Окна, открытые для света
Мне трудно жить
В трёхмерности одной,
не хочется лететь в иные измеренья,
И мысль моя свободно
Облетая шар земной.
Несётся без оков
Земного притяженья.
А.Корепанов
Какова роль музеев в наше время, называемое «эпохой информации»? Ведь так стремительно меняются представления о мире. Мы уже всерьёз говорим и о виртуальных музеях, новых коммуникационных и информационных технологиях. Как в этом мире будут сочетаться понятия «музей» и «культура»? На эти вопросы нет однозначных ответов. Появляются совершенно новые по содержанию и смыслу музеи, как например, Музей времени в Сан-Франциско. Рост городов и превращение их в мегаполисы приведут в недалёком будущем, как полагают некоторые исследователи, к необходимости создания в них центрального элемента — пространства вокруг культурных учреждений города, включающих музеи. И именно музеям отводится роль синтезаторов, сводящих воедино искусство, человеческий опыт, науку и технику, а также прошлое и настоящее, устремляя его в будущее.
Ещё у правителей древности существовал прекрасный обычай собирать при своём дворе замечательных учёных, деятелей искусств, а также рукописи, научные приборы и сокровища искусств. Тем самым показывалось величие и мудрость царя, сохранялась преемственность культуры. Славе египетской Александрии немало способствовал известный всему миру Музейон (храм Муз), который являлся одновременно и местом для научных исследований, и своеобразной общиной учёных, для которых царская казна предоставляла деньги на творчество. Отпускались большие средства и на проведение специальных экспедиций, накопление научного материала, создание уникального собрания книг Александрийской библиотеки. Считалось, что процветание государства основывается, прежде всего, на охранении и развитии культуры, а не на наращивании разрушительной военной силы.
Потому для государства музей, в его исконном смысле, не отвлечённый предмет, а насущная необходимость жизни. Словосочетание «государственный музей» должно быть естественным и оберегаемым понятием во все времена и особенно в трудные переходные эпохи. Н.К.Рерих писал: «Многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение. Так, обширное и высокое служение музам обратилось в узкое понятие игры на одном инструменте. <...> Когда вы слышите слово "музей", вы понимаете его как складочное место, это понятие вызывает в вас некоторую долю мертвенности. И это ограниченное понимание музея- хранилища как складочного места так глубоко вошло в наше сознание, что когда вы произносите понятие в первоначальном его значении, а именно — Музейон, то никто уже не понимает, что вы этим хотели сказать. <...>
Прежде всего, Музейон есть обитель всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, по в смысле жизненного и творящего применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким образом Музей, как таковой, может заниматься всеми родами Искусств, может заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного, в существе» [1].
Музей — это, конечно же, культурно-просветительское учреждение, выполняющее также и научные функции, где собираются, экспонируются и изучаются памятники культуры, документы и материалы, характеризующие историческое и современное состояние природы и человеческого общества. Музеи — это источники красоты, помогающие совершенствовать воспитательно-просветительную деятельность, особенно важную для молодого поколения. Великий борец за культуру Н.К.Рерих был убеждён, что если мы будем не только сами стремиться к прекрасному, но и всемерно открывать его близким, мы уже станем выполнять ближайшую задачу культуры — восхождение духа.
Открытие Музея изобразительных искусств. 1912 г.
Большими друзьями музеев являются собиратели-коллекционеры. Коллекционирование — это поле труда и созидания, дарящее радость, обогащающее душу, оно облагораживает жизнь, отвлекает от повседневных невзгод. Большое заблуждение думать, что коллекционированием могут заниматься только особенные люди — учёные, художники и т.п. Это я могу подтвердить и собственным опытом, так как мы вместе с моим мужем С.А.Мухиным очень увлекались коллекционированием картин. Какое счастливое время было, когда мы занимались собиранием картин Н.К.Рериха (конец 40-х — 50-е гг. XX в.). Какая радость для детей, если в родном доме они встречаются с любовью к красоте. Мой внук со школьной скамьи составлял планы посещения музеев в течение учебного года и рано приобщился к коллекционированию, что в дальнейшем помогло ему стать в жизни человеком созидательным и непрестанно познающим, а его детские коллекции мы бережно храним до сих пор. Собирание озарено внутренним сознанием, и с какой любовью и скрупулёзностью изучается и классифицируется коллекционерами каждая вновь приобретённая вещь! «Сколько радости на этом пиру творчества, — говорил Николай Константинович Рерих, и продолжал, — ...наполняйте жизнь вашу несломимым энтузиазмом и тем обращайте её в постоянный праздник» [2].
Первый музей в России был основан в 1714 г. Петром I и назван «Кунсткамерой». С тех пор появилось множество художественных, литературных, а также музеев по отраслям знаний.
Создание Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, второго по значению (после Эрмитажа) в России собрания памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства, начиналось с мечты человека, отдавшего свою жизнь на её воплощение. Воистину, великие дела творятся «руками и ногами человеческими».
Основатель музея Иван Владимирович Цветаев (1847-1913) был сыном бедного сельского священника из села Талицы, Шуйского уезда Владимирской области. Закончив в 1869 г. Петербургский университет, факультет классической филологии, он получил двухгодичную командировку в Италию, где изучал древние диалекты и надписи. Всё свободное время посвящал знакомству с музеями и памятниками искусств Италии. Там он был принят в круг русских учёных-археологов, коллекционеров и художников.
Вернувшись в Россию, И.В.Цветаев пятнадцать лет отдал изучению классической филологии, опубликовал несколько фундаментальных трудов, читал лекции в Варшавском, Киевском и Московском университетах. В 1889 г. возглавил кафедру теории и истории искусств в Московском университете и именно с этого времени посвятил себя созданию в Москве Музея изобразительных искусств. Мысль об этом зародилась у Ивана Владимировича столь рано, что порой казалось — он родился с ней.
В течение четверти века он настойчиво стремился осуществить свою заветную мечту. Стал заниматься организацией сбора денежных средств на постройку здания музея: сам ездил к денежным тузам и финансовым заправилам, искал меценатов и благотворителей в крупнейших городах России. В 1894 г. выступил с трибуны первого Всероссийского съезда художников с обращением к общественности Москвы. Царское же правительство отказало в выделении денежных средств на сооружение музея.
В период летних и зимних отпусков профессор на собственные средства ездил в Германию, Францию, изучал там крупнейшие художественные музеи, по их образцам составлял планы и проекты будущих залов, намечал необходимые экспонаты, которые предполагал купить для музея.
Постоянной помощницей в этом нелёгком деле была его жена Мария Александровна, свободно владевшая четырьмя иностранными языками. Она вела всю заграничную переписку, принимала участие в разработке проектов. А две маленькие дочери — Марина и Анастасия, которые слышали бесконечные разговоры о музее, даже назвали музей своим «младшим братом».
Первый благотворительный взнос на постройку музея сделала одна московская старушка, которая, умирая, сказала, что хочет, чтобы оставшееся после неё состояние пошло на богоугодное заведение памяти умершего государя Александра III. Поэтому поначалу Музей изобразительных искусств был имени императора Александра III. Состояние старушки оказалось невелико — всего 20 тысяч рублей. Но начало было положено.
В 1896 г. профессор Цветаев организовал при участии Академии художеств конкурс на лучший проект здания Музея. Он привлёк к участию в конкурсе лучших архитекторов Москвы, Петербурга и других городов, таких как П.С.Бойцов, Б.В.Фрейденбург, Е.Д.Гримм, Л.Я.Урлауб. И в то же время И.В.Цветаев сблизился и подружился с Романом Ивановичем Клейном, который также участвовал в конкурсе и разрабатывал проект музея вместе с Цветаевым. Победителем конкурса и стал Р.И.Клейн. Он построил много сооружений в Москве, но самым замечательным признано здание Музея изобразительных искусств, за которое Академия художеств присвоила ему звание академика архитектуры и вручила золотую медаль. Совместная творческая работа Цветаева и Клейна подарила им обоим много радостных дней. Они не только часто встречались, но и переписывались. Цветаев писал Клейну: «Радуюсь Вашей энергии и рукоплещу полётам Вашего художественного творчества».
В 1897 г. Цветаев организовал комитет по устройству музея, привлёк в него известного мецената, петербургского миллионера, владельца стекольных заводов в городе Гусеве (город потом переименовали в Гусь-Хрустальный) Ю.С.Нечаева-Мальцева, других финансовых и общественных деятелей России, а также художников В.Д.Поленова, В.М.Васнецова, архитектора Ф.О.Шехтеля, профессоров Московского университета, учёных-археологов и музееведов. Во время создания музея Цветаев неоднократно посещал Италию, Францию, Германию, Венгрию, Грецию, Египет и на средства благотворителей формировал уникальную коллекцию гипсовых слепков в натуральную величину. Он собрал около двух тысяч экспонатов. Среди них были фрагменты Парфенона, порталы знаменитых романских соборов, скульптурные группы Фарнезского быка, многочисленные статуи римских правителей и многое другое, что сейчас можно увидеть в музее.
За пять лет удалось собрать довольно значительный капитал на постройку музея и приобретения коллекций, в основном за счёт московских и петербургских благотворителей? Сам Иван Владимирович все свои скромные средства, вплоть до детского капитала и профессорской зарплаты, отдавал на создание музея. Архитектор Клейн не только годами не получал жалование, но вкладывал в музей всё, что мог. Главным же меценатом-жертвователем от начала постройки музея вплоть до его открытия был Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. В доме Цветаевых его в шутку называли Гусев-Хрустальным и говорили, что Нечаев-Мальцев кормит Ивана Владимировича трюфелями, а он Нечаева-Мальцева — счетами. Дело в том, что Нечаев- Мальцев жил не в Москве, и их встречи с Цветаевым часто происходили в ресторане за завтраками. За 15 лет строительства музея Нечаев- Мальцев пожертвовал три миллиона рублей.
Именно неутомимость, прилежность, убедительность в полезности начатого дела и помогли Цветаеву успешно закончить начатое. Вся семья следила за строительством музея, как за ростом ребёнка.
Профессор рассчитывал на понимание и поддержку интеллигенции. И не ошибся. Академик Н.П.Кондаков и В.В.Стасов предложили музею уцелевшие росписи керченской катакомбы, открытой в Крыму в 1872 г., Ф.О.Шехтель передал в дар музею весь комплекс слепков с Пергамского алтаря II века. Скульпторы В.А.Беклемишев и А.М.Опекушин выразили готовность принять участие в скульптурном оформлении здания. Художники В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, В.А.Серов, К.А.Коровин, А.Я.Головин намеревались участвовать в росписи интерьеров музея, для этого побывали в Греции и Палестине. В.Д.Поленов привёз оттуда восемь работ и подарил их музею.
Знаменитый русский египтолог В.С.Голенищев объявил о продаже своей богатейшей коллекции древнеегипетских памятников, которую он собирал более тридцати лет. Причём, он не хотел, чтобы коллекция ушла за границу (хотя ему предлагали огромные деньги), и потому за скромную сумму коллекция была куплена в государственную собственность. Узнав об этом, а это было весной 1908 г., Цветаев срочно выезжает в Петербург и предпринимает самые энергичные меры, чтобы добиться передачи коллекции Голенищева в подготовляемый к открытию музей. При поддержке профессоров М.В.Никольского, Б.А.Тураева, М.И.Ростовцева и Петербургского археологического общества, по решению Государственной думы и постановлению Сената в 1909 г., коллекция В.С.Голенищева была передана на хранение в музей в Москву. Цветаев был счастлив.
Историк античного искусства Б.В.Фармаковский писал профессору: «Созданный Вами музей отметит новую эру в истории нашей науки в России... Будущие паши историки искусства всегда будут с благодарностью вспоминать Ваше имя» [3].
И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцев на ступенях Музея. 1912 г.
Торжественное открытие музея состоялось 31 мая 1912 г. День был солнечный, и великолепием сверкал беломраморный музей на густой синеве неба. Гротескно представляя открытие музея, Марина Цветаева назвала церемонию «парадом мундиров и туалетов». Она писала: «Смело скажу, что статуи в тот первый день музейного бытия казались живее людей, не только казались, но были, ибо каждую из них с живой заботой отлитую мастером, со всей заботой живой любви собственноручно вынимал из стружек мой отец, каждую, с помощью таких же любящих, прирученных к работе простых рук устанавливал на уготовленном ей месте» [4].
Анастасия же в своих воспоминаниях о дне открытия музея писала: «Папа держался только крепостью духа, непостижимым упорством радостного служения делу, высоким счастьем близившегося исполнения непомерного своего замысла и труда, светлой верой в великое назначение музея, в просвещение грядущих поколений России» [5].
При всей официальной парадности (присутствие Императора и высоких чиновников), главным был необычайный духовный подъём, который ощущали все на этом великом празднике.
Можно сказать, что создание Музея изобразительных искусств явилось завершением жизни И.В.Цветаева. Через год после открытия музея он умер. А спустя сорок дней после смерти Цветаева в Петербурге скончался и Ю.С.Нечаев-Мальцев. К этому времени он был почти полностью разорён. Интересно, что тогда па первой выставке в музее была представлена его египетская коллекция. И теперь, в наши дни, отмечая 90-летний юбилей, эту выставку вновь увидели москвичи и гости столицы.
- Ваши рецензии