Быть человечеству или нет?
Пишу эти строки в день, когда в Москве проходили выпускные балы, юноши и девушки праздновали окончание школы и вступление во взрослую жизнь. На улицах и по телевизору я видела сегодняшнюю нашу молодёжь и с удивлением «открывала» её для себя. Что-то такое произошло с ней и так быстро, что я и не заметила. Внешне девушки поражали шикарностью своих туалетов и их открытостью, несмотря на далеко не тёплый день с переменными дождями; выглядели они словно звёзды кинофестиваля. Была в них не только уверенность зрелых женщин, осознающих свою силу, но и уверенность вообще, вероятно, и в своём будущем. Их, как и молодых людей, мне показалось, вполне устраивает сегодняшняя жизнь. Как нам сообщили телевизионные корреспонденты, 90% выпускников собирается продолжать учёбу, чтобы, это говорили сами школьники, «получать знания, зарабатывать (это-то, конечно!) и... что-то делать полезное для своей Родины».
С одной стороны — поколение их дедов и бабушек, отцов и матерей, которые буквально стонут от боли за отечество, а с другой — поколение этих, вчера ещё детей, рвущихся с улыбкой в большую жизнь, не обременённых воспоминаниями и сожалениями о прошлом. Для них есть только будущее. А между этими поколениями — пропасть, вакуум, что? Конечно, дело не в возрасте, а в мировосприятии, в качестве сознания людей. И поэтому пет никакой пропасти, а есть всё большее количество людей самых разных возрастов, национальностей и вероисповеданий, которых автор и друг нашей редакции, известный учёный в области синергетики С.П.Курдюмов называет «обеспокоенной интеллигенцией». Она обеспокоена, но не убита, не сломлена. Она осознаёт грозящую планете опасность и ищет пути её устранения (см. статью А.Зурабова «Соломинка для спасения» в текущем номере).
Политики, общественные деятели, журналисты, публицисты уверяют нас, что мир после 11 сентября изменился. Мы в единочасье стали другими. Но какими? Мы поняли: пришло время решительных действий, мы должны менять себя, своё сознание, а уж, как следствие, изменится и мир. Для того, чтобы каждый человек понял значение и направление (что очень важно) самосовершенствования, одному нужна углублённая и кропотливая внутренняя работа, другому — участие в неких духовно значимых акциях, которые убедят его в чём-то и подтолкнут объединённой волей к действиям, а третьему необходимо и то и другое. Разными путями можно идти к одной цели.
И что является знаковым событием для сегодняшнего дня — это стремительный рост всевозможных инициатив, они, как грибы после дождя, прорастают на почве общественного самосознания. Конечно, далеко не все подобные инициативы известны нам, сотрудникам «Дельфиса». Но и то, что мы знаем, впечатляет.
Одна группа (Москва, Л.С.Гордина) предлагает создать новую общественную структуру — «Духовно-Экологическую Ассамблею Мира», в основу деятельности которой будет заложена мировоззренческая парадигма, основанная на вечных ценностях мирового культурного наследия и недавних открытиях учёных. Предлагается в состав этой постоянно действующей Ассамблеи выбрать самых известных в мире представителей науки, культуры и политики, разработать конституцию, гимн и символику. Как утверждают авторы проекта, его поддерживают известнейшие люди планеты: от Хуана Антонио Самаранча до Теда Тернера и Хосе Аргуэльеса, от А.И.Вольского и В.И.Черепкова до З.Церетели.
Другая группа (С.-Петербург, В.Л.Мельников, А.А.Бондаренко) планируют создать в 2003 году Всемирный этический конгресс. «Россия может (и должна), — пишут авторы, — занять в Конгрессе ключевую роль и поднять его на равновеликую высоту с Организацией Объединённых Наций». Тогда эти две организации образуют два взаимодополняющих мировых центра, «которые в процессе взаимодействия сформируют согласованный вектор развития, вбирающий в себя элементы политической воли, с одной стороны, и моральной силы, с другой. Так будут зарождаться плоды мудрых решений».
Международная ассоциация «Мир через Культуру» (Москва, Р.Б.Рыбаков) усиленно готовится к проведению третьей сессии Всемирного конгресса духовного согласия в конце октября текущего года, которая будет называться «Домбайский форум» (более подробно см. «Дельфис» №3, 2002г., рубрика «Неоперативная хроника»), в оргкомитет которого входит много известных людей, в том числе И.Д.Кобзон и Р.Г.Абдулатипов.
Всё это перекликается с тем, что происходило в сентябрьские дни в Йоханнесбурге (ЮАР) на «саммите века», посвящённом устойчивому развитию человечества. Мировое общественное мнение, обеспокоенное теми же проблемами, пытается найти свои пути их решения.
Группа барнаульских учёных (А.В.Иванов, М.Ю.Шишин, И.В.Фотиева) разработала основные положения будущей духовно-экологической, или ноосферной, цивилизации, московских (В.А.Чхуасели, В.Г.Ванярхо) — создали Институт процессов устойчивого развития имени М.Мамардашвили и, совместно с фондом «Дельфис», планируют учредить Международный научный центр развития толерантного сознания и профилактики экстремизма. Московский тележурналист С.Блуменберг разработал концепцию цикловых передач для телевидения «Экология сознания — сознание экологии». Наш журнал стал регулярно проводить конференции «Этика и наука будущего», которые пользуются большой популярностью, а сборники докладов раскупаются за короткий срок.
В данной статье я не собираюсь давать оценку каждой из этих инициатив. Это — тема отдельного разговора, ибо далеко не бесспорны многие из них. Но, как процесс и форму проявления (или пробуждения) общественного сознания — их невозможно не отметить. Ведь это — новая ступень в общественной жизни России. И заметим: инициаторами всех этих проектов, а я назвала далеко не все, являются люди, в той или иной степени причастные к рериховскому движению или близкие к нему. Мы видим, как в недрах общественных организаций рождаются проекты не только местного значения (в рамках одного движения, направления и т.д.), но и глобального характера, нацеленные на работу со всем социумом. И к «голосу» этих выразителей определённых устремлений, похоже, начинают прислушиваться многие авторитетные люди в нашей стране и за её пределами. Возможно, эти проекты и призваны сыграть именно «набатную» роль — побудить к сдвигу общественного сознания.
Во многих из них говорится о необходимости создания в стране «советов мудрецов», без оценки которых не будет приниматься ни одно важное правительственное решение. И это уже осуществляется в реальной жизни. Например, такие советы есть в Литве и Карачаево-Черкессии.
Многое, о чём говорится в указанных проектах, было впервые сформулировано Н.К.Рерихом. И сегодня его идеи обретают конкретные формы. Но это только начало процесса, а конец может быть, увы, и самым плачевным, ибо далеко не все построения, начатые с самыми благими намерениями, оказываются жизне- и дееспособными. Всё зависит от качества устремления людей и от их умения сотрудничать.
Говоря о будущем нашей планеты и цивилизации, нельзя забывать и лучшие достижения человеческой мысли прошлого, основанные на глубоком осознании важности сакральных мест (см. статью В.Кабо «Первые алтари человечества», «Дельфис» №3, 2002г.). И потому в этом номере «Дельфиса» мы рассказываем о том, как выдающиеся люди мира видели это будущее, в частности, в построении городов Солнца (А.Шустова, «Города Солнца в истории мира»), какие образы городов существуют в иных мирах (Ф. Ла Дью, «Белый город Центрального Солнца»). Кому-то это покажется утопией, но кто мыслит более широко, тот понимает, что в Надземном мире иное представление о времени и будущее подготавливается мыслью людей. Причины куют неизбежные следствия (см. статью А.И.Рыженко «Тайна времени и пространства велика есть», «Дельфис» №3, 2002г.).
Сегодня, когда в нашу жизнь ворвались такие устрашающие понятия, как терроризм и экстремизм, мы все поняли, что фронт проходит не по границам государств и что добро и зло — порождения не национальных культур, а сознаний людей. И каждый человек должен решить, что же конкретно он может сделать, чтобы мир изменился к лучшему, и начинать эти изменения с себя. От этого зависит: быть человечеству или нет. И это не преувеличение.
- Ваши рецензии