Забытое слово Культура
Теперешняя культура — это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, может быть, еще десятки тысяч лет для того, чтобы хотя в далеком будущем человечество узнало истину настоящего бога...
А.П.Чехов
Имя Н.К.Рериха давно перестало быть в России полузапретным. Сегодня существует масса рериховских обществ, объединений по изучению Живой Этики, проводятся выставки, семинары, вечера, слайд-программы, беседы, занятия, фестивали, так или иначе связанные с творческим наследием семьи Рерихов. Издаются книги, альбомы, учреждаются и ликвидируются разные организации, ставятся и дискутируются проблемы рериховского наследия, делаются попытки объединения и так далее...
Безусловно, рериховское движение в России, да и на всем постсоветском пространстве — реально существующий факт, требующий определенного осмысления. То, что в движении этом нет единства, и что оно далеко от совершенства — весьма прозрачная истина для всех тех, кто имеет к нему хоть какое-то отношение. Проблем в данной связи может быть поставлено множество, но в рамках этой статьи хотелось бы заострить один, но весьма существенный, вопрос. Но сначала — небольшой исторический экскурс...
В 20 - 40-ые годы нашего столетия в мире существовал целый ряд организаций, созданных и вдохновленных Н.К.Рерихом: Музей Рериха в Нью-Йорке, Институт объединенных искусств, издательство «Алатас», объединение «Венец Мира», Американо-русская культурная Ассоциация, Институт «Урусвати», общества Рериха и Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира. Но поверх всего Рерих видел Всемирную Лигу Культуры, как объединяющую все рериховские и иные организации, трудящиеся на ниве Культуры. Работа Лиги должна была строится на подлинно демократической основе, ее цель — истинное сотрудничество и содружество в Красоте и Творчестве. Вот, что писал Николай Константинович по поводу Лиги Культуры: «В широком размахе Лига Культуры должна способствовать всему прекрасному, всему познавательному. Из нее должно исходить облагорожение юных поколений, сердца которых в существе своем всегда звучат на героизм подвига». И еще: «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки. И в одном мы можем принести нерушимую клятву — что от охраны Культуры, от Лиги Культуры ни мы, ни последователи наши не отступимся (выд.П.Ф.). Нас нельзя разочаровать, ибо наблюдения в поле Искусства и Знания наполняют нас несломимым энтузиазмом. Не одна нация, не один класс с нами, но все множества человеческие, ибо, в конце концов, сердце человеческое открыто красоте творчества».
Честно говоря, я не большой сторонник обильного цитирования, но поскольку вопрос этот очень серьезен, то, наверное, стоит обратиться к первоисточникам. В письме к З.Г.Фосдик от 14 августа 1946 года Е.И.Рерих писала: «Поймем Лигу Культуры, как конгломерат всевозможных организаций, от духовных до кооперативов, все может поместиться под Куполом Культуры. Потому не нужно опасаться, если будут примыкать неожиданные организации. Вы, конечно, помните все отделы, входящие в Лигу Культуры, но перечислю их, чтобы они остались на этом листе.
Пусть все Учреждения и Общества наши сохраняются и развиваются, но поверх их пусть входит Всемирная Лига Культуры. Пусть все члены наших учреждений будут вместе с тем и членами Всемирной Лига Культуры. Она вместит следующие отделы: первый — Отдел Мира, второй — Духовного совершенствования и воспитания, третий — Науки, четвертый — Искусства, пятый — Материнства и воспитания, шестой — Ремесла и труда, седьмой — Кооперации и Промышленности, восьмой — Охраны и безопасности, девятый — Землеустройства и Строительства, десятый — Здравия и Охранения».
В книге «Николай Рерих — водитель Культуры» Рихард Рудзитис тезисно раскрывает организационную структуру Лиги:
«1. Всемирная Лига Культуры есть кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей.
2. Организации, общества и другие коллективы вступают в Лигу на автономных началах, не теряя ни своей индивидуальности, ни наименования, но для взаимопомощи в различных сферах общения.
3 Все организации, вступившие в Лигу, посылают своего избранного представителя в Совет Лиги». И так далее.
Теперь вернемся в наше сегодняшнее измерение и удостоверимся, что понятие Лиги Культуры и стремление к ее воплощению еще не вошли в плоть и кровь нынешних рериховских организаций. Если говорить честно, то, вероятно, подсознательно следуя обычаю истекшего советского периода нашей истории, сегодняшние рериховцы почему-то избегают слова «культура».
Когда-то вожди немецкого рейха, услышав заветное слово, дружно хватались за пистолет, а теперь наши политики нашли более убедительный способ борьбы — забвение. И даже не забвение, а просто некое пренебрежение, «остаточный принцип»: сначала — политика, экономика, социальная сфера, а потом уж — где-то там, культура. В случае рериховских организаций сюда прибавляются еще и иные миры, тонкие энергии, проблемы совершенствования себя, выяснение своей и чужой близости к Иерархии, а культура, как понятие оказывается, в лучшем случае, в числе прочих и не самых основных.
Решение философского вопроса: почему понятие «культура» не принимается современным сознанием вряд ли может быть осуществлено в рамках этой статьи. Хотелось бы только отметить два аспекта: во-первых, большинство населения является жертвой обывательского мироощущения (а для обывателя культура — что-то совершенно ненужное, скучное и малопонятное), а во-вторых, определенные плоды принесли пресловутые «достижения» советской политики в сфере культуры, соцреализм, партийность искусства и т.д. Потому-то и в рериховских организациях идеи культуры мало популярны, ведь изжить привычный образ мышления весьма нелегко.
А, между тем, Н.К.Рерих именно созидательную сущность культуры полагал в основу своих построений. Не случайно укрепился за ним почетный титул «Водитель Культуры». Пожалуй, не было в нашей истории человека, столь остро поставившего проблему культуры, как основополагающего начала эволюции, и так беззаветно отдавшего свои силы ради внесения этого идеала в жизнь. Рериховское понимание Культуры, как «Почитание Света», общеизвестно, все знают символику Знамени Мира — Искусство, Наука и Религия в круге Культуры, частенько вспоминают Пакт Рериха по защите культурных ценностей во время военных действий. Однако, приближения к рериховскому идеалу пока не происходит, хотя Николай Константинович не уставал повторять: «В час трудный, во время напряжения всемирного является возможность объединиться под благородным обобщающим понятием. Культура является и пробным камнем молодости сердца. Ни возраст, ни механическое образование, ни какие-либо другие понимания и деления не имеют места и не могут вредить друг другу там, где сияет древний Ур, Свет негасимый, к которому среди Светлого Края не может быть врагов».
Культурно-просветительская, творческая деятельность при жизни Рерихов являлась основной для рериховских организаций. Прошу заметить: не пропаганда Агни Йоги, а творчество на ниве культуры. Среди тех, кто в разное время сотрудничал с рериховскими учреждениями, были: Альберт Эйнштейн, Рокуэл Кент, Борис Гребенщиков, Михаил Чехов и многие другие деятели культуры, которых трудно было бы назвать рериховцами в современном понимании этого слова. Однако, задача объединения в культуре вдохновляла представителей самых разных мировоззрений и традиций.
Все дело в том, что Рерихи, исповедовавшие идеи Живой Этики, принимая ее как внутренний, глубоко сокровенный источник, не отрицали других духовных путей и те же созидательные принципы полагали в основу деятельности своих организаций. К сожалению, сегодняшние общества, центры, ассоциации не всегда отвечают этим требованиям.
Главную задачу Рерихи видели в культурном строительстве, в просвещении, во внесении Света и качества труда во все слои жизни, в объединении на ниве Культуры. Опять можно вспомнить принцип «Мир через Культуру», ставший, увы, для многих труизмом.
Совершенно очевидно, что путь рериховских организаций, рериховского движения мыслился и Николаем Константиновичем, и Еленой Ивановной, как воплощение идеи Всемирной Лиги Культуры, где каждое творческое начинание должно найти достойное место. Основы Агни Йоги должны вноситься через творчество, созидание, культуру. Тогда не будет ни сектантства, ни начетничества, ни «охоты на ведьм», ни борьбы с «врагами Учения», а будет сотрудничество и содружество, о которых не переставал твердить Николай Константинович.
И не стоит все время изобретать «велосипед» и «порох», пытаясь объединить рериховские общества то на эзотерической, то на политической основе, ибо не в этом суть зерна, заложенного самим Рерихом. Рериховские организации призваны к Культуре и, несмотря на кажущуюся прозаичность, отсутствие таинственности и социального нерва в таком предназначении, должны, наконец, осознать себя. Ведь именно в культуре, красоте и творчестве выявляется в человеке то, что принято называть Божественным началом, и этот всеобъемлющий путь дает возможность достичь подлинного Единения. И тогда не надо будет изобретать новых «Иерархов», выбирать «духовных революционеров», доказывать свою приближенность к Высшему. Для разумной и культурной части человечества, пусть она и не самая многочисленная пока, давно уже имя Рериха является символом духовного водительства и ассоциируется с понятием Культуры. И наша очередь сейчас снова поднять идею Лиги Культуры и постараться осуществить ее в том виде, как мечтал Николай Константинович. А если нам будут говорить, что эта идея устарела, так ведь это неправда: Культура — это то вечное, что остается от быстротечной человеческой жизни. И снова вспоминаются слова самого Рериха: «Разве не будет истинным праздником культуры тот день, когда каждый нерушимо принесет в Великом Служении лучшее накопление своего опыта, своей наблюдательности! Всеми нашими многообразными Обществами, Институтами и Учреждениями давалась возможность развиваться самым различным устремлениям, лишь бы они были направлены по священному руслу Культуры».
В апреле 1994 года на фестивале «Знамя Мира» в Москве рядом духовных, в том числе и рериховских, и творческих организаций было предложено начать движение к воплощению заветной идеи Н.К.Рериха о Лиге Культуры. Была выбрана рабочая группа. Она открыта для всех, кому близки идеи культуры, как созидательного начала нашей жизни. И, конечно, нужна дискуссия, диалог, сотворчество. Думается, что возвращаясь к первоистокам, вчитываясь в книги Н.К.Рериха и Е.И.Рерих, приобщаясь к Живой Этике и, что самое главное, пытаясь внести созидательные основы в жизнь, мы найдем пути, чтобы воздвигнуть сегодня здание Всемирной Лиги Культуры. Надеюсь, что эта инициатива найдет свой отклик и у рериховцев, и у всех творчески настроенных людей.
Хотя, правды ради, надо сказать, что мне пришлось на «объединительном рериховском съезде», который проводила Международная Ассоциация «Мир через Культуру» в мае этого года в Москве, выступать с предложением обсудить идею объединения рериховских организаций в той форме, которую задумал Н.К.Рерих, то есть в широком русле Лиги Культуры. Но на этом форуме, к сожалению, эта идея не нашла должного отклика. Ну что ж, будем надеяться, что среди читателей «Дельфиса» найдутся люди, которые поймут, что лучше самого Рериха никто не придумает того, как и чем должны заниматься организации и общества, носящие его имя и утверждающие, что исповедывают его идеи.
Если основные положения этой статьи вас, дорогие читатели, заинтересуют, то со всеми вашими предложениями по поводу организации и обсуждения будущих форм существования Лиги Культуры вы можете связаться с инициативной группой по подготовке Учредительной Конференции Лиги по телефону: (095)180-32-36, или по адресу: Москва, 103473, а/я 79.
- Ваши рецензии