«Замечательна жизнь Николая Андреевича»
Н.К.Рерих ещё не родился, когда великий русский композитор и педагог, неутомимый пропагандист русской музыки Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) сочинил свою первую оперу «Псковитянка» по драме талантливого поэта и переводчика Л.А.Мея. Её премьера состоялась в январе 1873 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Об опере, посвящённой музыкальному кружку Балакирева, сыгравшему в жизни композитора исключительную роль, А.П.Бородин (1833–1887) писал: «…это такое благоухание, такая молодость, свежесть, красота… Экая громада таланта… И что за лёгкость творчества!» [1].
В.А.Серов. Портрет Н.А.Римского-Корсакова. 1898
Однако за этой «лёгкостью» стояли нелёгкие препятствия и испытания. По настоянию старшего брата Воина Андреевича (1822–1871) 12-летнего Нику определили в Морской кадетский корпус. Там впечатлительный, деятельный и любознательный подросток, в детстве отличавшийся очень хрупкой нервной системой и какой-то недетской разумностью, сумел не только постоять за себя, но своей уравновешенностью, честностью, нетерпимостью к любой подлости и неуклонным выполнением правил, гласных и негласных, заслужил любовь и уважение товарищей. Он научился стрелять из пушки, конопатить швы корабля и смолить днище, отлично плавать, грести. Его не страшили утренние обливания ледяной водой, он не боялся высоты и с удовольствием лазал на мачты и бегал по реям. Раз, во время прохождения практики на корабле, Ника свалился с мачты в море во время поднятия парусов. «Этот случай поможет ему вылечиться от рассеянности», – рассудительно заметил в письме к родителям Воин Андреевич, внимательно наблюдавший за развитием и учением младшего брата.
В неблагоприятных условиях неуставных отношений – от зуботычин матросам до отборной, виртуозно-изысканной брани офицеров, труднее всего было не обезличиться, не потерять самого себя. Пришлось, как выражался Ника, не пускать в голову «язвящую мысль», ставить против неё, точно против томительно звенящего комара, «сетку из других мыслей». Помогал духовно-нравственный багаж, тот богатый запас впечатлений, понятий, привычек, полученный в родительском доме. Нежный облик матери, участницы всех его интересов, и спокойная прямота отца, за которой чувствовалось нравственное бесстрашие, оставили глубокий след в его сердце и уме.
Помогала и музыка, из детского восторга переросшая в серьёзное увлечение. Музыкальное созревание шло стремительно. Не зная теории музыки, Римский-Корсаков пробовал сочинять, не зная техники струнных и духовых инструментов, пробовал «оркестровать» симфонические антракты «Сусанина», перекладывал «Камаринскую» Глинки для скрипки и фортепьяно…
В ноябре 1861 года даровитый пианист и убеждённый поклонник русской музыки Ф.А.Канилле привёл угловатого, застенчивого морского кадета Римского-Корсакова в Балакиревский кружок, где царила чудесная творческая атмосфера и гениальная чуткость к новым задачам искусства. Первые же принесённые необыкновенно восприимчивым и влюблённым в музыку юношей наивные композиторские наброски получили неожиданное одобрение и по решительному требованию Балакирева пытливый ученик начал работу над симфонией. С каждым шагом рос опыт юного композитора, росла вера в свои силы. Перед ним открывался путь ясный и счастливый.
Однако смерть отца в марте 1862 года всё изменила. Воин Андреевич, отныне ставший главой семьи и получивший назначение на должность начальника Морского корпуса, решительно воспротивился желанию Ники посвятить свою жизнь музыке. Он не верил в исключительность его дарования и в реальную возможность жить в России на музыкальные заработки. <...>
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии