warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Интуиция и гениальность

Добронец Б.С., доктор физико-математических наук

Гения сразу видно хотя бы потому, что против него объединяются все тупицы и бездари.

Свифт

Проблема интуиции и гениальности веками интересовала людей. В этой области имеется большое число работ. Мы же попытаемся рассмотреть связь интуиции и гениальности и их возможную природу. Прежде начнём с определений. Вот что сказано в энциклопедическом словаре: «Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества».

Если признать гениями только тех,  кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число их за всё время существования нашей цивилизации едва ли превысит 500. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений. Одними из самых характерных черт гения  являются способность к неимоверному труду и стремление к абсолютному совершенству.

Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идёт взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм и др.). В XIX–XX веках развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества. Заметим, что талантливые люди почти всегда появлялись группами, в определённом месте и в определённое время. Здесь можно провести параллель с пассионарностью и пассионарными толчками Льва Гумилёва. Например, в эпоху Перикла за столом собирались гении мирового ранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ.

Интуиция (лат. intuitis) буквально означает созерцание, видение, то есть получение результата с помощью зрения. Вспомним попутно такие выражения, как «сверкнула идея», «блеснула мысль», «прозрение истины», также связанные с видением. Необычность интуиции проявляется в том, что человека некая идея «озаряет» вдруг (возникает инсайт). Такая ситуация радикально отличается от обычного пути получения решения, когда можно проследить весь путь приближения к идее. По Платону, интуиция — созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) — есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Согласно словарю иностранных слов, интуиция — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте. В словаре английского языка Вебстера интуиция — акт или процесс получения прямого знания или определённости без рассуждения либо вывода; откровение, полученное инсайтом или природным знанием; внезапное понимание или познание.

Толкования интуиции имеют общие черты. Это подчёркивание момента непосредственности интуитивного познания без предшествующего рассуждения (в отличие от логического мышления). Далее, это уверенность в правильности результата и значимость предварительного накопления знаний.

Гениальность и интуиция несомненно тесно связаны. Подлинные гении обладали развитой интуицией, позволявшей им «видеть за горизонтом». Распространено заблуждение, что для интуитивного получения результата не требуется серьёзной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Однако по большей части это не так. Д.И.Менделеев писал: «Ну, какой я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашёл!» А.Эйнштейн: «Я думаю и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав».

В чём же природа гениальности и интуиции? Е.П.Блаватская утверждает [1], что «пламя гениальности зажигается не антропоморфной рукой, но лишь исключительно собственным Эго… Таким образом, то, что мы называем “проявлениями гениальности” в каком-либо человеке, это лишь более или менее удачные попытки его Эго утвердить себя во внешнем плане его объективной формы…». Следует обратить внимание на связь гениальности (таланта или способностей) и физического мозга. Блаватская далее пишет: «То, что делает одного смертного великим человеком, а другого — вульгарной и глупой личностью,  является, так сказать, качеством физической оболочки и способностью либо неспособностью мозга или тела передавать и выражать реального, внутреннего человека; и его пригодность или непригодность к этому, в свою очередь, является результатом кармы».

Следовательно, как гениальность, так и интуиция обусловлены накоплениями в прошлых жизнях. Блаватская различает подлинную гениальность и «патологическую экспансию нашего человеческого интеллекта». Другими словами, подлинная гениальность не есть следствие одного только образования или длительной тренировки сознания на решения узкого класса задач. Подлинная гениальность всегда оригинальна, она никогда не опускается до имитации. В силу этого подлинные гении имеют мало шансов быть понятыми своими современниками.

Изучая труды многих математиков, А.Пуанкаре (1854—1912) обратил внимание на две противоположные тенденции, или, скорее, два рода умов. Первые прежде всего заняты логикой; читая их работы, хочется думать, что они шли вперёд лишь шаг за шагом, ничего не вверяя случаю. Вторые отдают себя интуиции и, подобно смелым кавалеристам, делают быстрые завоевания, впрочем, иногда не совсем надёжные.

Пуанкаре первых называл аналитиками, вторых — геометрами.  И это не мешает одним оставаться аналитиками даже тогда, когда они работают в геометрии, точно так же, как другим быть геометрами, если даже они занимаются чистым анализом. Сама природа их ума делает из них сторонников либо логики, либо интуиции, и они не в силах отрешиться от своей природы, когда приступают к новому предмету. Пуанкаре считал, что отнюдь не воспитание развило в них одну из этих двух склонностей, заглушив другую. Математиками родятся, а не делаются, и, по-видимому, так же родятся геометрами либо аналитиками. Пуанкаре относит математика Ф.Клейна в лагерь геометров [2]: «…он изучает один из самых абстрактных вопросов теории функций; требуется узнать, всегда ли существует на данной поверхности Римана функция, допускающая данные сингулярности. Что делает знаменитый немецкий геометр? Он заменяет поверхность Римана металлической поверхностью, электропроводность которой меняется по известным законам, и соединяет две её точки с двумя полюсами элемента. Ток, говорит он, непременно пройдёт, и распределение этого тока по поверхности определит функцию, особыми свойствами которой будут именно те, которые предусмотрены условием».

Долгое время объекты, которыми занимаются математики, были по большей части плохо определены. Математики представляли себе их при помощи воображения; но при этом получался только грубый образ, а не ясная идея, на которой можно было бы строить рассуждение. Наша интуиция часто оказывается неверной. Так, Георг Кантор три года пытался доказать, что точек в квадрате со стороной единица должно быть больше, чем на единичном отрезке. Результат оказался отрицательным. «Я вижу это, но не верю», — писал он. Выигрывая в строгости, мы проигрываем в реальности. Мы можем подняться к нашему идеалу, только порвав все связи, которые соединяют нас с реальностью. Математика непогрешима, но она может оставаться такою, только замыкаясь в свою раковину и запрещая себе всякое сношение с внешним миром. Поэтому при безупречной логике, но из неверных посылок, можно получить совершенно неверные результаты. Так, Тихо Браге отстаивал геоцентрическую систему, поскольку известные ему опытные данные были недостаточно точны и не позволяли сделать заключение о движении Земли вокруг Солнца. Его ученик Иоганн Кеплер, тем не менее, придерживался противоположного мнения. Глубокая убеждённость (основанная на интуиции) в правоте гелиоцентрической системы позволила ему десять лет искать кривые (эллипсы), по которым движутся планеты.

Традиционно инсайт (прямое знание) представляется как результат интуиции и рассматривается как следствие некоего скачка, разрыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок. В работе, посвящённой психологии математического творчества, Ж.Адамар на основе анализа самонаблюдений известных учёных приходит к заключению, что чисто логических открытий не существует [3]. Он утверждает, что открытие всегда происходит на бессознательном уровне как некая вспышка идей после предварительной сознательной работы, и слова совсем не участвуют в процессе творчества. Похожих взглядов придерживался и французский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики Луи де Бройль. Он писал, что «разрывая с помощью иррациональных скачков при безупречной логике... жёсткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли: она лежит в основе всех истинных достижений науки».

Можно ли формально представить процесс интуиции в виде некоторых алгоритмов в системах искусственного интеллекта? Ряд авторов даёт на этот вопрос принципиально положительный ответ [4]. Интуиция здесь рассматривается как результат взаимодействия моделей мира в представлениях человека. Принципиально другой позиции придерживается английский физик-теоретик Р.Пенроуз [5]. Он стоит на позициях Платона: «... вера в некоторое высшее вечное существование — по крайней мере, для наиболее глубоких математических концепций — имеет под собой гораздо больше оснований, чем в других областях человеческой деятельности. Несомненная уникальность и универсальность такого рода математических идей по своей природе существенно отличается от всего того, с чем приходится сталкиваться в области искусства и техники. Точка зрения, согласно которой математические понятия могут существовать в такого рода вневременно'м выссшем смысле, была впервые высказана ещё в древности (ок. 360 г. до н. э.) великим греческим философом Платоном, и поэтому её часто называют математическим платонизмом». Существенным доводом для этого Пенроуз считает теорему К.Гёделя о неполноте: «Как бы там ни было, мне кажется, что из доказательства Гёделя следует с очевидностью, что понятие математической истины не может быть заключено ни в одну из формальных систем. Математическая истина выходит за рамки любого формализма. Возможно, это ясно даже без теоремы Гёделя. Иначе, как бы мы решали, какие аксиомы и правила вывода брать в расчёт при построении формальной системы? Нашим руководством в принятии такого решения должно всегда служить интуитивное понимание о том, что является “самоочевидно верным” с учётом “смысловых значений” символов системы. Как нам решить, какие формальные системы стоит использовать (в соответствии с нашим интуитивным ощущением “самоочевидности” и “смысла”), а какие — нет? Понятие “внутренней непротиворечивости” явно не подходит для этой цели. Можно иметь много внутренне непротиворечивых систем, которые “бессмысленны” с точки зрения их практического использования, в которых аксиомы и правила вывода имеют ложные, в нашем понимании, значения или же не имеют никаких. “Самоочевидность” и “смысл” — это понятия, которые потребовались бы даже без теоремы Гёделя... Понятие математической истины выходит за пределы всей теории формализма. В этом понятии есть нечто абсолютное и “данное свыше”. И это как раз то, о чём трактует математический платонизм. Всякая формальная система имеет свойство сиюминутности и “человекозависимости”. Такие системы, безусловно, играют очень важную роль в математических рассуждениях, но они могут указывать только частично верное (или приблизительное) направление к истине. Настоящая математическая истина выходит за пределы сотворённого человеком» (выд. — Ред.).

Говоря об интуиции, следует отметить её связь с чувствознанием. Это более высокое понятие и связано с тысячелетними накоплениями в «Чаше», одном из центральных органов тонкого тела человека. «Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в “чаше”. Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый» последователь эзотерической науки — пишет Е.И.Рерих [6].

Вероятней всего, интуиция и гениальность связаны со многими загадочными свойствами нашей психики, такими как коллективное бессознательное, по терминологии К.Г.Юнга, дежавю («уже виденное» — в переводе с французского), регрессивный гипноз. Наиболее отчётливо это проявляется в феномене суперсчётчиков. Они не могут объяснить, каким образом получают результат, цифры сами собой возникают у них в сознании.

Можно связать с интуицией и предчувствие будущих событий. Известно, что многие животные предчувствуют будущее. Статистика показывает, что животные и люди часто знают о надвигающейся опасности и заранее покидают опасное место. Описаны случаи бегства крыс с судов во время войны, которые через некоторое время должны были затонуть. Число людей, купивших билеты на поезда, с которыми далее произошла авария, существенно меньше обычного [7].

Английский психолог Дин Рейдин полагает, что у человека действительно существует предчувствие, иногда спасающее от опасности. Он выполнил серию экспериментов, которые, по его мнению, подтверждают наличие такого чувства предвидения [8]. Испытуемого сажают перед экраном, на который компьютер случайным образом выводит фотографии — одни нейтрального содержания, например, спокойные пейзажи, а другие угрожающие или неприятные, скажем, фотографии пауков и змей. Снимки появляются на три секунды, с паузами между ними в восемь секунд. В ходе опыта у человека измеряется электрическое сопротивление кожи и кровоток. Опыт происходит в спокойной обстановке, в отдельной комнате, без участия экспериментатора. Результаты опыта, на первый взгляд, неудивительны: когда появляется неприятные изображения, кривые физиологического состояния подскакивают. При спокойных фотографиях они остаются спокойными. Но, присмотревшись к этим кривым, мы увидим, что за две секунды до появления картинки на экране, когда компьютер её ещё не выбрал, перед неприятной фотографией физиологические показатели дают подъём. То есть организм реагирует на неприятные эмоции за несколько секунд до того, как они появятся!

Давно экспериментально доказано, что с помощью гипноза можно «отправить» человека в его более ранний возраст. Собственно, с этого и начиналась современная научная гипнология. Когда испытуемым внушалось состояние ребёнка грудного возраста, у них появлялись характерный детский плач, сосательный рефлекс, косоглазие новорождённых. Профессор В.Райков утверждает, что гипноз — это реально существующая машина времени. Отправив человека в путешествие через всю его жизнь — от рождения до настоящего времени, можно «стереть» те стрессовые травмирующие моменты, которые тянутся за ним из прошлого, превращаясь в комплексы. Первые опыты в этой области были как раз у этого известного гипнотизёра. Погружая пациента в состояние глубокого гипноза, он внушал ему пребывание в другой эпохе и в другом обличии, например, Ильи Репина. Девушка-студентка, которая в состоянии гипноза воплотилась в этот образ, начинала говорить о себе только в мужском роде, мыслить и воспринимать окружающее исключительно через эту личность и в рамках того времени.

Ещё один пример. Одному из пациентов Райков внушил, что тот — известный американский шахматист начала века Пол Мэрфи. Испытуемый ничего не знал о нём, но во время сеанса у него проявились незаурядные шахматные способности (экс-чемпион мира М.Таль, наблюдавший за опытом, засвидетельствовал, что они, по меньшей мере, на два разряда превосходят его собственный уровень). Манера поведения нового «Мэрфи» была такой же, как и у настоящего, судя по ряду свидетельств.

Столь же глубокое погружение в иную эпоху и полное отключение от реалий своего времени наблюдал у испытуемых и другой врач-гипнотизёр — Борис Богомыслов. Метод возрастной прогрессии, наоборот, предполагает внушение более старшего возраста [9]. Одна пациентка во время сеанса возрастной прогрессии, заглянув на несколько лет вперёд, сказала, чем будет заниматься, назвала имена будущего мужа и детей и уточнила, что первой у неё родится девочка. Через несколько лет её «предсказания» сбылись с точностью до 80%. Проводили интересный эксперимент, когда во время гипноза внушали пациенту нереальный возраст — двести, триста, тысячу лет, миллион. При этом шла запись электроэнцефалограммы, отражающей электрическую активность мозга. Данные электроэнцефалограммы постоянно изменялись!

Наряду с расширением возможностей углублённого наблюдения объекта существует обратный процесс —  полной блокады его восприятия. Это так называемая отрицательная галлюцинация. Загипнотизированному внушается, что после пробуждения он не будет видеть известные предметы. Человек просыпается и, будучи в совершенно нормальном состоянии, не видит и не ощущает находящихся прямо перед глазами реальных предметов, называемых гипнотизёром. Они буквально перестают существовать для него. Можно внушить исчезновение присутствующего лица: тогда загипнотизированный становится неспособным воспринимать его зрением, не слышит обращённых к нему слов этого лица и т.д. Любопытно отметить, что во время отрицательных галлюцинаций человек не только не видит тот или иной предмет или лицо, но даже различает сквозь него находящиеся за ним другие предметы!

Приведём пример постгипнотической отрицательной галлюцинации, внушённой одному испытуемому в присутствии психолога К. Испытуемому внушили, что когда он выйдет из транса, то не будет ни видеть, ни слышать К. После пробуждения испытуемый начал рассказывать о том, что он чувствовал в состоянии транса. К. стоял у окна, и гипнотизёр попросил испытуемого посмотреть через окно на улицу, не идёт ли дождь. Он встал, подошёл к окну, посмотрел прямо на К. и сказал: «Нет, дождя нет!». Гипнотизёр спросил, что он видел; и услышал, что тот видел, как обычно, здания, людей и машины. В этот момент К. стал громко говорить и обращаться к испытуемому, но тот не реагировал на него и  вёл себя так, как будто К. не было в комнате. Гипнотизёр взял книгу, поднял её вверх и спросил,  видна ли книга. Испытуемый ответил, что, естественно, видит и удивляется, почему  задают ему такой вопрос. Вслед за этим гипнотизёр передал книгу К. и вновь спросил, видит ли испытуемый книгу. Тот округлил глава и вскричал: «Боже мой! Книга висит в воздухе! Левитация!» Он был убеждён, что в комнате нет никого, кроме двоих, и сохранял эту уверенность до тех пор, пока гипнотизёр не загипнотизировал его повторно для устранения действия внушения.

Если человеку в глубоком гипнозе внушить, что стенка, разделяющая помещения, отсутствует, она перестаёт восприниматься и не мешает видеть, что происходит в соседней комнате.

Испытуемому, погружённому в гипнотическое состояние, внушается, что на карточках, на которых написаны иррациональные выражения, то есть формулы, содержащие корни, он не будет видеть только те формулы, которые после выполнения указанных на них действиях дадут, например, число 7. Карточку, на которой написана формула, дающая число 7, испытуемый видит как пустую. Очевидно, прежде чем не видеть такую формулу, испытуемый должен был не только её увидеть, но и произвести соответствующие математические и логические действия. Это, конечно, удивительно, но очень важно здесь обратить внимание и на то, что в обычном состоянии устные математические вычисления такого уровня сложности, к тому же практически мгновенные, находятся далеко за пределами возможностей испытуемого. Формулы, не равные 7, испытуемый видит нормально.

Можно сделать вывод, что мы видим мир не такой, какой он есть на самом деле. Наше подсознание (или надсознание) по определённым установкам (программам) производит обработку и фильтрацию образов. По наблюдениям этнографов [10], некоторые чукчи, обитающие севернее Камчатки, в экстатическом состоянии начинают разговаривать и петь на якутском, юкагирском и других языках, которых в обычном состоянии они не знают. Эта практика присуща и другим шамаистским сообществам. Шаман гиндукушского племени буришков в состоянии транса тоже мог говорить на языках, неведомых ему в обычном состоянии. Известен и такой факт: медиум в состоянии транса говорил на китайском языке или на языке одного из индейских племен, которых в обычном состоянии он не только не знал, но, возможно, никогда и не слышал.

Известный американский ясновидящий Эдгар Кейси не знал ни одного языка, кроме своего родного, английского. Как-то на его имя пришло письмо из Палермо, на итальянском. Оно было переведено ему. Чтобы ответить на письмо, Кейси привёл себя в состояние транса, как делал обычно в таких случаях, и «заговорил» в этом состоянии на итальянском. На итальянском же он продиктовал ответ, который был тут же записан. В другой раз, отвечая немецкому корреспонденту, Эдгар Кейси в состоянии транса «заговорил» на безукоризненном немецком. Это не единственные факты подобного рода, связанные с именем Кейси. Причём каждый из таких случаев официально фиксировался и скреплялся подписями присутствовавших при этом свидетелей-экспертов.

В Британское общество психологических исследований обратились родители 14-летнего Кевина Вотерспуна. Мальчик, упав с велосипеда, получил сильное сотрясение мозга и потерял сознание. А когда пришёл в себя, выяснилось, что он начисто забыл английский, зато начал говорить на каком-то непонятном гортанном наречии. Специалисты установили, что это один из мёртвых языков, санскрит, а Кевин, судя по всему, стал ещё одним человеком, подверженным ксеноглоссии — феномену внезапного овладения иностранными языками. Один из первых подобный случай был зафиксирован в Британии, в августе 1934 года. Пятилетняя девочка Розмари Блекнул, попавшая с родителями в автомобильную катастрофу, после выхода из комы заговорила на непонятном языке. Специалисты, обследовавшие ребёнка убедились, что диалект, на котором говорит девочка, относится к эпохе Древнего Египта периода 1400 года до н.э. Тогда-то этот феномен и получил название «ксеноглоссия». В приведённых выше примерах феномен невозможно объяснить просто «воспоминаниями» ранее слышанного. Источник знания, безусловно, лежит вне жизненного опыта этих людей.

Феномен, возможно, имеющий отношение к интуиции, — множественные личности [11]. В этом случае в человеке уживаются несколько разных личностей. У них разные воспоминания и жизненный опыт, потребности, желания и умственные способности, голоса и походки. Далеко не все психиатры верят в существование множественных личностей, и почти у каждого из тех, кто верит, своё представление о механизме расщепления сознания и о том, как следует ставить диагноз. Но в одном большинство сторонников существования множественных личностей сходится. Причина расщепления сознания состоит в подавлении воспоминаний о перенесённой в детстве травме. Однако известны случали, не укладывающиеся в эту схему [12]. Вторая личность появлялась лишь на время, полностью замещала первую и её не сложно было идентифицировать с ранее жившим человеком. Если добавить к этому уникальный опыт Р.А.Монро [13], многое может проясниться.

Первые глубокие исследования расщепления человеческого сознания были проведены знаменитым французским психологом и психиатром Пьером Жане (1859–1947) в 80-е годы XIX века.

Двадцатилетняя девушка в сомнамбулическом состоянии несколько раз убегала из дома. Когда припадок заканчивался, она ничего не помнила и не могла рассказать, куда и зачем уходила. Однажды, когда внимание девушки было чем-то отвлечено, Жане вложил в  её правую руку карандаш, и она начала автоматически писать, не сознавая, что делает: «Я ушла из дома, потому что мама обвиняет меня в том, что у меня есть возлюбленный, а это неправда. Я не могу с ней больше жить. Я продала свои драгоценности, чтобы заплатить за билет. Я села на такой-то поезд». Девушка подробно описала свой побег, хотя она продолжала утверждать, что ничего о нём не помнит. В другом случае человек с параличом обеих ног в сомнамбулическом состоянии перепрыгнул с одной крыши на другую. Человек, который ничего не видит, в сомнамбулическом состоянии или с помощью автоматического письма точно описывает предметы, которые перед ним находятся.

Для того, чтобы разобраться в характере второго сознания, американский невропатолог Мортон Принс (1854–1929) занялся изучением автоматического письма. В некоторых случаях пишущий ведёт себя так, будто ничего необычного не происходит. Он всё видит и слышит, понимает, о чём говорят окружающие. Загадка состоит в том, что он не имеет ни малейшего представления о том, что пишет. Чтобы узнать об этом, ему необходимо прочитать написанное.

Можно предположить, что существует сознание №1, которое ничего о написанном не знает, и сознание №2, которое писало. В большинстве случаев при автоматическом письме человек погружается в полудремотное состояние. Он ничего не видит, кроме лежащего перед ним листа бумаги. В нём бодрствует сознание № 2, у которого Принс спросил: «Что случилось с № 1?». Ответ был: «Он заснул». Если в это время уколоть человека в руку, сознание № 1 никак не прореагирует, а сознание №2 ощутит боль. Итак, когда одно сознание исчезает, другое пробуждается. По словам Принса, речь здесь идёт не о подсознательной деятельности, а о перемежающемся сознании, или о перемежающейся личности. Правильнее говорить не о подсознательном или бессознательном, а о сосознательном*.

Интересно исследовать связь интуиции, гениальности и так называемого коэффициента IQ [14]. Многие известные учёные обладали прекрасной интуицией. Интуиция позволяет сделать прыжок к открытию через область неизведанного и  строить теорию, опираясь на небольшое число эмпирических фактов. Учёный при этом видит конечный результат, минуя промежуточные построения. Между посылками и выводами теории простирается широкое поле неизученного. Это пространство исследователю в дальнейшем приходится заполнить фактическим материалом. Типичным примером интуиции является теория времени Н.А.Козырева. Начиная с работ по физике Солнца, Н.А.Козырев, исходя из своей теории, предсказал новые явления и факты. Открытие вулканизма на Луне и спутниках планет является бесспорным подтверждением его теоретических построений. Ряд его остроумных и парадоксальных опытов были неоднократно проверены и подтверждены [15]. Замечательно, что результаты этих опытов невозможно объяснить другими теориями.

Можно ли развить интуицию? На этот вопрос имеется, в некоторой степени, положительный ответ. Существует множество пособий по развитию этих способностей [16].

Известен так называемый «эффект Моцарта». Прослушивание музыки Моцарта около 15 минут повышает IQ на 10–15 пунктов. Влияет на IQ и интуицию количество кислорода в крови. Здесь уместно провести параллели с йогическими упражнениями. Наиболее доступный способ развития интуиции — развитие воображения, наиболее простой — вести дневник, стараться записывать все идеи. Дневник необходимо постоянно просматривать, при этом возникает эффект обратной связи.

Таким образом, мы рассмотрели понятие интуиции и её проявления в науке. Важно, что интуицию можно развить и тем самым поднять свой интеллектуальный, более того сознательный уровень.

 

г. Красноярск

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: