warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В древности, как на Востоке, так и на Западе, существовали два направления в философии, ставшие основой для современной науки. Подход одного связан с верховенством идеи над формой, тогда как подход другого – с непреложной реальностью определённых форм. Для понимания Принципа Бога (как в локальном аспекте, так и во всеобщем) необходимо определить взаимозависимость между причиной и следствием, а при рассмотрении того или иного Принципа Бога необходимо уяснить, что или кого именовали древние Богом и что является Божественным.

Метафизика древних

I. Определение идеи

Существует достаточно старое выражение: «Без теории – нет практики». Став уже аксиомой, оно господствует в умах многих людей, но не каждый задумывался над истинным смыслом его. Дабы определить правоту старинного афоризма, необходимо чётко понять как различие между теорией и практикой, так и сходство этих двух аспектов познания. Поначалу обратим внимание на видимые различия между теорией и практикой, чтобы в дальнейшем изложении быть более последовательными и объективными. Дадим вначале определение теории.

Теория – есть уже сложившееся относительное представление, которое, между прочим, может быть и ошибочным, о том или ином практическом аспекте познания. Оно может быть как сложившейся аксиомой, выявленной в прошлом, так и порождённой в данный момент, но обязательно на основе уже существующих накоплений. Возникает вопрос: откуда же зарождается та или иная теория, практическое подтверждение которой ещё не выявлено? Порой проходят столетия пока из одного открытого закона в той или иной области науки выводят другой, как следствие уже открытого или же, как причину. Многие теории состыковываются через десятки, сотни и даже тысячи лет.

Дабы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на тот принцип, который заложен в любом теоретическом начинании, вне зависимости от его истинности. Речь идёт о принципе идеи. Любая теория зиждется на идее, которая является причиной для практического применения той или иной теории. Именно в идее кроются все начинания. Исходя из вышесказанного, проследим ход теоретической мысли древних философских рекордов, сопоставляя их и находя аналогии между ними. Аспекты идеи, как и аспекты теории и практики, лучше и точнее освещены в трудах древних философов Востока, в частности Индии, и потому начнём рассмотрение с них. Существует прекрасное определение к той теме, о которой идёт речь:

1. «Вначале была Мысль»...

2. «Она, Мысль, будучи рождённой, пожелала стать явной, более явной»...

3. «Эта Мысль создала речь»... [1].

Эти три отрывка из древнейшего индийского труда «Шатапатха-Брахман» великолепно показывают, что идея, как принцип, есть начало любого материального проявления в мире. Но для полного освещения мысли древних, было бы уместно привести здесь отрывки из трудов древнегреческих философов. Так, у Платона, мы находим тождественность с древнеиндийскими и древнеарийскими воззрениями в его «Учениях об Идеях». Платон, утверждавший о законе вечности Гармонии и определявший красоту как атрибут Гармонии или Высшего Блага, к которому должен стремиться человек, утверждал также, что именно идеи наполняют саму Гармонию и таким образом предшествуют всему сущему в Пространстве. Приведём для примера несколько отрывков из трудов Платона:

«Я хочу показать тебе тот вид причины, который я исследовал, и вот я снова возвращаюсь к известному и сто раз слышанному и с него начинаю, полагая за основу, что существует прекрасное само по себе, и великое, и благое...» [2].

«Но каждый из видов1, Парменид, – заметил Сократ, – не есть мысль?..» «Что же теперь? – спросил Парменид, – если все прочие вещи причастны, говоришь, видов, то не необходимо ли тебе думать, что либо каждая вещь относится к мыслям и всё мыслит, либо относящееся к мыслям немысленно?» «Впрочем, мне-то, Парменид, скорее всего представляется так: эти виды стоят в Природе как образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся их подобиями; так что сама причастность их к видам есть не иное что, как уподобление им» [3].

Из данных примеров видно, что любая вещь, как определённая форма материи, заключает в себе идею, как причину, породившую эту форму. У некоторых читателей может возникнуть вопрос относительно выбранных примеров. Оппоненты могут возразить, отметив, что идеи, о которых идёт речь, древними мыслителями рассматривались, как нераздельные от Бога, как Первопричины, и что сами примеры отчуждены от материальной Природы. Относительно подобного возражения можно ответить, что древние никогда не упоминали о личном Боге, но о Боге, как о Едином Законе Бытия, который также можно назвать Законом Природы. Кроме того, если рассматривать сущую Природу с точки зрения современных данных науки, то и тогда мы увидим, что любое природное явление или создание не лишено смысла, то есть идеи.

То же мы наблюдаем и в жизни человека; всё, что ни создал человек, изначально представлялось ему в виде идеи, которую он впоследствии воплощал в жизнь. Из данного положения видно, что сама Природа, прежде чем что-либо воплотить, претворяет в виде идеи, то есть, иными словами, в виде теории о том или ином своём творении или явлении. Если в Природе господствуют непреложные и безошибочные законы, которые есть следствие Единого Закона движения, то человек подвержен сомнению в выборе, и посему объяснения тех или иных аспектов Природы порой бывают неточными или вовсе неверными. Природа – одна большая лаборатория, где человек черпает свои познания из того, что его окружает, и в бóльшей степени основываясь на тех данных, которые уже известны ему. Оставаясь таковой, Природа всё же является детищем той глобальной идеи, которая древними именовалась Демиургом, но никак не Единым, ибо сам Демиург есть лишь одно из проявленных творческих начал и лишён Истиной Реальности. Данная мысль с глубочайшей точностью выражена у А.Шопенгауэра: «…Нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что всё существующее для познания, то есть весь этот Мир, является только объектом по отношению к субъекту, воззрением для взирающего – короче говоря, представлением. Естественно, это относится и к настоящему, и ко всякому прошлому, и ко всякому будущему, относится и к самому отдалённому, и к близкому: ибо это распространяется на само время и пространство, в которых только и находятся все такие различия. Всё, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно обречено этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта. Мир – представление» [4]. Ту же мысль гениально и более лаконично выразил Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Следовательно, ни Природа, ни представления наши о ней, исходящие от нас самих, не могут быть абсолютными в силу неабсолютности самой видимости. Именно поэтому издревле существовала необходимость иерархического и одновременно взаимопроникающего причинно-следственного мировоззрения, ярким примером коего может служить представление изначального существования всего субъективного и объективного в ЕДИНОМ.

II. ЕДИНЫЙ и Принцип проявления Его

Всё во Вселенной зиждется на принципах идей и возможностях их осуществления. Выявления от ЕДИНОГО протекают согласно тождеству, но при этом сам ЕДИНЫЙ не бывает тождественным Выявленному. Что есть ЕДИНЫЙ, и может ли ОН быть Принципом? Для осознания ЕДИНОГО лучше всего представить Беспредельное, не имеющее ни начала, ни конца, в коем заложены беспредельные возможности. При этом не следует забывать, что до Выявления или же момента Проявления сей возможности ЕДИНЫЙ, оставаясь Беспредельным в самом себе, есть АБСОЛЮТНОЕ НИЧТО и АБСЛЮТНОЕ ВСЁ. ОН является тем Беспредельно Малым, вбирающим Беспредельное Множество.

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: