warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Загадка Пифагора

К концу второго тысячелетия до новой эры вся территория Греции, включавшая в себя как материковую часть, так и многочисленные острова, была поделена между основными племенами: ахейцами, эолийцами, ионийцами и дорийцами. Ионийцы, первыми переселившись на земли Эллады и вытеснив оттуда местное, неиндоевропейское население, оказались наиболее однородным в языковом, культурном и территориальном отношении сообществом.

Помимо областей, лежавших, главным образом, на Западном побережье Малой Азии, ионийцам принадлежали крупнейшие острова Хиос и Самос. Наиболее значительный из них, цветущий и плодородный остров Самос с незапамятных времён вёл оживлённую торговлю со многими ближними и дальними странами, в том числе с могущественным Египтом фараонов, что придавало островному государству большой политический вес в глазах соседей. Кроме того, греческая традиция приписывает жителям Самоса такое важное открытие как технология бронзового литья.

Несмотря на то, что Иония считалась колыбелью эллинской философии, Самос долгое время пребывал как бы на периферии духовной жизни. Но в 570 году до н. э. в семье некоего самосца Мнесарха, который по одной версии являлся богатым купцом, а по другой – искусным резчиком по камню, родился будущий великий философ, учёный и мыслитель, чьё имя человечество с благоговением произносит вот уже 2,5 тыс. лет, – Пифагор.

 

Пифагор. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа» (1508–1511)

 

Известный философ-неоплатоник IV века н. э. Ямвлих Халкидский утверждал, что отец Пифагора ещё до рождения отпрыска получил предсказание Дельфийского Оракула о том, что его супруге предстоит произвести на свет необыкновенного ребёнка. Неоднократно упоминает Ямвлих об удивительной красоте, сочетавшейся с необычайной скромностью мальчика. Несмотря на то, что у Мнесарха было ещё двое сыновей, именно Пифагору, как наиболее одарённому, он дал прекрасное образование и ничего не жалел для выдающегося отрока. Среди учителей Пифагора наиболее часто упоминаются Ферекид, выдвинувший мистическое учение о сотворении душ, а также знаменитый философ ионийской школы Анаксимандр, создавший теорию о существовании так называемой «первоматерии».

Несмотря на то, что юность Пифагора прошла в тот период времени, когда Самос находился под протекторатом могущественной персидской державы, молодому учёному удалось предпринять несколько дальних путешествий, которые оказали глубокое влияние на всю его последующую деятельность. Ориентировочно между 550 и 540 годами до н. э. Пифагор посетил Египет, по поводу чего много лет спустя известный афинский оратор и публицист Исократ писал: «Пифагор Самосский, отправившись к египтянам и став их учеником, первым познакомил эллинов с египетской философией…»

Менее правдоподобным представляется сообщение некоторых авторов о его посещении Финикии и Вавилона, где он, якобы, обучался у великого пророка Заратустры. Подобное известие совсем уж легендарного свойства, поскольку, по мнению наиболее авторитетных учёных, Заратустра жил и проповедовал гораздо раньше.

Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба Пифагора, если бы в 538 году до н. э. власть на Самосе не захватил некий Поликрат, посредством жестокой тирании сумевший создать на острове сильное, централизованное государство, практически независимое от персидских властей. Двор этого некоронованного монарха отличался пышностью и великолепием. Столица острова была перестроена и укреплена в соответствии со вкусами тирана, а в её центре воздвигнуто новое грандиозное святилище богини Геры – покровительницы Самоса...

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: