Созвездие одной планеты
Многим писателям и поэтам, жизнь которых резко отличалась от жизни святых, удавалось через творчество добираться до своего глубинного «Я» — «Персоны Бога».
По плодам их судите их, — говорится в Писании. Важен результат. Каков он будет и что принесёт человеку, смог ли он войти в свой внутренний колодец, чтобы вытянуть из него крупицу золота и бросить её в океан Вечности? Там, в глубине твоего земного «я» есть чистый родник, заваленный всяким хламом, человеком же собранный... А послан он сюда и сотворён Милостью Божьей именно для того, чтобы открыть этот родник и очутиться там, где очутился разбойник, когда он возопил с креста «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоём». Через страдания постигают эту истину люди. «Искусство живо кровью принесённых жертв», — писал поэт Максимилиан Волошин. Дух гниёт, когда он не может соединиться с Духом Божьим, ему нет свободы, тогда душа болит и страждет человек. Попробую подтвердить эту мысль не своими измышлениями, а исследованием творчества двух поэтов — Александра Сергеевича Пушкина и Максимилиана Александровича Волошина. Эти два поэта, такие разные по стилю, резко противоположные друг другу, находятся в созвездии одной планеты, планеты Духа Святого, проникая своей библейской тематикой в Святая Святых нашего внутреннего «Я» — образа и подобия Божия.
М. Волошин в Коктебеле. 1930 г.
Александр Сергеевич Пушкин — поэт Милостью Божией. На первый взгляд, он очень мирской, живущий полнокровной жизнью мира сего. Но это лишь на поверхностный первый взгляд. На самом деле, там, внутри, в его глубинах, зреет и живёт зерно, «подобно зерну горчичному, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его»1. Через свою гениальную поэзию поэт входит в Святая Святых, в наитие Духа Святого. Сам он так пишет об этом:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён.
Молчит его святая лира,
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...
«Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружён».
«Близкий всем и всем чужой», — говорит то же самое, но иными словами Максимилиан Волошин — мистификатор, развлекатель и кумир разношерстной толпы, проходящей через его волшебный дом, истинный дом поэта, и вместе с тем, чужой всему этому, лишь только его коснётся «святая лира». Тогда он бежит от всех, ищет уединения, можно сказать словами Александра Сергеевича — «бежит... на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы».
В страшные годы страданий, когда весь народ так же, как сейчас, проходил через ад и муки преисподней, Макс Волошин в 1919 году пишет потрясающее своей библейской глубиной, соблюдением всех канонов и форм Акафиста стихотворение «Хвала Богоматери». Это, собственно, пересказ в стихотворной форме Откровения от Иоанна Богослова с пламенной верой в то, что Господь милостив и он всё-таки пожалеет погрязший в грехах род человеческий. Максимилиан Александрович сам прошёл через мучительные поиски Истины; его, как на волнах, бросало то вверх, то вниз.
Господом Богом ему было дано увидеть свои грехи — «через грех взыскует тварь Господь», — пишет он. И поэтому:
В час, когда вся плоть проснётся,
Чрево смерти содрогнётся,
Солнце мраком обернётся
И как книга развернётся небо надвое,
И развернётся пучина
И раздастся голос сына:
«О племя упрямое!
Я стучал — вы не открыли,
Жаждал — вы не напоили,
Я алкал — не накормили,
Я был наг — вы не одели».
И тогда ответишь ты:
«Я — одела, я — кормила,
Чресла Богу растворила,
Плотью нищий дух покрыла
Солнце мира приютила
В чреве темноты».
В час последний, в тьме кромешной
Над своей землёю грешной
Ты расстелешь плат:
Надо всеми, кто ошую,
Кто во славе одесную
Агнцу предстоят,
Чтоб не сгинул ни единый
Ком, пронзённой духом, глины,
Без изъятья — навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Безвозвратного суда.
М. Волошин
Ещё одна аналогия. 22 июля 1836 года, предчувствуя близкую смерть, страдая от клеветы и непонимания (ещё в 1834 г. А.С.Пушкин жаждал покоя — «на свете счастья нет, но есть покой и воля», пытался выйти в отставку и поселиться в деревне), Пушкин переводит в стихотворную форму удивительную молитву Святого Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Её, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь». У Пушкина эта молитва звучит так:
Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна меня из них не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой.
Владыко дней моих!
Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не даждь душе моей,
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья
И дух терпения, смирения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Поэма Максимилиана Александровича «Серафим Саровский», начатая им в 1919 году и оконченная незадолго до смерти в 1929 году, это тоже, по сути, изложение в стихотворной форме «Жития Серафима Саровского». Не сомневаюсь, что у поэта возникла связь с самым милостивым и любвеобильным из святых. И в этом нет ничего случайного, ведь все мы, приходя в храм, молимся святым, призываем их на помощь себе, надеемся на них, и они нам помогают. Максимилиан Волошин осуществил свою молитву, изложив «Житие Святого Серафима» стихами, ведь к Богу можно попасть и через творчество. Так пришёл к Нему индийский поэт Рабиндранат Тагор, так пришла к Нему, например, наша современница — поэтесса Зинаида Миркина:
О, Бога незримого видимый Сын, —
Всё правда, что было, то было.
Скажи мне — легко ли — один на один
С несметною адскою силой?
Я вслед за Тобою на муку иду
И кто там о славе пророчит...
Скажи мне, легко ль в Гефсиманском саду
Глухой нескончаемой ночью?
Легко ли — вот так, умываясь в крови
Без силы, без ангелов Божьих?
А лес все шумит и шумит о Любви
А сердце... И сердце — про то же...
О Любви говорит сердце тем, у кого оно открыто Богу, это всё тоже созвездие одной планеты, планеты Духа Святого.
И, наконец, подхожу к двум программным стихотворениям — это кредо Александра Сергеевича Пушкина и Максимилиана Александровича Волошина — «Пророк» и «Подмастерье». Мысль у них одна: чтобы стяжать Святого Духа и стать «Пророком» (у Волошина «Мастером»), нужно освободиться от своего малого беспамятного «я», сбросить с себя одежды ветхого человека и родиться заново, иными словами, убить свою душу в этой жизни, чтобы она ожила в Вечности. Пушкинский «Пророк» написан во дни страданий и невзгод, именно тогда, когда человеческое сердце открывается Богу.
8 сентября 1826 года. Пушкин в ссылке, уехала вслед за мужем в Сибирь Мария Волконская — тупик и безысходность вокруг:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И Шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Посланец Бога, первый Княже, Воевода Небесных Сил, Херувим и Серафим Михаил Архангел сотворил чудо — сделал из обыкновенного земного человека Пророка, помог ему стяжать Святого Духа, но для этого есть единственный путь: ограничение себя, — как пишет уже Максимилиан Волошин:
Чтобы научиться чувствовать,
Ты должен отказаться
От радости переживаний жизни,
От чувства отрешиться
Ради средоточья воли;
И от воли — для отрешённости сознанья, —
то есть, убить себя для земной жизни, чтобы родиться в Вечности. О том же самом, только в образной, аллегорической форме говорит Александр Сергеевич:
И Он (Архангел Михаил - Т.Ш.) К устам МОИМ приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрое змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И Он мне грудь рассёк мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
И когда ты откажешься от радости, чувства, воли, укротив в себе страсти земные и сознание внутри себя, ты сможешь погасить, тогда из глубины молчания родится Слово (Святой Дух, глас Бога живаго) в себе несущее «всю полноту сознания, воли, чувства, все трепеты и все сиянья жизни. Но знай, что с каждым новым осуществлением ты умерщвляешь часть своей возможной жизни: Искусство живо кровью принесённых жертв».
Христос, чтобы спасти человечество, пошёл на крест, и настоящий Мастер, Пророк, Святой вслед за ним тоже, не боясь мук, идёт на распятие, воскресая для вечной жизни. «Как труп в пустыне я лежал», — говорит Пушкин, —
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись Волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Бог обращается уже к человеку, который убил в себе все земные страсти и стал Пророком, его он наполняет своей Волею, своим Духом Святым, только теперь он имеет право обходить моря и земли, чтобы «глаголом жечь сердца людей». У Волошина та же мысль звучит так:
Средь чёрных пламеней, среди пожарищ мира
Твой Дух дерзающий познает притяжение
Созвездий правящих и воляших планет...
Так, высвобождаясь
От власти малого, беспамятного «я»,
Увидишь ты, что все явленья —
Знаки, по которым ты вспоминаешь самого
себя,
И волокно за волокном сбираешь
Ткань духа своего, разодранного миром.
Когда же ты поймёшь,
Что ТЫ не СЫН Земли (т.е. не от Мира сего — Т.Ш.),
Но путник по вселенным,
Что Солнца и Созвездья возникали
И гибли внутри тебя,
Что всюду — и в тварях и в вещах — томится
Божественное Слово,
Их к бытию призвавшее,
Что ты — освободитель божественных имён,
Пришедший их назвать
Всех духов — узников, увязших в веществе,
Когда поймёшь, что человек рождён,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и Разума —
Вселенную Свободы и Любви, —
Тогда лишь
Ты станешь Мастером.
И, говоря дальше словами Александра Пушкина, имеешь право «глаголом жечь сердца людей».
Волошинское стихотворение «Подмастерье» тоже написано во дни страданий и невзгод, во дни раздумий и переосмысления всей жизни поэта. И «Пророк» и «Подмастерье» вытекают из одного родника, но русла их имеют разную форму. Если Александр Пушкин, говоря о бесстрастности поэта, всё же, чтобы больше воздействовать на читателя, не убил в себе чувства и эмоции, то Максимилиан Волошин умышленно постарался это сделать, его стихотворение по точности, сжатости, археологической сухости рисунка больше приближается к философской прозе, а по ритму и музыкальности наталкивает на мысль, что написано оно после прочтения «Евангелия от Иоанна». Можно проверить на слух:
В начале было Слово, и Слово было у Бога.
И Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто
Не начало быть, что начало быть.
В Нём была жизнь, и жизнь была
Свет человеков,
И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его, —
это Евангелие от Иоанна.
И у Волошина:
Чтоб научиться чувствовать,
Ты должен отказаться
От радости переживаний жизни,
От чувства отрешиться ради
Сосредоточья воли;
И от воли — для отрешённости сознания.
Когда же и сознанье внутри себя ты сможешь
погасить —
Тогда
Из глубины молчания родится Слово.
Оно и есть Любовь, Господень Дух, а где Господь, там есть Свобода, как пишет в своём «Послании к Коринфянам» апостол Павел, подаривший человечеству свой гениальный «Гимн Любви»:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а Любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а Любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».
Вот почему к концу эона, к 2000 году мы так мучительно собираем ткань Духа своего, разодранного миром. Не легко соединить волокна Любви в одно целое и сотворить планету Любви. Это может сделать только Оно, Божественное Слово, если мы в Него уверуем. Но ведь они незримо присутствуют тут — и Александр Пушкин, и Максимилиан Волошин, и все духи — «узников, увязших в веществе». Именно сейчас это чувствуется. Они молятся и стараются нам помочь — «Аще же и умрем, но оживем для вечности». И кто верит, и кто не верит может послать сейчас свои позывные и сказать словами Молитвы: «Соедини, Владыко, умершие и живые в Нескончаемой Радости и Любви».
г. Коктебель
- Ваши рецензии