warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Мотив "гонца" в творчестве Н.К. Рериха и Г.Д. Гребенщикова

Наследие Николая Константиновича Рериха (1874-1947) - предмет активных исследований уже многие годы. Творчество Георгия Дмитриевича Гребенщикова (1884-1964) начали по-настоящему открывать только в последнее десятилетие. В начале XX века труды обоих были с интересом восприняты современниками. Их первые опыты оценил и благословил Л.Н.Толстой.

 

Мотив гонца в творчестве Н.К.Рериха и Г.Д.Гребенщикова

Н.К.Рерих. 1930-е гг.

 

Оба — и Рерих, и Гребенщиков — в двадцатые годы оказались в эмиграции, познакомились они не ранее 1923 года в Париже. Отношения их складывались не всегда просто, но в своих духовных исканиях они были близки. Н.К.Рерих в письме к Г.Д.Гребенщикову пишет: «Шли мы и в искусстве, и в жизни одним путём. Не раз отмечалось, что в искусстве от моего первого "Гонца" и до вестников самого последнего времени задание было едино. О той же правде, о том же несении добра народу мы можем мыслить и прилагать все наши неусыпные усилия на той же пашне...» [1], с. 321 (24.04.1937).

Мотив «гонца» — сквозной в творчестве как Н.К.Рериха, так и Г.Д.Гребенщикова. Он появляется в их самых первых произведениях, варьируется, углубляется, становится доминантным метамотивом в наиболее значительных, пророческих произведениях.

Первого «Гонца» Н.К.Рерих создаёт в 1897 году. Это была его дипломная работа в Академии художеств. Она называлась «Гонец. Восстал род на род». Прямо с выставки картина была приобретена П.М.Третьяковым. Молодой художник сделал фотографию с картины и во время визита в Ясную Поляну показал Л.Н.Толстому. Писатель оценил замысел картины 23-летнего художника со свойственной ему глубиной и простотой. Он сказал Рериху: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда Вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше — жизнь всё снесёт. Пусть Ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывёт!» [2], с. 36.

Это напутствие стало определяющим для духовных исканий Н.К.Рериха. Основная миссия его гонцов — поиск нравственных ценностей, их сбережение и передача молодым поколениям. Об этом картина «Сходятся старцы», которая в 1898 году экспонировалась в Академии художеств и, по мнению В.В. Верещагина, являлась «единственной вещью на выставке». Она стала продолжением серии «Начало Руси. Славяне». В это время Н.К. Рерих был увлечён историей, археологией, этнографией. И произведения этого периода написаны с большой этнографической точностью.

В 1899 году появляется картина «Поход». По поводу этой работы сохранился отзыв археолога В. Свиньина, который написал М.В. Нестерову: «Здесь видно совершенно новое понимание о походе. Это не тот поход, который имеет своей целью истребление ближнего» [2], с. 52. Действительно, цель этого похода — создание контакта между людьми, налаживание связей, устранение разобщенности.

Сам Рерих тоже стремится больше узнать мир. В 1890 году он едет в город художников — Париж. Его восхищают фрески Пьера Пюви де Шаванна, посвящённые святой Женевьеве, которая вдохновила защитников Парижа перед сражением с гуннами во главе с Аттилой, осадившими этот город в V веке. Она считается защитницей и хранительницей Парижа. В картинах Рериха появляются женские образы спасительниц, навеянные западноевропейским искусством. Так, например, в «Держательнице мира» легко узнаётся образ Уты из Наумбургского собора в Германии.

После возвращения в Санкт-Петербург Рерих создаёт произведения, где по-прежнему звучит мотив «гонца», особенно в таких работах, как «Заморские гости», «Красные паруса», «Строят ладьи», «Славяне на Днепре» и другие. Работая над ними, он как бы размышляет: не растеряем ли мы свои духовные истоки на пройденных путях? Не ушла ли красота из жизни нашей?

В картине «Зловещие» у этого мотива особенно тревожная тональность. На переднем плане вороны, которые всегда считались глашатаями несчастий. У Рериха они — олицетворение самого зла. Причём в наброске они изображены на фоне древнего славянского городка, но в окончательном варианте картины Рерих убрал этот исторический фон. Исследователи его творчества считают, что это первая попытка с помощью прошлого выразить своё отношение к настоящему.

С 1906 по 1914 годы Рерих постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Его гонцы, как вестники русской культуры, хранители русской души, покоряют Париж, Венецию, Берлин, Рим, Брюссель, Вену, Лондон. На Западе не только оценили национальный колорит картин Рериха, но поняли и универсальность мировосприятия художника. Э. Голлербах написал о художнике: «Рерих.... Это имя уже давно стало обозначать целый космос, творческой волей художника вызванный к жизни, целый мир образов глубочайшего значения» [2], с. 91. И действительно, в его зрелых работах — «Вестник» (1915 и 1922), «Бой», «За морями земли великие», «Поморяне. Утро», «Поморяне. Вечер», «Послание Востока», — чувствуется философский подтекст. Художник размышляет не только о судьбе своего народа, но и о судьбах человеческих. Он пишет: «В твердынях залогов знания мы начинаем узнавать, что ценна не отдельная национальность. Важно не то, что сделало определённое племя, а поучительно то, что случилось на нашей великой равнине» [3], с. 9.

Накануне Первой мировой войны в творчество Н.К. Рериха входит тема возмездия, его гонцы начинают бить тревогу. Появляются картины: «Весть Тирону», «Ангел последний», «Меч мужества», «Зарево», «Город обречённый».

«Город обречённый» производит особенно большое впечатление на современников. Огромный зелёный с красным змий обвил кольцом городские стены, люди обречены, но не знают об этом и продолжают жить будничными заботами, к ним не явился гонец с предупреждением об опасности. Эта картина вызвала поэтический отклик А.М. Ремизова. В стихотворении, посвящённом этой картине, он написал: «Обречённый, в западнях у змия, стоял обложенный город. А ещё долго никто ничего толком не знает и не чует беды — люди пили и ели, женились и выходили замуж. И когда пришёл час, забили в набат, а уже никуда не уйти!» [2], с. 123.

 

Мотив гонца в творчестве Н.К.Рериха и Г.Д.Гребенщикова

Н.К.Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897 г.

 

В 20-30-х годах Рерих много ездит. С 1925 по 1928 годы предпринимает большую экспедицию по Центральной Азии с заездом в Москву, на Алтай, в Бурятию. В 1934-1935 годах экспедиция в Маньчжурию и Китай. С 1936 года, не выезжая, живёт в Индии.

И все эти годы интенсивно работает как художник, публицист, писатель, исследователь, борец за мир. Главная направленность деятельности Н.К.Рериха — налаживание культурного контакта между Востоком и Западом. Из-под его кисти выходит цикл «Гималаи». Космичность его образов говорит о прорыве в общечеловеческое содержание. Неслучайны в этих работах образы гонцов, вестников, ведущих, учителей, гуру. Обращает внимание большой синонимический ряд употребляемых понятий, так как роль гонца безмерна и многофункциональна в духовных поисках. На лингвистическом уровне при использовании слов со значением «гонец» учитывается их богатое ассоциативное поле. В творчестве Рериха возникает образ стрелы-вестника, что отражает связь с космическими силами. Особенно ярко этот мотив проявляется в картине «Гесэр-хан».

Г.Д.Гребенщиков в единственном очерке, который опубликовали в Советской России после его эмиграции, напишет о картинах Рериха: «Всякий раз невольно и по-новому изумляешься многообразию сюжетов художника. Всякий раз жаждешь до конца понять проникновенность и радостные сочетания красок. Но почти никогда нельзя представить тех границ, по ту сторону которых художник видит и воспроизводит свои образы и видения. И это всегда настраивает зрителя так, что через некоторое время картины Рериха начинают казаться окнами, раскрытыми в совершенно новый, непередаваемый словами, чудесный мир» [4].

Последняя, незавершённая картина Н.К.Рериха «Приказ учителя» (1947) синтезирует мировидение Востока и Запада. Среди расступившихся на горизонте Гималайских гор можно узнать владычицу Алтая — Белуху. На переднем плане картины — человек и внезапно появившийся перед ним белый орёл — символ вестника, гонца, зовущего в путь. Направление пути указывает серебряная река, ведущая к Белухе, на Родину.

Вернуться на родину Рериху не было суждено, но его гонцы: картины, книги очерков, поэзия с каждым годом становятся всё более востребованными. Для прояснения основных мотивов творчества Н.К.Рериха равно значимы как его живописные, так и литературные произведения. Однако и в последних исследованиях, посвящённых творчеству Н.К.Рериха, мало внимания уделяется поэзии. А мотив «гонца» звучит во многих его стихотворных сюитах. В стихотворении «Жемчуг» он пишет:

 

Опять вестник. Опять твой приказ! И дар от тебя!

Владыко, Ты прислал мне жемчужину Твою

и повелел включить её в моё ожерелье [5], с. 69.

 

Если принять во внимание картину «Жемчуг исканий», то станет ещё более ясно, что за жемчужину принёс вестник — это жемчужина знания, которую человек включит в своё ожерелье познания жизни.

Что приносит вестник, с чем он приходит, — этот вопрос он ставит и в стихотворении «Улыбкой?» Этот гонец приходит с даром исцеления, он приносит наказ «лечить несчастия улыбкой».

В свои публицистические работы Н.К. Рерих тоже вводит образы учителей, вестников, гуру. Они несут нравственные ценности человечеству, говорят о необходимости Красного Креста Культуры. «Когда указывают беречь культурные сокровища, — пишет Рерих, — будем это делать не ради старости, но ради молодости» [3], с. 5. Многие его очерки, путевые заметки, сказки обращены к молодёжи.

В духовных исканиях Рерих оказался далеко впереди своего времени, «создав такую Державу, которую нельзя никакими человеческими силами разрушить» [6], с. 307. Так написал в своей статье о Н.К.Рерихе Г.Д.Гребенщиков и назвал её «Державой Света», уточняя высказывание Л.Н.Андреева, назвавшего творческий мир Рериха державой. Многое в творчестве Рериха до сих пор не понято, скрыто от поверхностного прочтения. В письме к супругам Гребенщиковым он писал, что «там, где для близорукого человека — тьма, для дальнозоркого мерцает большой свет» [1], с. 320. Николай Константинович был не просто художником, а вдохновенным пророком. Все его картины — прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце найдёт ключ, и смысл полотен прояснится.

Большую роль в формировании религиозных воззрений Н.К.Рериха и Г.Д.Гребенщикова сыграл интерес к прошлому, в котором оба выделяют образ Сергия Радонежского — Спасителя Руси, покровителя Алтая. Именно Сергий Радонежский указал, что будущее устройство жизни должно строиться на таких нравственных основах, как общинность и соборность. Н.К.Рерих посвятил много полотен этому святому старцу, отмечая, что Сергий — странник и строитель Светлого Града, радетель за народ.

Жить с народом, из которого вышел, отдать ему дань своими знаниями — такими народническими настроениями проникнута пьеса Г.Д.Гребенщикова «Сын народа». Это первый гонец писателя. Главный герой пьесы Фёдор — студент, который решает бросить университет, так как не видит в городской жизни ни смысла, ни цели. Он хочет вернуться в деревню, которая нуждается в разумных, образованных людях. «Ах, ты идёшь спасать народ!» — смеялись над ним. Фёдор отвечал: «Не спасать, а спасаться. А народ спасёт себя сам» [7].

 

Мотив гонца в творчестве Н.К.Рериха и Г.Д.Гребенщикова

Н.К.Рерих. Жемчуг исканий. 1924 г.

 

Пьеса, впервые поставленная в Усть-Каменогорске, шла в театрах Семипалатинска, Томска и Омска. Именно о ней говорил молодой писатель во время визита к Л.Н.Толстому. Г.Д.Гребенщиков вспоминал позднее: «Поспешно, кратко, но смело и твёрдо начал свою исповедь и, между прочим, рассказал содержание пьесы "Сын народа"... И когда я заключил вместе с героем моей пьесы, что всем сынам народа надлежит вернуться в лоно сельского труда и не поддаваться соблазнам городской культуры, Лев Николаевич заметил: "Так это хорошо!" Мне показалось, что он даже оживился». Л.Н.Толстой посоветовал начинающему писателю: «Если Вы сам крестьянин и такой энергический (он именно так и сказал это слово), то крестьяне лучше Вас послушают, нежели городских писателей» [8].

Для Г.Д.Гребенщикова строительство — неотъемлемая часть его пути по жизни. Везде, где он живёт, он строит. Строит дома, а если позволяет судьба, то воздвигает и часовни Сергию Радонежскому. Одну такую часовню он строил в Крыму, другую в Чураевке (США) по проекту, основанному на рисунке Н.К.Рериха. Г.Д.Гребенщиков строил их собственноручно из камня. В письмах и воспоминаниях он делился, что это требовало большого физического труда, но велико было и нравственное вознаграждение. Часовня Сергия Радонежского до сих пор стоит на американской земле в русской деревне Чураевке.

Чтобы строить культуру, нужны особенные усилия, нужно налаживать духовные связи между людьми, а для этого необходимо отправлять к ним гонцов. В своих произведениях Г.Д.Гребенщиков создаёт «скит» русской культуры, обращаясь к своим друзьям — читателям. В 1912-1913 годах он публикует цикл корреспонденций «Письма к друзьям» в газете «Жизнь Алтая», редактором которой он являлся по рекомендации Г.Н.Потанина, исследователя Центральной Азии и духовного подвижника Сибири. Наиболее значительное произведение Гребенщикова этого времени «Письма к друзьям» сравнивают с «Письмами русского путешественника» Н.М.Карамзина с их «культом нежной дружбы и сердечного участия» [9]. Первое послание из этого цикла называется «Под диктовку интимности». В нём он выражает кредо своего гонца: «Мне хочется бесконечно ехать по земле из края в край, от моря до моря и внимательно всё осматривать, всё понять, над всем задуматься» [9], с. 153. Это послание превращается в лабораторию самонаблюдения и самосовершенствования. В нём раскрывается теория читательского сотворчества, отразившая новый этап его духовного развития.

Г.Д.Гребенщиков, будучи в Томске, Санкт-Петербурге, городах Финляндии, постоянно делился своими впечатлениями с друзьями-читателями: «Я заранее радуюсь не тому, что еду в столицы, эти кипучие котлы, наполненные благами человеческого разума, а тому, что буду возвращаться оттуда, натосковавшись о родной глуши и этой простой, но более цельной и неиспорченной жизни» [9], с. 153.

Он рад и тому, что, являясь «сыном своего полудикого Алтая», имеет возможность «печатно беседовать с сотнями, а может и тысячами своих сородичей и земляков!» Такой гонец достигнет многих, и это вдохновляет автора. Он восхищается стилем В.Я.Шишкова, который «способен нежно и любовно взять читательскую душу» [9], с. 162.

 

Мотив гонца в творчестве Н.К.Рериха и Г.Д.Гребенщикова

Н.К.Рерих. Приказ Учителя. 1947 г.

 

Гребенщиков откровенно восхищается и цивилизованной столицей: «О, я не скрою от Вас, что я испытывал чистейшее наслаждение от удобств этой звенящей и сверкающей культуры, которая ослепляла и оглушала меня, и которую я тотчас же сравнивал с дикостью и первобытностью родного Алтая. Да, я сравнивал, и оттого, что контрасты слишком резки, я ни на минуту не забывал, что надо всё это запечатлеть в памяти и сознании. Чтобы потом, когда снова буду где-либо над головокружительными пропастями... по дороге с Бухтармы на Уймон ярко вспомнить, как всё танцует, и поёт, и блещет, и смеётся на Невском» [9], с. 162. Но ему неуютно в сверкающем столичном городе, где нет «места сердцу и человечности» [9], с. 162.

В Санкт-Петербурге Г.Д.Гребенщиков попадает на писательские вечера, встречается с Ф.К.Сологубом, Н.Л.Тэффи, В.Л.Ладыженским, Ф.Ф.Фидлером, А.С.Серафимовичем. Они расспрашивали Г.Д.Гребенщикова о Сибири. Он впоследствии делился своими ощущениями: «Вообще я почувствовал: Сибирь всем слушателям казалась заморской, дикарской и необыкновенной страной» [9], с. 166. Об Алтае ведёт он разговор и в Финляндии, гостя у И.Е. Репина.

Гонец Гребенщикова постоянно в пути, он поэтизирует дорогу, любит её, ему уютно ехать долго, пусть даже третьим классом. «Мне не хотелось идти в вагон. Я стоял на мостике и чувствовал, как быстро, быстро, по лесам и снегам змеевидный поезд с глазастым и запыхавшимся паровозом впереди мчит меня в далёкую, далёкую Сибирь и осыпает свою дорогу быстро гаснущими искрами... Как мелькали ели, в моих думах мелькали искры иной, только что оставленной жизни. Но я знал, что длинная дорога утрясёт, уравняет яркость пережитого, и думы устремлялись уже вперёд, на родину» [9], с. 177. Дорога наводит его на размышления, в дороге рождаются замыслы литературных произведений. Мотив «гонца» и мотив «пути» неразрывно связаны в «Письмах к друзьям».

Оказавшись за границей, Гребенщиков, созидатель по натуре, с энтузиазмом занимается осуществлением «проекта по собиранию деятелей русской культуры на основах кооперации для совместного творческого труда». Он покупает участок земли в штате Коннектикут, ранее принадлежащий И.Л. Толстому, и воплощает «скит» русской культуры в материю. «Вот здесь, среди лесистых холмов, у слияния двух древнеиндейских рек Хусатоник и Помпераг, я нашёл то, что имел только на Алтае: тишину, чистоту и независимость» [12], с. 21. Он строит посёлок, который друзья назовут Чураевкой по имени его эпопеи «Чураевы». Это поселение должно было стать историко-культурным центром. Георгий Дмитриевич планирует открыть гостиницу, библиотеку, сделать комплекс спортивных сооружений, библиотеку, то есть создаёт условия для творческой работы. По примеру американской Чураевки была создана Молодая Чураевка в Харбине, объединившая российскую интеллигенцию, выехавшую после революции на Восток. Многие письма из книги Г.Д.Гребенщикова «Гонец. Письма с Помперага» обращены именно к ним. Секретарём-заведующим харбинской Чураевки был Алексей Алексеевич Грызов (1896-1960), писавший под псевдонимом Алексей Ачаир.

Несомненно, что харбинская Чураевка получала книги Н.К. Рериха и Г.Д. Гребенщикова. Некоторые документы, подтверждающие их сотрудничество, сохранились в архиве известного востоковеда Павла Васильевича Шкуркина (1868-1943). Например, романы Г.Д. Гребенщикова «Купава» и «Чураевы. Братья», второе издание, выпущенное издательством «Алатас». С надписью: «Дорогому другу и славному сыну русской земли профессору Павлу Васильевичу Шкуркину — почтительно от автора Георгия Гребенщикова. 18 мая 1938 года». Хранится в этом архиве и книга Николая Рериха «Твердыня пламенная», изданная в Нью-Йорке Всемирной Лигой культуры.

В 1927 году Г.Д.Гребенщиков в Чураевку переносит и издательство «Алатас». Об истории этого названия он рассказывает в очерке «Белый камень», вспоминая, как на Алтае, недалеко от деревни Убинской, видел белый кварцевый камень, «русские звали его киргизским именем Алатас, что значит — белый крепкий высокий Аллахов камень. И этот камень врезался в моей памяти на всю жизнь, как нечто светлое, как символ близости родины, как знак близкой встречи с матерью, как светлый, высоко горящий на солнце своею белизною маяк для путника»... [11], с. 304. В издательстве «Алатас» были изданы многие книги писателей русского зарубежья.

 

Мотив гонца в творчестве Н.К.Рериха и Г.Д.Гребенщикова

Г.Д.Гребенщиков. 1931 г. Из архива востоковеда П.В.Шкуркина (фото публикуется впервые)

 

В дневнике Елены Ивановны Рерих есть запись «Имеет значение нашего посланца Школа». В ней должна была изучаться философия Рерихов, с которыми он задумывает издание книг, философского основания этой Школы жизни. Это «Пути Благословения», «Чаша Востока» «Знамена Востока», «Гонец достигающий», «Перед ликом Гималаев» Н.К.Рериха, «Буддийские легенды» Ю.Н. Рериха, а также «Радонега» и «Гонец. Письма с Помперага» Г.Д.Гребенщикова.

«Гонец» вышел в свет в 1928 году, явившись итогом трёхлетнего пребывания писателя в Америке. В первой части, которая называется «Отправление гонца», он пишет: «Я так счастлив, что мой Гонец через все препятствия примчит к Тебе моё послание и скоро возвратится от Тебя с новой окрыляющей вестью» [12], с. 20.

Гонец с Помперага — не просветитель, подобно главному герою пьесы «Сын народа», не представитель областнических идей, как автор-повествователь цикла «Письма к друзьям», у него другая миссия — ему «поручено навестить всех тех, кто жаждет потрудиться над строительством Грядущего». Эту книгу Г.Д.Гребенщикова сравнивают по глубине осмысления назначения человека с «Выбранными местами из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя. И действительно, эти произведения объединены общей концепцией жизнестроения, когда в процессе преодоления многих бед человек внутренним обращением к самому себе творит молитву Богу. Отправляя своего лучшего гонца в путь, автор даёт ему наказ: «И так ты облетишь весь Запад, Юг, Север и Восток, и... над изумрудными истоками святого Беловодья твой будет самый трудный, но и самый дивный спуск. Велико будет там твоё смятение, велик будет восторг перед красотами Памира, Гималаев и Алтая, и сказочно невероятны будут дивные видения наяву. И только там ты сможешь до конца понять, как велика будет тебе награда за преодоления всех твоих трудов, и искушений, и препятствий» [12], с. 133.

Пункт прибытия гонцов Рериха и Гребенщикова — един. Это сказочно прекрасное и небесно чистое Беловодье. Именно здесь, у подножия Белухи, должен был вознестись Храм веры, объединяющей всё человечество. Он призван уберечь человечество от самой большой беды — безверия и разъединения.

 

г. Усть-Каменогорск

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: