Русская деревня Чураевка1
Одной из достопримечательностей штата Коннектикут является русская деревня Чураевка, на окраине города Саутбери, в графстве Нью-Хэвен, над рекой Помперанг у слияния её с рекой Хусатоник, недалеко от 84-й дороги, на расстоянии полутора-двух часов езды на автомобиле от Нью-Йорка.
Илья Львович Толстой, сын Льва Толстого, был первым русским, который приобрёл здесь в 1923 году землю. Сначала он купил один акр, а потом прикупил ещё 16 акров. В 1925 году сибирский бытописатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков перекупил у графа Ильи Толстого всю землю и в том же году прикупил ещё 100 акров по цене от 10 до 15 долларов за акр.
Ему очень понравилась эта местность, поросшая лесом и напоминавшая Россию. Он решил основать на этой земле посёлок для русских писателей, артистов и учёных. Гребенщиков назвал его Чураевкой2 в память о месте своего рождения на Алтае. На месте будущего посёлка были намечены улицы, и земля была разбита на участки. Название Чураевка стало официальным во всех деловых бумагах по купле и продаже недвижимости. Однако из-за трудности произношения коренные жители Саутбери часто называют Чураевку «Russian Village» (Русская деревня).
Статуя чураевского Святогора. Скульптор В.Н.Успенский
Кроме писателей Ильи Толстого и Георгия Гребенщикова здесь гостили: композитор Сергей Рахманинов, артист Михаил Чехов, хореограф Михаил Фокин, живописец и философ Николай Рерих, проживали: член Государственной думы Иван Ушаков, морской биолог Виктор Лузанов и другие выдающиеся русские, деятели балета, скульпторы, театральные декораторы, актёры, инженеры, врачи. Создатель вертолётов Игорь Сикорский владел здесь землёй, часто приезжал в Чураевку, но в ней не жил. Он очень ценил Гребенщикова как писателя, особенно его эпическое произведение «Чураевы».
Первые переселенцы были ветеранами Белой армии или членами их семей. К ним присоединились после Второй мировой войны беженцы от сталинского террора из Советского Союза. Землю они здесь покупали уже по 45 долларов за акр. Первые поселенцы жили в Чураевке летом в палатках среди вековых деревьев, пока строились их дома. Им особенно нравились росшие здесь берёзы, впоследствии все усохшие. Теперь здесь возле часовни вновь посажены берёзы.
Гребенщиков описывает в своём произведении «Гонец», как он в Чураевке строил свой дом и обтёсывал брёвна, устроил в нём типографию. Здесь Гребенщиков написал и издал3 в 7-ми томах эпических «Чураевых», «Былину о Микуле Буяновиче», «Гонца», «Радонегу», «Егоркину жизнь», «Купаву», «Первую любовь» и «Волчью сказку». В Чураевке печатались книги Н.К.Рериха, К.А.Бальмонта, И.А.Сикорского (отца И.И.Сикорского, автора поучительной Хрестоматии), стихи Ивана Умнова. Жена Гребенщикова Татьяна Денисовна помогала мужу в качестве машинистки и наборщицы. Дом сохранился, но им владеют другие люди. На нём нет мемориальной доски, объясняющей его значение в русско-американской истории.
Главной достопримечательностью Чураевки является часовня из дикого камня, с куполком, во имя преподобного Сергия Радонежского и в память Храма Христа Спасителя в Москве, разрушенного большевиками в 1931 году. По своим размерам часовня может вместить всего человек десять, поэтому перед ней для молящихся, под открытым небом, был построен амфитеатр, в котором устраивались и продолжают устраиваться пикники после богослужения в день Св. Сергия Радонежского. Часовня строилась в 1932-1933 годах по проекту Николая Рериха4. Постройкой, которая велась на пожертвованные средства, ведал Г.Д.Гребенщиков. Самым щедрым жертвователем был строитель вертолётов Игорь Иванович Сикорский. Русские жители добровольно участвовали в строительстве, включая опытного каменщика Васильева.
В 1988 году один из местных жителей Чураевки В.Д.Чистяков закончил в часовне оформление алтарной стены в стиле XV-XVI веков, использовав для этого цветные фотографии русских икон, оставляющих у зрителя впечатление оригиналов.
Теперь решено куполок на часовне, крытый медными листами, позолотить. Начат сбор пожертвований для осуществления этого предприятия.
В часовне службы были нерегулярными. Особенно славно отмечался и продолжает отмечаться торжественным богослужением и пикником День Победоносного Сергия Радонежского. Местные жители венчались и крестили младенцев в этой часовне. Жизнь в Чураевке была особенно оживлённой в 1930-40-х годах. Люди жили весело, восстановив в какой-то мере утерянное в России.
В Чураевке есть три улицы с русскими названиями — Russian village Road (дорога Русской деревни), Kiev Drive (Киевская улица) и Tolstoy Lane (переулок Толстого). Дома в Чураевке построены так, как это принято в американской провинции. Многие владельцы старались придать им «русский вид». Архитектор и скульптор В.Н.Успенский воздвиг перед своим домом из тщательно подобранных булыжников статую высотой 13 футов, былинного богатыря Святогора, избавившего Русь от врагов. Эта статуя должна была, по замыслу её создателя, ознаменовать 1000-летие Крещения Руси и тоже стала достопримечательностью Чураевки.
Русские жители Чураевки были всегда непоколебимыми противниками коммунизма и не допустили в 1985 году приезда в Чураевку группы из 20 советских представителей, разъезжающих по Америке под опекой Ассоциации американо-советской дружбы. Событие стало предметом обсуждения в местной прессе с разъяснением разницы между русскими и советскими и перечислением преступлений советской власти против русского народа. Идя навстречу жителям Чураевки, местные власти отказались принимать советскую делегацию. Нужно признать, что коренное население относилось всегда к русским согражданам с пониманием, дружественно и зачастую называло их «Белыми русскими».
Г.Д.Гребенщиков получил в 1941 году во Флориде должность преподавателя и покинул Чураевку. Во Флориде он и скончался в возрасте 81 года в 1964 году.
Посёлок взят под охрану Федеральной службой «National Register of Historic Places», и чиновником по охране достопримечательностей в штате Коннектикут зарегистрирован под названием «Churaevka Village, settled in 1923».
В своё время в Чураевке жило 30 русских семейств. Летом её население увеличивалось. В 1989 году 18 домов оставалось в руках владельцев русского происхождения. Теперь, фактически, в Чураевке только три семьи проживают круглый год и две семьи живут только летом.
До лета 1999 года в Чураевке проживал и периодически служил в часовне епископ Даниил Ирийской Русской Православной Церкви за границей (в миру — Дмитрий Александров), окормляющий старообрядцев в городе Ири в Пенсильвании. Епископ Дмитрий известен также как церковный архитектор, иконописец, издатель духовной литературы и баснописец. Летом 1999 года епископ Даниил переехал из Чураевки в город Ири к своей пастве. Типография Гребенщикова находилась в его ведении со всеми печатными станками и книгами, оставшимися после кончины Гребенщикова. Епископ Даниил некоторое время пользовался типографией и печатал в ней духовную литературу.
С продажей дома Гребенщикова всё это имущество пришлось убрать из типографии «Алатас» и сложить в двух частных сараях, где оно находилось в бесхозяйственности, почти без охраны, было подвержено непогоде и сырости, покрыто пылью и паутиной. Священник Фёдор Шевцов получил у тяжело заболевшего епископа Даниила письменное согласие на ликвидацию книжного наследия Гребенщикова.
Разборку и сортировку книг произвели В.Д.Чистяков и Е.А.Александров. Небольшая часть этих книг отдана в русские библиотеки в США, в Национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, в библиотеку Новосибирска, а основное собрание, 792 книги, переправлено через комитет «Books For Russia» («Книги для России») в Московскую библиотеку — Фонд «Русское Зарубежье». Этот фонд рассылает потом книги по провинциальным библиотекам. Таким образом, население России получает возможность знакомиться с творчеством русских зарубежных писателей, запрещённых во время советской власти.
Дом Гребенщиковых с типографскими помещениями в Чураевке
В России литературоведы начинают изучать творчество Г.Д.Гребенщикова. Особый интерес к нему проявляется в Сибири, певцом которой он был. В музее Барнаула, на Алтае, создан отдел, посвящённый Гребенщикову.
Из типографии Г.Д.Гребенщикова остались машины, на которых он печатал свои книги. Это оборудование представляет теперь музейный интерес. Будет жаль, если такого музея не найдётся и все машины пойдут на слом.
- Ваши рецензии