warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Они жили в России


(Из Литовского дневника)

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

В годы советской власти религиозная и духовная жизнь людей, несмотря на тотальную попытку руководителей страны отвратить от неё народ, не прекращалась. Эпоха религиозного террора, особенно усилившаяся при правлении государством Н.Хрущёва и Л.Брежнева, толкала людей к поиску иного смысла жизни, делала их мистиками и гностиками. Известно, что когда нет надежды на перемену внешних обстоятельств, думающим и устремлённым к нравственным идеалам людям остаётся надеяться только на внутреннее преображение. Таким образом, попытка рационально управлять массами привела к иррациональному ренессансу, и так случалось во все времена истории.

Искатели духовного пути, истинных знаний в этот период не могли действовать открыто, и они уходили в духовное подполье. Как очень верно заметил писатель, поэт, общественный деятель и один из выдающихся представителей рериховского движения – Валентин Митрофанович Сидоров, «на границе жизни и смерти и возникают искры подлинных откровений» [1].

В стране действовали тайные общества и кружки, которые формировались вокруг именно тех немногочисленных людей, которых по праву можно назвать носителями «подлинных откровений», проводниками высшей Мудрости. Записанные ими тексты изучались и переписывались их учениками и последователями, однако это делалось с соблюдением всех мер конспирации.

Когда политический климат в стране изменился, эти тексты стали выходить из небытия. Правда, большинство их авторов к тому времени уже перешли в мир иной. Но остались их ученики, которые бережно хранили многие годы не только память о своих Учителях, но и те сокровенные записи, которые в своё время круто изменили их жизни и вывели на путь духовного её осмысления.

Вести о прозрениях Е.П.Блаватской, а также Е.И. и Н.К.Рерихов доходили до России в XX веке из далёких стран, но их учения и книги были практически недоступны советским людям. И всё же они не были лишены откровений, посылаемых на Землю Высокими Учителями – теми же, что являлись руководителями Блаватской и Рерихов. В.М.Сидоров в своей книге «Знаки Христа» рассказал о двух таких выдающихся духовных подвижницах – Марии Вадимовне Дороговой (1887–1976) и Надежде Михайловне Костомаровой (1895–1980). Там есть одно место, где автор разговаривает с Надеждой Михайловной о том, что «проводниками новой духовной волны в России стали женщины». И к ним Костомарова отнесла К.Е.Антарову, с которой была знакома, – автора известной ныне многим книги «Две жизни», а также Марию Вадимовну Дорогову – автора «Книги Египта».

 

Н.М.Костомарова

 

«К ним, – уточнил в этом разговоре Сидоров, – нужно присоединить ещё одну выдающуюся женщину – Елену Ивановну Рерих. Она в то же самое время работала над книгами Агни Йоги. Как вы знаете, Елена Ивановна была уверена в космической миссии России, а скептикам и нытикам из числа эмигрантов она говорила: есть белые сёстры России. Им труднее, чем нам, но они живут и действуют в России во имя спасения России (выд. – Ред.). Думаю, что она имела в виду вас, и тех женщин, о которых вы упоминали».

В те же годы жили и вели духовную работу в Советской России Ольга Борисовна Обнорская (1892–1957) и Анна Николаевна Чехова-Дервиз (1894–1985). Первая имела литературный салон в Москве, который иногда посещал В.Маяковский, а в 1936 году основала маленькую теософскую колонию в местечке Гуарек близ Сочи. Потом она жила в Ленинграде, а в 1953 году из-за своих убеждений шесть месяцев провела в тюрьме.

Анна Николаевна Чехова-Дервиз жила в Москве, имела учеников, часто встречалась с К.Е.Антаровой. Всю жизнь проработала врачом, сначала педиатром, затем судьба её свела с выдающимся психологом Л.С.Выготским. Позднее она долго работала в Клинике неврозов им. З.П.Соловьёва, была главным детским психиатром г. Москвы.

Благодаря издательству «Сиринъ» мы имеем две замечательные книги – «Сад Учителя» О.Б.Обнорской и «Беседы Друга» А.Н.Чеховой-Дервиз. Обе являются настольными для тысяч людей, которые строят свои жизни, постоянно черпая знания и силы из духовной сокровищницы России. А потому, думаю, и их мы тоже можем заслуженно отнести к белым сёстрам России, о которых говорила Е.И.Рерих. В той же сокровищнице достойное место занимает и объёмный труд Конкордии Евгеньевны Антаровой «Две жизни», выпущенный издательством «Сиринъ» уже несколькими тиражами. Спрос на неё не ослабевает, ныне книга переведена на английский и французский языки. Очень востребованными читателями оказались и опубликованные нашим издательством «Дельфис» Уроки Учителя «Как прожить свой серый день», записанные К.Е.Антаровой. В конце 2012 года мы издали отдельной книгой продолжение этих Уроков.

Однако менее удачно сложилась судьба трудов Н.М.Костомаровой и М.В.Дороговой, несмотря на несколько переизданий упоминавшейся книги В.М.Сидорова, содержащей не только глубокий и яркий рассказ о них, но и некий пересказ «Книги Египта», а также и арканологическую расшифровку Евангелия от Иоанна, принадлежащие перу М.В.Дороговой. В среде теософов и рериховцев эти труды остаются почти незамеченными. Не опубликованы и три работы Н.М.Костомаровой, касающиеся соотнесения Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки с арканами Таро. Существуют и другие тексты, передававшиеся Учителем М. через Костомарову и Дорогову.

О них мы узнали случайно, и связано это было с нашим ежегодным семинаром, который уже несколько лет «Дельфис» проводит совместно с Литовским рериховским обществом, дружба с которым завязалась давно. Так, волею судеб, мы узнали о том, что Н.М.Костомарова в последние пять лет жизни была тесно связана с этим обществом и четыре года проводила лето на Куршской косе, не столько для отдыха, сколько для работы с учениками – руководителем общества С.В.Стульгинскисом, И.Залецкене, А.Нарвилене, В.Нарвиласом, А.Дакинявичюсом и другими. Умерла Надежда Михайловна во время своего традиционного отдыха на Куршской косе, на пароме, в машине скорой помощи, которая везла её в Клайпеду для срочной госпитализации. Ей тогда было 85 лет.

 

Слева навпрво: Степан Викентьевич Стульгинскис, Надежда Михайловна Костомарова, Ирена Залецкене, Галина Шибаровская

 

Когда мы, сотрудники «Дельфиса», узнали о том, что руководители Литовского рериховского общества были учениками Н.М.Костомаровой, то предложили следующий семинар посвятить её памяти. Так всё и произошло. А по его итогами в журнале «Дельфис» № 4(68)/2011 появилась статья В.А.Афанасьева «Литва, Литва, любовь моя…» В ней им было не только рассказано о работе, проводившейся Н.М.Костомаровой в продолжение и развитие идей Живой Этики и их глубинной связи с христианством, но и приведены сокровенные наставления Учителя М., которые были переданы через Костомарову и прочитаны на семинаре.

Следующий наш совместный семинар (в июле 2012 г.) также прошёл, освящённый памятью этой выдающейся женщины. Мы поехали на Куршскую косу и прошли там по местам, где жила и любила бывать Надежда Михайловна. Нынешний руководитель Литовского рериховского общества Ирена Залецкене была нашим гидом. В этот день, несмотря на дальнюю дорогу – мы ехали несколько часов на машине из Вильнюса, она выглядела помолодевшей и особенно вдохновлённой.

Былое вспыхнуло яркими красками, воспоминания перенесли на 30 с лишним лет назад… Сейчас уже многих, причастных к событиям тех лет, нет в живых. Ирена в этот день одела простенькую, но очень дорогую для неё брошь-заколку из янтаря, принадлежавшую Надежде Михайловне. Случилось так, что что-то сломалось у этой броши, и Ирена предложила отнести её в ремонт. Надежда Михайловна согласилась. Но она вскоре умерла, а брошь, как маленький сгусток энергии высокого духа, осталась у Ирены.

 

И.Залецкене рассказывает о заветной броши, 2012 г.

 

Мы ходили по дорогам и тропинкам, по которым любила гулять Костомарова, с большим трудом (многое изменилось и перестроилось за эти годы) нашли дом, где обычно жила Надежда Михайловна в Юодкранте с вечной своей спутницей Галиной Шибаровской… Ирена всё время что-то поясняла и рассказывала. Но разговор о Н.М.Костомаровой и М.В.Дороговой у нас с ней завязался ещё в машине по дороге в Клайпеду. Однако прежде, чем пересказать его, поделюсь теми знаниями о жизни этих двух «белых сестёр», которые удалось собрать из книги В.М.Сидорова «Знаки Христа».

 

Ищем дом, в котором обычно жила Н.М.Костомарова в Юодкранте. Астрида Иристе и Ирена Залецкене расспрашивают одну из старожительниц этого места

 

Дом, наконец, нашли. На втором этаже его в комнате с окнами, выходящими на цлицу, обычно жили Н.Костомарова и Г.Шибаровская

 

Надежда Михайловна происходила из дворянской семьи и была дальней родственницей знаменитого историка и писателя Н.И.Костомарова (1817–1885), члена-корреспондента Петербургской АН, одного из руководителей буржуазно-либерального крыла Кирилло-Мефодиевского общества. После революции 1918 года отца её расстреляли. Брат, сражавшийся во время Гражданской войны на стороне белых, погиб. Сестра умерла от сыпного тифа в тюрьме. Да и саму Надежду Михайловну из-за происхождения и нетерпимого отношения родственников к власти неоднократно арестовывали, но, к счастью, потом отпускали.

В юности Надежда Михайловна занималась живописью, писала романы на эзотерические темы. Однако ни один из них не сохранился – изымали во время арестов. Семья Костомаровых жила на Мясницкой улице в Москве, в доме с балконом на седьмом этаже. В школу ходила через Кремлёвские площади и очень любила кремлёвский сад, где часто сидела и готовилась к экзаменам. Она знала, что в особых местах планеты заложены священные магниты, таковым является и Кремль.

Известно, что Надежда Михайловна жила с мачехой, которая была теософкой, следом за ней в теософское общество вступил и её отец. Юную Надю мачеха записала в орден «Звезда Востока», куда обычно принимали неофитов. Походив несколько раз на заседания ордена, она разочаровалась в нём и более не посещала...

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: