warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

«20–Предзнаменование–12»


(Арт-проект Ивана Коржева)

Вершинина А.Ю., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствоведения

На выставке «Арт-Манеж», проходившей 30 ноября – 4 декабря 2011 года в Москве, вниманию публики впервые был представлен арт-проект заслуженного художника РФ Ивана Коржева «20–ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ–12 (20–OMEN–12)» (галерея «Арт-бюро XXI», куратор К.Н.Арабчиков). Современному зрителю, искушённому в различных инсталляциях, ассамбляжах, реди-мэйдах1 акциях, предлагалось сложносоставное художественное произведение совершенно иного свойства. Принципиальное его отличие от модернистских материальных комбинаций заключалось в сознательном отказе автора от абстрактной умозрительности, нон-фигуративности и визуальности, замещающей собой классическое понятие «художественного». Ключевыми формами выступили вполне весомые, конкретно-изобразительные рельефы и полуфигуры. Центром трёхчастной пространственной композиции стал рельеф «Двоевластие». Его фланкировали рельефные тетралогии2 боковых створок «Любовь (Адам и Ева)» – слева, и «Ненависть (Каин и Авель)» – справа. Перед разомкнутой коробкой, своего рода «сценой» развития основного действия, размещались две полуфигуры на высоких постаментах – скульптуры, изображавшие римского императора Марка Аврелия Антонина (121–180) и римского философа Аниция Манлия Торквата Северина Боэция (ок. 480–524).

 

На выставке «Арт-Манеж»

 

Яркий и сложный образный язык скульптуры автор дополнил развёрнутым визуальным рядом – коллажем из чёрно-белых фотографий, послужившим фоном для рельефных композиций, а также звучащей аутентично современной музыкой.

В этом многосоставном ансамбле очевидно стремление к синтезированию различных видов искусств, к расширению палитры средств художественной выразительности. Это не просто очередной пример традиционалистского искусства с его прямой апелляцией к узнаваемым природным формам, но опыт соединения различных способов высказывания: наглядной изобразительности классического станкового произведения и формально-пластической комбинаторики современного искусства. Но если современное искусство нередко грешит смысловой пустотой, когда содержание подменяется фабулой, не подразумевающей развитие и осмысление глубоких философско-этических проблем, то арт-проект Ивана Коржева отзывается на один из важнейших гуманистических вопросов. Сам автор в жанре краткого манифеста, вполне в духе модернистской ментальности, формулирует поставленную сверхзадачу так: «ВОЙНЫ, природные КАТАКЛИЗМЫ, политические и социальные кризисы на фоне непрекращающейся БОРЬБЫ: борьбы за ИССЯКАЮЩИЕ РЕСУРСЫ, борьбы ЗА ВЛАСТЬ, борьбы за СОМНИТЕЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ, борьбы за КУСОК ХЛЕБА, за МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ, за ГЛОТОК ЧИСТОГО ВОЗДУХА, за ЖИЗНЬ всех и каждого…

ЖИВЁШЬ или ВЫЖИВАЕШЬ?

СЕГОДНЯ ты выжил, а что будет ЗАВТРА?

КАКИЕ тебе ещё нужны ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ, ЧЕЛОВЕК?

Что ТЫ можешь противопоставить этому безумию?»

Центральный рельеф «Двоевластие» становится кульминацией, своего рода знаковым кодом этой трагической экзистенциальности. Две человеческие фигуры с невероятным напряжением тянут мир (сфера в центре – земной шар, попавший в сеть людских установлений) на себя, угрожая ему близкой катастрофой. Жёсткие линии рельефа определяют экспрессивное напряжение симультанного3 свойства, когда на подсознательном уровне складывается ощущение одновременно трагического разрыва и единения усилий, но усилий деструктивного характера. Общей темой остаётся противопоставление целого и частей, переживаемое как трагическое осознание кризиса прежде устойчивой модели мира. В тугих ритмах почти графичного рельефа человечество предстаёт жертвой собственных противоречий. Апокалипсические настроения поддерживают многочисленные документальные фотографии, скомпонованные встык, без полей и рамок. То шокирующие, то щемящие душу, сюжеты кадров становятся своеобразной иллюстрированной историей человечества как череды созиданий и разрушений <...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

 
Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: