Дом среди сандаловых деревьев1
Широкая аллея, ведущая к дому, обсажена высокими пышно-лиственными деревьями. В воздухе нежный, тонкий аромат, смешанное дыхание трав и цветов. Здесь благоухает каждая былинка, каждая веточка.
Бангалор, имение Татгуни С.Н.Рериха
Мы едем по плантации сандаловых деревьев в усадьбе Святослава Николаевича Рериха и его жены Девики Рани, в провинции Мизор в Южной Индии.
Красное, расшитое золотом сари Девики Рани, встретившей нас на террасе, кажется также экзотическим ярким цветком. Облик её мне хорошо знаком — вероятно, я видела её на экране, и память надолго запечатлела это необыкновенное лицо. Девика Рани была, и осталась, любимой артисткой Индии, сумевшей, как никто другой, воплотить на экране и сцене художественный идеал Востока. И хотя теперь она оставила сцену, имя и образ её попрежнему любят и чтут, и во многих домах в Индии на почётном месте можно видеть её портреты и фотографии.
Рядом с Девикой Рани Рерих кажется варягом: зоркие спокойные карие глаза, готический лоб, светлая, несмотря на загар, кожа — без сомнения, уроженец севера. Такие лица, вероятно, были у Рюрика и его свиты, когда прибыли они на своих крутобёдрых кораблях из далёкой Швеции в древнюю новгородскую и киевскую Русь. И действительно, род и самое имя Рерихов происходят от Рюриковичей.
Николая Константиновича Рериха, большого русского художника, хорошо знают в Европе и Америке — его картины, театральные постановки, книги; археологические и этнографические экспедиции и связанную с ними научную работу; и наконец, созданный им проект интернационального договора («Пакт Мира») для защиты памятников искусства и культурных организаций. В этом деле, как и во многих других трудах своего отца, принимал участие Святослав Рерих, тоже очень талантливый и оригинальный художник.
С.Рерих родился в Петербурге в 1904 году. Талант его проявился рано, чему способствовала вся атмосфера в доме его родителей. Своё художественное образование он продолжал в Швеции и Англии, и затем — по классу архитектуры, в Соединённых Штатах.
Вместе с родителями и братом Юрием, востоковедом, Святослав Рерих принимал участие в экспедиции в глубь Азии — Индию, Тибет и Монголию в 1923 году. Уже тогда он был знаком с философией и мистикой Востока, и путешествие в Гималаи, священные горы, овеянные легендой и тайной, было как бы первым контактом с «первоисточниками».
После смерти Н.КРериха (в 1947 году) и его жены (в 1955 году), в доме, где они жили, в долине Кулу в Наггаре был устроен Мемориальный Музей имени Н.К.Рериха и библиотека. Теперь этот музей реорганизуется; библиотека увеличивается, и пристраивается новый флигель для расширения Музея.
Святослав Рерих и Девика Рани уезжают, обычно, в Наггар и Кулу в конце зимы, в феврале и в марте. С.Рерих пишет тогда картины и этюды Гималаев, — в это время года, перед началом муссонов (ветров, приносящих влагу), воздух прозрачен и снежная сияющая «корона Гималаев» явлена во всей своей красоте.
С.Н.Рерих
В остальное время Рерихи живут, большей частью, в своём имении в провинции Мизор. В окрестностях Бангалора находится единственная в Индии фабрика сандалового порошка и масла. Из порошка делают фимиам — главным образом в виде палочек, тоненьких как былинки; зажжённые, они курятся в Индии повсюду одинаково — во дворцах, в хижинах и в храмах, это — приношение богам и духам, а также знак уважения и любви. Запах сандаловых курений — запах Индии.
В доме Рерихов Восток и Запад сплелись неразделимо. Здесь много восточных предметов обихода и искусства — утварь, бронзы, ткани, миниатюры. Картины на стенах отображают Индию и её природу, её людей и их жизнь, её философию. Но характер убранства дома «западный» и современный.
Студия С.Рериха, просторная и полная света, является душой дома. Мы видим здесь его картины. Он в совершенстве владеет техникой живописи, и это даёт ему свободу выражения своей художественной индивидуальности. Он работает также как архитектор, и не мало строений в Индии созданы по его советам и планам.
На почётном месте в студии находится большой, во весь рост, портрет Девики Рани. Он полон жизни. В чертах этого лица, в гармоничном — метко, «на лету» схваченном — движении тела, так же как и в композиции и в краске, есть та сияющая мягкость и в то же время сила, что характерны для всего облика Девики Рани.
В эскизах Святослава Рериха сказывается знание Индии и любовь к этой стране.
Бангалор, имение Татгуни С.Н.Рериха
Несмотря на то, что С.Рерих любит и умеет передавать текущую красочность «проносящегося мимо мира», главной его целью, предметом исканий, является стремление раскрыть то, что скрыто за внешними формами, что составляет их содержание и смысл. Формы и краски — своего рода «знаки» («символы») — у них есть «значение». Такой символизм даётся самой природой и жизнью. Например, «символика» света противоположна «символике» тьмы. Значение тёмного, тяжёлого отлично от значения лёгкого, тонкого, проникающего. Символика краски и формы естественно соприкасается с мистикой; мистика, ведь, есть не что иное, как признание за внешними формами жизни, содержания, понимание которого превышает возможности человеческого разума.
Глубоко «символичны» — как по теме, так и по форме и краске, три больших полотна С.Рериха (составляющие вместе триптих — картину из трёх частей).
Первое панно, «Куда идёт человечество», написано в серо-зелёно-коричневых и серо-фиолетовых тонах. На фоне холодного неба, отягчённого тёмными тучами, — острые вырезы скал; внизу — склонённые, застывшие в тревоге и неподвижности, фигуры людей. Чувство безысходности. Лишь вдали, в узком прорезе ущелья — голубоватый свет, и на скале — скользящий розовый отблеск креста.
Второе панно, «Распятое Человечество», огненная беда, трагедия разразившейся войны. Разверзлось небо, и вылилась чаша гнева. Горят города, освещенные пламенем идут легионы воинов, и — параллельным потоком — толпы беженцев. На этом фоне символична фигура «Распятого Человечества», являющая собой как бы живой крест.
В третьем панно, «Освобождённое Человечество», крест явлен в сердце мистического цветка света, как бы растущего из глубины небес сверху вниз, по направлению к земле. Навстречу ему со дна земной бездны встаёт фигура «Освобождённого Человечества».
Тема этого триптиха родственна идее «Пакта Рериха» и Знамени Мира: призыву к сохранению мира, во имя высших ценностей, культуры и гуманизма.
С.Н.Рерих. Девика Рани Рерих
«Пакт Рериха» призывает к созданию могущественной мирной организации, Интернационального Центра Культуры для сохранения и защиты учреждений и памятников науки и искусства — своего рода Красного Креста Культуры. Если человечество приняло и признало Красный Крест как символ помощи физически больным и раненым, то оно должно также принять и «Пакт Рериха» как символ защиты сокровищ культуры, высших ценностей жизни, от которых зависит духовное и душевное здоровье человечества.
В Индии, в Государственном музее Мизора есть «Зала Н.К.Рериха», где находятся картины периода пребывания его в Индии. Также в Дели, в библиотеке высшей сельскохозяйственной школы, выставлено более сотни картин Н.К.Рериха, композиции и пейзажи Гималаев. Посреди залы, за длинными столами сидят учащиеся Школы. Когда кто-нибудь из них отрывается от книги и поднимает голову, он видит снежные вершины и голубые хребты гор, кристальные озёра среди снегов или явление Майтрейи, грядущего «Будды Милосердия». Образы и видения, запёчатлённые Н.Рерихом в его произведениях, вошли в жизнь этих людей, стали её частью; не есть ли это — большее, чего может желать для своих картин художник?
Святослав Рерих связан с Индией ещё сильнее, ещё крепче, чем его отец. «Я являюсь уже частью этой страны», — сказал он. Представители культурной жизни Индии, её интеллигенция, писатели, художники считают его своим. «С.Рерих — западный художник, но он таков, каким должен быть художник соответственно понятиям, законам и идеалам Востока», — пишут о нём в Индии. «Его искусство — своего рода Йога, путь к познанию высшего через раскрытие его в Красоте Мира... одна из Йог (путей), ведущих к Освобождению».
Древняя прародина народов, Азия, сохранила живой контакт с «Миром Огненным» — миром Духа. В этом — её сила.
* * *
Уже начинало смеркаться, приближался тот удивительный момент перехода от дня к ночи, превращения света в тьму, который так краток и так особенно сильно чувствуется на Востоке. Нам хотелось увидеть сад, проникнуть в его таинственную манящую чащу, прежде чем тьма наполнит и скроет её. «Вы ещё не видели наше священное дерево, — сказала Девика Рани, — пойдёмте, сейчас как раз время».
На ярко освещенной террасе холодный электрический свет боролся с закатным блеском уходящего дня. В этом двойном свете как-то особенно ярко горели большие красные цветы на кустах, окаймлявших тропинку, по которой мы шли. Тропинка вела в глубину сада, в необыкновенный живой храм: вокруг мощной золотистой колонны центрального ствола дерева толпилось, расходясь хороводом, множество других, более тонких, почти белых, причудливых колонок-стволов. Где были их корни, вверху или внизу? Они вырастали из ветвей дерева, перпендикулярно земле спускались вниз и врывались, врастали в почву. У них была почти самостоятельная жизнь, в то же время они составляли неразрывную часть всего целого, и на них, как и на центральном стволе, покоился, высоко вверху в темнеющем небе, величественный зелёный купол из миллионов листьев в форме сердец. В этой «священной роще» дерева с десятками стволов царила особенная, насыщенная значением, молитвенная тишина. Точно присутствовал Кто-то невидимый, громадный, мудрый и благостный.
С.Н.Рерих. Предупреждение человечеству
Меня охватило почти религиозное чувство глубокого восхищения, смешанного с благодарностью. Это чувство можно выразить поклоном, славословием или светом свечи, букетом цветов. И вдруг, сзади, из-за моего плеча чья-то рука протянула мне — о, чудо! — зажжённую палочку сандалового фимиама. Огонёк горел трепетной искоркой, двигавшейся по палочке сверху вниз, превращаясь в голубой ароматный дымок, тонкой спиралью уносившийся вверх. Я поставила чудесную палочку у подножия дерева, воткнув её — как свечу в серебряный подсвечник — в рыхлую землю.
В Индии люди верят, что в час захода солнца дух, обитающий в дереве, общается с Мировой Душой. Это — час молитвы для всего живущего. Во всём, что живёт, отражён божественный Лик и звучит Голос: Кришна, Властелин Музыки, играет на своей флейте.
Какое удивительное, чистейшее, религиозное чувство природы! Недаром Индия, с её многотысячелетней мудростью, влекла и влечёт к себе людей. И недаром она стала второй родиной русскому художнику, прибывшему из страны далёкого, седого Севера!
25 ноября 1960 г.,
Нью-Йорк, газета «Новое русское слово»
(Из архива Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха)
- Ваши рецензии