warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Авторами статьи, Ольгой Владимировной КУДРЕВАТОВОЙ и Сергеем Владимировичем ПОКРОВСКИМ, проведён сравнительный анализ двух вариантов работы Е.И. и Н.К.Рерихов «Напутствие Вождю», разделённых десятилетием (1926–1936 гг.). Для анализа ритмической структуры текста использован оригинальный метод авторов по формализации понятийного аппарата и построению геометрического образа для различных систем. В результате, показана возможность научного обоснования Мирового плана Великого Учителя и стратегии Вождя по строительству Нового мира на пути гармоничного с природой устойчивого развития человечества.

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Кудреватова О.В., доктор физико-математических наук
Покровский С.В., кандидат технических наук

Не порицай Мир, ибо он создан Великою Мыслью!
Не творение виновато, но наше суждение о нём.

Александрийские философы

 

Всякое поругание Спасителя, Учителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос.

Напутствие Вождю [1]

 

Природа не терпит пустоты, но очень любит ритм и цикличность.

K.J. Goldacre

На пути исследования проблем, связанных с единением культур Земли, Н.К.Рерих выдвинул в 1930-х годах идею Пакта Мира, по сути, идею сохранения культурных ценностей и высоких идеалов человеческого существования. Как известно, понятие «культура» означает почитание («культ») света («ур» — санскр.) [2]. Именно духовная составляющая культуры и мировосприятия является основой Великого Плана и пути построения идеального общества и Новой Страны, во имя чего неустанно работала вся семья Рерихов. Как писал О.Генри, «дело не в дорогах, которые мы выбираем, а в том, чтo внутри нас заставляет нас выбирать эти дороги».

Первый предварительный вариант текста Плана переустройства жизни состоял из отдельных параграфов и был посвящён мировой роли Водительства и роли Вождя [3]. Впервые он был опубликован в Риге в 1937 году в виде руководства или пособия для подготовки лидера построения новой жизни социума под названием «Напутствие Вождю» (далее — «Напутствие» и со ссылкой на работы [1], [4])1. По мнению Рерихов, сохранение и эволюционное развитие духовности цивилизаций возможно лишь при определённых условиях: «Условия строительства — полная соизмеримость мысли и выражения — это оплот правды красоты» [1].

Соизмеримость, или соразмерность, есть, по определению, гармония, гармоничное соотношение между элементами системы, известный природный закон единства формы и содержания. Интерес к гармонии мира не ослабевает до сих пор. Так, в ближайшее пятилетие (2006–2010 гг.) в Китае запланировано создать «новую модель развития», «повысить качество развития». Впервые в истории человечества поставлена государственная задача обеспечить реализацию единого планирования по пяти направлениям, одним из которых является гармоничное развитие человека и природы [6], [7] на базе знаний, идущих ещё из глубокой древности.

«Напрасно думают, что наука отдаляет от Высшего Мира, она может изменить земные названия, но сущность триединая остаётся как основа… Смута жизни в значительной степени происходит от смуты понятий… Значит, лучшие знатоки языка должны быть собраны, чтобы очистить значение слов…», — так сказано в «Напутствии». Со временем происходит неизбежное изменение содержания тех или иных понятий. И до сих пор система терминов, относящихся к исследованию и моделированию сложных развивающихся систем, ещё не устоялась.

Целью данной работы служит сравнение двух вариантов текста «Напутствия Вождю» [1], [8] с использованием разработанного авторами метода построения фазовых траекторий волн симметрии для характеристики состояний и циклического функционирования структурированных систем [9]. Речь, устная и письменная, с чередованием ударных и безударных слогов, является ярким примером природной ритмически структурированной системы из идеальных (непарных), а не материальных элементов, где наглядно работает закон единства формы и содержания.

В «Напутствии» делается точное различие между представлениями о Правителе, Вожде, Учителе, Герое: «Правитель предполагает настоящее и, как бы, управление чем-то уже существующим, но Вождь являет, в самом значении слова, будущее… Правитель знает уже сложенное и законченное, но Вождь не имеет утверждённого ранее и должен привести народ к Горе Совершенства… Символ Вождя должен быть знаком чистоты сердца. Не только в действии, но и в мыслях Вождь несёт благо народам…» (здесь и далее в цитатах курсив авт.) [1].

Потребовалось много времени после выхода «Напутствия», чтобы мир осознал ответственность перед будущими поколениями не только Властителей, но и каждого живущего. В конце XX столетия было предложено понятие об устойчивом развитии, которое задаёт современному обществу морально-этические ограничения: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в выступлении её Генерального секретаря Мориса Стронга было зафиксировано: «Единственная возможность решения глобальных проблем сегодняшнего дня — это устойчивое развитие».

Ныне совместная эволюция человечества и живой природы утверждена главной целью человеческой жизнедеятельности, о чём задолго до этой Конференции сказано в «Напутствии»: «Направить сознание в будущее есть задача истинной школы… Только реальное ощущение будущего может сложить внутреннее суждение о границах возможного… Сам Вождь должен подать пример постоянного расширения мышления, чтобы приблизиться к предвидению… Руководство массами обязывает к расширению сознания…». Это значит, что духовный рост мудрого руководителя в сочетании с бескорыстием лишь при ясном осознании новых комбинаций условий жизнедеятельности социума может соединять прошлое с будущим подобно тому, как может исполнять свою задачу посланник высших, божественных сил в религиозных и философских учениях.

Мировой план у Вождя культуры Н.К.Рериха, в который должны быть встроены и великие державы, и малые племена, обитающие в Азии, обозначает путь духовного преобразования человечества: «Знание, наконец, должно построить научно мост устремления к духу… Потому, реальное знание без предрассудков будет верным проводом в будущее…» [1]. Этот план построения Нового мира предполагает сознательное, разумное моделирование идеального общества на основе единения культур, которое включает расширение общественного сознания с использованием всего накопленного человечеством научного знания о природных закономерностях и наследия традиционных культур.

Мировой план построения новой жизни социума фактически обладает логической структурой подсистемы управления, геометрическим образом которого служит четырёхпозиционная структура (квадрига): «Четыре камня полагает Вождь в основание действий своих. Первый — почитание Иерархии. Второй — сознание Единения. Третий — сознание соизмеримости. Четвёртый — применение канона «Господом Твоим»…». Каждый из элементов четырёхпозиционной системы управления является непарным; его содержание, раскрываемое в «Напутствии», не материальное, а идеальное: «Не начальство Иерархия, но Твердыня Любви…».

Нами показано, что простейшей ячейкой геометрического образа логической структуры подсистемы управления для сложной системы является объёмная четырёхпозиционная фигура (объёмная квадрига) в форме пирамиды с треугольником в основании (рис. 1). Четыре непарных элемента располагаются в вершинах пирамиды, шесть её рёбер символизируют информационные связи между ними. Архитектура даже этой простейшей ячейки соответствует двухуровневой (минимальной по числу уровней) иерархии.

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Рис.1. Четыре камня в основании действий Вождя: объёмный (слева) и плоский (справа) геометрический образ логической структуры простейшей ячейки управления построением новой жизни социума

 

На рис.1 изображена пирамида, основанием которой служит современный семиотический треугольник Действие-Смысл-Ощущение (треугольник Фреге). Легко установить соответствие между его элементами в рассматриваемой четырёхпозиционной структуре и элементами логической структуры управления построением новой жизни социума из «Напутствия» [1]:

1. космос, верхний (высший) уровень управления, обозначенный на рис.1 как внешнее управление, природа — осознание, почитание Иерархии,

2. ощущение — сознание единения,

3. смысл — сознание соизмеримости, гармония, красота,

4. действие (алгоритм действия) — применение канона «Господом Твоим».

Космос (почитание Иерархии) символизирует предустановленный природный закон развития мира, Божественное Провидение. При таком соотнесении действие в качестве применения канона «Господом Твоим» приобретает содержание Помазанника Божьего, Наместника Бога на Земле, или Божьего Избранника, Божьего Посланника, наконец, Вождя, Учителя.

Пирамида имеет четыре треугольные грани, каждая из которых в свою очередь тоже представляет собой возможный семиотический треугольник Фреге. В пирамиде каждая из четырёх вершин напрямую связана с тремя остальными, перекрёстные (пересекающиеся отрезки) связи отсутствуют. Треугольник, в котором тоже отсутствуют такие связи, является геометрическим образом простейшей логической структуры одночастотного триадно-информационного резонанса, а пирамида символизирует резонансное согласование четырёх частот (циклов, ритмов) в модели простейшей системы управления.

В этом согласованном сосуществовании основных понятий заключена суть природной закономерности целенаправленного построения, развития и циклического функционирования структурированной подсистемы управления, столь образно предложенная в «Напутствии».

Известное изречение «Бог не играет в кости» в «Напутствии» перефразировано: «Срок и мера определены в сердце Вождя, но это знание не есть произвол». Действительно, элемент действие связан прямыми связями с элементами, характеризующими сознание человека, его мировосприятие — осознание закономерностей природы, соразмерности и гармоничности природных законов, их единения. Таким образом, элемент действие здесь соотносится с Вождём как с Избранником Высших сил, с его разумным управлением социумом на Земле, которое в свою очередь напрямую должно подчиняться и соотноситься с предустановленными закономерностями развития природы и человека. «Вождь должен постоянно иметь перед собою конечную цель… Пусть Вождь помнит, что главная задача в самоусовершенствовании народа…» Таким образом, конечная цель и логическая структура управления построением новой жизни социума определены в явном виде в «Напутствии» и связаны с будущим народа на пути его сознательного самоусовершенствования [1]. В плоском варианте квадриги возникают перекрёстные связи между двумя парами элементов: смысл — природа, алгоритм действия (Вождь) — ощущение. Именно с помощью перекрёстных связей, как известно, возможно изменение динамического состояния равновесия при циклическом функционировании структурированной системы [10].

В «Напутствии» есть прямое обращение ко всем и каждому:

«Почтим Вождя со всем пониманием. Явим утверждение Вождя, сохраняющего постоянное горение в удаче и в неудаче. Вождь несёт пламя неугасимого подвига. Учение жизни не прерывается ни усталостью, ни огорчением. Сердце Вождя живёт подвигом народа. У него нет страха, и слова «боюсь» нет в его словаре. Ярко зажигает он своим примером Свет, и создаёт сознание народа…» [1].

В качестве критерия для оценки участия всех и каждого в построении новой жизни в «Напутствии» предложена трудовая деятельность: «Труд есть мерило качества сознания… Вождь должен распознавать явление истинной заслуги как умственной, как творческой, так и мускульной. Невозможно лишать людей работы, но, зато, следует избрать для них труд, соответствующий их природе… Если творчеству тягостно, это — верный признак ошибки в построении» [1].

Понимание труда как основной ценности жизни характерно для всех без исключения великих людей во все времена. Так, в своё время на вопрос журналиста, в чём смысл жизни, знаменитый астроном, академик В.А.Амбарцумян ответил: «Быть полезным мыслью и делом. Несчастны те люди, которые не способны творить добро, кто живёт по принципу: “После нас хоть потоп”. Те, кто думает только о своей личной выгоде. Жизнь подобных людей лишается великого смысла, заложенного в самом понятии этого слова. Они не пользуются уважением общества. Необходимо иметь честную и возвышенную цель, направленную на благо общества». И в концепции ноосферы, предложенной В.И.Вернадским, самым главным является сознательное начало творческой деятельности, труда и мысли в эволюции биосферы. По его убеждению, в основе ноосферы, «сферы разума», лежит гармония самого человека и красоты природы.

В этой связи уместно вспомнить высказывание великого Д.И.Менделеева в малоизвестной его работе «Заветные мысли»: «Свобода для труда (а не от труда) составляет великое благо. Для тех, кто труд и долг не ставит на должную высоту, кто их обязательность мало понимает и невысоко ценит, — для тех свобода рановата и только лодырничество увеличит». Ограничения, связанные с представлениями о свободе и долге, относятся и к Вождю: «Дисциплина свободы отличает Вождя. Не только дух дисциплинирован, но и качество внешних воздействий…» [1].

Кроме того, «Напутствие» говорит о корнях патриотизма и интернационализма: «…верование в Высшую Справедливость придёт от знания действительности… Высшее Общение даёт возможность обогатить расширенным сознанием родину земную… Каждый должен знать истинную ценность своего отечества…» [1].

Здесь, в «Напутствии», сформулированы основные принципы построения Новой Страны в согласии, или, как теперь говорят, в гармонии с природой и определена роль Вождя. «Нужно мочь заменить сложный план более простым, никогда не наоборот. Ибо противники действуют от простого к сложному». И далее Вождю фактически рекомендуется способ осуществления плана построения Новой Страны. Основные положения плана преобразования общества сформулированы настолько образно и общедоступно, что создаётся впечатление, что план как будто и не требует научного обоснования и философского осмысления. Вот некоторые из положений плана, которые в начале ХХ столетия можно было бы и найти в сочинениях других мыслителей, древних и современных, размышлявших о судьбах человечества [1]:

«Мир нуждается не в новых элементах, но в новых сочетаниях».

«Устремимся к пониманию явления самого необходимого… Много одновременных запросов нужно уметь расположить в мозаику общего и последовательного порядка. Не логика, не рассудок, не формулы, но огонь сердца может осветить путь такого шествия действий… Умейте — надо не разрушать, но собирать лучшее терпение…»

«Нет человека, который обошёлся бы без учительства… Понимание Иерархии поможет установить явление Вождя, который, по отношению к Высшим, не Вождь, но последователь… Нужно всеми мерами усвоить основной закон, что Учитель даёт направление, но не настаивает на подробностях… народ, забыв учителя, забыл своё будущее…»

«Удача ускорения так же, как и замедление, идёт волнами. Усмотрев волну ускорения, надо бросить в неё возможно больше зёрен».

«Устремление к истинному кооперативу лежит в основе эволюции. Кооперативное устройство — единое спасение… Государственная задача — вызвать к жизни наиболее производительные условия, принимая меры и направляя учёных к облегчению жизни коллектива… Кооперативы покрывают сетью все местности Государства и, вместо множества служащих, лишь требуют надзора. Совет Высшего Хозяйства состоит под руководством самого Вождя. Так строится здание всего Государства с одною вершиною…»

«Самый экономный принцип — равенство, оно уничтожает преимущество и своекорыстие… Современная индустрия и вся вещественная продукция настолько не уравновешены количественно и качественно, что пока исключают возможность правильного распределения вещей… Утверждение Общения даёт непреложное знание в связи с будущим… но такие рисунки ритма вовсе не означают разъединение; они лишь подтверждают согласованность сочетаний…»

«Уничтожение творческих завоеваний следует за тёмным своекорыстием… Вместо биржевой игры пусть будут стремления нахождений, поддерживаемые кооперативами… Вождь умеет вызывать сотрудничество не только в поступках, но и в мышлении…»

«Соревнование утверждается самим Вождём. Чистое понимание усовершенствования даёт соревнование».

«Каждый изобретатель и учёный должен чуять, что его открытие охранено Государством. Не является надобным для учёного тратить силы на ограждение нахождения; само Государство должно взять на себя заботу не только охраны, но и широкого применения полезных открытий. Сам изобретатель должен быть вознаграждён Государством и поставлен в благоприятные условия для продолжения и улучшения работы… Сам Вождь должен знать, куда направлены творческие силы народа…»

«Явление владения без собственности откроет путь всем безусловного наследства. Кто может улучшить, тот и владеет. Это касается и земли, и лесов, и вод… Хорошо иметь вещи, чтобы беречь их и даже наполнять их благою аурою с мыслью передать их другим… ибо главная погибель мира от привязанности к несуществующей собственности…»

«Правосудие — явление благородства Государства… Милостыня денежная должна быть уничтожена. Помощь работою или вещами. Закон о краже несовершенен, ибо главные кражи — знания, идей, творчества — не могут быть предусмотрены…»

«Благо в сознании: ничто не принадлежит мне, но нам, и мы рассеяны по всей планете… Главное — уничтожить землевладение и наследование и разумно провести образовательную задачу осознания унизительного, эгоистического значения собственности… Также религия утверждается не запрещением, но предложением Учения Жизни…»

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха в ламских одеждах. 1933

 

Возникает вопрос, о ком может идти речь в «Напутствии», кого Махатмы воспринимали в качестве Вождя в своих Посланиях человечеству. Практически все известные к тому времени западно-европейские социально-философские идеи, произраставшие из эпохи Просвещения, сформировали программы развития общественных наук по меньшей мере на двести лет вперёд. Они исходили из противопоставления наличного состояния общества и того идеального, которое «должно быть», то есть основу этих идей составляет парный элемент (диада) — противоположность. Возможный доступ к некоторой абсолютной истине о том, что должно быть, задаваемой универсальным Разумом, имеет фундаментальное значение для понимания роли интеллектуалов в революционных движениях и их участия в строительстве и функционировании моделей государств. Судя по «Напутствию», древние мудрецы Востока тоже полагают, что Вождём должен стать общественный деятель, радеющий о благе и будущем всего мира, осознающий тенденции эволюционного развития и самосовершенствования человечества.

Среди общественных деятелей в начале ХХ века были сторонники ненасильственного изменения системы власти посредством установления системы управления государством, основанной на моральных принципах. Но в это время, например, Ганди уже был посажен в тюрьму колониальными властями, а Л.Н.Толстой отрешён от Православия и т.д. В «Напутствии», как предположил В.А.Росов [3], скорее всего речь идёт о Н.К.Рерихе. В середине 1930-х годов появилась брошюра бурят-монгольского общественного деятеля «Краткое сообщение о Великом Учителе Рерихе, носящем титул Всепобеждающего». В ней Рерих наделён одним из имён Будды. Традиционно для культуры Востока здесь помещено жизнеописание Николая Константиновича. В подтверждение своего предположения В.А.Росов приводит такую выдержку из этой брошюры: «Путь прославленных мудрецов, таких как Великий Учитель Рерих, подобен пути Бодхисаттвы, он освещает мир подобно лампаде». Н.К.Рерих воспринимается как несущий почитание Света — несущий Культуру.

На Востоке была высоко оценена деятельность Рерихов на поприще разработки модели идеального социума. Известен портрет Н.К.Рериха в одеждах ламы, исполненный в 1933 году его сыном С.Н.Рерихом. Творческое восприятие наследия мудрецов Востока, огромные знания истории и культуры различных народов мира послужили основанием для признания Н.К.Рериха Вождём в деле единения человечества на общих для различных культур принципах. Девиз всей жизни Н.К.Рериха «Сознание красоты спасёт мир», актуальный и сегодня, по своей сути отличается от формулировки Ф.И.Достоевского: «Красота спасёт мир». Не просто красота, а осознанное восприятие её духовного наполнения и душевной направленности способно указать путь предотвращения кризисов и катастроф, подстерегающих людей на пути самоусовершенствования. Очевидно, что на рубеже XIX–XX веков Махатмы усмотрели возможность соединения древнего и современного знания в Учении, переданном через посредничество Рерихов. Предложенное Учение обращено к человеку совершенному, могущему осознать красоту, гармонию окружающего мира, способному к изучению, сотворчеству и прогнозированию природных закономерностей при построении Нового мира.

Символом разработанного Н.К.Рерихом для Пакта Мира — Знамени Мира — служит круг, внутри которого расположены три круга мeньшего диаметра. Поскольку каждый круг — это и геометрический образ циклического поведения системы с логической структурой в форме треугольника, которая обладает одночастотным триадно-информационным резонансом, то такие уже четыре круга являются геометрическим образом сложного четырёхчастотного триадно-информационного резонанса в системе. Четырёхчастотным триадно-информационным резонансом, как указано выше, обладает логическая структура подсистемы управления построением нового социума (в форме треугольной пирамиды), по сути содержащаяся в «Напутствии». Подобные структуры подсистемы управления обеспечивают целостность соответствующей системы и динамически устойчивое её развитие [6], [7], [10].

 Следовательно, Знамя Мира, предложенное Вождём культуры Н.К.Рерихом, является символом сохранения целостности мира, или некоторого модельного мира, структурированного на основе принципа управления взаимодействием противоположностей. Наличие одного общего круга для остальных трёх внутри него свидетельствует о резонансном согласовании противоречий в таком мире. И оно проводится с целью построения новой упорядоченной жизнедеятельности человечества, динамически устойчивого циклического функционирования социума под разумным управлением Вождя и в гармонии с предустановленными природой закономерностями.

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Рис.2. Символы и геометрические образы логических структур подсистем управления построением новой жизни социума

 

На рис. 2 справа приведена фазовая траектория, составленная из четырёх полуокружностей. Она тоже замкнутая и соответствует состоянию динамически устойчивого равновесия системы в целом. В отличие от символа Н.К.Рериха она не содержит окружностей, то есть замкнутых кривых, характеризующих одночастотный резонанс. Но циклическое функционирование соответствующей ей сложной системы тоже определяется нелинейным четырёхчастотным триадно-информационным резонансом. Эта фазовая траектория получена нами в работах [11], [12] для зеркальной волны симметрии в базовой подсистеме элементов управления, названной нами психотипом социума. Для описания его функционирования использована структурированная система противоречий, представленных порядком гексаграмм «Восемь дворцов Цзин Фана» из мировоззренческой книги древних китайцев «Книги Перемен». Схожесть образов и свойств логических структур моделей управления социумом в символьном представлении у Н.К.Рериха, с одной стороны, и древних китайцев — с другой, по-видимому, и послужило основанием (на глубинном уровне сознания) признать Н.К.Рериха Великим Учителем, Вождём всемирного движения единения культур.

 Сам же Н.К.Рерих, владевший восточной мудростью, по-видимому, имел в виду своего современника, если судить по произведениям художника. На картине «Сон Востока», датируемой 1920 годом, можно заметить черты В.И.Ленина, правда, без характерной бородки и усов. На одной из последующих картин Н.К.Рериха «Явление срока (Гора Ленина)» эти черты проявлены более чётко. Художественными средствами обе картины свидетельствуют о неизбежности наступления предустановленного рассвета земной жизни человека, о предопределённости появления Вождя, который способен подняться выше земного существования и мысленным взором воочию увидеть, осознать, предугадать светоносные прозрения человечества. На голове Вождя — стилизованный шлем Воина. Такого же типа головные уборы в это время были у красноармейцев.

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Н.К.Рерих. Сон Востока. 1920

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Н.К.Рерих. Явление срока (Гора Ленина).1926

 

 

В более раннем варианте текста «Напутствия» прямо называется имя Вождя [5], [8]:

 

«Почтим Ленина со всем пониманием.

Явим утверждения Учителя, сохранившего

Постоянное горение в удаче и в неудаче.

Среди чуждых ему сотрудников

Нёс Ленин пламя неугасимого подвига.

Учение не прерывалось ни усталостью,

                                               ни огорчениями.

Сердце Ленина жило подвигом народа.

У него не было страха, и слова «боюсь»

Не было в его словаре. Ярко успел он зажечь

Своим примером свет.

Руша, создавал он сознание народа…».

 

В приведённых выше отрывках о Вожде-Учителе из работ [1], [8] видны два главных отличия: первое — «Явим утверждение Учителя» и «Явим утверждения Учителя», второе — «Вождь несёт пламя неугасимого подвига… cоздаёт сознание народа…» и «Среди чуждых ему сотрудников нёс Ленин пламя неугасимого подвига… Руша, создавал он сознание народа».

Что касается первого отличия, то в более поздней публикации «Напутствия» [4], [1] речь идёт о признании самого Вождя, его значимости и величия, а в более ранней публикации [5], [8] — о признании основных положений его учения. По мнению К.Каутского, «нужно быть сумасшедшим, чтобы не признать величия Ленина. Собрать в единое, целостное государственное образование погрязшую в анархии, подстерегаемую со всех сторон контрреволюцией, до смерти вымотанную Россию — это достижение, равное которому вряд ли можно найти в истории». Л.Д.Троцкий считал, что «Ленин приехал за границу не как марксист “вообще” и не вождь “вообще”, а вождь той революции, которая нарастала… Он приехал, чтобы в кратчайший срок создать для этой революции идейную оснастку и организационный аппарат, поставил себе практической целью ускорить пришествие революции и обеспечить ей победу». Очевидно, что современники Ленина ценили его как Вождя революции и восприняли его план построения Новой Страны.

Но серьёзнее второе отличие текстов, где в более ранней публикации [5], [8] отмечаются конкретные обстоятельства деяний Ленина, которые подмечали и оценивали его современники. Так, Н.А.Бердяев писал: «Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типичным русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачёва, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа… Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике… Он соединял в себе нигилистический аскетизм с хитростью, почти с коварством». В этих оценках указано на противоречивость деяний, но нет того главного, что смогли увидеть Махатмы в деятельности Ленина в качестве Вождя — его подвига по изменению сознания народов.

Современный исследователь С.Г.Кара-Мурза, сравнивая претендентов на роль вождя февральской и октябрьской революций, так писал о В.И.Ленине: «…коренное его отличие от вождей других политических сил в том, что Ленин разом схватывал и чаяния основных групп народа… Беря чаяния за ориентир, за направление пути, он строил путь, исходя из актуальных требований… Именно Ленин в своём “проекте” создавал образ нового государственного устройства, превращал хаос Советов в Советское государство» [13]. Борьба за выживание основных групп народа через государственность по «проекту» Вождя преобразуется в безопасное существование социума в целом.

Неприятие ленинской практики строительства государства, его плана мироустроения нового типа до сих пор можно заметить в высказываниях всех тех общественных деятелей, которые когда-либо препятствовали смене концепции управления социумом, и явно связано с целью подвига Вождя. Речь идёт о том, что человечество никогда не отказывалось от мысли построения идеального сообщества при гармоничном сочетании техногенной, культурной деятельности людей и протекания естественных природных процессов [10]. «Мы будем жить в мире… который начнём сознательно конструировать и утверждать. И в нём же жить. И это будет эпоха Справедливости» [14]. Самое главное и в «Напутствии», и в ленинской концепции построения государства нового типа — сознательное, разумное начало в процессе преобразования природы и идея о творческом воздействии человека на окружающую природу.

Сравним оба отрывка о Вожде-Учителе по методике авторов, основу которой составляет построение фазовых траекторий волн зеркальной и инверсной симметрии, формируемых ритмами речи.

Если безударный слог принять за нуль, а ударный за единицу на вертикальной оси, то разбитый на слоги текст приобретает вид линейной цепочки (рис. 3). Эта цепочка, расположенная по горизонтальной оси, составлена из отрезков-диад, связывающих нули и единицы, и служит геометрическим образом текста, в частности, в данном случае — более позднего [1], [4].

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Рис. 3. Цепочка безударных и ударных слогов в тексте

 

Вертикальные оси, характеризующие зеркальную (пунктирная линия) и инверсную (сплошная линия) симметрии между двумя диадами, проходят по середине третьей диады, расположенной между ними. Расстояние между каждой парой осей одной симметрии замыкается полуциклом-полуволной, геометрическим образом которого служит полуокружность «единичного» радиуса, равного половине «расстояния» между осями. Распространение нелинейных волн инверсной и зеркальной симметрии идёт от начала к концу текста. За начало распространения (за нулевую фазу волны) условно принята первая ось по ходу текста. Следующая полуволна подсоединяется к первой в противофазе и т.д. В результате картина распространения инверсной (сплошная линия) и зеркальной (пунктирная линия) волн симметрии вдоль по тексту из работы [1] примет вид, изображённый на рис. 4.

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Рис. 4

 

Из этих полуволн построены фазовые кривые волн симметрии. На рис.5 представлены фазовые кривые волн симметрии для более позднего текста [1], [4].

На рис. 6 приведены фазовые кривые волн симметрии для более раннего текста [5], [8].

Фазовые кривые обоих текстов имеют вид спиралей, что характеризует развивающиеся системы. Причём, для более позднего текста (относится к концу 1930-х годов), где речь идёт о Вожде вообще, образ которого складывается в процессе осмысления роли знаменитых личностей в истории, спираль волны инверсной симметрии раскручивается против хода текста, как бы в прошлое. Но в этом тексте нет и намёка на разрушительный характер деятельности Вождя (именно с большой буквы), фазовая кривая зеркальной симметрии является замкнутой, что отвечает некоей завершённости собирательного его образа (см. рис. 5).

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Рис.5. Фазовые кривые зеркальной (пунктирная кривая) и инверсной (сплошная кривая) волн симметрии для более позднего текста [1], [4]

 

В более же раннем тексте (конец 1920-х годов), где речь идёт о конкретном человеке, мечтавшем о будущем человечества, спираль волны инверсной симметрии раскручивается по ходу текста, от начала в будущее (см. рис. 6). Здесь волны зеркальной симметрии, которые согласовывают имеющиеся противоречия, характеризуются наличием одночастотных триадно-информационных резонансов (замкнутых траекторий в форме окружностей) и раскручиваются вдоль по тексту, как бы в будущее. Особо подчеркнём, что в этом более раннем тексте, где Вождём назван В.И.Ленин, обе фазовые кривые и направлены ещё в будущее. Как отмечалось выше, нацеленность мыслей и дел на будущее человечества является важнейшей отличительной характеристикой истинного Вождя [1], [4]. Обе кривые на рис. 6 не замкнуты, а это соответствует смене противоположностей в мировосприятии и действиях Вождя, смене отклонений от предустановленных природой закономерностей в развитии нового социума на намеченном Лениным пути строительства Нового мира [5], [8].

 

Роль духовного лидера в разумном управлении социумом

Рис 6. Фазовые кривые волн зеркальной (пунктирная кривая) и инверсной (сплошная кривая) симметрии для более раннего текста [5], [8], где Вождём назван В.И.Ленин

 

Вождь мировой культуры Н.К.Рерих увековечил подвиг Вождя народов В.И.Ленина в своих картинах «Сон Востока.1920» и «Явление срока (Гора Ленина).1926». В это же время, в 1923 году, в составе нового государства, построенного по замыслу Вождя народов, была сформирована республика Бурятия, культура и религия народностей которой исторически тесно связаны с традициями народов соседних стран Азии, в первую очередь, Монголии и Китая. Ленин никогда не был в Бурятии, но память о нём, о пламени его подвига была увековечена спустя почти полвека самым масштабным в мире скульптурным изображением Вождя в столице Бурятии, в городе Улан-Удэ.

Скульптура представляет собой только голову Ленина на высоком постаменте. Памятник установлен на широкой площади города, расположенного в долине реки Селенги, окружённой пологими холмами. Впечатление такое, будто скульптура композиционно воспроизводит картину Н.К.Рериха «Явление срока (Гора Ленина). 1926».

У. Черчилль так охарактеризовал роль В.И.Ленина в истории человечества: «Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой, как он… Его предназначение — спасти мир, его метод — взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность и в то же время готовность изменить принципам. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, законы и обычаи столетий… В конце концов он ниспроверг себя… Он один мог вывести Россию из трясины… Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть». «Несчастье» из-за рождения Вождя определяется тем, что Ленин менял сознание народа и миропорядок путём революционной борьбы. «Несчастье» из-за смерти Вождя связано с тем, что среди своих соратников Ленин не создал Ученика, продолжателя своего дела творения будущего народов. Борьба заменила собой способы согласования противоречий в социуме на многие годы, увела народы с намеченного Лениным пути строительства Нового мира. Подмеченная Черчиллем смена противоположностей в действиях Вождя, которая позволяет явлениям взаимодействовать с окружающей средой и осуществлять взаимопревращения, явно указывает на связь мировосприятия современных людей с представлениями древних китайцев о Дао. «Судя по “Лунь Юю”, для Конфуция Дао — это осознанное предназначение, праведный порядок действий “благородного человека” (цзюнь-цзы, мужа), который зависит от самой личности и от воли Неба» [15].

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: