Пушкин, Живая этика и современная наука
(Наброски на полях)
Так и поэзия в пустой войне с наукой,
По сути же у них — единый корень;
Обязаны служить единому — Познанью,
Познанье же, друзья, вмещает всё в себя:
Материю и Дух в извечной их борьбе.
А.Чижевский
И.Вернадский считал, что формирование человеческого сознания (совместного знания) происходит в системе коллектива, государства, человечества, биосферы и является Космическим процессом. «Закон эволюции предусматривает прямой контакт сознания человеческого с космическим» (4-321)1. «Главный импульс даётся Высшим Разумом» (5-530). «Посредничество между мирами дано каждому человеку. Но дело в том, что большинство людей не замечает своих способностей» (9-372).
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать...
Нас мало избранных, счастливцев праздных
(2-450)2
Псков. Святогорский монастырь
Влияние Высшего Разума на Землю осуществляется в значительной степени с помощью определённых людей, воспринимающих и осознающих сигналы из Космоса. К таким людям следует отнести Е.И. Рерих, донёсшую до нас от Учителей человечества космическое Учение Живой Этики, но никогда не претендовавшую на авторство этих книг. «Истоки учения вне пределов человеческих. Безумен тот, кто на Земле присвоит себе Учение жизни» (10-283).
Космический характер отличает и творчество А.С.Пушкина. Связь его с космосом является не записью небесных диктантов, а проявлением творческого сотрудничества с ним. И Космос у поэта выступает в образе его музы.
В часы забав и праздной скуки
Бывало лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал.
Когда Твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь Ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнём душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
В этом стихотворении 1830 года даже самый неискушённый читатель, хотя бы немного знающий лирику поэта, не сможет не заметить подтверждение той мысли, что дал нам Пушкин в своём «Пророке», написанном раньше, в 1826 году.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,—
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,—
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп, в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей».
Мысль эта говорит о таком сотрудничестве с Космосом, когда сознание человека, получая огненное преображение, поднимается на высшую ступень космического прозрения. Вот что пишет Е.И.Рерих о подобных своих ощущениях: 12.10.1949 «Огненная трансмутация утончила мой организм, я остро чувствую всю дисгармоничность и все пространственные токи». Преображённый космическими излучениями организм, в результате нравственного очищения, конденсации духа, утончения чувств и мыслей, получает возможность синхронизации человеческого и космического сознания, а также доступ к информации с «огненных планов». «Лишь в совершенствовании духа человек может уподобиться высшей силе» (8,3-110). «Очищение духа лежит в основе трансмутации» (5-526). «Дух лишь совершенен, когда осознаёт космос» (2-2).
Святогорский монастырь
Природный характер поэзии Пушкина позволил ему сравнить поэта с эхом, которое откликается на всякий звук природы.
Ревёт ли зверь в лесу глухом.
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг (1-503).
Природный (космический) характер является и отличительной чертой истинной науки. В.И.Вернадский указывал, что «корни нашей научной мысли связаны с гущей жизни. Наука есть создание жизни». Только незнание и узкоспециализированный подход антиэкологичны и ведут к самоликвидации человечества. «Явление узкого специализма должно быть порицаемо» (3-63). «Каждая специальность предназначена для условий Земли» (4-508). «Приблизившись к... границам орбиты Земли, люди теряют специальность» (3-20).
Сегодня мы начинаем понимать, что науку нельзя сводить лишь к экспериментам и земной логике. «Знание есть умственное и сердечное» (11-852). «Все великие открытия для блага человечества будут... находимы духом учёных, которые обладают синтезом» (8,3-60), способностью видеть явление в целом, во всех его противоречиях.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель (1-468).
Целостным синтетическим подходом ко всем объектам и явлениям Вселенной проникнуто космическое Учение Живой Этики. «Нужно постепенно вникать в синтез Учения» (9-497). Это же можно сказать и о творчестве Пушкина. Вот некоторые парадоксальные строки его поэзии:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес
Сей ангел, сей надменный бес (2-302).
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же) (2-247).
Ты бог — ты червь, ты свет — ты ночь (1-109).
Смерть и бытие равны одна другому (2-64).
Природный (космический) характер отличает всё истинное искусство. К.Э.Циолковский указывал, что «надо истинную мораль извлечь из естественных начал Вселенной, из её общих законов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми».
Природный (космический) характер искусства проявляется и в произведениях великих композиторов, которые имеют прямой доступ к «голосу» и могут слышать «музыку сфер». В такой музыке — звучание Природы. Истинная музыка соответствует ритмам Природы и человеческого организма и может быть выражена численными соотношениями. Между тем, внешне очевидные количественные признаки, как показывают современные исследования (С.Григорьев,1981), не могут выразить качественную сторону музыкальной гармонии и служить основой создания гениальных произведений.
То, к чему сегодня приходит музыкальная наука, было известно пророку Пушкину:
Я сделался ремесленник, перстам
Предал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты...
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу.
Вкусив восторг и слёзы вдохновенья,
Я жёг мой труд и холодно смотрел.
Как мысль моя и звуки, мной рождены,
Пылая, с лёгким дымом исчезали (2-442).
Творчество нельзя сводить только к упорному труду без обращения к Космосу и чувственно-образному восприятию красоты. «Агни-Йог может чуять всю космическую красоту без научной методики» (6-359). «Определение этой границы не подлежит человеческому слову, её можно непреложно чувствовать, но отмерить физическими мерами нельзя» (8,1-637).
Но не только Космос оказывает влияние на человека, но и человек в процессе создания ноосферы влияет на Космос. «Связь космического и земного обоюдная, — указывал В.И.Вернадский. — Живое вещество придаёт биосфере совершенно необычный и для нас пока единственный в мироздании облик».
Народные волнения, войны, когда объединяются и сталкиваются духовные интересы миллионов людей, имеют отрицательные экологические последствия. «Всё, что порождает человеческие духовные устремления, тем окутывается планета» (6-633). «Никакие другие излучения несравнимы с мощью человека. Человеческие излучения преобразуют всю окружающую атмосферу» (11-413). «Даже землетрясение вызывается духом человечества» (6-165).
И совсем не сказочным нам представляется изображённое поэтом изменение состояния природы при одной лишь мысли человека стать властелином мира.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют (1-633).
«Мыслеформы напрягают каждое жизненное пространство» (8,3-150). «Мощью мысли творится жизнь» (5-321).
Стремление только властвовать над природой, но не жить с ней в гармонии, может свести на нет все достижения научно-технического прогресса.
Долго у моря ждал он ответа.
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто (1-634).
Однако, похоже, урок не идёт человечеству впрок.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор (1-202).
Сегодня мы начинаем понимать, что главная причина духовной деградации человека связана с тем, что в своей деятельности он не принял космических принципов, а активно развивал представление о себе как о творце земной эволюции.
По что ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился,
Что дышит он не долгий век,
Что слаб умрёт, как слаб родился? (1-322)
И современный человек
Изображён довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом (2-301).
Приближающаяся экологическая катастрофа — категория нравственная. «Люди и без того не умеют заглянуть в Беспредельность, но если их убедить, что Земля — центр Вселенной, и они — единственный венец творения, то произойдёт новая судорога невежества» (11-280). «Человек не может делать эволюцию. Он должен к ней приобщиться. Он должен с ней сгармонизироваться» (11-641).
Единство космических законов во всех сферах жизни предполагает рассматривать и развитие человеческого общества не рядом с природой, а в ней самой. Не может быть эффективной в полной мере и форма государственного устройства, если она идёт против космических законов.
Владыки — Вам венец и трон
Даёт закон — а не природа:
Стоите выше Вы народа,
Но вечный выше Вас закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно! (1-183)
Поэзию Пушкина, как и Живую Этику, отличают энциклопедическая многоплановость и в то же время гармоническая целостность на основе единства законов Космоса.
Духовно-научно-космический смысл творчества Пушкина, как и смысл прогнозов Живой Этики, только начинает проясняться в связи с новейшими исследованиями. А это значит, что этим неисчерпаемым источникам принадлежит будущее.
- Ваши рецензии