Вмещение сознания как путь эволюции человека
На вмещающих, вместивших, невмещающих и не могущих вместить разделится человечество, и будет мерилом количество и степень вмещенного Света.
Грани Агни Йоги. 1955 г. § 502
Понятие вмещение как философский термин отсутствует в словарях и энциклопедиях. В Учении Живой Этики оно является краеугольной категорией, отражающей важнейшие закономерные свойства и взаимосвязи реальной действительности и познания в процессе эволюции. Этимология этого русского слова хорошо отражает его общий смысл – нахождение места, правильное расположение изучаемого явления в единой картине мира.
В контексте Учения вмещение – это нравственно-познавательное качество сознания человека, означающее:
• понимание единства и многообразия жизни, открытость в познании её новых граней на всё более высоком уровне постижения Основ Жизни,
• глубокое осознание роли и места познаваемых явлений в целостной картине мира, причин их происхождения, оценку уровня их развития и будущих перспектив в соотнесении с Высшими духовными ценностями и Планом космической эволюции,
• нахождение равновесного, мудрого и синтетичного обобщения противоположностей, закономерно существующих в проявленном космосе и жизни человека, преодоление противоречий как следствий малого знания,
• действенное воплощение знаний в практике жизни и творческой деятельности.
Следует подчеркнуть, что вмещение чего-либо возможно только с более высокой, объемной позиции, покрывающей собой и объединяющей исходные явления куполом их нового глубокого понимания. Не случайно, что именно в философии Учения Живой Этики, где содержится концепция космической эволюции человечества, эта категория получила особое смысловое наполнение и актуальность. Именно в космическом масштабе осознания изначальных универсальных Основ Жизни возможно разрешение мировоззренческих проблем и противоречий, мучающих человечество и препятствующих его поступательному развитию. Вмещение тем полнее претворяется в человеческом сознании, чем глубже им осознаны Основы Жизни (Законы Космоса, принципы и циклы эволюции и т.п.)
Издавна человечество знает, что жизнь космоса и земной природы как его части дуалистична, т.е. строится на действии двух неотъемлемых, равноправных, но противоположных по своим характеристикам Начал (положительное и отрицательное, центробежное и центростремительное, светлое и темное, мужское и женское, твердое и мягкое, сухое и влажное и т.п.). В древнекитайской философии эти два Начала, или фазы единого непрерывного процесса, получили название Инь и Ян. Без действия этих Начал было бы невозможно само существование проявленного космоса, его равновесие и гармония, а также был бы невозможен процесс познания человеком мира и себя.
В нашем физическом мире эти Начала проецируются в существование полюсов магнита, отрицательного и положительного заряда, женского и мужского пола, четных и нечетных чисел, а также в ритмы вращения планетных систем и небесных тел, жизни и смерти, сна и бодрствования, отливов и приливов, смены дня и ночи и т.д. Согласно закону аналогии, дуализм пронизывает всё мироздание и лежит в основе развития каждой его частицы.
Е.И. Рерих подчёркивала значение этих Начал: «Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так, познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.
Действие противоположений производит гармонию подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, то есть становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном»1.
Дуализм как принцип построения мироздания означает не просто наличие двух Начал, но огромной шкалы качественных градаций между ними, которые по сути и образуют всё разнообразие проявленного бытия. С космической точки зрения, оценка этих Начал и сопутствующих им градаций как «хорошие» и «плохие» будет неверной. Оба Начала необходимы и позитивны, ибо служат эволюции бытия, а значит, «хороши». Человеческие оценки слишком ограничены земными представлениями и несовершенством мышления. Они потому и относительны, и изменчивы, что вместимость человеческого сознания нарастает в соответствии с его поступательным продвижением по ступеням эволюции.
Существование в мироздании двух Начал развивает такие важнейшие познавательные способности, формирующие человеческое сознание, как сравнение, различение градаций качеств и состояний, распознавание, умение сделать целесообразный выбор и т.п. Однако на следующем, более высоком этапе познания активизируются другие способности человека – обобщения, систематизации, синтезирования, которые позволяют ему построить единое, непротиворечивое мировоззрение, охватывающее всё более усложняющуюся картину мира, аккумулирующее его знания, понимание жизни и дающее возможность более свободной ориентации и деятельности в ней. Именно эта сторона познания находит непосредственное отражение в качестве вмещения.
Человек, не способный к вмещению единства и разнообразия жизни, отрицающий её грани и части, обречён не только на заблуждения, ошибки, неудачи и ощущение своей потерянности в мощном, вечно изменяющемся потоке жизни, но и к циклическим разрушениям результатов своей деятельности как нарушающей законы и принципы бытия. Именно познание и вмещение вечных Основ Жизни в своем мышлении и действиях направляет человека к осознанию своего места и роли в космическом бытии, к соответствию своей деятельности с Законами мироздания и течением эволюции.
Согласно эволюционной концепции Учения, космическая жизнь беспредельна в своем развитии в соответствии с многоуровневыми циклами инволюции и эволюции. С момента зарождения духовного зерна и последующего становления на его основе способности разума человек всё активнее и осознаннее включается в процесс познания и управления скрытыми до поры, внутренними силами своего микрокосма, а также овладения законами эволюции макрокосма. Действуя на основе свободной воли, человек осваивает и вмещает в свое сознание всё новые аспекты бытия, наполняя их более глубоким осмыслением и жизненным применением.
По сути, вмещение как свойство человеческого микрокосма обозначает процесс эволюции его многомерной природы (физической, астральной (чувственно-рассудочной), ментальной, духовной), т.е. постоянное усовершенствование его духовно-психических сил и качеств, утончение восприятия, расширение сознания и т.п. Вмещение ярко отражает одну из главных характеристик эволюции – её беспредельность. «Много что нужно вместить, – подчеркивает Елена Ивановна Рерих, – истинно, Беспредельность вмещения перед нами. Полюбите всем существом Вашим беспредельность Знания и Вмещения»2 . «Дух преображает сознание в явление всевмещения»3 , – утверждается в Учении.
В контексте энергетического мировоззрения Живой Этики многоуровневый микрокосм человека постоянно наращивает и обогащает свой психо-энергетический потенциал. Каждое космическое явление и событие от излучения Солнца до взрыва сверхновой звезды, каждый акт восприятия и психо-ментальной реакции на него, каждая новая мысль, чувство, волевое побуждение, проявляющие различные грани и глубины человеческого сознания, могут кардинально изменять психо-энергетическое состояние микрокосма. А следовательно, существенно влиять на качество и направленность творческой деятельности человека и даже на ход истории человечества в целом. «Под …вместимостью разумеем явление действенной психической энергии, которая позволяет широко воспринимать сущее»4 . «В космическом творчестве сокровищница содержит все явления энергий, – отмечается в Учении. – В духовном творчестве наполняется «Чаша» [один из центров сознания человека – авт.] теми же энергиями, потому сокровищница духа должна содержать все энергии. Так закон вмещения есть насущный творческий импульс»5.
В сфере нравственных отношений вмещение задает вектор к широте понимания, к терпимости, великодушию, миротворчеству, стремлению к сотрудничеству и единству между людьми разных конфессий, социального положения, разных культур и т.п., между людьми и природой, между различными государствами и т.д. Вмещением обладает человек с широким культурным кругозором, который будет избегать споров, конфликтов, ссор, агрессии, порождающих злобу и враждебность, – не потому, что у него нет своих убеждений и принципов, а потому, что он сострадательно стремится понять побуждения своих собеседников, индивидуальность их восприятия и отношения к жизни. Вместе с тем, он остаётся активным защитником добра и неуклонно противостоит злу, поскольку во вмещающем сознании непреложно присутствует духовный компас Высших ценностей, который направляет к соизмеримым оценкам и действиям в различных жизненных ситуациях. «…Лишь малое сознание отрицает, – подчеркивает Духовный Учитель М., – но дух огненный всеобъемлет»6. «Первый импульс дикаря – уничтожить или убить все непонятное ему, – напоминала Е.И. Рерих. – Нетерпимость есть клеймо невежества. Вмещение есть венец Великого Знания. По этим знакам и определяйте удельный вес Ваших собеседников»7.
В гносеологическом плане вмещение как принцип познания показывает поэтапность постепенного постижения бесконечных граней Истины при устремлении к её всевмещению. Направленность к разностороннему развитию всегда будет способствовать обогащению и повышению качества творческого потенциала человека. Не отрицание, но утверждение – наиболее плодотворный принцип исследовательской деятельности. К противоречиям же следует относится как к признакам недостаточного знания, на поиск которого и устремляется непредубежденное сознание. «Знание будет всегда положительным и утверждающим, – подчеркивается в Учении. – Нет времени заниматься отрицаниями и запретами. Неверие и заблуждения будут уделами невежества. Знание ищет, исследует и утверждает. Когда оно встречается с противоположениями, оно прежде всего испытует – нет ли чего-то кажущегося? Не предстал ли призрак противоречия? Поединок знания не может быть с призраком, потому знание, прежде всего, дружественно будет исследовать кажущиеся противоречия. Не допускает знание препирательств перед лицом Высшего Мира. Обмен мнений не будет препирательством»8. Открытость и чуткость восприятия дадут нескончаемый поток впечатлений, знаний и личного опыта.
Вмещение – качество сложное, синтетическое. Выделим пять главных аспектов его содержания.
1. Адекватное, правильное, всё более утончающееся и одухотворённое понимание того, о чем человек имел представление ранее. Этот аспект отражает постепенный, количественный рост знаний в естественных и социально-гуманитарных науках и других областях жизни. Например, обогащается наше представление о том, что есть единство бытия, связь микрокосма и макрокосма, явление общины в социальной жизни и т.д.
2. Не отрицание, но понимание явления как целостности во всей его сложности и многомерности, синтетический охват различных его граней и частей. Как ни отрицала церковь, например, естественнонаучное представление о небесных телах в 16-17 вв. или теорию эволюции Ч. Дарвина в 19 в. – истина всё же восторжествовала, и человечество признало её ради своего же дальнейшего развития. Новые важные грани привнесены теософией и Учением Живой Этики в наше понимание Иерархии Светлых Сил (библейская Лестница Иакова), существования Надземных Миров (религиозные небеса, рай, ад), космической эволюции планеты и человечества (эволюция видов) и др.
3. Допущение и включение в сознание нового знания, обозначающего очередной этап в постижении Основ Жизни – например, множественность обитаемых миров в космосе и многомерность форм жизни на них, этапы и закономерности сознательного бытия человека в надземных мирах после его ухода из земной жизни, в контексте российской культуры – доктрина перевоплощения духовной индивидуальности, закон кармического воздаяния и т.д. В современном научном мире всё большее значение придаётся личности самого ученого. Наиболее ярко это новое веяние проявляется в изучении микромира и в квантовой физике, где учитываются не только условия эксперимента, но и воздействие экспериментальной среды (включая и ментальный настрой ученых).
Выделенные три аспекта содержания вмещения ясно показывают, почему в Учении Живой Этики утверждается принцип относительности в познании. То, что казалось однозначным и незыблемым, например, в Средневековье, кардинально меняется в человеческом мышлении в последующие века. По мере расширения сознания и вмещения новых знаний, касающихся прежде всего Основ Жизни, углубляются и становятся ближе к Истине наши представления о самих себе и мире в целом, одухотворяется мотивация и повышается качество деятельности. Предубеждение и шаблонное, привычное мышление – одни из главных препятствий на пути к новым знаниям, тогда как свободное допущение, открытость и неутомимая наблюдательность служат мощными источниками творческой активности.
Большую роль в утончении понимания и оценки различных явлений и человеческих отношений играет осмысление причин их зарождения, этапов их прошлой и будущей эволюции, а также допущение и поиск возможностей изменения их несовершенств в позитивное русло в соответствии с Высшими Законами и ценностями духа. Такой вмещающий подход вызывает в нас терпимость, великодушие, сострадание, воспитывает стремление помочь и соучаствовать.
4. Установление равновесия, осознанная согласованность пар противоположений – например, беспредельность и конечность космоса, дух и материя, единство и разнообразие, индивидуальное и универсальное, частное и общественное начала, подчинение человека Законам космоса и самодеятельность, вера и знание, самопожертвование и бережность к психической энергии, пользование вещами и отрешенность от них, самоотверженный труд и непривязанность к его плодам, активное участие в земных делах и отрешенность от них и т.д.
5. Применение знаний, воплощение их в практику жизни и творческую деятельность. Именно применение знаний убедительно показывает процесс преобразования простой информированности, массы сведений в личное убеждение и жизненный опыт, отражает степень полноты вмещения, или овладения ими человеком. «…Люди не хотят понять, что вмещение не означает повторение и заучивание понятия на словах, – указывала Е.И. Рерих, – но именно нужно приложение в жизни каждого дня»9. «Вмещение Наших Заветов должно выражаться в неотлагаемости действий»10 .
Готовность к действию, сознательно избранному поведению и образу жизни, к преодолению внутренних и внешних препятствий свидетельствует о напряженном, возвышенном психо-энергетическом состоянии сознания, сильном влиянии высшего, духовного начала. Вмещение знания в действии вызывает на тонко-энергетическом уровне процесс отложения и накапливания ценнейшего жизненного опыта в виде кристаллов психической энергии в “Чаше” достижений, или в духовной индивидуальности человека. Именно этот процесс кардинально преобразует структуру микрокосма. В противном случае, неприменённое, т.е. не до конца вмещённое, знание останется лишь как некое влечение к определённой области знания или деятельности, развитие которых может занять ещё не одну земную жизнь.
В процессе вмещения большую роль играет не просто знакомство с теми или иными жизненными явлениями и фактами, но именно качество и глубина их изучения и осознания. Известно, что с момента научных открытий, создания шедевров искусства до их принятия широким общественным сознанием и применением в жизненной практике проходит не одно десятилетие. С ещё гораздо большим трудом прививаются духовно-нравственные знания, многогранное осознание и социальная практика которых нуждается в столетиях и тысячелетиях.
Человеку свойственно новое и непонятное знание окружать толкованиями и комментариями, чтобы приблизить изучаемое явление к уровню своего понимания. Однако чаще всего этот процесс ведет к умалению и искажению первоначальных смыслов духовно-философских учений. Так не умение вместить порождает ложь и трагические заблуждения. «…Сознание низшее творит Образ Высший по подобию своему, – справедливо отмечается в Учении. – Вместимость малого сознания будет соответствовать созданному облику, потому и столько явленных извращений»11. Поэтому развитие вмещения должно кардинально переориентировать сознание человека от движения «вниз» к вектору устремления «вверх»: «Именно не низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет творить Образ Божий по-божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненны»12.
За долгий ход истории человечество накопило целый ряд искажений и неверных пониманий важных нравственных принципов жизни, вокруг которых было сломано немало интеллектуальных копий. На почве застывших религиозных формул и перетолкований пострадало множество человеческих судеб, до сих пор проливается кровь в вооруженных конфликтах. Человечество трагически не может найти пути к объединению вокруг единых по сути Основ Жизни, преподанных в различных духовных учениях. Призванные нести Свет Общего Блага, радость сотрудничества и взаимопонимания, такие заповеди, как «не убий», «возлюби врага своего», «ударили по правой щеке – подставь левую» и другие, подвергнуты разноречивым толкованиям и искажениям и свидетельствуют о неправильном вмещении их подлинного смысла. Вот почему так насущно стоит проблема очищения духовных основ религиозных и философских учений с позиций нового космического мировоззрения. Одухотворение смыслов этих изначальных Основ будет происходить по мере расширения человеческого сознания и углубления его вмещения.
Главное препятствие на пути вмещения и расширения сознания Учение видит в самости, низшей природе человека. Не будучи сдерживаема и подконтрольна духу – высшему началу, самость безгранично разрастается, вымещая и замещая собою все утонченные духовные проявления. Она чаще всего проявляется броско, резко, крикливо, смотрит на мир и оценивает его в очень ограниченных, узких рамках: «мое – чужое», «черное – белое», «хочу – не хочу» и т.п. Многие люди видят в этом силу и яркость характера. Однако это свидетельствует как раз об обратном. Человек низкого уровня развития не вмещает утонченной палитры чувств, идей, решений и подходов, не обладает гибкостью мышления и терпимостью в отношениях. Его резкость суждений, высокомерие, обидчивость и мстительность ведут к конфликтам и ссорам, корысть и себялюбие порождают ложь, обман и несправедливое отношение к другим людям, саможаление и нежелание напряженно трудиться дает низкое качество работы, зависть вызывает агрессию и ненависть ко всему, что лучше, ярче, успешнее. Самость ради своего самооправдания и защиты крепко держится за свои шаблонные оценки и привычные мнения, готова отрицать очевидное и видит противоречия там, где их нет. Не должно быть иллюзий, что самость потерпит рядом с собой нечто, отличающееся от неё, что-то иное, более высокой природы.
Именно освобождение сознания от самости Учение утверждает как главный путь его расширения, утончения и развития качества вмещения. Необходимо сломать перегородки и ограждения, построенные самостью, чтобы освободить место, точнее, пространство – вместилище духовного сознания, пределов которому космическая жизнь не ставит ни в чем. «…Отрешение от себя есть и вместимость, то есть расширение сознания и его способности вмещения»13 , – отмечает Духовный Учитель М. «…Если сознание наполняется до краев своим и собою, то места уже не остается, чтобы вместить то, что идет от Учителя. Следует избегать самонаполнения и оставлять место для восприятий неличного характера. …Так, например, чековую книжку или дорогой сервиз высшее «Я» с собой не возьмет, но воспоминания о прекрасных мелодиях, о мыслях крылатых или самоотверженных действиях и подвиге или крупицы Сокровенного Знания будут сопутствовать Бессмертной Триаде [духовному началу – авт.] и дальше. Так важно понять, что именно является ценным и неотъемлемым достоянием человека»14. Вмещение – показатель роста и закономерной эволюции сознания, аккумулирования потенциала его вечного бытия.
* * *
Особую важную тему исследования качества вмещения составляет такой его аспект (четвёртый в ряду выше перечисленных нами), как вмещение пар противоположений, или противоположностей15. Ценность и важность этого аспекта подчеркивала Е.И. Рерих: «Наука о совмещении противоположений и нахождении равновесия и есть великая Дисциплина, проходимая каждым на пути к Братству»16. «…Именно вмещение противоположений и является пробным камнем или свидетельством наличия в нас духовности»17.
Прежде всего, следует различать два смысловых пласта в самих этих понятиях, поскольку отношение к ним и их эволюционная перспектива совершенно различны. По сути, два различных явления скрываются под одним названием, из-за чего в нашем мышлении и оценках часто возникает путаница.
1. Первый пласт составляют антонимичные, исключающие друг друга противоположные полюса, когда налицо позитивное и негативное начала в своих максимальных (или близких к нему) проявлениях. Эти противоположности родственны, ибо лежат на одной оси, будучи двумя полюсами единого явления или силы. Например, добро и зло (иногда в этом значении используют слова: свет и тьма)18, альтруизм и эгоизм, личность и самость, оптимизм и пессимизм, дисциплина и своеволие, мужество и трусость, сдержанность и болтливость, щедрость и скупость, искренность и лицемерие, правдивость и лживость, самообладание и вспыльчивость, великодушие и обидчивость, снисходительность и осуждение, терпение и раздражительность, трудолюбие и лень, торжественность и обыденность, суетливость и т.п.
Примеры из Учения: «Меньше всего Нас занимает словесное утверждение. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия. …У Нас не обращают внимания на словесные уверения и взвешивают качество действия» (Община, § 179).
«…Властвование и истинное водительство являются антиподами. Одно есть порождение невежества, тьмы, другое – Свет знания в вечном устремлении к совершенствованию» (Письмо Е.И. Рерих от 17.08.1930).
«Величию мироздания соответствует торжественность. Она сопровождает приближение к Иерархии. …Антиподом торжественности будет суета, суетливость и сутолока жизни бессветной. Они разрушают торжественность и погружают сознание в обыденность. На обыденности не взлететь, обыденность крыльев лишает» (Грани Агни Йоги. 1964 г. 109. (М.А.Й.)).
«…Сердечное утончение не будет заключаться в сладкой сентиментальности, но в мужестве и чувстве справедливости. Сентиментальность и справедливость – два антипода» (Письмо Е.И. Рерих от 16.01.1935).
«Только Свет и тьма являются противоположением и напрягаются в космической битве, потому устремление нужно четко насыщать огнем привлечения и всем импульсом искать Света против черной ложи» (Иерархия, § 134).
«Может ли Свет заключить союз с тьмою? Он должен потушиться, чтобы соединиться с противоположным началом. Пусть Вождь Света не вздумает принять в стан тушителей и противников Света. Не может Свет увеличить тьму, так же и тьма не может увеличить Свет, значит, такие союзы противоречат Природе» (Мир Огненный, ч. 2, § 300).
Со времён Будды (VI-V в. до н.э.), в центре проповеди которого стояло учение о Срединном пути (между крайностями гедонизма и самоумерщвления), и Аристотеля (IV в. до н.э.) известно и другое, более полное логическое построение двух противоположных полюсов – не дуальное «+» – «–», а троичное – две негативные крайности, между которыми располагается позитивная середина-вершина. «…Как в страстях, так и в поступках, – отмечал древнегреческий философ, – [пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и её избирает». Поэтому добродетель есть «с точки зрения высшего блага и совершенства – обладание вершиной»19.
«+»
«–» –– «–»
Примеры: (+) мужество
(-) трусость, страх –– безрассудность, отчаянная отвага (-)
или:
(+) щедрость
(-) скупость, жадность –– расточительность (-)
или:
(+) скромность
(-) застенчивость, самоуничижение –– гордыня, высокомерие (-)
или:
(+) духовная радость («радость есть особая мудрость»)
(-) печаль, горе, уныние –– весёлость, смешливость, развлечения (-)
или:
(+) пользование вещами без чувства собственности,
труд над совершенствованием их качества, любование ими
(-) пренебрежительное отношение к вещам –– привязанность к вещам, жадность (-)
«Отказ от собственности не значит, что нужно все раздать и от всего отказаться. Вещи есть результат творчества человечества, и потому их нужно ценить, усовершенствование качества их есть ступени к усовершенствованию духа. Учение указывает понять истинное значение вещей и не быть в рабстве у них. …Любовь к прекрасным вещам без чувства собственности есть одно из самых чистых и нас возвышающих чувств. Без любви ничего нельзя улучшить и создать. Так пусть люди учатся любить без чувства собственности» (Письмо Е.И. Рерих от 3.08.1936.).
или: (+) бережное отношение к своей жизни,
посвящение всех сил Общему Благу
(-) отвергать свою жизнь –– дорожить, бояться за свою жизнь (-)
«Героем не будет, кто дорожит жизнью. Героем не будет, кто бесплодно бросает жизнь. Герой несет бережно сосуд, готовый отдать его на созидание мира. Опять те же противоположения. Поймет их йог» (Знаки Агни Йоги, § 261).
или: (+) вера в существование Надземных Миров,
доверие к учению о духовной сущности человека
(-) отрицание, кощунство, атеизм –– суеверие, ханжество (-)
«Люди должны допустить существование Тонкого Мира, при этом они должны освободиться от суеверия и ханжества. …Чтобы видеть, нужно допускать, но при отрицании затуманивается самый острый глаз. Но, с другой стороны, нельзя внушать себе мнимые видения, значит остается золотая середина... Такая середина допускает и не воздействует. Она вовсе не легка, ибо требует утончения сознания. Мыслитель поучал, чтобы не боялись срединного пути» (Надземное, § 357).
или: (+) дерзание к Высшему, устремление к Общему Благу, подвиг
(-) равнодушие, бесстрастие, аскетизм –– страстность, влечения, желания (-)
«…Человек должен опасаться равнодушия; оно есть гибель вибраций, оно есть убийство восхождения; оно есть путь к отупению. Скажут: "Но равнодушие должно освобождать от желаний". Заблуждение, ибо никто не сказал против желания героических самоотвержений; такие желания следует принимать, как дерзания. Они как вехи восхождения. …Расширенное сознание прозревает красоту подвига» (Надземное, § 744).
В Учении Живой Этики, где человек рассматривается как многомерное существо, негативные противоположные крайности укоренены в низшей, астрально-эгоистической природе человека. Тогда как позитивная вершина принадлежит к его духовному началу. Вот почему неверно искать Золотую середину между двумя крайностями, лежащими в негативной плоскости низшей природы. Также она не лежит между позитивным и негативным полюсами. Подлинной Золотой серединой является сама позитивная вершина, находящаяся в духовной сфере.
Троичная схема отражает важную психическую закономерность, действующую в сознании человека. До тех пор, пока осознанным свободным выбором и усилием духовной воли личность не сосредоточит и не утвердит фокус сознания на позитивной вершине между двумя губительными крайностями, решив раз и навсегда, что благо и полноценная жизнь возможны только на началах Добра, Истины и Красоты, – её сознание будет подвергаться большим шатаниям по всей огромной шкале градаций между противоположностями, что будет вести к расбалансировке психики, ослаблению и истощению духовно-психических сил. Вспомним слова Ф.М. Достоевского: «…Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил»20. Эти слова, казалось бы, отрицающие ценность качества вмещения и широты сознания, как раз и относятся к рассматриваемой ситуации, когда вмещение граничит с самоистязанием и разрушительным двоемыслием.
В Учении Живой Этики подробно рассматривается нравственно-психологическая закономерность, получившая название «астральный маятник», раскачивающийся от одной негативной крайности к другой. Её действие распространяется на низшую (эмоционально-рассудочную, чувственную) природу человека, которая по своей сущности биполярна (двойственна). Механизм действия таков: выведенные из равновесия психические энергии в сторону одной крайности вызывают подобный по амплитуде всплеск их на другой стороне с противоположным значением. Так, слепая восторженность обязательно через некоторое время вызовет разочарование и даже враждебность; яркая астральная радость влечёт за собой не менее сильное огорчение и печаль. Приведённый когда-то в действие этот маятник чувств трудно остановить, и действие его неизбежно. Без волевого вмешательства сознание постоянно будет находиться под властью неуправляемых им сил и преходящих состояний. Пока центр актуального сознания человека находится в его низшем эго, оно не сможет выйти за пределы привычной колеи между двумя крайними точками накала переживаний. Потеряв свободу управления энергиями своего микрокосма, человек превращается в раба своей самости.
Анализируя противоположные полюса, мы понимаем, что вмещение отнюдь не означает всеядности, релятивизма, «разреженности» сознания до отсутствия чётких критериев, мер и нравственных принципов. Вмещению, т.е. принятию, оправданию и утверждению в своем микрокосме, подлежит далеко не всё, что окружает человека и существует в нём самом. Не вмещению, а полному преображению должны подвергнуться самость – низшая (эмоционально-рассудочная) природа человека, все негативные (разрушительные, безобразные и т.п.) проявления сознательного зла в человеке и социуме, несовершенные формы природной жизни. Так, самость человека, игравшая важную роль на прежних ступенях его эволюции, сейчас является корнем несчастий и бед человечества.
Вместе с тем, необходимо тонко различать и вмещать в сознании двоякий характер отношения к негативным крайностям. С одной стороны, мы не можем игнорировать и закрывать глаза на эти существующие явления (такое неконструктивное отношение часто имело место в советский период нашей истории). А значит, должны уметь их вмещать, т.е. понимать их свойства, место и роль на данном этапе развития, сострадательно и с терпением помогать их преодолению в себе и других людях. Но с другой стороны, необходимо отчетливо осознавать, что низшее наследие должно быть качественно преобразовано и не подлежит вмещению в значении принятия, взращивания и усиления в человеческом микрокосме и деятельности (например, лицемерие, корысть, предательство и т.п.).
Поэтому вмещение невозможно без непривязанности к земному миру, отрешенности от несовершенства и зла, также как отрешенность без вмещения – ложный путь, ведущий к бесплодным крайностям (аскетизма, бездеятельности, непротивления злу и т.п.). Чтобы победить противника, его необходимо узнать и изучить со всех сторон, но это далеко не значит согласиться с ним и оправдать его.
Итак, негативную крайность невозможно взять за ориентир, точку отсчета своих действий, нельзя относиться к ней как норме жизни, на этой основе невозможно строить будущее. В антиномичной паре подлинному вмещению-принятию достоен только позитивный член пары. Где же тогда искать источник диалектического развития позитивного полюса?
Чтобы ответить на этот важнейший вопрос, рассмотрим второй смысловой пласт в понятии «пара противоположений, или противоположностей».
2. Второй пласт составляют пары противоположений, каждый член которых по своей природе позитивен. Эти противоположения ограничивают действие друг друга, но их сосуществование закономерно и необходимо для гармонии и равновесия жизни. Диалектическая взаимосвязь между ними выстраивает баланс жизненных сил, необходимых для естественного развития и совершенствования. Собственно эти противоположения есть формы выражения тех космических Начал, единством и взаимодействием которых существует и эволюционирует мироздание.
Среди таких противоположений можно выделить явления и силы, объективно существующие в мироздании: Свет (проявленное) и Тьма (непроявленное), беспредельность и конечность космоса, дух и материя, единство и разнообразие, земное и надземное, индивидуальное и универсальное, активное и пассивное, центробежное и центростремительное, положительное и отрицательное, мужское и женское и др. В земном мире ярко выражена полюсность, крайнее проявление таких пар противоположений.
Безусловно, только синтетическое понимание подобных утверждений будет приближаться к полноте Истины. Так, космос конечен в своём единичном проявлении, и бесконечен в последовательных циклах проявленности (манвантары) и непроявленности (пралайи, т.е. пребывания в состоянии Абсолютного Всё) жизненного импульса.
Что касается сферы человеческого сознания, поведения и отношений, то здесь ситуация сложнее. Среди позитивных, духовных качеств и отношений людей не существует таких крайних, полюсных выражений, какие мы видим в природе, однако многие из них представляют собой явно противостоящие друг другу силы и образуют пары противоположений.
«Противоположность» таких противоположений, особенно в нравственной философии, не сущностная, а по большей части касается сферы приложения, формы и направленности действия. Например, взаимодополнительное, совместное действие двух таких внешне-противоположных качеств в сознании человека, как мужество и осторожность, подвижность и твердость, не только способствует их взаимному укреплению и усилению, но и ведёт ко всё более утончённому и высокому их проявлению. Сосуществование этих качеств препятствует уклонению сознания в негативные крайности (которые мы характеризовали выше).
Например: мужество и осмотрительность, осторожность; щедрость и бережливость; доверие и бдительность, дозорность; самопожертвование и бережность к психической энергии; дисциплина, послушание, доверие Учителю и инициатива, самодеятельность; патриотизм и интернационализм, космополитизм; доброжелательность и суровость; радость и страдание; открытость, отзывчивость и сдержанность; устремленность, подвижность и твердость, непоколебимость; воздержание и ненасытность, пламенность и т.д.
Примеры из Учения: «Явления битвы и созидания, с земной точки зрения, будут противоположениями. Но Мы скажем: «Созидание есть рассеивание тьмы». Значит, вместо противоположения получается сочетание. …Наша битва есть преоборение хаоса. … Нужно твердо согласиться на понимании битвы и созидания как действенных начал бытия» (Надземное, § 116).
«Самое полезное – уметь сочетать нежность любви с суровостью долга» (Община, § 112).
«Нужно проявить дисциплину духа, без нее не сумеете стать свободными» (Листы Сада М. Озарение, введение).
Йог «поймет ценность воздержания и сочетает ее с ненасытностью. Герой, истинно, ненасытен в подвиге. Он голоден действиями и готов воздержаться каждый час. Он не отрывается от земли, действуя для духа» (Знаки Агни Йоги, § 261).
«Большое равновесие должно быть найдено между спокойствием и осознанием опасности» (Братство, § 432).
«Не стыдитесь упорно твердить, если видите, что спасительный совет попирается невеждами. Правильно сказано о неметании жемчуга перед свиньями, но также сказано о сложении целой горы горстями песку каждодневно» (Братство, § 573).
«Урусвати знает, что любовь к человечеству не исключает любви к родине» (Надземное, § 565).
«Полное равнодушие к имени и утверждение его как фокуса, отказ от собственности и вместе с тем окружение ею, оторванность от земли и всего мирского и в то же время погружение в него и работа со всем устремлением в нем – все эти противоположения должны уравновеситься в сознании ученика» (Письмо Е.И. Рерих от 28.06.1932).
«Нужно уметь любить всё и в то же время каждую минуту быть готовым оставить всё для новых достижений» (Письмо Е.И. Рерих от 3.08.1936).
«Спокойствие и дружелюбие вполне согласуются с твердостью и настойчивостью» (Письмо Е.И. Рерих от 20.01.1950).
«Страдание во всех случаях можно считать благом, ибо оно утончает наши чувствования и научает великому состраданию. Одна радость не может дать глубины чувствам, потому необходимо совмещение этих двух антиподов для завершения пути. Сердце окаменевшее недостойно своего названия Солнца Солнц» (Письмо Е.И. Рерих от 25.01.1936).
«Умейте молчать, а также умейте и сказать нужное слово вовремя, вкладывая в него мощь согласованности» (Грани Агни Йоги. 1956 г. § 80).
«Владейте всем, но ничего не считайте своим» (Грани Агни Йоги. 1954 г. § 245).
«…Владейте всем, ибо от всего отказались. Уходя, оставляйте все, ибо все вместили. Утверждайте отказ среди имущества. Утверждайте овладение среди пустыни» (Община, § 241).
«Истина должна быть сокрыта. Истина должна быть провозглашена».
«Йог все может, йогу все не дозволено» (Знаки Агни Йоги, § 223).
Для каждого из членов пары противоположений существуют свои негативные крайности как в сторону недостатка, так и в сторону избытка. Приведём примеры.
Итак, на представленных схемах хорошо видно, какие именно противоположения человеческое сознание должно уметь вмещать, а какие – напротив, преодолевать в себе и окружающих.
Подлинной жемчужиной в истории мировой мысли является учение о Срединном пути, о Золотой середине между двумя крайностями. К сожалению, часто можно встретить неверное толкование этого учения как о середине между позитивной и негативной крайностями. Какой же будет такая середина? Посредственной, серой, компромиссной… Не будет ли серединой между бесстрастием, аскетизмом и желанием, страстностью – наличие неярких, обыденных, ничтожных желаний? Тогда где же место дерзанию, подвигу, устремлению, этому сильнейшему волевому усилию к цели? Не будет ли серединой между радостью и горем некое «толстокожее» спокойствие, граничащее с равнодушием? Тогда найдется ли место радости прекрасному, радости познания, совершенствования, радости любви? «Неужели Мы советуем бесчувствие, чтобы умалением горя стереть и радость?»21 – подчеркивает Духовный Учитель М. «Скажут: "Но равнодушие должно освобождать от желаний". Заблуждение, ибо никто не сказал против желания героических самоотвержений; такие желания следует принимать, как дерзания. Они как вехи восхождения»22.
В Учении Живой Этики Золотая середина никогда не будет серединой между добром и злом, ибо примат Добра и Общего Блага неоспорим и укоренен в самом бытии. Она есть «"Весы Мудрости", "Великий Ритм", "Надземное Дыхание"»23. Такая середина может быть понимаема в двух значениях:
1. как середина-выход, вершина между двумя негативными крайностями и
2. как баланс между двумя позитивными противоположениями.
Золотая середина имеет беспредельный потенциал роста и развития, поэтому она закономерно предстает как уходящая ввысь вершина духовного достижения. Мощь и расцвет духовных сил традиционно на Востоке называют состоянием Нирваны. «Но и вдохновение, и красота, – отмечается в Учении, – не лежат в середине. Значит, и середина, как равновесие, не умаляет, но утверждает напряжение энергии. То же самое называем Нирваною. Это середина – не низшее трепетание, но равновесие высшего напряжения»24. Нирвана означает кульминацию развития сущностных сил и свойств человека, накопление им максимума знания и опыта, который возможен в данном цикле эволюции. Она предполагает преобразование лично-эгоистических, животных аспектов сознания, и напротив, возгорание и синтезирование мощи и богатства духовных, сверхличных накоплений человека. Достигший Нирваны находится в состоянии активной деятельности и напряжения всех сил и качеств сознания.
Нам представляется, что оба значения Золотой середины, обозначенные нами выше, как бы перетекают одно в другое (первое во второе). Ибо когда найдена середина-выход между двумя негативными крайностями и человек утвердился на начале Света, то активнее и действеннее включается сознательное уравновешивание баланса между соизмеримым и целесообразным проявлением позитивных противоположений. Так, вершина не есть проявление одной силы, но её составляет диалектическое единство как минимум двух сил. «Несоединенные противоположения, – отмечается в Учении, – не дадут круга, без круга не будет системы вращения»25. Отсюда, из соотношения и взаимодействия двух и более сил, и рождается то необходимое напряжение, при котором возможно глубинное преображение и поступательное развитие как отдельных качеств, так и человеческого сознания в целом.
Поскольку каждое качество сознания многогранно, то, интересно отметить, любое из них создает многие пары позитивных противоположений. Середина-вершина оказывается центром круга, уравновешивающего противостоящие силы, где ни один из членов множества пар не перевешивает друг друга. Каждое из противоположных качеств из окружности является одновременно центром своего, самостоятельного круга противостоящих ему сил. Так образуется сложное диалектическое единство – та симфония качеств человеческого сознания, о развитии которой настаивает Духовный Учитель М.: «Мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочетание. Симфония качеств подобна симфонии сфер! Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. …Равновесие качеств дается большим напряжением сознания»26. «…Чего стоит даже устремление без постоянства, или постоянство без соизмеримости или преданности, или огненность без равновесия, или сила воображения без чистоты, или знание Учения без любви к Тому, Кто его Дал?»27 «Каждая обособленная или взятая по отдельности человеческая способность, – отмечает Е.И. Рерих, – имеет значение не абсолютное, но относительное. Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые. Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека… Если мы имеем перед собою Беспредельность, то, конечно, все способности могут развиваться беспредельно. Но, опять-таки, правильное развитие их будет обусловлено равновесием или гармоническим раскрытием всех сил, заложенных в человеке. Синтез есть высшая гармония»28. Симфония всех качеств даст полный круг всевмещающего сознания, образуя единый монолитный кристалл духа.
Пример трех взаимодействующих звеньев-качеств круга сознания:
Наличие противоположных сил и их градаций побуждает нас поступать в многообразии изменяющихся условий и обстоятельств не шаблонно, не однотипно, а каждый раз индивидуально, творчески акцентируя некоторое усиление то одной, то другой. Они кажутся несовместимыми лишь при поверхностном, внешнем отношении к ним человека, ограниченного в своих знаниях и возможностях. Расширение сознания снимает «противоположность» (противоречивость) такого рода противоположений. Вмещение их в сознание, т.е. понимание их сути, соотношения и места в целостной картине бытия, – цель каждого устремленного к познанию и совершенствованию человека.
В сложных жизненных ситуациях, когда стоит выбор между двумя (или несколькими) противоположными линиями поведения, мудрый человек, Архат, исходит не из арифметической середины действия этих сил и не однополярно, а находит синтетическую, всеобъемлещую линию решения поверх земной очевидности, но в соответствии с законом духовной эволюции. То, в чем посредственный человек увидит противоречие и препятствие для продвижения, мудрец покроет вместимостью духовного сознания.
Вспомним эпизоды из жизни Иисуса Христа, рассказанные в Евангелии, о том, как фарисеи думали искусить Его, ставя перед выбором между противоположными суждениями и поступками. Однако Учитель всегда находил мудрый, глубокий и объемлющий ответ.
В Евангелии от Матфея (гл. 22, ст. 15-21) ученики фарисеев, намереваясь «уловить Его в словах», спросили Иисуса: если Он «истинно пути Божию учит, и не заботится об угождении кому-либо, ибо не смотрит ни на какое лице», то, согласно Его Учению, «позволительно ли платить налоги кесарю?» Другими словами, какую власть почитать превыше – земную или Божию? Предполагаемые отрицательный или положительный ответы Христа были бы одинаково истолкованы против Него, однако Учитель дал неожиданный для вопрошавших ответ. Иисус, указывая на динарий с изображением кесаря, спросил их: «Чье этот изображение и надпись? Говорят Ему: кесарево. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Такой вмещающий и терпимый ответ покрыл дуализм «“да” – “нет”» и оказался шире сознания фарисеев, которые были удивлены и ушли в замешательстве.
В Учении Живой Этики приводится притча об отшельнике, которому демон предложил взять священные предметы, украденные им, со словами: «"Примешь ли от меня?" Демон надеялся, что отшельник не примет дары и тем предаст священные предметы, если же примет, то вступит в сотрудничество с демоном». Однако отшельник не сделал ни то, ни другое, но «восстал, возмущенный, и всею силою духа приказал демону бросить предметы на землю»29. Пламя духа отшельника было таким сильным, что демон бежал униженный.
Яркий случай из своей жизни описывает Н.К. Рерих: «Вспоминаю …разговор с человеком официально церковного положения… Во время трехчасовой беседы он отрицал все, что я сказал ему, а я покрыл все сказанное им. В конце я сказал: «Теперь оглянемся. В течение трех часов вы отрицали все услышанное от меня, а я нашел место всему сказанному вами. Будьте честны и скажите, чье положение лучше?» И можно было видеть, как он был озадачен, понимая, что он выявился лишь духом отрицательным. И сколько их, этих отрицающих, ходит по всем путям жизни, лишь мешая, лишь отрицая, лишь суетливо перебегая путь. Но если удастся им раскрыть глаза, то они будут поражены своим невежеством. Даже они увидят, как легко в нашей жизни каждого дня новый порядок, новое понимание может быть установлено жизненно и действенно»30.
Н.К. Рерих в статье «Действие» приводит поучительную притчу о проведении более длинной линии как принципе мудрого действия. «Однажды великий Акбар провёл черту и попросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил её, не урезывая и не касаясь концов её. Бирбал параллельно провёл более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии». «Тот прав, – подчеркивается в Учении, – кто может покрыть суждение противника полностью, не касаясь начала и конца его»31. Сколько бы малых линий, параллельных, пересекающихся и перпендикулярных, ни привёл обычный ум, утопая в противоречиях и противоположениях нашего мира, всегда можно найти решение более мудрое, дальновидное по своим последствиям, широкое до вмещения Общего Блага по полезности результатов – не отрицающее, но объемлющее все малые усилия и возможности.
Часто, когда в жизни мы сталкиваемся с необходимостью дуального выбора «или-или» между позитивным и негативным32 образом действия, хорошо мысленно решить две задачи: во-первых, поискать третью точку, негативную крайность, противоположную позитивному полюсу в сторону избытка или недостатка, – это поможет ярче высветить целесообразность и красоту позитивного начала. И во-вторых, поискать силы, во взаимодействие с которыми вступает позитивный полюс для своего достойного и утонченного проявления, тем самым ввести его в сложный сплав внутренних побуждений и борений (для этого может быть полезно представить себе сложности, препятствующие достижению цели). Такие психо-ментальные упражнения помогут подойти более сознательно к выбору решения в сложных жизненных обстоятельствах, и само это решение выразить в достойных поступках.
Поиск высших, синтетических, всеобъемлющих решений – действенный путь расширения нашего сознания, развития его гибкости, динамичности, находчивости и сердечного распознавания. Круги вмещения нарастают от охвата сознанием Земного мира, затем Тонкого и далее – Огненного. Высший, огненный кругозор «вмещает и небесное, и земное»33, ничего не отрицая, но объединяя и вмещая всё разнообразие макрокосма. Стимулом к воплощению такой сложной и большой задачи служат нам неуклонное стремление к улучшению и украшению жизни, к развитию сотрудничества, терпимости, Общего Блага в противовес раздробленности и конфликтности современного общества.
В природе всё построено на аналогии, и вмещение как принцип эволюции микрокосма помогает человеку учиться познавать великие Основы Жизни, начиная с различения противоположных явлений и сил и последующего их синтезирования в каждодневном практическом опыте, а затем осваивать их действие как отражение всеобъемлющих Законов построения мироздания. Овладение принципом вмещения противоположений является одним из способов и составной частью процесса эволюции человеческого сознания.
Таким образом, вмещение – сложная, многоплановая категория в Учении Живой Этики. Бесконечное постижение её даёт «Венец Знания», открывает перед человеком беспредельные ступени эволюции, приближает к познанию макрокосмоса и творческим овладениям огненными способностями Духа.
- Ваши рецензии