадлежал императору Николаю II».

 

Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый. 1942

 

Обращение Н.К.Рериха к начальному этапу истории восточно-славянских народов имело принципиальное значение для становления его творческого направления в искусстве. С первых же художественных произведений Рерих ставит перед собой цель – «иллюстрацию родной истории». К 1897 году у Н.К.Рериха складывается замысел большой стройной серии картин «Начало Руси. Славяне», изображающих, в том числе, наиболее характерные моменты начала Российского государства. Художник-учёный на основе новых научных открытий, археологических находок, богатой творческой фантазии взялся за решение задач широкого, эпохального показа жизни славян. Образы, созданные Н.К.Рерихом, говорят об историческом сплетении судеб, о взаимодополняемости славянской и скандинавской культур, об отсутствии противоречий в их слиянии. Призвание варягов, по мнению художника, было не навязанной извне экспансией, а тем редким актом взаимопомощи в человеческой истории, который он предлагал акцентировать в противовес историографии войн и конфликтов.

Тему выставки иллюстрируют бесценные архивные документы и археологические находки самого Рериха, который занимался археологией и серьёзно изучал эту науку. «Представлены труды и уникальные археологические находки и других учёных, – рассказывает куратор выставки, руководитель выставочного отдела Музея В.А.Шуршина. – Выставка строится так, что стены отданы картинам, а витрины – историкам, археологам, естествоиспытателям. Там развёрнута научная полемика между учёными, которые в разное время выдвигали разные версии возникновения российской государственности». Дополняют выставку работы старших современников Н.К.Рериха – художников XIX века, раритетные издания, редкие фотографии.

 

Экспозиция выставки «Начало Руси. Славяне и варяги»

Голенищевы-Кутузовы. Военная доблесть и творческий гений

С 21 сентября по 18 ноября 2012 года в Музее-институте семьи Рерихов пройдёт выставка «Голенищевы-Кутузовы. Военная доблесть и творческий гений», приуроченная к двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года.

Для Музея-института семьи Рерихов эта дата особенно важна. Елена Ивановна Рерих приходилась двоюродной правнучкой великому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову. Среди представителей рода Голенищевых-Кутузовых были композитор М.П.Мусоргский и поэт А.А.Голенищев-Кутузов, Е.И.Рерих и её двоюродный брат, хранитель наследия Рерихов С.С.Митусов, поэт К.К.Случевский.

 

Экспонат выставки – чашка с изображением фельдмаршала М.И.Кутузова (нач. XIX в.),
семейная реликвия Голенищевых-Кутузовых

 

На выставке будет представлен семейный архив Рерихов и Митусовых, частные архивы, произведения живописи и графики, фотографии из семейного альбома и редкие снимки имения Голенищевых-Кутузовых в Псковской области, книги, рукописи, личные вещи. С родом Голенищевых-Кутузовых связаны также имена художников Е.Е.Лансере, З.Е.Серебряковой, учёного, педагога и художника И.А.Бартенева, работы которых будут представлены на выставке.

 

Санкт-Петербург

Идентификация
  

или

Я войду, используя: