warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743–1816) прожил жизнь, долгую и наполненную историческими значимыми событиями. Его самобытная, масштабная личность активно проявляла себя в разных сферах: военная и государственная служба, заботы дворянина и помещика, общение с культурной элитой, наконец – поэзия. Он сыскал славу лучшего русского поэта XVIII века, шагнул в Золотой век отечественной литературы.

Мы все хорошо знаем, как этот сановник и эпикуреец услышал и отметил юное дарование Пушкина, сам будучи во многом реформатором русской речи, поэтом, ставшим «памятником» в сознании современников и в собственном понимании своего значения.

Его разговору с царями и с множеством некоронованных людей были свойственны не только велеречивые ноты, но и трубные звуки гласа поэта, возносящиеся к небу, к Всевышнему. Вся его многогранная деятельность – это утверждение человека, принёсшего на землю образ Божий.

Выходец из бедной среды (отец рано умер, оставив вдову с детьми почти без средств), прослуживший в солдатчине десять лет, Державин оказался ключевой фигурой не только в литературе, но и в бытии России. Благодаря своему острому уму, сильной воле и крутому характеру, он оказывал влияние на происходящие в стране события. Прожил и пережил эпохи царствования трёх государей – Екатерины Великой, Павла Первого и Александра, победителя страды 1812 года. Державину приходилось менять роли: статс-секретарь, губернатор, сенатор, президент коммерц-коллегии, член Верховного Совета, министр юстиции. Но, наверное, самым почётным его званием, самой крупной его победой были поэтический дар и предназначение остаться в истории русской культуры.

Другой поэт, Владислав Ходасевич, спустя столетие, написал о Державине редкой проницательности слова: «Голосом увещевательной лиры он старался обеспечить то, чего не обеспечивала конституция». И он, как и многие русские поэты, был больше, чем поэт.

К его творчеству и роли государственного деятеля, поддерживающего монархический просвещённый абсолютизм, естественно, было очень разное отношение современников и потомков. Литература о нём и его поэзии противоречива в своих оценках.

По мнению литературоведов, в его поэзии встречаются неуклюжие сочетания трудных слов, стих грузный, подавляющий. Но тут же можно услышать и другое: оды Державина есть соединение торжественности и простоты.

 

Е.Н.Гращенкова

Бог

О ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трёх лицах Божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто всё Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог.

 

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, –

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещенны,

От света Твоего рожденны,

Исследовать судеб Твоих:

Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,

В Твоём величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

 

Хаóса бытность довременну

Из бездн Ты вечности воззвал,

А вечность, прежде век рожденну,

В Себе самом Ты основал:

Себя Собою составляя,

Собою из Себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый всё единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

 

Ты цепь существ в Себе вмещаешь,

Её содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.

Как искры сыплются, стремятся,

Так солнцы от Тебя родятся;

Как в мразный, ясный день зимой

Пылинки инея сверкают,

Вратятся, зыблются, сияют,

Так звёзды в безднах под Тобой.

 

Светил возжённых миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют.

Но огненны сии лампады,

Иль рдяных кристалей громады,

Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры –

Перед Тобой – как нощь пред днём.

 

Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед Тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед Тобою я?

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров, – и то,

Когда дерзну сравнить с Тобою,

Лишь будет точкою одною;

А я перед Тобой – ничто.

 

Ничто! – Но Ты во мне сияешь

Величеством Твоих доброт;

Во мне Себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! – Но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь – конечно, есть и Ты!

 

Ты есть! – природы чин вещает.

Гласит моё мне сердце то,

Меня мой разум уверяет,

Ты есть – и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

 

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшёл? – безвестен;

А сам собой я быть не мог.

 

Твоё созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и Царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Моё бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! – в бессмертие Твое.

 

Неизъяснимый, Непостижный!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать Твоей;

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к Тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слёзы лить.

 

1784 г.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: