Словарь имен. Буква Л (часть 2)
Элифас Леви (1816-1875)
Аббат, французский писатель, кроме религиозных, философских и политических сочинений написал несколько серьёзных трудов по мистике и эзотерике под псевдонимом Элифас Леви. Эти книги были отмечены Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих как очень важные вехи в европейской эзотерической мысли. Настоящее имя — Альфонс Констан. В истории философии, истории политических и религиозных течений известен как видный представитель религиозного и мистического коммунизма. Окончил курс семинарии, несколько лет был профессором семинарии, затем получил сан священника. По характеру человек беспокойный и неуживчивый, Л. часто менял приходы. Религиозное свободомыслие, в соединении с радикализмом в политических вопросах, навлекают на Л. цензурные гонения духовных властей. В сочинении «La Bible de la libert'e» (1840) он высказал, в резкой форме, мысли революционно-коммунистического характера. Обвинённый в призыве к восстанию, был приговорён к нескольким месяцам тюремного заключения. Та же кара постигла его и за другое сочинение «La М'еге de Dieu» (1844). Вслед за ним пишет резкий памфлет, в котором обвиняет правительство в эксплуатации народа. Памфлет стоил ему года тюрьмы и штрафа в тысячу франков. Окончательно разойдясь с духовенством, Л. после февральской революции слагает с себя духовное звание, пишет несколько коммунистических брошюр, издаёт журнал «Tribun du Peuple».
Л. выступает в своих сочинениях в качестве комментатора Евангелия. Истинное христианство, после смерти первых апостолов, должно было, по словам Л., прятаться в монастырях от развращающего влияния богатства. Позже, покинув монастыри, оно смешалось с толпой, всходило на костры с альбигойцами, вместе с Франциском Ассизским протестовало против собственности, поддержало Гуса, устами Саванароллы поднимало Флоренцию, вдохновляло Лютера и сделало своим избранником Томаса Мюнцера. «Грязный дух эгоистической собственности» проник в официальную церковь, как Иуда — в среду апостолов. Духовенство затемнило смысл учения Христа, пророка бедности и братства, и этим отвратило от него бедные классы. Л. писал: «Когда народ поймёт Евангелие — он уверует». Л. стремился примирить религию и науку, давая рационалистические объяснения чудесам и символам. Религия, по его мнению, прогрессирует и должна прогрессировать. Когда истинные религиозные истины восторжествуют в мире, общественный строй совершенно изменится. Неравенство и бедность станут достоянием истории, вместо них воцарятся христианская любовь и имущественное равенство и справедливость. В будущем обществе Л. не видит места частной собственности, оно строится на союзе труда, таланта и капитала. Кроме имущественных, реформе должны подвергнуться и семейные отношения, причём место «проституции в браке» займёт свобода любви. Всякое принуждение исчезнет, а наказание будет преобразовано в нравственную гигиену. Труд сделается привлекательным и необременительным. Будущий строй Л. понимал как новое пришествие Христа. Сам Л. называл своё учение «неокатолическим коммунизмом».
Леру Пьер (1797-1871)
Французский писатель, в своих воззрениях прошёл через атеизм, рационализм и деизм. Отрицание любого культа сменилось у него культом Разума, уступившим место культу верховного существа и наконец собственной системе пантеизма и спиритуализма, развитой в сочинениях: «De PHumanite», «Du Christianisme» и «De l'Egalite». «Бог заключён в мире, — говорит Л., — или, вернее, мир в Нём, ибо мы не можем жить иначе чем в Боге». Единство в Боге имеет своим продолжением единство рода человеческого. Л. считает, что христианство, выдвинувшее эту идею, сделало из неё неправильный вывод, обратившись к пропаганде милосердия (противоречащего нашей эгоистической природе), а не солидарности (выгодной людям). Другой ошибкой христианства было то, что оно поставило рай вне жизни и Бога поместило на земле, а не на небе. Философия (Л. имел в виду французскую своего времени) не сумела сохранить того истинного, что было в еврейской религии. Она рассматривает человека как единицу, тогда как он только часть целого. Мысли, чувства, убеждения человека не рождаются в его собственной голове, но получаются им извне, от окружающих. Человек, по Л., есть «животное, перерождённое разумом и тесно связанное со всем человечеством». Семьи, общины, нации — составные части целого, не могущие от него отделиться, не насилуя разума, не порождая зла. Люди — «частицы вечного существа, всё проникающей единой мировой души». Современные люди — «те же люди, которые жили в прошлом и будут жить в будущем». Таким образом, Л. приходит к учению о переселении душ, или реинкарнации. Прогресс есть постепенное приближение к равенству и свободе. В нём различаются три стадии: освобождение от семейного рабства (от власти патриархальной семьи, касты), от рабства государству (кастового характера) и от тирании собственности (кастовой, исключительной, привилегированной). Лишённые кастового характера, семья, государство, собственность будут служить одному благу, тогда как теперь они часто являются источниками зла. Тирании семьи надо противопоставить полную эмансипацию женщины, тирании государства — самоуправление гармонически сложившихся общин, тирании собственности — приобщение к ней всего общества, уничтожение бедности. Полемизируя против учения Мальтуса о грозящем перенаселении земли, Л. отрицал его наличие и возможность. Он утверждал, что в мире существует постоянный круговорот материи, неиссякающий и вечный.
Л. имел мало последователей, но некоторые его идеи нашли своё отражение в романах Ж.Санд.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716)
Основатель немецкой классической философии, математик, физик и изобретатель, историк, языковед, юрист и дипломат, организатор науки. Родился 1 июля 1646 г. в Лейпциге в семье профессора морали местного университета. Со стороны матери его родные принадлежали к числу университетских юристов, чиновников, богословов.
В 1661 — 1666 гг. учился в Лейпцигском университете. Семестр 1663 г. провёл в Йене у Э.Вейгеля, известного немецкого математика и философа, выдвинувшего идею применения эвклидовой геометрии к аристотелевской логике; вернувшись из Йены, выбирает юридический факультет.
В 1666 г. пишет диссертацию «О комбинаторном искусстве» на звание магистра философии (под руководством Я.Томазия). Это была его первая работа по математизации логики, получившая широкую известность. Она написана под впечатлением идей известного каббалиста Р.Лулия. В конце 1666 г. защищает докторскую диссертацию по юриспруденции «О запутанных судебных случаях».
В 1668—1672 гг. служит у майцского курфюрста, в ведомстве его видного сановника, министра, опытного политика Бойнебурга, сторонника единой Германии.
В 1671 г. заканчивает «Новую физическую гипотезу», состоящую из: «Теории абстрактного движения» и «Теории конкретного движения». Так как в то время ещё не было научных журналов, Л. свои научные связи поддерживал и расширял благодаря обширной переписке с сотнями корреспондентов. Эпистолярное наследие Лейбница содержит свыше 15 000 писем.
В 1672—1676 гг. живёт в Париже, имея дипломатические поручения. В 1673 и 1676 гг. совершает поездки в Лондон. В Париже Л. знакомится с Х.Гюйгенсом, голландским математиком и физиком, первым президентом Парижской академии наук; изучает труды Р. Декарта и Б. Паскаля; совершенствует счётно-решающую машину Паскаля, за что Лондонское естественнонаучное общество избирает его своим членом.
В 1676 г. Л. возвращается в Германию через Нидерланды. Знакомится с достижениями Левенгука и Сваммердама, которым принадлежит изобретение микроскопа. Делает вывод, что биология — более глубокая наука, чем механика. Знакомится и беседует со Спинозой.
В конце 1676 г. был приглашён ко двору ганноверского герцога на должности советника и библиотекаря, где и служил в течение 40 лет, вплоть до своей смерти. Имея официальное поручение написать историю Брауншвейгской династии, Л. выработал свой подход к истории вообще, понимая её как истории коронованных особ. В это же время ведёт юридическую и законодательную работу, позднее разрабатывает реформы в промышленности и сельском хозяйстве и приходит к выводу, что без экономики невозможна политика.
В 1680—1690 гг. Л занимается откачкой воды на рудниках Гарца и изобретает насос, ведёт минералогические и геологические исследования. В 1691 г. пишет «Протогею», одно из первых произведений, содержащее попытку научно истолковать вопросы происхождения и эволюции Земли, вводит представление об «естественной истории»; подзаголовок «Протогеи».
Осенью 1675 г. Л. открыл дифференциальное и интегральное исчисление, которое опубликовал (раньше Ньютона) в 1684 г., в Лейпциге, в первом немецком научном журнале «Acta Eruditorum» («Учёные записки»), возникшем при его активном содействии. Статья называлась «Новый метод максимумов и минимумов». Хотя предпринятые Л. попытки логического обоснования дифференциального и интегрального исчисления нельзя признать успешными, его ясное понимание существа новых аналитических методов, их тесной связи с геометрией и всесторонняя разработка аппарата исчисления во многом определили дальнейшее развитие математического анализа. Л. ввёл целый ряд терминов, используемых в настоящее время: «дифференциал», «дифференциальное исчисление», «дифференциальное уравнение», «функция», «переменная» и «постоянная», «координаты», «алгебраические и трансцендентные кривые».
В 1686 г. пишет «Краткое доказательство примечательной ошибки Декарта», где впервые вводит понятие энергии. Л. противопоставляет кинетическую энергию mv2 (названную им «живой силой») введённому в механику Декартом импульсу mv (которую Л. называл «мёртвой силой») и обосновывает роль новой величины в механике. Использовав отчасти результаты Гюйгенса, Л. открыл закон сохранения «живых сил», явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии, а также высказал идею о превращении одних видов энергии в другие.
Политические произведения Лейбница посвящены общегерманским и даже общеевропейским интересам. В «Христианнейшем Марсе» (1680) пишет об агрессивных стремлениях Франции и абсолютизме Людовика XIV. В «Теологической системе» (1686) затрагивает вопросы объединения различных вероисповеданий и церквей. По его мнению, Вселенский собор должен был объединить не только католицизм и различные протестантские церкви, но и православие.
Л. считал, что наука должна служить усилению государств, сближению их интересов; должна способствовать отказу от военного решения конфликтов и увеличению блага для всех народов. В 1700 г. организовал Берлинское научное общество (впоследствии переименованное в Берлинскую академию наук) и был его первым президентом. Знакомится с Петром I, впоследствии неоднократно встречается с ним (в 1711, 1712 и 1716). Л. составил для Петра множество записок и проектов относительно организации научных исследований в России, подготовил план создания Академии наук в Санкт-Петербурге.
В 1689—1690 гг. был в Италии, в Риме, где способствовал организации физико-математического общества. Много встречался с церковными деятелями и убеждал их принять систему Коперника, а в монастырях ввести изучение естественных наук, так как научное знание не приносит ущерба делу благочестия.
В философии Л. был сторонником синтеза научных и религиозных представлений. Являясь первым крупным немецким философом общеевропейского значения, он стал основателем немецкой классической философии. Л. считал, что основой науки является метафизика, а основой метафизики — теология. Метафизика его изложена в работах: «Рассуждение о метафизике», «Материя, взятая в себе», «Монадология», «Переписка с Кларком».
В области теологии Л. положил начало новому жанру: «теодицее» — «оправданию Бога». «Теодицею» Л. считал своим основным философским произведением. В «Рассуждении о методе», где Л. полемизирует с Локком, рассматриваются вопросы философии познания человеческим духом эмпирического мира с помощью инструментария чувств и разума. Эту работу можно считать первой работой по философии науки в современном смысле. Опубликованная в середине XVIII века, она стала прямой предшественницей работ Канта по гносеологии и последующих работ позитивистов. Л. первым увидел в средневековой схоластике полезный инструмент научного познания. Другие учёные и философы того времени, в том числе и Локк, считали схоластику церковным анахронизмом. Ещё в школьные годы Л. завладела мечта о Scientia Generalis — Универсальной Науке, созданной на основе философии. Ещё тогда он записал законы аристотелевской логики в виде универсального символического исчисления и в рамках такого символизма думал свести человеческие рассуждения к формальному исчислению, которое бы служило средством как доказательства установленных, так и открытия новых истин. Такой язык позволял бы рассуждать посредством вычислений, и вместо того, чтобы спорить, учёные могли бы говорить: «давайте посчитаем»! Н.Винер полагал, что юношеская работа Л. «О комбинаторном искусстве» открыла эру кибернетики.
Г.В.Лейбниц
Проблему искусственного и естественного языков, специально созданных для нужд науки, — «общеупотребительных и технических терминов» — Л. поставил также в «Предисловии к Низолию», написанном им в майнцский период. После этого, в течение всей своей жизни, Л. разрабатывал своё универсальное символическое исчисление как основу искусственных языков. Его работы, посвящённые этой теме и ставшие основой современной математической логики, большей частью не были опубликованы при жизни философа и печатались с рукописей его последователями в течение XVIII и даже XIX вв. Работы 1679 года на эту тему посвящены плану «Characteristica Universalis», «Всеобщей Характеристике», своего рода обобщённой математике. Вдохновлённый идеями каббалистов, JI. искал способ выразить «технические термины» метафизики и нравственности в числах, чтобы они учитывали аристотелевскую силлогистику. В работах 1680—1690 гг. он переходит от чисел, приписываемых научным и философским понятиям, к алгебраическим символам. Ему принадлежат: принятая в современной логике формулировка закона тождества; основа исчисления пропозиций; классификация определений; бинарная система исчисления для целей вычислительной математики (по легенде, J1. сделал это открытие после рассказа о китайской «Книге перемен»); близкое к современному употребление, введённых им же, терминов — «алгоритм» и «модель».
Метафизика Л. подразделяет универсум на материю, субстанцию и Бога. Материя, состоящая из геометрических фигур и заполняющих их масс, пассивна, и вся проявляемая ею активность обусловлена духовной или психической энергией, источником которой является субстанция. Материя непрерывна и состоит из тел более или менее сложной организации, одухотворяемых дискретными элементами простых субстанций — монадами. Монады никак не связаны друг с другом внутри субстанции, и за их координацию отвечает находящийся за пределами природного мира Бог. Каждая монада является подобием Бога и содержит всю полноту его предикатов, но реализует в материальном мире только часть из них, определяемую дарованной Богом степенью совершенства при сотворения мира. Поскольку одни монады реализуют одни предикаты, а другие — прямо противоположные, в природном мире царит случайность. Необходимость привносится в мир Богом, который создал предустановленную гармонию между проявлениями монад и является гарантом её неукоснительного соблюдения. Монады бывают трёх типов: монады неорганических тел природы, или «формы»; монады растений и животных, или «души»; монады людей, или «духи». Все монады наделены стремлениями или апетициями. В формах они проявляются в виде физических взаимодействий; в душах — в виде способности к перцепции или восприятию; в духах — в виде способности к аперцепции или самосознанию. Перед монадой в каждый момент её существования раскрываются возможности для проявления, и она свободно выбирает из них только одну, в соответствии с заложенными в неё Богом стремлениями.
Теологию Л. выстраивает на основе своей метафизики. Человеческая воля имеет свободу выбора между склонностями тела и нормативами разума, а значит, обладает свободой действий в природном мире. Однако в свободе воли Л. отказывает человеческим монадам, поскольку стремления заложены в монаду Богом, и монада не властна их менять. Отсюда следует, что у человека всегда имеется достаточное основание сделать строго определённый выбор из предоставляемых обстоятельствами возможностей, и из всех возможностей он всегда выбирает для себя наилучшую в данных обстоятельствах. Бог сотворил материю и монады, задал предустановленную гармонию и далее не вмешивается в жизнь мира, но контролирует её сознанием. Предустановленная гармония заключается в том, что из всех возможных миров, существование которых обусловлено свободой действий сотворённых существ, Бог выбирает наилучший. История мира подразделяется на три этапа: сотворение мира, грех Адама и Евы, спасение. Каждый этап сообщает миру свой источник зла. Сотворение мира связано с метафизическим злом — несовершенством сотворённых монад; грех Адама и Евы — с моральным злом, грехом; а спасение связано с физическим злом — страданием. Наилучшее для целого не может быть наилучшим для каждой из частей — так Л. объясняет зло. Оно представляет собой всего лишь недостаток добра, а поэтому зло — относительно, а добро абсолютно. Главный тезис Л. опровергает ложное утверждение: Бог — виновник зла. Бог желает блага всем созданным им существам, но выбирает наилучшее из возможного. Зло убывает по мере развития мира во времени.
Л. умер в Ганновере, 14 ноября 1716 г. Дидро сказал, что для Германии Л. был так же важен, как для Греции Платон, Аристотель и Архимед вместе взятые.
С.К.Борисов
Над материалами работал Н.М.Смирнов
- Ваши рецензии