Из дневников супругов Кирлиан (часть 2)
Записи В.Х.Кирлиан 1961 года
20 июля. В «Литературной газете» напечатана статья И.М.Белова под названием «Яблоко Ньютона и равнодушие». В статье критикуется отношение Академии наук СССР в лице Института молекулярной биологии и Комитета по делам изобретений и открытий к нашим работам, указывается, что до сего дня учёные «палец о палец» не ударили в пользу разработки, организация которой не сдвинулась с места ни на один сантиметр. В конце статьи автор обращается к А.Ф.Гармашёву (председатель Комитета по делам изобретений и открытий. — Ред.) с вопросом о роли Комитета [в этом деле], так как недавно А.Ф.Гармашёв заявил, что считает целесообразным скорейшую разработку открытия супругов Кирлиан. Автор заканчивает советом: «Потребуйте папку с делом Кирлиан. Посмотрите её вновь. Бумаги вопиют!»
8 августа. Съёмка закончена (документального фильма «Окно в неведомый мир». — Ред.). В 8 часов вечера поставлена последняя точка в тексте кинокартины. Распрощались сердечно с оператором Г.А.Маевским, который завтра на самолёте отбудет в Москву для выяснения качества съёмки. <...> Сегодня же Григорий Александрович и Инесса Михайловна (участник съёмочной группы. — Ред.) нанесли визит начальнику отдела агитации и пропаганды крайкома партии и отчитались о той работе, которая была ими проведена по съёмке «электронографии» (этот термин был предложен С.Д.Кирлианом в момент, как пишет В.Х.Кирлиан, горячего спора о том, как лучше назвать способ фиксирования электрического состояния объекта, находящегося в высокочастотном поле. — Ред). Из [содержания] разговоров мы поняли, что ни одна организация не предпринимает шагов для обеспечения развития изобретения, боясь сделать лишний шаг самостоятельный, чтобы, чего доброго, не проштрафиться. Ждут шагов этих от вышестоящих организаций, чтобы самим не споткнуться, упаси Боже, на собственной инициативе. Посмотрим, во что же всё это в конце концов выльется, если, конечно, хватит на всё это нашей жизни, а, главное, здоровья.
25 ноября. Пришёл Юрка (Юрий Михайлович Кирлиан, племянник С.Д.Кирлиана. — Ред.) и возбуждённым голосом сообщил новость: «Это касается Вас, только Вы не волнуйтесь. Ваш фильм сняли с экрана. Майя (сестра Ю.М.Кирлиана. — Ред.) написала, что он прошёл в каком-то кинотеатре только два дня и "по распоряжению свыше" его сейчас же сняли. Майя спрашивает, успели ли посмотреть фильм о дяде Сене. Вы не обижайтесь, что я Вам об этом сообщил, но я подумал, что не имею права об этом промолчать». Когда он ушёл, мы достали письмо от Г.А.Маевского, где он пишет, что «Окно в неведомый мир» уже идёт в Москве, видели его 8 ноября, а сейчас он демонстрируется в крупном кинотеатре «Родина».
Записи В.Х.Кирлиан 1962 года
10 мая. Получили отношение от 31.V. 62 г. от Комитета по делам изобретений и открытий, в котором председателя крайисполкома просят предоставить нам жилплощадь, поскольку, во- первых, мы имеем право на добавочную площадь по положениям об изобретателях, и, во-вторых, условия, в которых мы работаем, не соответствуют нормальной творческой работе нашей, принцип которой уже разрабатывается, [как сказано в отношении] во многих научно-исследовательских институтах.
Лист растения. Фото С.Д.Кирлиана
19 мая. К нам снова пришли вчерашние визитёры [представители крайисполкома]. Они выясняли, в какой жилплощади мы нуждаемся. Мы заявили, что нам нужна одна комната под лабораторию, вторая — для приёма приезжающих (после публикаций в «Литературной газете» и в журнале «Огонёк» со всех концов СССР к супругам Кирлиан стали приезжать желающие ознакомиться с методикой и устройством аппаратуры. — Ред.), а третья — жилая комната для нас.
Супруги Кирлиан
Записи В.Х.Кирлиан 1965 года
27 февраля. Получена телеграмма о приезде к нам журналистки из журнала «Огонёк» Ванды Владимировны Белецкой, сопровождающей феномена [целителя] Алексея Еремеевича Криворотова. Телеграмма — за подписью В.Д.Николаева — ответственного секретаря «Огонька». До этого [у нас] была переписка по поводу данного феномена, который излечивает больных от застарелых болезней (в основном — нервных) поглаживанием по позвоночнику руками [или] ногами. При этом под его руками больной на своём теле чувствует повышенную температуру, иногда — покалывание, иногда — вибрацию. Его проверяли светила — учёные Москвы, которые пришли к общему убеждению, что это интересно, надо изучать. Итак, 28 февраля у нас — А.Е.Криворотов в сопровождении свиты в единственном лице — В.В.Белецкой. Пробыли они у нас до 6 марта. Мы ежедневно испытывали на себе его лечение, знакомились с лечебными проблемами. Проверяли его пальцы и ладонь на электропроводимость, на сопротивление, выясняли его «электрическое состояние», взаимодействие с другими субъектами. Фотографировали и визуально наблюдали его «электрическое состояние» на пальце (среднем левой руки). Всё говорило о том, что кожа его рук имеет большие диэлектрические (электрические) свойства и [на коже имеются] посторонние диэлектрические элементы. Пришли к выводу, что лечение имеет природу электризации.
13 апреля. Получено письмо от ответственного секретаря «Огонька» В.Д.Николаева, где он сообщает о своей сердечной благодарности нам за ту поистине титаническую работу, которую мы проделали по определению механизма действия лечения А.Е.Криворотова. По мнению В.Д.Николаева, наше утверждение (пусть и гипотетическое) о диэлектрике на ладонях и пальцах А.Е.Криворотова проливает новый свет на это явление. Уже само установление аналогии с диэлектриком — большой шаг вперёд в исследовании явления. Обещает написать, когда соберёт мнение о нашей работе «большой науки».
10 сентября. Мы получили из Москвы от Ванды Белецкой журнал «Огонёк» № 36. Статья В.Белецкой — боевая, рисующая перспективы; называется — «Среди невидимых молний».
8 октября. Получено письмо из Москвы от пенсионера Т.З.Смирнова (в записи от 18.XII.65 г. указано, что Т.З.Смирнов — кандидат технических наук. — Ред.) о том, что он прочёл статью «Среди невидимых молний» (в журнале «Огонёк». — Ред.) и на основании этого написал письмо в редакцию «Правды», в котором говорит о ценности нашего не изобретения, а открытия — предлагает так его переименовать, а также — назвать излучения эти именем Кирлиан, присвоить Кирлианам [степень] докторов наук, запатентовать наше изобретение, выставить на соискание Ленинской премии за 1965 год.
16 декабря. Сегодня снова навестил нас Александр Самуилович Харьковский (корреспондент газеты «Советская Россия». — Ред.). Первым делом он сообщил нам, что имел беседу с третьим секретарём крайкома [партии] по поводу наших работ, чтобы в Краснодаре при одном из учебных институтов открыть лабораторию для комплексной поисковой разработки нашей методики. Поговорили также и о том, что надо было бы хорошо похлопотать о назначении нам персональной пенсии союзного значения, так как мы имеем пенсию на двоих [в размере] только ста рублей, причём нам, авторам, приходится вести непосильные материальные расходы в связи с проведением опытных работ и покупкой для этого материалов, перепиской с запрашивающими по [поводу] предоставления им чертежей, описаний и т.д.
17 декабря. (О совещании в крайкоме партии по поводу создания комплексной лаборатории, на котором присутствовали представители Сельскохозяйственного, Политехнического, Медицинского институтов и Института масличных культур. — Ред.) <...> А.С.Харьковский представил себя, потом начал характеризовать открытие Кирлиан, сравнивая его по значимости с открытием Рентгена. <...> Выступил Сеня (С.Д.Кирлиан. — Ред.) и сказал несколько слов о возможностях методики. С её помощью можно фиксировать разницу между нормальным, нервным или уставшим состоянием человека. Можно например, фиксировать разницу между здоровым листом растения и заражённым микроорганизмами. Другими существующими методами исследования этого пока сделать нельзя. Подчеркнул, что фиксируется не только состояние поверхности, но и [внутренних] физико-химических процессов.
18 декабря. К нам пришёл А.С.Харьковский. Он сказал, что когда будет работать лаборатория, тогда и может быть поднят вопрос о [назначении] персональной пенсии союзного значения. От этого сообщения, от этой проблематичной перспективы я упала на землю с Неба. Опять — «крючки-заковырки». Затем он спросил нас: «Правда ли, что во Франции открыта лаборатория по Вашей теме?» Я чуть не упала в обморок...
20 декабря. К нам пришли зав. кафедрой биохимии растений краснодарского Политехнического института проф. П.С.Ерыгин и проректор по научной работе доцент этого же института А.С.Поляков. Цель их прихода — ознакомиться с возможностями и перспективами методики фотографирования т.в.ч. (токами высокой частоты. — Ред.). П.С.Ерыгину надо видеть дыхание зёрен риса, а А.С.Полякову — улавливать сквозь лепестки розы количество (убыль, прибыль) эфирных масел, так как от этой проблемы зависит сохранность масел, стоимость которых исчисляется в 16 тысяч рублей — килограмм. Помимо этого их интересует «электрическое состояние» поверхности металлов при износе. Другой вопрос — об организации лаборатории по методике т.в.ч. <...> Было видно, что Политехнический институт сам хочет возглавить лабораторию. Когда я сказала, что не только себе лаборатория может делать необходимую аппаратуру, но и нуждающимся в ней приезжающим к нам научным сотрудникам, А.С.Поляков закончил: «Так мы ещё и торговать будем генераторами». <...> В процессе разговора Сеня показал им отношение из МГУ от проф. Г.В.Спивака, в котором говорится, что методика фотографирования т.в.ч. есть новый метод исследования для ранней диагностики заболеваний растений и животных. Это было большим аргументом в пользу значимости наших работ.
С.Д.Кирлиан (слева), О.Е.Криворотова и целитель А.Е.Криворотов (справа)
(Продолжение следует)
- Ваши рецензии